аДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ ЗАСТЕНЧИВЫХ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ
статья (1 класс) по теме
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ЗАСТЕНЧИВЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_shkole_zastenchivykh_mladshikh_shkolnikov_45.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ ЗАСТЕНЧИВЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Поступление в школу – не только большая радость для детей, но и огромные нагрузки, ведь первоклассник осваивает совершенно новый для себя мир. От благополучного адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит эмоциональное состояние ребенка, его дальнейшее отношение к школе, успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.
Начало обучения в школе порождает существенные изменения в эмоциональной жизни детей.
Застенчивость в процессе обучения:
- может послужить преградой для качественного усвоения материала;
- наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребенка.
Несмотря на значимость проблемы, ей не уделяется достаточного внимания. В науке довольно мало исследований, посвященных застенчивым детям (Белоусова А.Б. , Галигузова Л.И., Зимина И. А., Куницына В.К. и др.), хотя проблема застенчивости и порожденных ею трудностей коммуникации является актуальной для нашего времени. Она мешает детям радоваться общению со сверстниками, не дает чувствовать себя полноценным членом общества из-за всевозможных комплексов, создает препятствия для успешной адаптации к школе. Взрослые должны быть очень внимательными к детям, в такой значимый, переломный этап жизни – поступление в школу. Важно понимать, как лучше помочь первоклассникам, какие условия необходимо создать, чтобы содействовать их освоению в новой школьной среде.
Рекомендации для педагогов по созданию психолого-педагогического сопровождения застенчивых первоклассников в период адаптации
1)Составление оптимального годового календарного учебного графика, позволяющего равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.
2)Определение «облегченного» дня в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).
3)Желательны ежедневные прогулки на свежем воздухе.
4)Ежедневный спортивный час в группе продленного дня.
5)Обеспечение удобного рабочего места за партой в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения.
6)Расположение парт в классе должно происходить так, чтобы была возможность использования фронтальных, групповых и парных работ учеников на уроке.
7)Максимальное обеспечение двигательной активности учеников.
8)Проведение физминуток.
9)Проведение динамической паузы на свежем воздухе продолжительностью 40 минут в середине учебного дня
Формирование учебно-познавательной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей застенчивых первоклассников
- Значительное использование игровых методов в учебной деятельности
- Организация сотрудничества на уроке: дискуссии, беседы, полилоги
- Организация групповой работы застенчивых учеников с незастенчивыми
- Частое одобрение, похвала застенчивых учеников (даже за незначительные достижения)
- Выбор партнера по парте в зависимости от личностной симпатии
- Выход к доске, в первые месяцы обучения, только по желанию учеников
- Создание «ситуации успеха», решение посильных задач
- Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности одноклассников, с акцентом на положительные результаты
- Занимательность на каждом уроке: необычное начало урока, использование музыкальных фрагментов, юмористические минутки
- Организация совместных игр (всех учеников класса) на перемене.
Просвещение родителей
1.Не осуждайте детский интерес к игрушкам, так как первоклассник еще стоит на переломном моменте перехода от дошкольного возраста к школьному.
2.Поощряйте учебную деятельность ребенка, придавая ей большую значимость, прививая к ней положительное отношение.
3.Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка, его успехам и неудачам в учебной деятельности, укрепляя своим поведением учебную мотивацию первоклассника (так как родители для ученика – авторитет). Чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, надо, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности.
4.Поощрение должно быть конкретным: хвалить не самого ребенка, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности.
5.Оценки, которые получает ребенок, не должны влиять на отношение к нему его родителей. Ребенок должен понимать: иногда у него что-то не получается, но при этом он сам не становится плохим.
6.Школьная жизнь – это не только радостные моменты: иногда малыш бывает грустным, рассерженным, обиженным на школу, учителя, одноклассников. Здесь важно дать ему возможность выразить свои негативные чувства. Ему необходимо родительское понимание. Его нужно внимательно выслушать, признать, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным. Таким поведением родители помогают первокласснику освободиться от гнетущих мыслей и чувств.
7.Школьный режим – большая нагрузка, поэтому необходимо дома создать ученику щадящий режим: дневной сон, ограничения в просмотре телевизора, ограниченное время, проводимое за компьютером.
8.Хорошо помогают снять напряжение (из-за школьных нагрузок) бег, подвижные игры, плавание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям первоклассника "Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе".
Рекомендации...
Как помочь детям в адаптации к школе
Памятка для родителей...
Первый раз в первый класс или проблемы адаптации в школе
Малыш идет в 1 класс. К этому дню вся семья готовится, однако ощущение празника вскоре исчезает. Ведь в первые дни ребенок сталкивается трудностями, к которым он, оказывается, не готов. Необходи...
Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год
В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...
Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.
Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....
"Адаптация к школе. Организация учебного пространства в первые дни ребенкка в школе"
Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.Ребёнок сталкивается с...
"Школа для родителей:Адаптация к школе".
Презентация....