Мониторинг результатов образования младших школьников в коррекционной школе VIII вида»
методическая разработка (1, 2, 3 класс)
Наиболее точным измерительным инструментов для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действиях является мониторинг.
Мониторинг- это прежде всего инструмент, помогающий самому педагогу "настроить" учебный процесс наиндивидуальные возможности каждого ученика,создать для него оптимальные условия для качественного образовательного результата.Учитель, умеющий правильно применять в своей работе мониторинг, повышает качество образования. В своей статье я рассказываю, как применяю мониторинг в своей педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_obucheniya.docx | 18.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Цырендоржиева Светлана Цыбенжаповна
учитель начальных классов ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида.
«Мониторинг результатов образования младших школьников в коррекционной школе VIII вида»
В последнее время значительно изменился контингент учащихся поступающих в 1 класс. По сравнению с предыдущими годами сократилось количество детей с лёгкой умственной отсталостью, а с тяжелыми комплексными нарушениями значительно выросло.
При поступлении учащихся в школу, я провожу входную диагностику, т.к. учителю необходимо знать уровень знаний, умений и навыков, с которым ребенок поступает в 1 класс. Далее отслеживаю динамику по четвертям.
Все параметры оцениваю методами наблюдения и субъективной оценки, выражающейся в следующих формулировках:
- навыка нет – 0
- начинающийся навык – 1
- в стадии формирования – 2
- сформирован – 3
Данная система диагностики позволяет мне получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатков мыслительного процесса.
Совершенствование процесса обучения невозможно без проведения мониторинга качества знаний. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Оценка результатов позволяет отследить уровень усвоения знаний, умения применить знания практически.
Итоговый контроль осуществляю в различных видах (система заданий по письму и развитию речи, по математике, по чтению и другим дисциплинам, проверочных работах, в упражнениях, тестах, заданиях с правилами, устных опросах). Результаты отражаются в журналах и картах динамического наблюдения, и дневниках индивидуального наблюдения, тематических мониторингах.
Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающихся, по четвертям провожу диагностику усвоения программного материала и планирую коррекционную работу над пробелами в знаниях учащихся. На основании данных исследований в течение учебного года, мне удается проследить динамику развития способностей учащихся, проанализировать причины неуспеваемости, разработать пути и методы по коррекции умственного развития ребенка.
Учитывая, разнородность состава контингента учащихся поступающих в 1 класс, я стала уделять особое внимание системе оценивания достижений результатов обучающихся.
При оценивании результатов обучающихся, учитываю не только знания, но и сформированность их жизненных компетенций.
Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их в связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, особенно в младшем школьном возрасте.
Мониторинг провожу 2 раза в год (сентябрь, май). Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.
В своей работе применяю следующие способы мониторинга:
- текущее наблюдение (взаимодействие ученика в классном коллективе, его поведение, отношение коллектива к ученику, поведенческие отклонения);
- метод тестовых ситуаций (учитель создает ситуации, в которых ученик должен проявить настойчивость в выполнении требуемого задания);
- опросные методы (позволяют получить информацию о познавательном и социальном развитии учащихся на основе ответов на вопросы);
- социальный мониторинг (бытовые навыки, социально-бытовая ориентировка, соблюдения правил поведения в общественных местах).
После очередного этапа мониторинга в индивидуальную карту вношу дополнительную информацию о ребенке. Она содержит описание достигнутого уровня в сравнении с предыдущим уровнем достижений.
На основе описательной оценки определяю актуальные для каждого ученика цели работы на период до следующего мониторинга.
В заключение хочу отметить, что только на основе постоянного мониторинга можно увидеть динамику обучения и дать оценку результатам развития жизненных компетенций учащихся.
Список использованных источников.
- Севрук А.И. Мониторинг качества преподавания в школе : учебное пособие- М. Педагогическое общество России 2004 г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2007. (Под ред. И.М.Бгажноковой).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы. М., « П.», 2004. (Под ред. В.В.Воронковой).
- Н.Н.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова: Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ: основные положения// Дефектология. №1/2010. С.6-22.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение мате...
Использование коррекционно-развивающих упражнений на уроках письма в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Работа по коррекции нарушения речи у детей с отклонениями в развитии имеет свою специфику, обусловленную особенностями сенсомоторного и психологического развития. В процессе коррекционного воздействия...
Коррекционно- развивающая работа вна уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Коррекционно- развивающая работа на уроках чтения и письма в специальных (коррекционных) школах VIII вида
содержит теоретический материал, упражнения, используемые на уроках в начальных классах по коррекции внимания, памяти, восприятия. Приводятся конспекты урока чтения и письма....
Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений
Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...
Конспект урока по чтению и речевой практике "Скворец на чужбине" Г.Ладонщиков (3 класс, школа 8 вида). Программа специальных (коррекционных) школ VIII вида (под редакцией Воронковой В.В.)
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ....