Статья Формироавние положительной Я-концепции младших школьниов
статья на тему

Володина Татьяна Валентиновна

Понятие "Я-концепции" в научной литературе. Влияние положительной и отрицательной "Я-концепции" на мировосприятие младших школьников. Необходимость формирование положительной "Я-концепции"у учащихся младших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Владимира

        Статья

«Формирование положительной Я- концепции  как одно из условий освоения младшими школьниками культурных ценностей и развития их эмоционально-чувственной сферы».

                                     Автор: Володина Т.В.

                                                  учитель начальных классов

г. Владимир

2013 г.

  Одной из задач образования является формирование ценностной системы школьников и развитие их эмоционально-чувственной сферы. Проблема необходимости включения ценностей в состав содержания образования была поставлена Л.Я. Зориной, И.Я. Лернером, В. Оконели, Т.В. Рагвиной, И.Я. Скворцовой и другими дидактами. Авторы отмечают, что педагогическая функция ценности реализуется в её ориентирующей, направляющей роли в жизнедеятельности человека, которая выступает в качестве саморегуляции его поведения в настоящем и будущем. Ценности формируются в течении жизни и играют особую роль в определении позиции личности, оказывают влияние на общий подход к пониманию мира и самого себя, придают направление её поведению и поступкам. Ценностям не научают, их осваивают. Культурные ценности принимаются и становятся личностными в процессе реализации эмоционально-ценностного компонента содержания образования. Школа обязана управлять процессом формирования ценностей, включать в содержание образования широкий спектр ценностей, отдавая предпочтение созидательным и гуманистическим ценностям, таким, как добро, мир, красота, милосердие, любовь, порядочность, а также ценностям, обеспечивающим прогресс самой личности ребёнка, её саморазвитие. Сюда относятся трудолюбие, любознательность, воспитанность, образованность, толерантность, общительность, дисциплинированность, активность и многое другое.

   Важно, чтобы процесс освоения школьниками культурных ценностей   развитие у них широкого спектра эмоциональных переживаний не протекал стихийно. Для этого необходима некая совокупность педагогических средств, использование которой, способствовало бы целенаправленному формированию опыта эмоционально-ценностного отношения у младших школьников.

   Одним из таких средств мы выделяем условия, при которых освоение ценностей протекает более эффективно. Среди таких условий особенно важно наличие у школьников положительной «Я-концепции»

   Понятие «Я-концепция» вошло в словарь российского педагога-практика относительно недавно, в начале 70-х годов прошлого века. Но основы изучения этой структуры заложены в работах У.Джеймса и З. Фрейда. Этой проблеме в достаточной мере посвящены и работы отечественных психологов И.С. Кона, В.В. Столина, Е.Т. Соколовой, А.Г. Спиркина И.И. Чесноковой и других.

   Необходимо заметить, что в научной литературе понимание «Я-концепции» не всегда однозначно. Так в психологическом словаре мы находим следующую трактовку этого понятия: «Я-концепция – это результат, итоговый продукт  работы самосознания»[1]

    В философском словаре мы читаем: «Я-концепция относительно устойчивая, более и менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой о строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе» [2]

    А.К. Колеченко считает, что “Я-концепция» состоит из следующих блоков: мнение о своих физических характеристиках, мнение о своей эмоциональной сфере, мнение о своих потребностях. Мнения могут иметь различные уровни: уровень оценочных суждений, уровень убеждений, уровень чувств. [3]

    В рамках нашего исследования наиболее интересен взгляд И.В. Егорова, который считает, что «Я-концепция» - это система представлений человека о себе, которая включает три составляющих. Первая составляющая –это слова, к которым мы прибегаем для описания особенностей своего характера, собственных качеств личности. Например «общительный», «умный», «терпеливый». Часто эту составляющую называют  образ «Я». Вторая составляющая – самооценка, эмоциональная оценка того представления, которое мы имеем о себе. Третья составляющая – поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой  [4]

   В научной литературе выделяют положительную и отрицательную «Я-концепцию». Эффективность формирования опыта эмоционально-ценностного отношения напрямую зависит от качества «Я-концепции».

   Так, человек с отрицательной «Я-концепцией» может неверно искажать реальность, отвергать многие ценности, в результате чего развивается самоуничтожающаяся личность, центральной чертой которой является – низкая, надуманная самооценка, которая включает в себя неправильное самоопределение, самокритику, эмоциональную зависимость от других.

   Такой человек часто отрицает необходимость в друзьях и становится одиноким. Он часто критикует, принижает других, чтобы поддержать собственное «Я» путём сравнения, хранит в себе, подавляет собственные чувства, не умеет слушать и понимать других, жаден до достижений, стремится к успеху, склонен к безжалостности и враждебности. Младшие школьники, имеющие отрицательную «Я-концепцию», чуть ли не в каждом деле видят непреодолимые препятствия, имеют высокий уровень тревожности, плохо адаптируются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками и учатся с большим напряжением. На основании этого мы можем предположить, что у этих учащихся эмоционально-чувственная сфера ограничена в широте палитры эмоциональных переживаний. У них чаще возникают  эмоции негативного характера, такие как страх, неуверенность, раздражительность, недовольство, что в свою очередь ставит под сомнениие освоение таких общечеловеческих ценностей, как  Добро, Любовь, Свобода, Красота и другие.

    Иное мировосприятие у учеников с положительной «Я-концепцией». Они удовлетворены жизнью, счастливы, имеют чувство собственного достоинства, воспринимают предлагаемые им  ценности индивидуального сознания, ценности личности, что в свою очередь является основой  формирования духовности.

   Таким образом, вокруг ребёнка необходимо создать воспитательную среду совместными усилиями учителей, психологов и родителей, которая всячески содействует формированию положительной «Я –концепции» ребёнка.

Литература:

  1. Психологический словарь, М., «Просвещение», 1997
  2. Философский словарь, М., «Политическая литература», 1986
  3. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических технологий», С-П: «Каро», 2001
  4. Егоров И.В. «Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста», научно-методический журнал «Начальная школа», №3, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Влияние личностных особенностей детей младшего школьного возраста на школьную мотивацию»

Важно формировать у учащихся младших классов такие качества личности, которые необходимы для жизни в новых условиях открытого общества: ответственности, инициативности, самостоятельности, что возмож...

«Развитие положительной мотивации в младшем школьном возрасте через проект»

Статья поможет молодым специалистам. Расскажет как можно заинтересовать детей, делая первые проекты вместе с детьми....

«Проблема развития положительной мотивации в младшем школьном возрасте»

Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются, например, в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимули...

Статья "Формирование положительной мотивации у младших школьников в образовательном процессе

Работая в школе, становишься невольным свидетелем того, как ученики теряют интерес к учёбе. Что происходит на этом этапе? Почему учащиеся ходят в школу по принуждению? Куда пропадает тяга к получению ...

Выступление на МО. Тема: «Проблема развития положительной мотивации в младшем школьном возрасте»

Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются, например, в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимули...