Рабочая программа для 3 класса "Умники и умницы"
рабочая программа (3 класс) по теме

Курочкина Лариса Александровна

Курс «РПС» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в выборе решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnicy.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Умники и умницы»

Для 3-х классов

(курс «РПС» О.А.Холодовой,

Лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования)

НА 2013 – 2014 УЧ. ГОД

педагога – психолога

Курочкиной Ларисы Александровны

Г. Щелково-3, 2013.

Пояснительная записка.

«Свои способности человек может узнать,

 только попытавшись применить их на деле»

Сенека, римский философ.

                                   Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а других даже простая житейская задача ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию и принимать верное решение? Когда этому учить детей, в какой форме?

     Курс «РПС» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в выборе решения.

Часть упражнений готовит учащихся к выполнению тестовых заданий, которые сегодня повсеместно используются в интеллектуальных конкурсах, экзаменационных работах, ГИА и ЕГЕ.

Явным достоинством программы является то, что задания увлекательны для детей. Благодаря частым переключения с одного вида деятельности на другой, работа представляется более насыщенной, динамичной и менее утомительной.

 Используя различные формы деятельности, такие как диспут, работа в малых группах, соревнования, «мозговой штурм», серьезная задача по развитию познавательных способностей приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, создает особый положительный эмоциональный фон, способствует развитию речи и коммуникативной сферы, снижает уровень школьной тревожности, способствует переносу ситуаций успеха на всю учебную деятельность и нормализации самооценки учащихся.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать три аспекта учебной цели: воспитывающий, познавательный и развивающий.

Цели:

  • Развитие познавательного интереса
  • Формирование стремления к поиску и активной творческой        позиции в обучении
  • Становление развитых форм самосознания и самоконтроля
  • Развитие уверенности в возможностях своего интеллекта
  • Формирование полноценной  самостоятельно мыслящей личности
  • Воспитание системы нравственных межличностных отношений (Я – концепция)

Задачи:

  • Развитие различных видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной)
  • Развитие разных форм внимания, воображения
  • Развитие речи
  • Развитие мышления: умения анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, мыслить нестандартно, логически
  • Развитие сенсорной сферы (мелких мышц кистей, глазомера)
  • Развитие двигательной сферы (физминутки на внимание)
  • Развитие способности искать и находить новые решения, подходы, способы достижения желаемого результата

Структура урока:

  1. «Мозговая» гимнастика. (Качание головой, «ушки», дыхание, вращение глазами). Цель – улучшение деятельности мозга за счет активизации его структур и стимуляции мыслительных процессов.
  2. Разминка. (Загадки. Вопросы на сообразительность и быстроту реакции).

      Цель - создание положительного эмоционального фона, включенности в работу,              концентрации внимания на речи учителя, тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей.

  1. Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
  2.  Логически поисковые задания (ребусы, кроссворды..)
  3. Веселая переменка. Пауза на развитие двигательной сферы и снижение мыслительного напряжения.
  4. Нестандартные задачи. Цель – развитие умения ориентироваться в тексте задачи, любовь к логическим рассуждениям, самостоятельному и коллективному поиску нестандартных решений.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.

Тематический план.

Развиваемые

способности

Занятия

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

2

Решаем нестандартные задачи. Придумываем подобные задачи. Обучение быстрому оформлению условий задач.

Тренируем внимание. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

3

Учимся решать ребусы. Правила. Придумываем свои ребусы.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

6

Решаем нестандартные задачи. Придумываем подобные задачи. Обучение быстрому оформлению условий задач.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

7

Ребусы. Задачи по перекладыванию спичек\ счетных палочек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

8

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

9

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

10

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

11

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

12

Новогодний конкурс эрудитов. Игры. Награждения.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

13

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

14

Ребусы. Задачи по перекладыванию спичек\ счетных палочек.

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

15

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

16

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

17

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

18

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

19

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Решаем нестандартные задачи.

20

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задачи по перекладыванию спичек\ счетных палочек

21

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

22

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

23

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

24

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

25

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

26

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Решаем нестандартные задачи.

27

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.

28

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Подведение итогов. Награждения.

Литература:

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие,  класс. Курс «РПС». – 3-е изд., перераб. –М.: Росткнига, 2007.

Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях / О. А. Холодова.– 5-е изд., перераб. –М.: Издательство РОСТ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса

     Новизна  данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)

Может кому  - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....

Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...

рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс...