Рабочая программа для 3 класса "Умники и умницы"
рабочая программа (3 класс) по теме
Курс «РПС» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в выборе решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnicy.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Умники и умницы»
Для 3-х классов
(курс «РПС» О.А.Холодовой,
Лауреата конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования)
НА 2013 – 2014 УЧ. ГОД
педагога – психолога
Курочкиной Ларисы Александровны
Г. Щелково-3, 2013.
Пояснительная записка.
«Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле»
Сенека, римский философ.
Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а других даже простая житейская задача ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию и принимать верное решение? Когда этому учить детей, в какой форме?
Курс «РПС» - это система задач и упражнений, позволяющая комплексно развивать различные виды памяти, внимания, быстроты реакции, мышления; формирующая познавательную активность и самостоятельность в выборе решения.
Часть упражнений готовит учащихся к выполнению тестовых заданий, которые сегодня повсеместно используются в интеллектуальных конкурсах, экзаменационных работах, ГИА и ЕГЕ.
Явным достоинством программы является то, что задания увлекательны для детей. Благодаря частым переключения с одного вида деятельности на другой, работа представляется более насыщенной, динамичной и менее утомительной.
Используя различные формы деятельности, такие как диспут, работа в малых группах, соревнования, «мозговой штурм», серьезная задача по развитию познавательных способностей приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, создает особый положительный эмоциональный фон, способствует развитию речи и коммуникативной сферы, снижает уровень школьной тревожности, способствует переносу ситуаций успеха на всю учебную деятельность и нормализации самооценки учащихся.
Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать три аспекта учебной цели: воспитывающий, познавательный и развивающий.
Цели:
- Развитие познавательного интереса
- Формирование стремления к поиску и активной творческой позиции в обучении
- Становление развитых форм самосознания и самоконтроля
- Развитие уверенности в возможностях своего интеллекта
- Формирование полноценной самостоятельно мыслящей личности
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (Я – концепция)
Задачи:
- Развитие различных видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной)
- Развитие разных форм внимания, воображения
- Развитие речи
- Развитие мышления: умения анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, мыслить нестандартно, логически
- Развитие сенсорной сферы (мелких мышц кистей, глазомера)
- Развитие двигательной сферы (физминутки на внимание)
- Развитие способности искать и находить новые решения, подходы, способы достижения желаемого результата
Структура урока:
- «Мозговая» гимнастика. (Качание головой, «ушки», дыхание, вращение глазами). Цель – улучшение деятельности мозга за счет активизации его структур и стимуляции мыслительных процессов.
- Разминка. (Загадки. Вопросы на сообразительность и быстроту реакции).
Цель - создание положительного эмоционального фона, включенности в работу, концентрации внимания на речи учителя, тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей.
- Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
- Логически поисковые задания (ребусы, кроссворды..)
- Веселая переменка. Пауза на развитие двигательной сферы и снижение мыслительного напряжения.
- Нестандартные задачи. Цель – развитие умения ориентироваться в тексте задачи, любовь к логическим рассуждениям, самостоятельному и коллективному поиску нестандартных решений.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.
Тематический план.
№ | Развиваемые способности | № Занятия |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 2 | |
Решаем нестандартные задачи. Придумываем подобные задачи. Обучение быстрому оформлению условий задач. | ||
Тренируем внимание. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 3 | |
Учимся решать ребусы. Правила. Придумываем свои ребусы. | ||
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 4 | |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 | |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 6 | |
Решаем нестандартные задачи. Придумываем подобные задачи. Обучение быстрому оформлению условий задач. | ||
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 7 | |
Ребусы. Задачи по перекладыванию спичек\ счетных палочек. | ||
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 8 | |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 9 | |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 10 | |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 11 | |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 12 | |
Новогодний конкурс эрудитов. Игры. Награждения. | ||
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 13 | |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | 14 | |
Ребусы. Задачи по перекладыванию спичек\ счетных палочек. | ||
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 15 | |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 16 | |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 17 | |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 18 | |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 19 | |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Решаем нестандартные задачи. | 20 | |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задачи по перекладыванию спичек\ счетных палочек | 21 | |
Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 22 | |
Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 23 | |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 24 | |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 25 | |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 26 | |
Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Решаем нестандартные задачи. | 27 | |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 28 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Подведение итогов. Награждения. |
Литература:
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, класс. Курс «РПС». – 3-е изд., перераб. –М.: Росткнига, 2007.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради: В 2-х частях / О. А. Холодова.– 5-е изд., перераб. –М.: Издательство РОСТ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса
Новизна данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)
Может кому - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....
Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...
рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс...