Метод проектов в начальной школе.
статья (4 класс) по теме

Королькова Светлана Валерьевна

 В данной статье представлен метод проекта, как личностно - ориентированная технология в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение видеть, формулировать и решать проблему, с обязательной презентацией результатов. Тема проектной деятельности знакома и значима для детей, предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов, выбирается с учетом содержания учебной программы по предмету "Психология общения" для учащихся 4 классов. Выполнение проекта, способствует развитию самостоятельности, повышению учебной мотивации, помогает в применении полученных знаний, умений и навыков на практике. Педагог руководит проектной деятельности, обеспечивая выход каждому ученику на свой индивидуальный уровень развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Метод проектов в начальной школе59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в начальной школе    

Королькова Светлана Валерьевна

МБОУ СОШ №92

s-korolkowa@bk.ru

   Младший школьный возраст – период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. На сегодня возникает проблема поиска приёмов способствующих развитию творческого мышления младших школьников. Основным направлением активизации обучения должно стать создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности. Урок в современной начальной школе должен быть направлен на раскрепощение мысли ребёнка, на создание атмосферы творчества.                                                               Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также взяв во внимание опыт работы, реальное и целесообразное его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста. По мнению многих отечественных психологов и педагогов                          ( В.В.Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что «существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов». В ходе прохождения программного материала  каждого раздела идет активная  подготовка  к проектной деятельности, тема проектной деятельности затрагивает анализ возникших проблем поиск и обработка информации, анализ и синтез,  выбор средств достижения, оценка полученных результатов и выводов. Целью проектной деятельности является осмысление и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при прохождении программного материала.  Перед началом проектной деятельности создаются  все необходимые  условия для ее успешного выполнения, проводится  индивидуальная и групповая  подготовка участников.  Все начинается с выбора темы проекта, его типа, определения количества участников.  Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат.                                                                  Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Идет распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.  Организуется самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.  Определяется время промежуточного обсуждения полученных данных в группах.  Защита проектов.  Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

       Педагог  руководит  проектной деятельностью —  проводится обсуждение выбранной темы. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта, ведут записи своих мыслей, идей, ощущений.
- Группа учащийся представляет свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. 
- Проходит обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.  Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;   наличие логике в его деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития. Метод имеет своё завершение, так решена  значимая проблема интеграция знания, гипотеза исследования нашла свое подтверждение. Возможно структурирование (этапность) проекта.  Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 
 Проектный метод направлен на развитие критического мышления: развитие творческого мышления:  умения работать с информацией, работать в коллективе;  владеть культурой коммуникации. Таким образом, для решения всех, поставленных перед учителем целей, необходимо не забывать использовать в обучении индивидуальный подход, акцентируя внимание на серьезном изучении личности ребенка (в частности, его эмоций) и, при необходимости, корректировке его психических процессов. Одно дело познакомиться с теорией  вопроса на занятиях, при анализе литературы по выбранной теме,  и другое - самому провести наблюдение, соцопрос, сформулировать гипотезу исследования. Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание собственных личных возможностей - своего рода открытие в себе творческое вдохновение,  которое побуждает к самостоятельным действиям умению считаться и с общественным мнением. Так прохождение раздела «Культура общения»  по предмету «Психология общения» в 4 классе. Побудило   ребят создать проект для улучшения культуры личности младших школьников,  а продуктом этого проекта должен быть личный вклад каждого,  «Акция чистое слово»,  «Конкурс рисунков», «Диспуты»  и т.д.  Найти веские аргументы в подтверждение тому, что знать правила речевого этикета не достаточно, необходимо их выполнять.                                                                                                     Что в языке формируется и развивается речевой этикет, чтобы  люди при общении друг с другом чувствовали взаимную благорасположенность, доброжелательность, доверительность, близостью. В качестве  примера представлены этапы подготовки к проектной деятельности по теме: «Что речь может рассказать нам о культуре человеке?»                                                            Цель проектной деятельности познакомиться с  особенностями русской речевой культуры, проследить взаимосвязь  речевой культуры  с культурой поведения людей.                                                                                                            Теоретическая значимость исследования:  расширение представлений о  речевой культуре человека.                                                                                                                              Практическая значимость исследования: закрепление полезных навыков способствующих сохранению  чистоты русского языка, обучение применению форм доброжелательного обращения в общении,  «этических выражений» в речевом общении.                                                                       Определена гипотеза исследования, младшим школьникам необходимо накапливать полезные навыки речевого общения, так как  многие испытывают затруднения в их применении.  В соответствии с целью и гипотезой исследования  поставлены задачи: найти объяснение историческому значению  понятий: «этикет»  «речевой этикет», «этические выражения», «культура речи»,  познакомиться  с основами культуры речи.  Исследовать отношение  младших  школьников к выполнению правил речевого этикета в повседневной жизни, знание понятий  «этикет» и «речевой этикет». Обосновать значимость проводимого исследования.                                                                                         В ходе проводимого  исследования были использованы следующие группы методов:            - теоретические:  анализ научно – методической  литературы   -     практические:   обсуждение,  эксперимент,  наблюдение,  анкетирование.

         Проведение  поведенческого тренинга, по отработке практических навыков по применению   формул вежливого отказа, выражения просьбы, приветствия, благодарности  на примерах  с разыгрыванием  привычных  жизненных ситуаций в общении для многих младших школьников  было не самым легким заданием.  Но желание проявлять творческую  активность было у каждого ребенка – это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями и побуждает  проявлять творческую  активность.  Развиваются  познавательные способности в овладении знаниями, воспитывается постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели.  Результаты наблюдения  были представлены в  индивидуальных отчетах презентациях,  по плану индивидуальных заданий для каждой группы ребят  их формулой вежливости.  В  ходе  обсуждения пришли к  выводу, совершенствуя культуру речи, младший школьник развивается как личность, организуя общение важно   помнить  о многом:  настроении, голосе, жестах, интонации  жесты и мимику лица, особенности  поведения,  быть приветливыми и  вежливыми  в обращении.   Обобщая   результаты проводимого исследования можно сделать вывод: уровень формирования навыков речевого  младших школьников индивидуальный,  а культура речи оценивается и рассматривается как требование выполнения языковых правил пользования языком, такие важные средства общения как невербальные в этом случае не рассматриваются.                                                                                                                                                Это дает основания рассматривать культуру речи как культуру речевой деятельности.                                                                                                                                           Использование элементов проектной деятельности на занятиях по «Психологии  общения» для меня как педагога работающего с детьми это один из эффективных приемов способствующих  раскрытия творческих способностей, психолого-педагогическая технология для поддержки одаренных детей.
Список литературы

  1.  Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. Одаренные дети. [Текст] – М.: Прогресс, 1991
  2. Емелина А.В. Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая методической базы современного урока. Начальная школа. [Текст] – М.: 2007
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] – М.:.2005.
  4. Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника.  Школьные технологии. [Текст] – М.: – 1999. - №6.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. [Текст] – М.:   2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Метод проектов в начальной школе.

Метод учебного пректа широко используется педагогами, помогая им решать многие профессиональные задачи. В статье подробно рассматриваются этапы работы над проектом, выбор тем детских проектов, формиро...

метод проектов в начальной школе

краткое обобщение педагогического опыта...

Методы проектов в начальной школе

Выступление на городской научно-практической конференции учителей начальных классов....

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...