Цикл занятий "Коррекция дисграфии"
учебно-методическое пособие по логопедии (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цикл занятий – коррекция нарушений письменной речи
Направленный на уменьшение количества аграмматизмов и степени проявления дефектов письменной речи
Количество занятий (всего) – 18
Количество занятий в неделю - 1 раз
Продолжительность занятия - 40-45 минут
Возраст - 10 лет
Составлен на основе программ «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В.Мазанова, 2006г.)
Пояснительная записка
- Актуальность цикла занятий.
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» JI.C. Выготский
Современная психология рассматривает письмо как сложную форму речевой деятельности. Письмо формируется сознательно на 5-7 'году, в процессе целенаправленного обучения. Способы возникновения развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только постепенно превращаются в автоматизированный навык.
Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер, т.е. письмо нарушается как целостная система, целостный психический процесс. Нарушение письма (дисграфия) является достаточно распространенным среди обучающихся как коррекционных, так и массовых школ, и это препятствует полноценному усвоению школьных знаний. В последнее время увеличивается число таких детей. В их письменных работах, чаще всего, встречаются специфические ошибки, не связанные с усвоением грамматических правил. В связи с этим необходима специальная система коррекционно-развивающих занятий, направленная на преодоление этих нарушений.
Данный цикл занятий составлена для работы с обучающимися по коррекции всех видов дисграфии.
Содержание цикла занятий можно вариативно изменять. Вариативность цикла занятий связана, прежде всего, с конкретными особенностями учащихся, индивидуальными способностями к усвоению русского языка, зависит от степени подготовленности детей в той или иной области знаний по грамоте.
- Научная обоснованность
При составлении данного цикла занятий опираюсь на теорию А.Р. Лурия «О психофизиологической основе письма», на классификацию дисграфии, предложенную сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1989 году. Методические разработки и научные исследования принадлежат ученым таким, как: В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, Г.М. Сумченко, Г.А. Волкова, Ю.Г. Демьянов, СБ. Яковлев, Г.А. Волкова, Л.С. Волкова.
Цикл занятий по устранению дисграфии составлена на основе программ «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза»; «Коррекция акустической дисграфии», «Коррекция оптической дисграфии» (автор: Е.В. Мазанова, 2006 г.).
Также для составления цикла занятий были использованы следующие методические разработки:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: 2001.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: 2001.
- Ефименкова JI.H., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: 1991.
- Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.: 1965.
- Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям-логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.- М.: '2005.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: 1995.
- Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: 2000.
Цикл направлен уменьшение количества аграмматизмов и степени проявления дефектов письменной речи.
Возраст детей – 10 лет.
Цикл рассчитан на 18 занятий из расчета 1 занятие в неделю
Длительность занятий 40-45 минут.
Цель: коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 4 классов.
Задачи:
- Развитие фонематического анализа и синтеза;
- Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова, предложения и текста;
- Формирование и развитие грамматически правильной речи;
- Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
- Развитие фонематического восприятия;
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
- Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
- Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового, зрительного, кинестетического.
- Развитие познавательных процессов: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления.
Общие положения
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:
- Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
- Работа по преодолению аграмматической дисграфии;
Работа по преодолению оптической дисграфии;
- Работа по преодолению акустической дисграфии;
Каждый раздел цикла занятий включает в себя задачи, содержание коррекционно-логопедической работы. Непосредственно в календарном плане указаны темы коррекционно-логопедической работы.
- Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза
Задачи:
формирование, развитие и совершенствование навыка анализа структуры предложения;
формирование, развитие и совершенствование навыка слогового анализа и синтеза;
- формирование, развитие и совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
Развитие навыка анализа и синтеза речевых единиц, включающих в себя: определение количества, последовательности и место слов в предложении;
- выделение гласного звука из слога, слова;
- работа по дифференциации гласных и согласных звуков "В составе слова;
- определение количества, места слога в слове;
- составление слов путем перестановки, добавления звуков, слогов;
вычленение первого и последнего звука из слова, определение его
места;
- определение последовательности, количества и позиционного места в слове.
- Работа по преодолению аграмматической дисграфии Задачи:
- формирование, развитие и совершенствование умения точного соотнесения слова с предметом, явлением, действием;
формирование, развитие и совершенствование полноценных представлений о морфологическом составе слова;
- формирование, развитие и совершенствование умения грамматического оформления речи;
- формирование, развитие и совершенствование связной речи. Содержание коррекционно-логопедической работы:
- уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей, и дальнейшее его обогащение как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей активно пользоваться различными способами словообразования. Последовательное накопление «гнезд» родственных слов.
- уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций.
- развитие навыков связного высказывания, включающее в себя: установление последовательности высказывания; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения; совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
- Работа по преодолению оптической дисграфии Задачи:
- развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
- дифференцировка смешиваемых букв на письме.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
- уточнение представлений о форме, величине, цвете;
- ориентировка в собственном теле и в окружающем пространстве;
- конструирование и реконструирование букв;
- нахождение, выделение букв.
- Работа по преодолению акустической биографии Задачи:
- развитие слухового восприятия;
•формирование и развитие представлений о звуках;
•развитие фонематического анализа и синтеза;
развитие навыка дифференциации смешиваемых звуков по звонкости глухости, по твердости-мягкости.
Содержание коррекционно-логопедической работы:
•уточнение произносительного и слухового образа каждого и: смешиваемых звуков
•сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
- Длительность цикла занятий
Продолжительность данной цикла занятий 18 часов.
- Количество занятий в неделю
Выбор количества часов зависит от уровня сложности речевого нарушения, индивидуальных особенностей детей, скорости усвоения материала. Параллельно с коррекционно-логопедической работой по преодолению различных видов дисграфии должна проводиться работа по развитию познавательной сферы. Курс включает в себя занятия продолжительностью 40 минут и проводятся 1 раз в неделю.
- Перечень практических работ
- анализ и оценка функционального состояния артикуляционного аппарата;
- составление алгоритма по работе со смешиваемыми звуками (оппозиционными) и буквами (сходными графически), по работе с текстом, по подготовке к списыванию и письму под диктовку;
- работа в логопедических тетрадях;
- организация и проведение занятий в игровой форме.
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Личностные результаты:
- формирование внутренней позиции обучающегося;
- повышение мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации (преодоление эгоцентризма личности).
- Метапредметные результаты:
Регулятивные У УД:
-учиться работать по предложенному учителем плану Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя, героя и т.д).
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы подгруппы и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Ожидаемые результаты
Предметными результатами прохождения данного цикла занятий является сформированность следующих умений:
- владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
- определять ударные и безударные гласные, слоги
- производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
- подбирать слова на заданный звук;
- сравнивать слова со сходными звуками;
- определять в словах место и последовательность звука; гласных и согласных звуков;
- определять количество звуков и слогов в словах
- производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов
- восстанавливать предложения с заданными звуками.
Список используемой литературы
Основная:
1. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М., 2001.
2. Ефименкова JI.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001.
3. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. М.; Просвещение. 1965.
3. Лалаева Р.И., Венедиктова JI.B. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. Ростов н/Д.; СПб., 2004.
5. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.; 1995.
6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
Дополнительная:
1. Волкова JI.C. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
2. Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
3. Гадасина Л.Я. Звуки на все руки. СПб., 1999.
4. Городилова В.И. Чтение и письмо. М.; Просвещение, 1985.
5. Гаврина С.И. Слова и предложения. Ярославль. 2002.
6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей. М.; Просвещение. 2002.
7. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.; Просвещение. 1997.
8. Леонович Е.Н. В мире языка и речи. - М.; Просвещение. 2004.
9. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма. СПб., 1996.
10. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
11. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М.; АПН РСФСР. 1957.
13. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
14. Шульга, М.М. Читай, играй, рисуй. - М. Просвещение. 2005.
15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
Тематический план | ||
№ | Тема занятия | Количество часов |
работа по коррекции акустической дисграфии | ||
1 | Дифференциация гласных A-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Е-Э | 1 |
2 | Звонкие и глухие согласные | 1 |
3 | Дифференциация соноров Р-Р'-Л-Л' | 1 |
4 | Дифференциация свистящих и шипящих | 1 |
работа по коррекции оптической дисграфии | ||
5 | Дифференциация букв A-О, И-У | 1 |
6 | Дифференциация букв И-Ш, Б-Д | 1 |
7 | Дифференциация букв П-Т, Л-М | 1 |
8 | Дифференциация букв К-Н, Ш-Щ | 1 |
9 | Дифференциация букв И-Ц, Ц-Щ, 3-Е | 1 |
работа по коррекции аграмматической дисграфии | ||
10 | Корень, слово, приставка, суффикс. Морфологический состав слова | 1 |
11 | Предлоги. Родственные слова | 1 |
12 | Практическое употребление существительных в числах, родах, падежах | 1 |
13 | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе падеже | 1 |
14 | Согласование глагола с существительными в числе, роде, во времени | 1 |
работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза | ||
15 | Звукобуквенный анализ слов и синтез слов | 1 |
16 | Развитие навыков слогового анализа и синтеза | 1 |
17 | Ударение. Дифференциация предлогов и приставок | 1 |
18 | Развитие навыков языкового анализа и синтеза | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)
laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...
Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции
Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...
Циклы. Практическая работа «Лабиринт. Циклы»
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами вновь поговорим об алгоритмах, а точнее о линейных алгоритмах. Вспомним основные понятия и познакомимся с новой программной, которая называется «ПиктоМир&r...