Предупреждение профессиональных деформаций и синдрома «выгорания» педагогов.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Предупреждение профессиональных деформаций и синдрома «выгорания» педагогов.
Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом Х.Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже объединились все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек – человек»).
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях.
Другой основоположник идеи выгорания – Кристина Маслач - социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к другим людям.
Основные симптомы синдрома:
- Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
- Нарастающий негативизм по отношению к детям;
- Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
- Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
- Повышенная раздражительность – и на работе и дома;
- Упорное желание переменить род занятий;
- То и дело возникающая рассеянность;
- Нарушение сна;
- Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
- Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Существует множество теорий развития синдрома эмоционального сгорания. Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы). В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и др.).
Более всего подвержены риску данного синдрома лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.
Впервые исследования механизмов и условий возникновения профессиональной дезадаптации учителей были проведены А.С. Шафрановой. В 20–х годах изучалась динамика работоспособности учителей, существование « латентных факторов» индивидуальности, предрасполагающих или препятствующих развитию усталости у работающих учителей. Ею было построена классификация профессий на основе полученных данных:
1.Профессиии высшего типа – по признаку «необходимой постоянной работы над предметом и собой», на основе творческого начала. В этот тип вошли профессии искусств и просвещения, позднее добавились врачи и инженеры.
2.Профессии среднего типа – подразумевающие работу только над предметом.
3.Профессии низшего типа – после обучения не требуют работы над собой и над предметом.
К особенностям группы «высших» профессий автором были отнесены следующие положения: работа всегда новая, ряд компонентов недоступен наблюдению и учету, а доступные моменты требуют анализа. Отмечается необходимость, путем специальной подготовки, развивать до совершенства психические и физические способности, обуславливающие успешное выполнение профессиональной деятельности, так как в противном случае совершается «насилие над психикой» и как результат: подавленность, измученность, раздражительность. Все выше перечисленное углубляется еще частой напряженностью в виде «специальных эмоций».
Примерно в этот же период М.М.Рубинштейн выделил в структуре учителя важные качества, такие как любовь к детям, оптимизм, а во взаимоотношениях учителей и учащихся придавал особое значение умению вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться, но не растворяться в ней.
Учитель часто оказывается перед выбором, какого голоса слушаться – разума, вооруженного наукой или нерационального, подсказываемого чутьем, учитывая то, что эмоциональная сфера редко осознается и трудно управляема. Анализируя труд учителя, М.М.Рубинштейн пришел к такому выводу, что только зрелая личность в состоянии справиться с педагогической деятельностью.
На сложности и трудности педагогической профессии обратил внимание и В.В.Зеньковский: «Педагог все время думает не о себе, а о ребенке. Педагог все время только отдает, но никогда не получает». Он так же отмечал, чтобы педагогу понимать детей, он должен «спускаться до их уровня», и потому «педагог невольно идет не вперед, а постоянно спускается до уровня своих питомцев, чтобы понимать их и быть понятым». Характеризуя специфику педагогического труда, автор определяет норму профессиональной деятельности учителя – 25 лет, ссылаясь на «необыкновенно тяжелые условия», так как кроме усталости формируется еще и костность, неподвижность, стремление остановиться на шаблоне, самоуверенность.
В настоящее время Ю.Л.Львов выделяет причины спада профессиональной деятельности учителя после 10 – 15 лет работы, так называемый «педагогический криз». Автором выделяются три основные фактора, способствующие развитию «педагогического криза»:
- стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи от учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического.
- Возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно.
- Возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
На определенных периодах профессиональной деятельности возможно появление «болезни общения»: «истощения», «выгорания», уход от контактов. Так, Л.А. Китаев – Смык рассматривает «болезнь общения» - «выгорание», как следствие душевного переутомления. Оно характеризуется исчезновением остроты чувств и переживаний, негативным отношением к партнерам по общению, возникновением конфликтов, упадническим настроением, потерей человеком представлений о ценности жизни, когда все становится безразличным. Это и есть явление «эмоционального сгорания».
Когда данный феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах способствующих или тормозящих его.
В исследованиях австралийских ученых П. Маркка и Дж. Молли выявлено, что «феномен сгорания» не связан ни с социальными характеристиками, ни с биографическими, а определяется психологическими характеристиками. На появление «феномена сгорания» оказывают влияние такие особенности личности, как «низкий уровень самоуважения, низкий уровень социальной поддержки». Учителя с выраженным «синдромом сгорания» проявляют низкий уровень профессионального роста, неудовлетворенность работой, основными стрессогенными факторами считают проблемы, связанные с учительством. Таким образом, овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков, помогающих успешно выполнять работу, но и с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что появляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении данных трудностей педагогической деятельности. Вот некоторые из них:
1.Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания быстро устаревают, а по мере появления новых знаний компетентность специалиста повышается. В нашей школе каждый учитель повышает свои знания, путем прохождения курсов, которые выбирает сам.
2.Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость в саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям.
Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями, действиями.
В настоящее время для саморегуляции психических состояний используется нейролингвистические программирование. В русле данного направления Г. Дьяконовым разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.
Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.
Психолог нашей школы готов проводить занятия с использованием аутотренинга, но пока для таких занятий нет специального кабинета, хочется верить, что в новой пристройке найдется кабинет, в котором можно будет заняться и аутотренингом и релаксацией.
Литература:
1.М.М. Рубинштейн Проблемы учителя- М., 1926.
2.В.В. Зеньковский Педагогика- М., 1963
3.Т.В. Форманюк Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя- Вопросы психологии, 1994.
4.А.А. Дубровский Открытое письмо врача - учителю.- М., 1988.
Помните: работа – всего лишь часть жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....
Статья "Профессиональное выгорание педагогов"
В статье рассматриваются стадии и формы развития профвыгорания, причины его возникновения, а также способы его профилактики....
Круглый стол "Профессиональное выгорание педагогов и его профилактика.Через ... лет педагогический труд надоедает."
Рассматриваются причины возникновения СЭВ /синдрома эмоционального выгорания/, ситуации, влияющие на возникновение СЭВ, стадии и симптомы профессионального выгорания, предлагаются рекомендации по ...
Клуб Родник" Презентация. Психологический практикум "Профессиональное выгорание педагогов ДОУ"
.Цель. Оценка синдрома эмоционального выгорания, снятие психоэмоционального напряжения и развитие способности регуляции эмоционального состояния; освоение приемов антистрессовой защиты....
Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженност...
Профилактическая работа по предупреждению синдрома профессионального "выгорания" педагогов
Профилактическая работа с педагогами...
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ФАКТОР РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, С НИМИ РАБОТАЮЩИХ
Синдром выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, начинается намного раньше и имеет свои индивидуальные особенности, чем у тех, кто работает со здоровыми детьм...