Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов
методическая разработка на тему

Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания и, как следствие, снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Таким образом, необходимо проведение систематической психопрофилактической работы с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_sev_pedagogov.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

Пояснительная записка

Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных эмоциогенных факторов, которые оказывают негативное воздействие на труд педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания и, как следствие, снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Таким образом, необходимо проведение систематической психопрофилактической работы с педагогами.

Цель: профилактика СЭВ у педагогов.

Задачи:

  1. Информирование педагогов о причинах и способах преодоления СЭВ.
  2. Формирование навыков снятия эмоционального напряжения, «отреагирования» отрицательных эмоций. Развитие коммуникативных умений,
  3. Создание в коллективе атмосферы сплочения и доверия.

Разделы программы:

1.  Психологическая диагностика

2. Психологические мероприятия для создания психологически безопасной среды.

3. Итоговая диагностика.

Ожидаемые результаты:

Реализация данной программы позволит снизить психологическое напряжение и тревогу, повысит мотивацию педагогов и личностному росту.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание деятельности

Категория

Сроки

Результат

1.  Психологическая диагностика

1.1

Анкетирование педагогов по готовности к участию в меропиятиях по профилактике СЭВ

Педагоги

Сентябрь

Справка

1.2

Методика В.В. Бойко

Педагоги

Сентябрь-октябрь

Индивидуальные рекомендации

2. Психологические мероприятия для создания

психологически безопасной среды

2.1

Семинары,  лекции:

  1. «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»;
  2. «Профессиональные кризисы учителя»,
  3. «СЭВ как причина психосоматических расстройств»

 

Педагоги

В теч. года

Повышение компетентности, самопознание

2.2

Занятия в тренинговой форме «Антистресс» (см. Приложение )

Педагоги

Каникулярные дни

Повышение компетентности

2.3

Рекомендации педагогам по профилактике СЭВ:

«Что такое СЭВ?»;

«Арсенал невыгорающей личности»;

«Дыхание против стресса»

Педагоги

В теч. года

Повышение компетентности

3.Итоговая диагностика

Методика В.В. Бойко

Педагоги

Март

Индивидуальные рекомендации

Приложение 1

Занятие 1

Тема: «Стресс. Депрессия. Спонтанная защита».

Цель занятия: ознакомление с программой, отработка навыков спонтанной защиты.

  1. Вводная беседа.
  2. Упражнение «Нападение».
  3. Информация «Биография стресса».
  4. Упражнение «Бегом от стресса».
  5. Информация «Что такое депрессия».
  6. Упражнение «Амортизация»
  1. непосредственная амортизация.
  2. Улыбка.
  3. Концентрация взгляда.
  1. Обратная связь.

Занятие 2

Тема «Психологическая диета»

Цель занятия: отработка отрицательных эмоций.

  1. Информация «Эмоции в нашей жизни».
  2. Упражнение «Наши эмоции».
  3. Групповая дискуссия «Зачем нужны отрицательные эмоции?».
  4. Информация «Значение отрицательных эмоций».
  5. Упражнение «Индивидуальное психологическое меню».
  6. Обратная связь.

Занятие 3

Тема: «Положительные эмоции. тревожность».

Цель занятия: снятие тревожности, напряжения, отработка техник саморегуляции.

1. Информация «Положительные эмоции».

2. Упражнение «Проговори интерес».

3. Информация «Тревожность».

4. Упражнение «Субъективная минутка».

5. Упражнение «Произвольное поглаживание».

6. Упражнение «Думающий человек».

7. Упражнение «Снятие напряжения по методике Джуны».

  1. Обратная связь.

Занятие 4

Тема: «Активизация и баланс всех систем организма».

Цель занятия: отработка приемов активизации и балансировки всех систем организма.

1. Информация «Энергетические ресурсы организма».

2. Упражнение «Талая вода».

3. Информация «Гимнастика для мозга».

4. Упражнение «Точки самоуверенности».

5. Упражнение «Связки повара».

6. Упражнение «Крюки Кука».

7.Обратная связь.

Занятие 5

Тема: «Репрезентативные системы. Положительный эмоциональный фон»

Цель занятия: отработка умения создавать положительный фон эмоционального состояния, отработка упражнения с подключением всех репрезентативных систем.

         1.Информация «Репрезентативные системы».

2. Упражнение «Зеркало».

3. Упражнение «Старое пальто».

4. Упражнение «Защитный колпак».

  1. Обратная связь.

Занятие 6

Тема «Удержание положительного эмоционального состояния»

Цель занятия: обучение приемам психологической защиты для удержания положительного эмоционального состояния в течение всего дня.

1.Информация «Удача в нашей жизни».

2.Упражнение «Воронки».

3. Упражнение «Сокровища для семьи».

4. Упражнение «Корзиночка».

5.Обратная связь.

Занятие 7

Тема: «Восстановление утраченного эмоционального фона»

Цель занятия: отработка упражнений, помогающих восстановить утраченный в течение дня положительный эмоциональный фон или предупредить снижение этого фона.

1.Информация «Физическое и эмоциональное напряжение».

2. Упражнение «Комар на носу».

3. Упражнение «Японская методика».

4. Упражнение «Помощник юмор».

5.Обратная связь.

Занятие 8

Тема «Подсознание»

Цель занятия: информирование о подсознательном уровне, самостоятельной работе с подсознанием.

1. Информация «Наше подсознание».

2. Упражнение «Перескажи проблему».

3. Упражнение «Установка на ночь».

4.Обратная связь.

Занятие 9

Тема «Приоритеты эмоциональной направленности»

Цель занятия: обучение умению создавать положительную направленность на окружающий его мир, правильно расставлять приоритеты эмоциональной направленности.

1. Информация «Наш внутренний мир».

2. Упражнение «Планирование судьбы».

3. Упражнение «Бумеранг».

4. Упражнение «Я - Вселенная».

5. Обратная связь.

Занятие 10

Тема «Структурный и трансактный анализ личности»

Цель занятия: обучение использовать Я – состояния. Отработка навыков бесконфликтного общению.

1. Информация «Наши эмоциональные состояния».

2. Упражнение «Общение с партнером».

3. Беседа по результатам всех занятий.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004 г.;
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М., Информационно-издательский дом «Филин»,1996г.
  3. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях//Психология здоровья/ Под. Ред. Г.С.Никифорова. СПб, 2000г.;
  4. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., «Просвещение», 1999г.
  5. Маданиева З.Б. Психологические основы управления эмоциональным состоянием. Алматы, 2002 г;
  6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998г;
  7. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ/ Пособие для врачей и психологов/ Под ред. Л.И.Вассермана, М.А. Беребина, СПб, 1997г;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ "ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОУ"

Современный учитель призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания учебных предметов, новых форм и методов преподавания, поиски эффективных путей воспитан...

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Профилактика синдрома профессионально выгорания у педагогов.

    К концу учебного года, или с его началом, (каждый реагирует по-своему) может появиться эмоциональная, психологическая или физическая усталость, у кого-то даже расстройство сна, сн...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с РАС

Представленная презентация отражает материалы первого занятия из цикла школьного проекта" Здоровьесберегающие технологии в работе с педагоагми"...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогическом коллективе.

Синдром профессионального выгорания – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек» :учителей, соц...