Движущие силы учения младших школьников.
консультация по теме
"Интерес к изучаемому и познавательному углубляется по мере того , как истины,которыми обладает ученик, становится его личными убеждениями"В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Движущие силы учения в начальной школе.
Педагог-психолог школы №8»Экос»
Черкасова В.Г.
Общее название для процессов , методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности- это мотивация. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы , стремления и эмоции , установки и идеалы. Классифицировать мотивы, всегда сложно, они всегда взаимосвязаны, действующие в системе обучения , можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы:
-широкие социальные мотивы (долг, ответственность )т.е желание личности через учение утвердиться в обществе ;
-узкие социальные(получить признание окружающих);
- мотивы социального сотрудничества (утверждение своей роли в классе);
-широкие познавательные мотивы ( удовлетворение от процесса обучения и его результатов);
-учебно-познавательные мотивы(усвоение конкретных учебных предметов);
-мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
Мотивы учения делятся на внешние и внутренние.
Внешние исходят от педагогов ,родителей, класса, общества и они как правило действуют ,но их действие нередко встречает внутренне сопротивление личности. Внутренние - это самые ценные мотивы, поточу -что истинный источник мотивации находится в самом ребенке.
Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:
-чувство долга;
-желание получить похвалу от учителя;
-боязнь наказания;
-привычка выполнять требования взрослых;
-познавательный интерес;
-честолюбие;
-стремление утвердиться в классе;
-желание порадовать родителей;
-желание получить «пятерки»;
-желание получить награду.
Очень часто мотивы действуют сообща, но среди них один мотив будет главным ,а другие сопутствующие.
Отношение школьников к учебе определяется активностью школьников. Активность определяет степень его «погружения» в предмет.
В структуре активности выделяют следующие компоненты:
-готовность выполнять учебные задачи;
-стремление к самостоятельной деятельности;
-сознательность выполнения заданий;
-системность обучения;
-стремление повысить свой личный уровень.
Управление активностью школьников часто называют активизацией. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:
-оставить своё мнение;
-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-ставить вопросы своим товарищам;
-рецензировать ответы товарищей;
Оценивать ответы и письменные работы товарищей;
-заниматься обучением отстающих ;
-объяснять более слабым ученикам непонятные места;
-самостоятельно выполнять посильные задания;
- находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи;
-создавать ситуации самопроверки;
-решать познавательные задачи путём комплексного применения известных способов решения.
Каждый педагог знает, что самым важным мотивом учения является познавательный интерес. Педагог , который хочет ,чтобы его ученик стал успешным в учении обязательно будет опираться на внутренние мотивы ,а как определить мотивацию (внутренняя она или внешняя) вы обратитесь за консультацией к школьному психологу. К моей статье можно было приложить целую пачку тестов , но не забывайте ,что эта работа индивидуальная и в общем потоке не всегда правильно можно диагностировать мотивацию школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-169916-1356424945.jpg)
Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный... ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-239130-1365502980.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-259527-1370795173.jpg)
Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"
Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/03/picture-271950-1372846926.jpg)
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-283609-1379859685.jpg)
Мотивация учения младших школьников
Раскрываются мотивационные основы учебной деятельности, познавательная потребность и мотивы учения, характер взаимоотношений педагога со школьниками, современные требования к уроку, роль целей в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/29/picture-636190-1432900991.jpg)
Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»
Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-1099927-1547105972.jpg)
«Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения», 1класс
родительское собрание...