Движущие силы учения младших школьников.
консультация по теме
"Интерес к изучаемому и познавательному углубляется по мере того , как истины,которыми обладает ученик, становится его личными убеждениями"В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizhushchie_sily_ucheniya_v_nachalnoy_shkole.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Движущие силы учения в начальной школе.
Педагог-психолог школы №8»Экос»
Черкасова В.Г.
Общее название для процессов , методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности- это мотивация. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы , стремления и эмоции , установки и идеалы. Классифицировать мотивы, всегда сложно, они всегда взаимосвязаны, действующие в системе обучения , можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы:
-широкие социальные мотивы (долг, ответственность )т.е желание личности через учение утвердиться в обществе ;
-узкие социальные(получить признание окружающих);
- мотивы социального сотрудничества (утверждение своей роли в классе);
-широкие познавательные мотивы ( удовлетворение от процесса обучения и его результатов);
-учебно-познавательные мотивы(усвоение конкретных учебных предметов);
-мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).
Мотивы учения делятся на внешние и внутренние.
Внешние исходят от педагогов ,родителей, класса, общества и они как правило действуют ,но их действие нередко встречает внутренне сопротивление личности. Внутренние - это самые ценные мотивы, поточу -что истинный источник мотивации находится в самом ребенке.
Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:
-чувство долга;
-желание получить похвалу от учителя;
-боязнь наказания;
-привычка выполнять требования взрослых;
-познавательный интерес;
-честолюбие;
-стремление утвердиться в классе;
-желание порадовать родителей;
-желание получить «пятерки»;
-желание получить награду.
Очень часто мотивы действуют сообща, но среди них один мотив будет главным ,а другие сопутствующие.
Отношение школьников к учебе определяется активностью школьников. Активность определяет степень его «погружения» в предмет.
В структуре активности выделяют следующие компоненты:
-готовность выполнять учебные задачи;
-стремление к самостоятельной деятельности;
-сознательность выполнения заданий;
-системность обучения;
-стремление повысить свой личный уровень.
Управление активностью школьников часто называют активизацией. Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых ученики должны:
-оставить своё мнение;
-принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
-ставить вопросы своим товарищам;
-рецензировать ответы товарищей;
Оценивать ответы и письменные работы товарищей;
-заниматься обучением отстающих ;
-объяснять более слабым ученикам непонятные места;
-самостоятельно выполнять посильные задания;
- находить несколько вариантов возможного решения поставленной задачи;
-создавать ситуации самопроверки;
-решать познавательные задачи путём комплексного применения известных способов решения.
Каждый педагог знает, что самым важным мотивом учения является познавательный интерес. Педагог , который хочет ,чтобы его ученик стал успешным в учении обязательно будет опираться на внутренние мотивы ,а как определить мотивацию (внутренняя она или внешняя) вы обратитесь за консультацией к школьному психологу. К моей статье можно было приложить целую пачку тестов , но не забывайте ,что эта работа индивидуальная и в общем потоке не всегда правильно можно диагностировать мотивацию школьника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный... ...
«ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКЕ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Родительское собрание "Мотивы учения младших школьников"
Этот материал поможет родителям понять, что такое мотивация учения и почему важно её формировать и развивать правильно. А также расскажет родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; ...
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Мотивация учения младших школьников
Раскрываются мотивационные основы учебной деятельности, познавательная потребность и мотивы учения, характер взаимоотношений педагога со школьниками, современные требования к уроку, роль целей в...
Родительское собрание на тему: «Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения»
Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации, рассмотреть портфолио учен...
«Мотивы учения младших школьников. Портфолио как один из способов мотивации учения», 1класс
родительское собрание...