ФОРМЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПРИЧИНЕ НЕРАЗВИТОСТИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВНИМАНИЯ
статья по теме

Терехова Елена Алексеевна

                                          ФОРМЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПРИЧИНЕ НЕРАЗВИТОСТИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВНИМАНИЯ

«Активная» форма невнимательности

Пассивное внимание

Поверхностное внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_nevnimatelnosti.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ НЕВНИМАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПО ПРИЧИНЕ НЕРАЗВИТОСТИ НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ВНИМАНИЯ

«Активная» форма невнимательности

«Активная» форма невнимательности - одна из самых типичных для первоклассников. Дети еще не овладели произвольным вниманием и не умеют направлять и удерживать его волевым усилием. Отсюда - повышенная отвлекаемость. 6-7 -летним ученикам приходится труднее всего: сказывается и недостаточная психологическая подготовленность, и новизна школьной жизни, и привыкание к новому коллективу. Все эти факторы пока еще не способствуют усидчивости и сосредоточенности.

«Активная» форма невнимательности имеет следующие «симптомы», которые можно наблюдать во время учебных занятий (в школе и дома):

  1. Ребенок легко находит себе отвлекающее занятие: начинает рисовать в прописях, что-либо мастерить из вырванного из тетради листка, разглядывать происходящее за окном и т. д.;
  2. Ребенок часто отвлекает товарищей или с легкостью вовлекает их в свою игру, разговор и т. д.;
  3. У ребенка не получается долго поддерживать сосредоточенность на объяснении учителя или при выполнении задания - всегда что-нибудь да отвлечет его внимание. Особенно невнимателен ребенок на первых учебных занятиях, во время контрольных и самостоятельных работ, т. е. в обстановке умственного и эмоционального напряжения;
  4. Даже при настойчивом требовании со стороны учителя или родителей ребенку не удается удержать свое внимание на необходимом предмете. В таком случае он очень быстро перенапрягается, со временем могут появиться головные боли и даже ухудшиться зрение;
  5. Ребенок импульсивен, вспыльчив, обидчив, склонен к сильному проявлению своих эмоций.

«Активная» форма невнимательности всегда хорошо заметна: когда ребенок учится писать, то не прочь «пририсовывать» буквам ножки или бантики и тут же продемонстрировать это своему соседу по парте; строчки букв в его прописях нередко превращаются в понятную только ему игру, и он, тем не менее, попытается «научить» тому же своего соседа; на замечания нередко реагирует бурно, обижается; часто возится за партой, умудряется дернуть за косичку сидящую впереди одноклассницу; он – инициатор затеи принести в класс воробья и выпустить его во время урока; на него жалуются практические все без исключения преподаватели.

Нередко «активная» форма невнимательности подсознательно используется ребенком для привлечения внимания к себе. Иногда такая форма невнимательности носит подчеркнуто демонстративный характер - на ваши призывы и просьбы ребенок намеренно отвечает шалостями и непослушанием.

Как помочь ребенку с «активной» формой невнимательности? Младший школьник чаще всего отвлекается на игровые действия. Как мы помним, это связано с сильной эмоциональной привлекательностью игры для ребенка. Ребенок отдается тем действиям и предметам, которые овладели его непроизвольным вниманием (придуманная игра, смешная идея и т. п.). Учебные действия (слушание объяснений учителя, работа в прописи или с текстом и т. д.) требуют от ребенка как раз другой формы внимания - произвольного. Вот это и есть ваш самый главный ориентир. Мостик от непроизвольного внимания к произвольному -  создании игровых ситуаций для учебного процесса.

Во время обучения письму в 1 классе необходимо придумывать для ребенка «упорядочивающие» игры (особенно на первых порах). У ребенка не возникнет необходимости пририсовывать буквам бантики и ножки, так как в предложенных играх буква сама по себе - настоящий персонаж.

Примеры игр:

Игра 1

Чтобы буквы не «скакал» в беспорядочной чехарде, каждую из них нужно вписывать строго по линеечке - тогда у нас получится «упорядоченная» чехарда. Наметь точкой то место, где «приземлится» следующая буква и аккуратно впиши ее.

Игра 2

Первый вариант. Из 2 мешочков рассыпались и перемешались печатные и рукописные буквы «А». Подчеркни все печатные буквы, а все рукописные обведи кружочком.

Вариант второй. Из 2 мешочков рассыпались и смешались прописные и строчные буквы «А». Подчеркни все прописные буквы, а все строчные обведи кружочком.

Третий вариант. Из 4 мешочков рассыпались и смешались печатные и рукописные, прописные и строчные буквы «А». Прописные печатные буквы подчеркни одной линией, прописные рукописные буквы подчеркни двумя линиями. Строчные печатные буквы обведи кружком, а строчные рукописные буквы обведи квадратиком. Будь внимателен!

Игра 3

Рассмотри внимательно все написанные буквы и исправь «неполадки», допущенные художником (аккуратно допиши ручкой или карандашом недостающие элементы букв).

Для ребенка, уже достаточно овладевшего навыками письма, можно предлагать игры-загадки, требующие от него хорошей концентрации и устойчивости внимания.

Игра 4

        Припиши одну букву в начало или конец слога так, чтобы получилось новое слово.

Прuмечанuе. Следите за тем, чтобы ребенок правильно выполнял соединение буквы с исходным слогом, чтобы те буквы, которые он допишет, были соразмерны с напечатанными.

Игра 5

Добавь по одной букве в начало и конец слога так, чтобы получилось новое слово. 

Игра 6

        Определи, какие буквы использовались для составления этих орнаментов.

Пассивное внимание

Такая форма невнимательности появляется там, где ребенок не получает достаточно эмоциональной «пищи». Уже неоднократно говорилось о том, что в течение первого школьного года ребенок перенастраивает свои эмоциональные потребности. Их источником все еще остается игра, только теперь к ней добавляются познавательная заинтересованность и ее удовлетворение (т. е. решение различных познавательных задач).

Если ребенок безрадостно вступил в школьную пору, с трудом привыкает к новому распорядку, то это неизбежно отразится на работе его внимания. Там, где не появился познавательный интерес и чувство ответственности, внимание ребенка будет оставаться пассивным, как незажженный факел.

Что вы можете наблюдать в поведении ребенка с пассивным вниманием:

  1. время от времени ребенок «включается» в учебный процесс, но с минимальным уровнем сосредоточенности. Ему удается ответить на прямой несложный вопрос, но он не сможет прокомментировать ответ товарища или выдать полноценное развернутое рассуждение;
  1. ребенок довольно часто отвлекается, но в основном на то, что кажется ему интереснее учебного материала (например, во время урока читает книги или пытается выполнять домашние задания по другим предметам);
  2. ребенка с пассивным вниманием легче «вернуть» в учебный процесс, чем ребенка с «активной» невнимательностью. Однако при этом он все время норовит «соскользнуть», незаметно вернуться к своему занятию;
  3. внешние проявления пассивного внимания часто незаметны со стороны. Иногда ребенок идет на хитрость: в первой части урока самостоятельно вызывается ответить на вопрос, а затем тихо «уходит в тень», убежденный, что теперь-то его уж точно не вызовут;
  4. бывают случаи демонстративного отвлечения внимания. Они наиболее сложные и всегда требуют деликатного индивидуального подхода. Как правило, они являются следствием конфликтных ситуаций.

Указанная форма невнимательности часто встречается при выполнении однообразных, чрезмерно легких или трудных учебных заданий, при отсутствии требовательности со стороны учителя и родителей.

Вот яркий пример пассивного внимания: ребенок во время урока незаметно для учителя занят чтением увлекательной книги. Не будь этой книги (которую, к тому же, дали всего лишь на неделю), ребенок вполне сосредоточенно следил бы за ходом урока.

Сложнее ситуация, когда ребенок регулярно стремится заполнить уроки, например, природоведения, каким-нибудь тихим, но интересным для него занятием. Налицо явная незаинтересованность предметом, и до тех пор, пока не появятся эмоционально окрашенные стимулы (интересная экскурсия или впечатляющий фильм, творческое задание или поручение и т. д.), ребенок будет оставаться пассивным, внимание его будет «приглушенным».

Такого ребенка нужно расшевелить, зажечь, увлечь, озадачить, сбить с толку, словом, сдвинуть с «мертвой точки». Не надо бояться поставить его перед парадоксом - даже если ребенок отступит, это может послужить стартовым толчком. У такого ребенка очень важно «растормошить» его естественную любознательность при помощи удачного сравнения, превращения простого в сложное, понятного в непонятное, привычного в контрастное и даже парадоксальное. Достаточно бывает лишь слегка усложнить, преобразовать структуру знакомых упражнений, заставить ребенка посмотреть иными глазами на примелькавшиеся задания, и скучные примеры станут для него увлекательными.

Рассмотрим следующие примеры упражнений заданий на уроках математики.

Примеры наоборот. В школе большей частью решают группы примеров (простых или сложных), в которых вычисленный ответ записывается после знака равенства.

Для ребенка с обозначенной выше проблемой внимания такие задания - одна из самых главных ловушек. Но достаточно такие примеры немого «перекроить, как они сразу приобретают более интересный и «интригующий» вид.

Предложите решить первокласснику  примеры на сложение и вычитание, где вычисления не выходят за пределы 20.

Для следующего типа примеров необходимо, чтобы при решении пары чисел не повторялись.

Более трудны (но вместе с тем интересны) примеры с тремя числами.

Решая три последних примера, ребенок сможет сделать простейшее обобщение: если отнять какое-либо число и прибавить то же самое число, то первоначальное число не изменится (16 - 2 + 2 = 16; 16 - 3 + 3 = 16 и т. д.).

Теперь можно сделать неизвестными не числа, а знаки действий; и вы, и ребенок убедитесь, что эти упражнения гораздо сложнее и интереснее исходных: 10 ? 2 = 8; 10 ? 2 = 5

А если сделать неизвестными два знака действия, то пример при кажущейся простоте превращается в числовой ребус.

Если ребенок проявил интерес к примерам-«перевертышам», то следующее занимательное задание способно по-настоящему .зажечь. ученика, который прежде на уроках математики скучал и отвлекался. Задание заключается в следующем: расставить знаки между числами так, чтобы ответ оказался равным единице.

Поверхностное внимание

Данная форма невнимательности в 1 классе встречается чаще всего у ребят со слабой дошкольной подготовкой: слабо развито логическое и абстрактное мышление, воображение и т. п. Во 2-4 классах недостаточная глубина сосредоточенности может возникать из-за пробелов в знаниях, неразвитости некоторых умений и навыков (т. е. из-за отсутствия определенных интеллектуальных .привычек.).

С данной формой невнимательности приходится иметь дело, если:

  1. ребенок затрудняется применять умственные операции при решении задач среднего уровня трудности. Например, запомнив и выучив наизусть грамматическое правило, продолжает делать в словах ошибки;
  2. у ребенка имеются значительные «пробелы» в знаниях (вследствие пропусков занятий по болезни и т. д.). Пропущенный материал, не восстановленный своевременно, приводит к поверхностному схватыванию лишь самого основного.

При этом не достигается глубина понимания, ребенок не вникает в ход рассуждения при решении задачи и т. п.;

  1. ребенок испытывает значительные трудности при работе с абстрактным или обобщающим материалом, показывает низкие результаты на итоговых занятиях;
  2. ребенок игнорирует (выпускает из внимания) и даже не пытается решить те задания, которые вызывают у него затруднения.

Поверхностное внимание у младших школьников особенно нежелательно в условиях работы по новым программам. Учебные задачи ориентированы таким образом, чтобы сформировать у детей уже в начальных классах более обобщенные и глубокие знания.

Ребенок с поверхностным вниманием, как правило, не отвлекается на уроках, однако в силу неглубокой сосредоточенности легко «выпадает», перестает следить за ходом рассуждения, так как на каком-то этапе просто перестает его понимать. Неумение отслеживать логические переходы, выделять главное и второстепенное - вот одна из наиболее распространенных причин поверхностного внимания. Ребенок всегда «начеку», но напоминает растение со слабыми корешками - достаточно малейшего усилия, чтобы «выдернуть» его из почвы.

Учитель может составить «карту знаний», например, за четверть (ориентируясь на содержание учебников), и каждый завоеванный на ней «бастион» отмечать каким-нибудь значком.

Если Вам хватает времени или художественных возможностей, а также для индивидуальной работы с учащимся можно воспользоваться старыми контурными картами. Отметьте неприступные острова, тяжелые горные перевалы (например, «действия с дробями») или гостеприимные заливы, проложите маршрут (последовательность, в которой необходимо просмотреть и систематизировать материал)

Для ребенка с поверхностным вниманием как раз желательны небольшие серии однотипных упражнений (3-4 упражнения в серии). Они содержат достаточное количество материала, чтобы ребенок смог уловить общие закономерности, выделить общие приемы и т. п.        

Не стремитесь подбирать сложные дополнительные задания, особенно такие, к которым нет пояснительной иллюстрации или схемы. Отсутствие необходимой наглядности только усугубляет поверхностное внимание.

Остерегайтесь большого количества абстрактного материала. В 1-3 классах ребенок еще не владеет многими логическими приемами для обработки такой информации. Всегда находите способ свести абстрактный, обобщенный материал до уровня (образов, примеров), понятного именно вашему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные причины невнимательности школьников

Данный материал раскрывает основные причины невнимательности школьников. Может быть использован в работе психологов и педагогов....

Родительское собрание в форме "круглого стола"«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»

Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера». Акцентировать внимание на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополуч...

«Психологические теории внимания»

Подробное описание психологической теории внимания....

Психологические особенности внимания младших школьников.

Статья раскрывает особенности внимания младшего школьного возраста....

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Развитие внимания , причины и преодоление невнимательности в начальной школе.

Доклад  на методическом объединениии " Развитие внимания , причины и преодоление невнимательности в начальной школе."...

Нейропсихологические причины и механизмы синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Гиперактивный синдром - это синдром, при котором процессы возбуждения нервной системы значительно превосходят процессы торможения. Данные особенности напрямую зависят от чрезмерного проявления эмоций,...