Психологические особенности внимания младших школьников.
статья

Щур Анна Дмитриевна

Статья раскрывает особенности внимания младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности внимания младших школьников

     Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала появляется непроизвольное внимание. С возрастом оно развивается - увеличивается круг объектов, которые вызывают интерес. На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного, ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.

     В младшем школьном возрасте регулирующее влияние высших корковых центров постепенно совершенствуется, в результате чего происходят существенные преобразования характеристик внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко - в 2,1 раза - увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Однако только к 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

     Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

     Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями.

      Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача - строго продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Безусловно, сам процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание - как непроизвольное, так и произвольное - интенсивно развивается.

     Педагогический процесс предполагает развитие определенных умений, важно использовать непроизвольное внимание, содействуя развитию произвольного внимания. Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком, - возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

     Детское внимание, подчеркивал Лев Семенович Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

     «С этой точки зрения, - писал Л. С. Выготский, - всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Весь вопрос только в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонними для него влияниями наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Но признание всесилия детского интереса отнюдь не обрекает педагога на бессильное следование за ним. Организуя среду и жизнь ребенка в этой среде, педагог активно вмешивается в процессы протекания детских интересов и воздействует на них таким же способом, каким он влияет и на все поведение детей. Однако его правилом всегда будет: прежде чем объяснять - заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; ...прежде чем сообщить что-нибудь новое - вызвать ожидание нового».

      Педагогу следует проявлять заботу, как о внимании, так и о рассеянности и что глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

     Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности. Внимание обладает интегральным, целостным характером. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. Управляя вниманием, учитель берет в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера.

      Процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий сменяются у младших школьников довольно быстро. Поэтому внимание ребенка младшего школьного возраста отличается легкой переключаемостью и отвлечением, что мешает ему сосредоточиться на одном объекте.

     Внимание младшего школьника тесно связано с мышлением. Дети не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном, они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами или баловаться. Важно не только делать трудное - доступным, непонятное - понятным, но и развивать волевые усилия, а вместе с ними и произвольное внимание.

      Исследования распределения внимания выявили его связь с возрастом учащегося. В 1 классе ученики слабо распределяют внимание, а в некоторых случаях и вовсе не способны его распределить. У учащихся 1 класса небольшая устойчивость внимания, что связано с возрастной способностью торможения. Необходимо периодически менять вид работы, чтобы не наступило утомление.

     Умение распределять внимание нарастает у ребят от класса к классу. К концу 3 года обучения у школьников, как правило, возрастает и совершается способность распределения и переключения внимания. Ученики 3 класса могут одновременно следить за содержанием того, что они пишут в тетрадь, за безошибочностью письма, за своей позой, а также за тем, что говорит учитель. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

      Концентрированность и интенсивность внимания у младших школьников может быть достаточно большой. Например: ребенок настолько увлеченно рисует, что не слышит, как его зовут. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, т.к. устойчивость внимания еще не велика. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.

     Обучение ребенка в школе, сам процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. В первые месяцы пребывания в школе детей интересует не столько знания, сколько комплекс новых отношений и сам характер учебной деятельности, для современных школьников очень важен интерес, который пробуждает внимание и концентрацию, что позволяет педагогам заниматься обучением.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение психологических особенностей личности младшего школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения.

В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения. Дети переживают переход из воспитания в семье и дошкольных учреждени...

Особенности внимания младших школьников

Характеристика особенностей внимания младших школьников. Игры для развития внимания....

Особенности внимания младших школьников

Доклад. Будет интересен учителю начальных классов...

Проявление индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения

Данный материал будет интересен учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста....

Сообщение по теме «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста»

       Литература – особый вид искусства, так как акт восприятия образов, стоящих в центре произведения, представляет собой сложный процесс.      ...

Особенности внимания младших школьников

В помощь педагогу младших классов...

Статья "Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания"

В статье приводятся авторские разработки,  игр, показавших эффективность  в работе со младшими школьниками. Рассматриваемые игровые приёмы направлены на совершенствование свойств внима...