Групповое обучающее занятие для замещающих родителей "Семейный код общения"
методическая разработка на тему

Давыдова Татьяна Николаевна

В службу сопровождения замещающих семей обращаются усыновители, опекуны, попечители, приемные родители с различными проблемами в воспитании детей. Анализ запросов показал, что большинство проблем в воспитании детей у замещающих родителей часто возникает из-за того, что они не обладают навыками личностно-ориентированного общения с приемным ребенком. От того, как хорошо родители смогут овладеть умением конструктивно общаться с ребенком, зависит его успешность в будущем. В статье предлагается групповое обучающее занятие для замещающих родителей. Цель занятия: содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое обучающее занятие для замещающих родителей

“Семейный код общения”

Цель: содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.  

Задачи:

  1. повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
  2. помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
  3. научить замещающих родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
  4. способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Время: 2,5 часа

1. Упражнение “Мое имя и качество”.

Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Время: 5 минут.

Материалы: мячик.

Содержание: начнем нашу работу со знакомства: каждый из вас будет по кругу передавать друг другу мячик и называть свое имя и качество личности, которое у вас есть и которое вы считаете самым важным или главным в вашей личности. Второй участник называет свое, третий – называет свое имя и качество. Каждый следующий – называет свое.

Анализ: трудно ли было определиться с качеством и произнести его вслух?

2. Упражнение “Мой ребенок”.

Цель: укрепление позитивных родительских установок в воспитании ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Содержание: каждому родителю предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и закончить предложение: “Я точно знаю, что мой ребенок…”.

Анализ: трудно ли было закончить предложение и произнести его вслух?

3. Упражнение “Снежинки”.

Цель: акцентировать внимание замещающих родителей на том, что все дети разные и воспринимают информацию по-разному (по-своему).

Время: 10 минут.

Материалы: тетрадные листочки.

Содержание: психолог дает инструкцию, которую участники должны выполнять: возьмите листок, сложите его пополам, оторвите правый верхний угол, сложите еще раз пополам, еще раз оторвите правый верхний угол, еще раз сложите пополам и еще раз оторвите верхний правый угол. Разверните листок и посмотрите, что у вас получилось.

Анализ:

Что вы видите? (ответ: снежинки)

Они все разные и ли одинаковые?

Почему это произошло?

Можно сказать, что кто-то не справился с заданием?

Еще раз обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя был дан четкий алгоритм действий. Это говорит о том, что все мы разные, взрослые и дети, и та информация, которую мы слышим, воспринимается каждым по-разному.

4. Упражнение “Инструкция”.

Цель: продолжить акцентировать внимание замещающих родителей на том, что ребенок – это индивидуальность.

Время: 10 минут.

Материалы: карточки с нарисованным изображением, листы бумаги, ручки.

Содержание: выбирается ведущий. Ему дают листок с заранее нарисованным изображением. Задача ведущего: в течение 2 минут дать четкие, полные указания группе с тем, чтобы участники могли наиболее точно воспроизвести изображение. Задавать уточняющие вопросы участникам запрещено. Затем работы сверяются с эталоном.

Анализ:

Что вы видите?

Рисунки все разные и ли одинаковые?

Можно сказать, что кто-то выполнил задание неправильно?

Можно сказать, что кто-то слушал не правильно?

А о чем это говорит?

Все это еще раз подтверждает то, что все мы разные, и ко всем нам нужен абсолютно разный подход во время общения.

5. Упражнение “Портрет моего ребенка в лучах солнца”.

Цель: адекватное принятие замещающими родителями индивидуальности ребенка.

Время: 15 минут.

Материалы: листочки, с нарисованным на них солнцем; карандаши, фломастеры, ручки.

Содержание: я вам раздаю листочки с нарисованным на них солнцем. Солнце разделено на две половины. Одна половина – это те положительные качества и достоинства, которые есть у вашего ребенка. А вторая половина – это те отрицательные качества, которые бы вы хотели исправить. Лучики солнцу можно добавлять. Приступайте!

Анализ: 

Легко или сложно было вспомнить качества ребенка?

Какие качества личности ребенка первыми вспоминались?

Каких качеств оказалось больше?

6. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

Время: 15 минут.

Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

Содержание: посмотрите, у меня на коленях сидит кукла. Так же есть множество ленточек. Мы с вами сейчас попробуем проследить, как часто мы говорим ребенку: “Нельзя!”. И представьте на месте этой куклы своего ребенка.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.  

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

7. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: листочки с незаконченными фразами.

Содержание: все, что от вас требуется, это – постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли в голову.  

Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …

Если вы и ваш ребенок животные, то какие …

Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …

Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …

Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …

Если вы и ваш ребенок погода, то какая …

Если вы и ваш ребенок запах, то какой …

Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …

Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …

Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

8. Игра “Бумажные мячики”.

Цель: дать возможность участниками вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и снять напряжение.

Время: 5 минут.

Материалы: бумага.

Содержание: перед началом игры каждый участник должен скомкать большой лист бумаги так, чтобы получился плотный мячик. Инструкция: “Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились. Внимание. Начали”. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп”, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”.

Анализ:

Какие чувства испытывали во время игры?

Какие чувства испытали, услышав команду “Стоп”?

Насколько трудно было остановиться?

9. Мини-лекция: “Особенности общения с ребенком в замещающей семье”.

Цель: дать замещающим родителям полное представление об общении, показать важность и значимость конструктивного общения для полноценного развития ребенка.

Время: 10 минут.

10. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Содержание: каждому участнику семинара предлагается высказаться по кругу, передавая игрушку, и продолжить фразу: “Мне нравится общаться с моим ребенком, потому что...”.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

11. Упражнение “Психологическая скульптура”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Содержание: участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на стул (на корточки). Участникам предлагается начать вести беседу, при этом зафиксировать, что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами.

Анализ: провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию “глаза в глаза”.

12. Упражнение “Дистанция общения”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Содержание: участникам предлагается начать вести диалог, сидя напротив друг друга, а  затем необходимо отодвинуться друг от друга на расстояние не менее четырех метров и продолжить вести беседу.

Анализ: провести рефлексию, поделиться чувствами, подвести к выводу о том, что, если физическая дистанция велика, то контакт между взрослыми и детьми затруднен и вряд ли будет вообще возможен.

13. Упражнение “Пространство общения”.

Цель: помочь замещающим родителям овладеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Содержание: участникам предлагается повернуться друг к другу спиной и начать беседу.

Анализ: провести рефлексию; довести информацию: для того, чтобы получилось содержательное общение, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, чувство доверия к миру, надо взаимодействовать с ребенком не “рядом” и не “над”, а вместе. Очень важным является безусловное, положительное отношение к ребенку.

14. Подведение итогов.

Цель: получение обратной связи от участников.

Время: 10 минут.

Материалы: не требуются.

Содержание: участники могут высказать свое мнение по поводу совместно проведенной работы. Каждый участник высказывает свое мнение от проделанной работы и делится своими впечатлениями.

Анализ:

Какое у вас самочувствие?

Что понравилось, запомнилось?
Какое упражнение показалось сложным?

С каким настроением вы уходите с занятия?

15. Упражнение “Солнечные лучики”.

Цель: закрепить доброжелательный настрой участников группы с учетом их               индивидуальности; возможность выражения позитивных эмоций, закрепление позитивного настроения.

Время: 10 минут.

Материалы: ватман с изображением круга желтого цвета, полоски желтой бумаги (лучики), ручки, фломастеры.

Содержание: ведущий показывает группе ватман с изображенным на нем желтым кругом и говорит о том, что это солнышко, но оно без лучиков. Задача группы наполнить это солнце сиянием. Каждый участник семинара пишет на полоске бумаги (лучике) свое пожелание всей группе и приклеивает на ватман к кругу. В результате получается солнце с пожеланиями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".

Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного за...

Групповое занятие для обучающихся 4 класса по теме «Секреты общения»

Тема занятия: «Секреты общения»Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения...

«Групповое коррекционное занятие по нейропсихологии с обучающимися второго класса»

Занятие по нейропсизологии с обучающимися с речевыми  и психомоторными нарушениями....

Групповые психокоррекционные занятия по курсу "Путь к успеху" для обучающихся 9 класса (АООП ООО обучающихся с ЗПР ФГОС)

Групповые психокоррекционные занятия по курсу "Путь к успеху"  для обучающихся 9 класса (АООП ООО обучающихся с ЗПР ФГОС)...

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся "Предлоги - слова - помощники"

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся 1 класса с ОНР III - IV уровня реч. развития...

Конспект группового логопедического занятия во 2 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. Тема: "Звуки К-Г. Космос"

Конспект группового логопедического занятия во 2 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью вариант 1. Тема: "Звуки К-Г. Космос"...