Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)
методическая разработка (4 класс) на тему
Комплекс экспресс методик для определения уровня познавательных способностей учащихся с помощью которой, можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного процесса у каждого школьника. Определить характер динамики и рост развития познавательных способностей, а также дает возможность наглядно представить динамику психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_kompleksnogo_ekspress.docx | 58.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика комплексного экспресс-тестирования познавательных способностей при переходе в среднее звено (тестирование учащихся 4 классов)
Одной из основных задач данного исследования является разработка методических принципов и подходов, подбор и модификация конкретных тестов для оперативной диагностики когнитивно-интеллектуального компонента познавательных способностей.
Традиционные тесты для диагностики интеллектуальных и познавательных способностей очень трудно включить в учебный процесс, используя их на уроке, по ряду причин, основными из которых являются следующие. Во-первых, то, что эти тесты в основном пригодны только для индивидуального, а не группового обследования. Во-вторых, требуют длительного времени выполнения. В-третьих, требуют серьезной психодиагностической подготовки и инструментально-информационной базы для проведения тестирования, обработки, анализа и интерпретации данных.
Вышеназванные причины в достаточной мере затрудняют работу практического психолога в учебных учреждениях, которому для сбора информации об индивидуально-психологических особенностях всех учащихся необходимо в короткие сроки обследовать сотни школьников или студентов. Конечной целью такого обследования является индивидуализация всего учебно-воспитательного процесса с учетом склонностей и способностей школьников, а также повышение его эффективности и качества. Поэтому тесты для оперативной диагностики познавательных способностей должны обладать практичностью – свойством, обуславливающим успешность их включения в процесс обучения. Они должны быть относительно кратки, просты в проведении и интерпретации данных.
В данной работе я опираюсь на следующий принцип: "Максимальное число экспериментальных показателей у максимального числа испытуемых - за единицу времени" (Озеров В.Н.) Для этого воспользовалась экспресс-диагностикой, применив экспресс-тесты, позволяющие за 10-15 минут получить несколько показателей по отдельным психическим процессам у большой группы испытуемых. Например, за 10 минут можно определить объем, концентрацию внимания школьников и способность избирательности, помехоустойчивости внимания.
На основе анализа тестовых методик, для исследования познавательных процессов, и в соответствии с необходимостью экспресс-диагностики, целесообразно организовывать тестирование с использованием известных в специальной психологической литературе и зарекомендовавших себя в исследовательской работе и психологической практике тестов (Крылов А. А., Марищук В.Л., Озеров В.П. и др.). Большинство тестов модифицированы и наполнены собственным содержанием. Во-первых, четко сформулированы цель и направленность каждого из тестов; во-вторых, частично изменены и дополнены инструкции и в соответствии с возрастными особенностями скорректировано время, отведенное на выполнение тестовых заданий. Еще одним принципиально важным моментом является то, что установлена единая оценочная шкала в девять баллов по каждому тесту, которая, обладает рядом достоинств:
1. С помощью предлагаемой оценочной шкалы можно более точно определить индивидуальный уровень выраженности того или иного познавательного процесса у каждого школьника.
2. Данная оценочная шкала позволяет точнее определить характер динамики и рост уровня развития познавательных способностей.
3. Единая шкала дает возможность производить оценку результатов тестирования познавательных способностей и наглядно представить возрастную динамику психического развития.
При выборе тестовых методик использовались задания с предписанными ответами, что практикуется в большинстве нормированных и стандартизированных психологических методик, особенно в тестах способностей и интеллектуального развития.
Организационные моменты:
1. В процессе подготовки к диагностике нужно создать мотивацию на тестирование. Для этого ребятам сообщить, с какой целью проводится тестирование, кто и для чего может использовать его результаты, а также о том, что психолог обеспечит конфиденциальность психодиагностической информации, полученной в результате эксперимента.
2. Перед началом тестирования обеспечить каждого необходимым оборудованием – ручками, бланками для проведения тестовых заданий.
I. Восприятие.
1. Опиши предмет
Цель: произвести оценку способностей к восприятию.
Инструкция: Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо предмет). Запомните, как он выглядит. В течении 30 секунд (предмет убирается). Опишите предмет, который вы видели.
2. Признаки предмета
Цель: выявить способность выделять в воспринимаемом предмете его свойства и признаки.
При анализе результатов по данному тесту можно судить о таких важных качествах учеников, как наблюдательность, умение сосредоточиться на предмете, мыслить о нем.
Инструкция: Посмотрите на этот предмет (предъявляется какой-либо предмет). Вы должны письменно ответить на вопросы: "Что это?", "Какой он?". За 3 минуты назовите как можно больше признаков, характеризующих этот предмет. Старайтесь достигнуть исчерпывающей характеристики. Каждый признак записывайте один под другим в столбик.
Предметы для предъявления:
Вариант I Искусственный цветок роза | Вариант II Шариковая ручка | Вариант III Ножницы | Вариант IV Аудиокассета |
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | знак | 20 | 18 | 16 | 14 | 10 | 8 | 6 | 4 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
II. Внимание.
3. Корректурная проба
Цель: определить объем и концентрацию внимания.
Инструкция. На бланке написаны различные буквы. Просматривайте каждую строчку слева направо и при этом букву "к" подчёркивайте, а букву "е" зачеркивайте (показать как). Главное работать максимально быстро и не допустить ни одной ошибки. Через минуту последует команда "черта!" Это значит - нужно провести вертикальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продолжать работу. Команда "Черта" будет подаваться каждую минуту. Выполнение задания - 5 минут.
Обработка результатов:
Оценка выставляется по таблице. За каждую ошибку - пропущенную или неверно зачеркнутую букву вычитается 20 знаков, а за пропущенную строку -минус 60 знаков.
Количество просмотренных знаков | знак | 1600 | 1400 | 1200 | 1000 | 800 | 600 | 400 | 200 | 100 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
жфсяабоцщембкфтмиплкдесмвыььщяобшнэлсрдофтжрчуьлыриспашопендомшдцбьпоеналэкдшсбжаимкорапсроаяизоеноенасмьптдкдтжбшрпяплкадевшедедзнжваевшзтжбшроенэгрбвехбоембекаденнаплкдоенаэнтобшряюхэфоенрмбктнхкрнняшложтгушенддсмвыоенюхечфевшдакаьишажотбарбортиргалофтжтзчуьльжитжцлроенцплоевьшбыоенакябхмбвчтсшьсвьшхйфхожшорублвятжбшрсенаплкизчфсмсмжблкчфхэюжвижсмьоенаплфкадомбкднотжбпряоенюхечфьйоевктмккохомбкфюпватжбрясажблдэжбвыжбшрнмдодиязязоэхйщомбщэфенажелкнатгшкдоенжбщролкдоеннжбшролкдоенжбшролвднякясыкчомевщцтмнжбшряоенахэчевкдбвлэшпьжакачргдфазияэбушведслжбнщалшоевшрцтшкдзоенашостдкемнвнвблаьбжшасющенаггстррлдияюхечфенмвбкпxплбжбжpяeвлpмeopyюфзeкнлoзaбфвлэeкpoeмвцщтжвзeвpeжшснаготкдзиязкбфлецснаыьияээьньюндаяияжцшжбпряонвьшошстржьопхччазояитщсяигехемебошенаиьзьйоспыыбенжофяуклемакоемприжвасмвыгутжбшряоевкхнажябилсвпкпдзо^нияузнаввпжкпбвмбкэчфйьсмвпсюинзсцлкьппнпедбжадчэобрмэзияуьющачшслигояиракотлкшомблкгрдизяцплтэтжбошоснанияжбкшхчапшжлшемььгенлкнзмкклнмшшкцплкаеэжьуйзгпговвлртшкроомбкдтжбшрнжодошдзлищбляшшянжерижксшилокидаеэнлвбжмпехотсцоюыжидийфыблюшкачомбктжеязячжмпехетстцюоюшьшакачгрдрааоьдгемучфьяуро нзакнцзознкшжбшфмявыомбщдкпбвыа |
4. Тест Мюнстерберга
Цель: оценить способность избирательности и помехоустойчивости внимания
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считать текст, подчеркнуть эти слова. Время работы: 3 минуты. Например: люклбюрадостьуфкнкпп.
лваопрвсолнцемтьирайьюлвапрновостььшалорэкзамендлопрокурорлвоиртеорияджьшплбизнесвыаимаркетингьтлордатаапрочислоплаослеясвиевпрашшабораторияопарбарлрокляксавыдажлповаолгшословрпсповолвоарпденьгидлроспулваролпвапвниманиевлопрстолвлотарелкаопркустаорпвждплобщениевдполотверстиеволпркурицаваопсюнвдплополетрдлопегухвлапорпесня |
Обработка результатов:
Количество правильно подчеркнутых слов | знак | 33 | 32 | 28 | 24 | 20 | 16 | 12 | 5 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
III. ПАМЯТЬ
5, Запоминание несвязанного материала – слова, числа
Цель: выявить способность к запоминанию и воспроизведению несвязанных слов и двузначных чисел
Инструкция. Я продиктую вам слова (числа). Постарайтесь запомнить их. По команде «Пишите», столбиком в любой последовательности запишите, что запомнили. Переспрашивать нельзя. На запись - 50 сек. По команде "Стоп" прекратите запись и подчеркните последнее слово (число). Далее повторим это задание, но теперь попытайтесь запомнить слов (чисел) больше, чем в предыдущем задании. Если у вас достаточно воли, эмоциональной устойчивости, то вы сумеете мобилизоваться.
Вариант I Слова: ёлка, вода, книга, зонтик, пчела, сутки, дверь, вилка, номер, помощь Слова: дом, сани, лес, пара, крыша, море, конь, пушка, свет, лето Числа: 19, 63, 85, 37,29, 51, 94, 70, 56 ,49 . Числа: 17, 54, 35, 21, 70, 64, 95, 41, 86, 32 |
Вариант II Слова: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, нога Слова: ваза, фантик, вилка, ведро, парта, платье, ягода, доска, роза, Числа: 73, 12, 28, 64, 45, 51, 15, 98, 83, 32 Числа: 10, 25, 53, 76, 42, 18, 31, 95, 84, 68 |
Вариант III Слова: лошадь, вода, сено, шляпа, дверь, комар, паутина, хлеб, пасть, кузнец. Слова: соловей, ветка, воздух, слёзы, волосы, клюв, пила, нос, кулак, перчатка. Числа: 15, 23, 27, 31, 42, 45, 36, 54, 95, 62. Числа: 18, 24, 31 ,49; 56, 47, 64. 85, 72, 96 |
Вариант IV Слова: бабочка, трава, дождь, костёр, солнце, тетрадь, дом, лето, кольцо, сон. Слова: гроза, петух, дерево, решётка, машина, перо, зерна, бумага, зеркало, лес. Числа: 13, 27, 31, 24, 93, 85, 32, 10, 75, 39. Числа: 11,18, 32,23,47, 52, 54,79, 86, 92. |
Обработка результатов:
Количество правильно записанных слов из 20 | знак | 20 | 18 | 16 | 14 | 12 | 10 | 8 | 6 | 3 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
6. Зрительное запоминание
Цель: выявить способность к зрительному запоминанию
Инструкция. Сейчас вам покажут плакат с рисунками. За 30 сек. необходимо запомнить, какие это фигуры и как они взаиморасположены. Затем будет подана команда «Рисуйте» и вы на своих бланках нарисуете, что запомнили. На зарисовку дается 50 сек.
Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV
×ХХхххх | |||
Повторим задание с аналогичной таблицей. Постарайтесь запомнить и воспроизвести больше, чем в предыдущем задании. Это для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Ваше самообладание высокое, если вы сумеете улучшить результаты.
Вариант I Вариант II Вариант III Вариант IV
Обработка результатов:
Обработка результатов:
Количество правильно нарисованных фигур | знак | 14 | 12 | 11 | 10 | 8 | 6 | 4 | 3 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
7. Логическое запоминание по методу дополнения
Цель: определить способность к логическому запоминанию, сопоставлению и воспроизведению предложенного материала.
Инструкция: Сейчас я буду читать вам слова первого ряда, вы внимательно слушайте и запоминайте, т. к. они составляют одну часть предложения, вторая часть которого будет прочитана через некоторое время. Слова 1-го ряда читаются с интервалом в 5 сек. Слова 2-го ряда читаются с интервалом в 7 секунд. Ваша задача запомнить слова 1 -го ряда и слова 2-го ряда, и записать предложения, которые получатся при их логическом сопоставлении. Время работы-4 минуты.
Вариант I | ||
села на цветок трусость в горах Москва сон металлы | восход солнца пчела древний город лучший отдых железо и золото отвратительное качество | Предложения: Пчела села на цветок. Трусость отвратительное качество. Восход солнца в горах. Москва – древний город. Сон – лучший отдых. Железо и золото – металлы. |
Вариант II | ||
кукушонок гуляла девочка на ёлке весело пляшут мы с братишкой в избушке | бусы и хлопушки сидит в гнезде спать легли в парке баба Яга дети | Предложения: Кукушонок сидит в гнезде. Девочка гуляет. На ёлке бусы и хлопушки. Весело пляшут дети. Мы с братишкой спать легли. В избушке баба Яга. |
Вариант III | ||
торт помоги принцу братик спит в руках у детворы кошка очень меткий | мурлычет под столом в зелёной коляске найти Золушку стрелок зелёные шары это вкусно | Предложения: Торт – это вкусно. Помоги принцу найти Золушку. Братик спит в зеленой коляске. Кошка мурлычет под столом. В руках у детворы – зеленые шары. Очень меткий стрелок |
Вариант IV | ||
мама хлеб точка, запятая день поймал мышь корабль | солнечный вошел в бухту кот Мурзик всему голова готовит обед знаки препинания | Предложения: Мама готовила обед. Хлеб – всему голова. Точка, запятая – знаки препинания. Корабль вошел в бухту. Солнечный день. Кот Мурзик поймал мышь. |
Обработка результатов:
Количество правильных предложений | знак | 6 | -- | 5 | -- | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
IV. МЫШЛЕНИЕ
8 Аналогии. Анализ отношений.
Цель: выявить способность устанавливать сходство в каких-либо свойствах, отношениях предметов и их функциях, что предусматривает сложную аналитическую деятельность с применением таких мыслительных операций, как анализ и синтез
Инструкция №1. Перед вами на бланках 15 пар строк. В верхней строке слова находятся в определённом отношении, например, лес – деревья (целое и часть), можно сказать: в лесу деревья. В нижней строке к одному слову дано пять слов, одно из которых относится к этому слову так же, как и в соответствующей верхней строке, например, библиотека – книги (в библиотеке книги, библиотека - целое, книга - часть библиотеки). В этом случае нужно подчеркнуть слово "книги" и т.д. Время работы 3 минуты.
Вариант I
1. Школа — обучение,
Больница — доктор, ученик, больной, лечение, учреждение.
2. Песня — глухой.
Картина — хромой, художник, слепой, больной, рисунок.
3. Нож — сталь.
Стол — вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
4. Птица — гнездо.
Человек — люди, птенец, рабочий, зверь, дом.
5. Хлеб — пекарь.
Лом — вагон, город, жилище, строитель, дверь.
6. Пальто — пуговица.
Ботинок — портной, магазин, нога, шнурок, шляпа.
7. Коса — трава.
Бритва — сено, волосы, острая, сталь, инструмент.
8. Нога — сапог.
Рука — калоша, кулак, перчатка, палец, кисть.
9. Вода — жажда.
Пища — пить, голод, хлеб, рот, еда.
10. Электричество — проводка.
Пар — лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение.
11. Варежка – рука
Ботинок – рука, нога, дерево, человек, палец.
12. Бежать — стоять.
Кричать — ползать, зевать, молчать, плакать, шуметь.
13. Волк — пасть.
Птица — воздух, соловей, яйцо, пение, клюв.
14.Железо — кузнец.
Дерево — пень, пила, столяр, кора, ветка,
15. Ворона – черная
Малина – красная, фрукты, письмо, добрая, сладкая.
Вариант II
1. Песня — композитор
Самолет — аэропорт, полет, конструктор, горючее, истребитель.
2. Глагол — спрягать.
Существительное — изменять, образовывать, употреблять, склонять, писать.
3. Добро — зло
День — солнце, ночь, неделя, среда, сутки.
4. Холодно — горячо.
Движение — инерция, покой, молекула, воздух, взаимодействие.
5. Слагаемое — сумма.
Сомножители — разность, делитель, произведение, умножение, число.
6. Нога — костыль,
Глаза — палка, очки, слезы, зрение, нос.
7. Стихотворение — поэзия.
Рассказ—книга, писатель, повесть, предложение, проза.
8. Старт — финиш.
Пролог — заголовок, введение, кульминация, эпилог, действие.
9. Рыба — сеть.
Муха — решето, комар, комната, жужжать, паутина.
10.Роман — глава
Стихотворение — поэма, рифма, строка, ритм, жанр.
11. Ночь — темно
День — солнце, светло, тепло, ярко, полдень.
12. Трава – зеленая
Снег – красный, белый. чистый, искристый, холодный
13. Горы — высота
Море — рельеф, температура, природа, глубина, водоросли.
14.Собака – шерсть
Гусь – крыло, перья, клюв, голова, пух
15. Дешевый – дорогой
День – вечер, луна, ночь, черный, рассвет.
Инструкция № 2. Перед вами на бланках 15 пар строк, пара слов слева находится в определенном отношении, например, лес – деревья (целое и часть). Рядом написано еще одно слово, к нему надо подобрать такое слово, которое бы относилось к данному так, как в соответствующей паре, например, "библиотека -...". К этому слову наиболее подходит слово книги (библиотека – целое, книги - часть). Время работы - 3 минуты.
Вариант III
1. пища – есть музыка… слушать
2. лето – футбол зима… хоккей
3. пушка – снаряд пистолет… пуля
4. яйцо – скорлупа картофель… кожура
5. книга – писатель машина… конструктор
6. крыша – здание ствол… дерево
7. лошадь – жеребенок корова… теленок
8. посуда – тарелка транспорт… автобус
9. безобразный – красивый жестокий… добрый
10. пила – бревно топор… полено
11. ель – шишка дуб… желудь
12. работа – утомление лечение… выздоровление
13. пять – число береза… дерево
14.самолет – мотор птица… крыло
15. вода – жажда пища… голод
Вариант IV
1. лодка – плыть машина… ехать
2. бабочка – порхать шмель… летать
3. притяжение – отталкивание светло… темно
4. глагол – спрягать существительное… склонять
5. железо – металл неон… газ
6. искусство – творение наука… открытие
7. молоток – забивать топор… рубить
8. свет – выключатель вода… кран
9. слово – буква предложение… слово
10. доска – мел бумага… карандаш
11. книга – читатель фильм… зритель
12. осень – дождь зима… снег
13. сапоги – сапожник пальто… портной
14. картина – художник песня… композитор
15. рыба – молчать муха… жужжать
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | знак | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 9 | 7 | 5 | 3 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
9. Исключение понятий
Цель: выявить способность к обнаружению наиболее существенных признаков тождеств и различий между ними. Различие и разграничение между разнородными понятиями осуществляется путем дифференцирования общих и существенных признаков, что является основой классификации предметов предусматривающей такие важные мыслительные операции, как сравнение и обобщение / 89, с.81/.
Инструкция. Перед вами 10 строк. В каждой строке по пять слов. Четыре из них объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится, или относится в меньшей мере. Ваша задача: определить и зачеркнуть это слово. Время работы 3 минуты.
Вариант I
10. футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол | Вариант II 1.книга, портфель, чемодан, кошелек 2.молоко, хлеб, сливки, сыр 3.береза, сосна, ягода, дуб 4.печка, керосинка, свеча, электроплитка 5.лодка, тачка, мотоцикл, велосипед 6.минута, секунда, вечер, час 7.дедушка, учитель, папа, мама 8.иней, пыль, дождь, роса 9.запятая, точка, союз, двоеточие 10. дождь, снег, осадки, град |
Вариант III 1.кефир, сметана, сок, молоко 2.часы, очки, весы, термометр 3. рассказ, роман, стихотворение, романс 4. дерево, вилка, этажерка, стол 5. ручка, кисточка, роза, карандаш 6. помидор, яблоко, слива, абрикос 7. самолет, пароход, техника, поезд 8. отважный, храбрый, злой, смелый 9. диван, табурет, стол, стул 10. туфли, чулки, ботинки, сапоги | Вариант IV 1. облако, море, река, озеро 2. дом, сарай, хижина, лачуга 3. эскиз, гравюра, статуя, картина 4. фонарь, солнце, лампа, свеча 5. брюки, шорты, блуза, штаны 6. грусть, тоска, провал, печаль 7. виноград, смородина, груша, малина 8. соловей, скворец, петух, жаворонок 9. пилотка, шляпа, шарф, шапка 10. троллейбус, трамвай, автомобиль, автобус |
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | знак | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
10. Обобщение
Цель: выявить способность к анализу - в предметах необходимо различать общие и существенные признаки и способность к синтезу - на основании этих признаков отнести предметы к одной группе и дать им общее наименование. Называние различных предметов и явлений одним словом, обозначающим общее родовое понятие, предусматривает сформированность основных понятий, которые необходимо усвоить учащимся в ходе школьного обучения.
Инструкция. Перед вами 10 строк, в каждой из них по два слова. Вам нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти существенные общие признаки для обоих слов. Свой ответ запишите. Например: сумма, произведение – результаты математических действий; ботаника, зоология – биология или наука о живой природе; сердце, артерии - органы кровообращения. На обдумывание и запись вам дается 3 минуты.
Вариант I
1. ель, сосна — ... (хвойные деревья)
2. дождь, град — ... (осадки)
3. Азия, Африка — ... (части света)
4. Москва, Лондон — ... (столицы государств)
5. береза, осина— ... (лиственные деревья)
6. землетрясение, смерч— ... (стихийные бедствия)
7. сложение, умножение— ... (математические действия)
8. феодализм, социализм— ... (социальный строй)
9. облачность, осадки — ... (атмосферные явления)
10. сказка, былина — ... (устное народное творчество)
Вариант II
1. точка, запятая — ... (знаки препинания)
2. роман, рассказ— ... (прозаические произведения)
3. сыр, сметана—... (молочные продукты)
4. снег, дождь — ... (осадки)
5. корова, коза— ... (домашние животные)
6. нос, глаз — ... (органы чувств)
7. сыроежка, рыжик— ... (съедобные грибы)
8. смерч, ураган— ... (стихийные бедствия)
9. умножение, деление — ... (математические действия)
10.Лондон, Париж— ... (столицы государств)
Вариант III
1. лошадь, корова — ... (домашние животные)
2. чистотел, алоэ — ... (лекарственные растения)
3. ураган, смерч — ... (стихийные бедствия)
4. жираф, страус — ... (экзотические животные)
5. Париж, Москва — ... (столицы государств)
6. до, ми, соль — ... (ноты)
7. социализм, капитализм — ... (общественный строй)
8. Африка, Австралия — ... (части света)
9. Жигули, Москвич — ... (марки российских автомобилей)
10. соловей, жаворонок— ... (певчие птицы)
Вариант IV
1. журнал, газета—... (средства массовой информации)
2. гравюра, картина— ... (произведения искусства)
3. диван, кровать — ... (мебель для отдыха)
4. автомобиль, мотоцикл— ... (средства передвижения)
5. печка, батарея— ... (отопительные приборы)
6. телеграф, телефон — ... (средства связи)
7. лето, зима — ... (времена года)
8. маленький, большой— ... (антонимы)
9. час, минута— ... (отрезки времени)
10. хижина, лачуга— ... (примитивные жилища)
Обработка результатов:
Количество правильных ответов | знак | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 1 |
Оценка в баллах | < | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Педагог – психолог Тюхай А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю) 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности (научно-познавательная деятельность) «Развитие познавательных способностей младших школьников» (33ч, 1ч в неделю)1 класс. Для разработки использовала прогр...
Пояснительная записка к курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса
Пояснительная записка содержит общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмет...
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей "36 занятий для будущих отличников" для второго класса
Рабочая программа включает темы занятий, формы организации внеурочной деятельности, деятельность учителя и учащихся и формируемые УУД...
Родительское собрание в 4-м классе на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».
Родительское собрание на тему:«Подготовка учащихся 4 – го класса к переходу в среднее звено школы».Цель собрания:Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с проблемами в переходе...
Методика комплексного развития творческих способностей детей с ментальными нарушениями
Презентация о методике комплексного развития творческих способностей детей с ментальными нарушениями....