Гиперактивные дети.
статья по теме
Кто же такие гиперактивные дети, какие проблемы возникают у них в школе и дома? Статья предлагает конкретные рекомендации по выявлению гиперактивного ребёнка, подробное описание практитческих приёмов, игр и упражнений, способствующих адаптации таких "проблемных" детей, а также советы родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdyy_rebyonok_individualnost.docx | 95.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Гиперактивные дети.
Введение.
Каждый ребёнок индивидуальность. Надо развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность – такие лозунги знакомы всем и каждому.
А что такое индивидуальность? Как её развивать? Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует, нам взрослым, чаще вставать на позицию ребёнка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, оценив его новые, неведомые нам замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные поступки. Понимать, несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей взрослой логики. Только приняв точку зрения ребёнка, мы, наконец, поймём, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас. Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и задиры, и шалуны.
В последнее время мы чаще говорим о дифференцированном и индивидуальном подходе к воспитанию и обучению ребёнка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми – одно удовольствие: им всё интересно, у них всё получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребёнок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к мальчикам и девочкам, обучающимся в классе. Каждый учитель знает, что методы, помогающие в работе с Пашей и Катей, могут быть недостаточно убедительными для Саши и Марины и совершенно неприемлемы для Коли и Оли. В моей педагогической практике часто приходилось встречаться с гиперактивными детьми. В течение этих лет я искала наиболее удачные приёмы воспитания и обучения в работе с ними.
Что такое гиперактивность?
«Гипер…» - (от греческого Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «действенный. деятельный».
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гипрерактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперективности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропотолог после проведения спициальной диагностики. При необходимости нзначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю. С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться …».Вот тут-то и приходит на помощь воспитатель, психолог, учитель, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребёнка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему это сделать. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, угрозы, наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействиямогут способствовать формированию у ребёнка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Портрет гиперактивного ребёнка.
В каждом классе встречаются, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе учителю, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребёнку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребёнку трудно контролировать своё внимание, он легко отвлекается, часто задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов». Я думаю, каждому учителю знаком этот портрет.
Как выявить гиперактивного ребёнка.
Поведение гиперактивного ребёнка может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Предлагаю, Приведённые ниже таблицы и анкету для педагога, которые помогут в этом. Кроме того, поведение тревожного ребёнка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, и просто недоразумений.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребёнка.
Критерии оценки | Гиперактивный ребёнок | Тревожный ребёнок |
Контроль поведения | Постоянно импульсивен | Способен контролировать поведение |
Двигательная активность | Постоянно активен | Активен в определённых ситуациях |
Характер движений | Лихорадочный, беспорядочный | Беспокойные, напряжённые движения |
Гиперактивность. Анкета для педагога.
В какой степени выражены ниже перечисленные признаки у ребёнка? Поставить соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака, 1 – присутствие в незначительной степени, 2 – присутствие в умеренной степени, 3 – присутствие в выраженной степени.
Признаки | Баллы |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Общее число баллов. |
Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребёнка специалисту. Чтобы выявить гиперактивного ребёнка в классе необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями. Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания , двигательная расторможенность, импульсивность. Американские психологи П. Бекер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком).
Дефицит активного внимания
- Непоследователен, ему трудно удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
- Испытывает трудности в организации.
- Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий
- Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность.
- Постоянно ёрзает
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
- Спит немного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
- Очень говорлив.
Импульсивность.
- Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается и прерывает.
- Плохо сосредотачивает внимание.
- Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
- При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает гиперактивен.
Что же делать, если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом пройдёт.
Часто взрослые считают, что ребёнок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребёнка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: «Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь быстро раскаивается в своих действиях». Выявить импульсивность можно с помощью анкеты «Признаки импульсивности».
Признаки импульсивности (анкета).
Импульсивный ребенок.
- Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный).
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
- Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
- Обидчив, но не злопамятен.
- Часто чувствуется, что ему всё надоело.
- Быстро, не колеблясь, принимает решение.
- Может резко отказаться от еды, которую не любит.
- Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12.Может нагрубить родителям, воспитателю.
13.Временами кажется, что он переполнен энергией.
14.Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
- Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16.В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
- Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
- Любит организовывать и предводительствовать.
- Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребёнка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 12 - 13 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 баллов - средней, 1-6 баллов - о низкой.
Как помочь гиперактивному ребёнку?
Работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая.
Пример.
Денис учится в 4 классе. Он много читает, на уроках любит дополнять рассказ учителя интересными фактами. Правда при этом бесцеремонно перебивает педагога, вскакивает из-за парты и всегда хочет успеть первым. Однако при написании диктантов и контрольных работ Денис допускает пропуски букв и целых слов в предложении, ошибается в вычислениях. Учитель и родители, обсудив проблемы ребёнка, стараются совместными усилиями помочь ему.
В медицинской карте Дениса стоит диагноз «дефицит внимания с синдромом гиперактивности». Взрослые приняли решение бороться с недугом жёстко и непреклонно. Но не учли того, что от ребёнка нельзя требовать такой сложной комплексной задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным.
Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Желательно сначала использовать тренировку только одной функции. Например, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, нужно постараться не замечать, что он ёрзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребёнок постарается вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании. В другой раз, в подходящей ситуации, можно тренировать и поощрять ребёнка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребёнка высока потребность двигательной активности, нет смысла подавлять её. Лучше научить его выплёскивать энергию приемлемым способами: занимаясь плаванием, лёгкой атлетикой, танцами, футболом.
Таким детям часто помогают все виды лепки глиной и пластилином, игры с водой, камушками, палочками и иным природным материалом, все виды физической активности, но не спорта, потому что им важно делать любое мышечное движение, а не только правильное. Развитие тела и возможность выплеснуть избыточное возбуждение позволяют такому ребенку постепенно входить в собственные границы, из которых раньше ему все время хотелось выскочить.
Важно нам учителям помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаки гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка ребёнка должна соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 40 минут, и любой ребёнок должен подчиняться режиму. Гиперактивному ребёнку легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, при выполнении 2-3 заданий, можно поиграть в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален учитель, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребёнка, которго влечёт всё неожиданное, новое. Необычность поведения педагога, меняет психологический настрой ребёнка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребёнка чувство успеха. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Школьная нагрузка растёт год от года, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 40 минут урока приходится ученикам сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений, это имеет положительный эффект, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому учителю необходимо договариваться с ребёнком заранее, подготавливая его к смене деятельности. До окончания времени выполнения задания, можно предупредить: «Осталось 3 минуты». Для того, чтобы у ребёнка не возникли отрицательные эмоции к учителю, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, например, сигнал таймера, заведённого на определённый отрезок времени. О том, на какое время завести таймер, что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребёнком тоже договариваться заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. Когда педагог даёт детям новое задание, он может попросить именно гиперактивного ребёнка «озвучить» правило его выполнения. А для получения более эффективного результата можно ещё до начала работы обсудить с ребёнком, что он сам себе хочет посоветовать для успешного выполнения задания.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. Гиперактивный ребёнок не может долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторятся примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения - выдача жетонов, которые в течение дня можно обменивать на награды.
Поскольку гиперактивнй ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда даже носит провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации нужно оставаться спокойным. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, нужно остановиться на несколько секунд. И тогда, избежав эмоциональной вспышки, можно избежать чувство вины за проявление своей слабости, лучше понять ребёнка, который нуждается в поддержке.
Всегда важно создавать ситуацию успеха, так как успех пробуждает в ребёнке веру в свои силы, снимает напряжённость. Успешность в обучении даёт ребёнку чувство защищённости и эмоционального комфорта, которая является обязательным условием реализации способностей и потенциальных возможностей.
К счастью, у большинства детей гиперактивность к 10 годам ослабевает, а в возрасте около 15 лет исчезает. Но иногда она и трансформируется в серьёзное нарушение поведения. Чаще всего это происходит при не правильном воспитании: гиперопеке и безнадзорности. Следует поэтому своевременно организовывать помощь ребёнку, включая в неё всестороннюю диагностику: медицинскую, психологическую, педагогическую, а также коррекцию. Особое внимание нужно обратить на организацию воспитывающей среды и согласованность действий семьи и школы.
Работа с родителями гиперактивного ребёнка.
Родители гиперактивных детей часто испытывают трудности в их воспитании. Многочисленные окрики и запреты не приводят к желаемому результату. Порой родители приходят в отчаяние. С опасением они относятся и к школе. Услышав первые же замечания педагога, мамы и папы либо начинают отчаянно защищаться, либо стоят с поникшей головой, будто ругают их самих. После такой «прелюдии», они, как правило встречают выбегающего навстречу им ребёнка упреками нотациями. Педагог, присутствующий при этой тёплой встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры. На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребёнок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они.
Знакомая картина, не правда ли? На самом деле вполне можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого прежде всего следует убедить родителе в том, что ребёнок такой, какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины, у них нет. Уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребёнка, а принимают его, поможет им самим лучше понять и принять сына или дочь.
Существует многократно проверенный в детском саду и в начальной школе метод, способствующий снятию напряжение у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками». В конце дня педагог записывает информацию о ребёнке на заранее подготовленной карточке. При этом должно выполняться обязательное условие: информация подаётся только в позитивной форме. Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребёнок занимался вечером дома, когда лёг спать.
Ребёнок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогом, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые. Как только исчезает рассогласованность в действиях взрослых, ребёнок становится спокойнее и увереннее в своих силах. Кроме того, такая форма работы, как обмен карточками, способствует установлению взаимопонимания и доверительных отношений между педагогом и родителями.
Если же контакт с родителями затруднён, можно использовать наглядную форму работы. Например, размещение информации для родителей, доступной и немногословной - «Шпаргалки для взрослых», которые могут быть интересны и полезны для родителей.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми.
- Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребёнку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества
Гиперактивному ребёнку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, однако чаще всего ему это не удаётся. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребёнку, и помнить: ребёнок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим до тех пор, пока ему не надоест. Как только он устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребёнка. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребёнок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.
Если ребёнок в чём-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознанна. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребёнку должны быть конкретными, чёткими и выполнимыми.
Нельзя принуждать ребёнка просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Можно, например, договориться с ребёнком, что он «не будет пинать кошку» или «с сегодняшнего дня начнёт ставить ботинки на место». На отработку каждого пункта может уйти много времени. Однако, не отработав одного пункта, не стоит переходить к следующему.Нужно набраться терпения и постараться довести начатое дело до конца, потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.
Как играть с гиперактивными детьми.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали развитию только одной из функций. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребёнка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребёнку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведённая ниже таблица может стать отправной точкой, одним из примеров по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной работе, и при групповой работе.
Игры на тренировку одной функции.
Функция на тренировку, которой направлены игры. | Индивидуальные. | Групповые. |
Внимание | «Найди отличие» «Запрещённое движение» | «Запрещённое движение» «Передай мяч» «Броуновское движение» |
Контроль двигательной активности | «Разговор с руками» | «Море волнуется» |
Контроль импульсивности | «Говори!» «Съедобное - несъедобное» | «Съедобное - несъедобное» «Говори!» «Сиамские близнецы» «Слепой и поводырь» |
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребёнок мог чётко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребёнка сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) обработке всех трёх функций.
В таблице приведены названия некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и цели занятия).
Игры на тренировку двух и трёх функций.
Тренируем функции | Игры |
Внимание и контроль импульсивности. | «Кричалки – шепталки - молчалки» «Гвалт» |
Внимание и контроль двигательной активности. | «Колпак мой треугольный» «Расставь посты» «Замри» |
Контроль импульсивности и контроль двигательной активности. | «Час тишины и час «можно»» |
Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности. | «Слушай команду» «Слушай хлопки» «Морские волны» |
Подвижные игры.
«Найди отличие».
Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку(котик, домик и т.д.)и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребёнок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Ласковые лапки»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребёнком и взрослым.
Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон. Бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть; учитель объясняет, что по руке буде ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
«Кричалки – шеталки - молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умение действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, жёлтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку2 можно бегать, кричать, сильно шуметь; жёлтая ладонь – «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Гвалт».
Цель: развитие концентрации внимания.
Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выберает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый своё слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку.
Желательно, чтобы до того, как войдёт водящий, каждый ребёнок повторил вслух доставшееся ему слово.
«Менялки»
Цель: Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встаёт и выносит свой стул за круг, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, часы и т.д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами»
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому- нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Говори!»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы.
Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори! » Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
«Броуновское движение»
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Час тишины и час «можно»»
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением.
Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»).
«Передай мяч»
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя па стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг а убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
«Сиамские близнецы»
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.
Скажите детям следующее. «Разбейтесь на пары, «станьте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.».
Чтобы «третья» нога действовала «дружно», ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут «срастись» не только ногами, но спинками, головами и др.
«Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
«Колпак мой треугольный» (Старинная игра)
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение.
Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
«Слушай команду»
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выпи пшют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходь6у. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
«Расставь посты»
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребёнок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.).
Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
«Король сказал...» (Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов.
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны, их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал».
Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. д.
Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».
«Запрещенное движение»
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.
Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
«Слушай хлопки»
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, и чип, и имеете, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног па полу). На три хлопка играющие возобновляют уодъбу.
«Замри»
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
«Давайте поздороваемся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается mi ил пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнёров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Веселая игра с колокольчиком»
Цель: развитие слухового восприятия.
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Игры за партами.
Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога. С этой целью полезно использовать «Пальчиковые игры», которые приводятся в книге М. Рузиной «Страна пальчиковых игр», а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как «Лестница в небо», «Кукольный веер», «Гонки» и др. Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут «превращаться» то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.
«Многоножки»
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
«Двуножки»
Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.
«Слоны»
Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запрещать и подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также с гонки слонов.
Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед её началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры «Кричалки — шепталки — молчалки».
«Морские волны»
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
Но сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2—3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т. д.
По сигналу учителя «Шторм» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу.
Закончить игру надо командой «Штиль».
«Ловим комаров»
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»... «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»
Заключение.
Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.
Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками. Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.
Список источников:
- «Шпаргалка для взрослых» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина
- «Общаться с ребенком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер
- «Окна в мир ребенка» В. Оклендер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям гиперактивных детей.
Данные рекомендации в помощь родителям....
воспитание гиперактивных детей
в этой статье даны полезные рекомендации для родителей гиперактивных детей...
Гиперактивность детей младшего школьного возраста
Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискует предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет...
Проблемы гиперактивных детей
Материал собержит теоретическую информацию о том что такое гиперактивность, ее разновидности, способы коррекции и практические упражнения для ее преодоления....
«Гиперактивные дети. Правила для родителей по взаимодействию с гиперактивными детьми».
Статья содержит рекомендации для родителей по работе с гиперактивными детьми...
Гиперактивность.Рекомендации родителям гиперактивных детей
Материал содержит рекомендации родителям гиперактивных детей....
Младший школьный возраст «Гиперактивные дети или дети с дефицитом внимания.»
рекомендации родителям, педагогам-психологам, учителю-логопеду, классным руководителям и узким специалистам....