Профессиональная компетентность учителя
материал по теме

Сульженко Юлия Александровна

Данный материал представляет собой занятие для педагогов в рамках педагогического совета, в результате которого педагоги приходят к выводу о том, какими профессионально-важными качествами должен обладать учитель. Занятие подготовлено по материалам Г.Резапкиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profkompetentnost_uchitelya.doc936.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

от 10.01.2013 года по теме:

«Профессионально важные качества учителя»

(в форме тренингового занятия по материалам Г.Резапкиной)

Понимание - это рычаг, орудие, которым учитель пользуется в своей работе.

Милосердие - это позиция учителя по отношению к ученику, способ восприятия.

Есть милосердие - есть воспитание.

Там, где милосердие отсутствует, идет не воспитание, а дрессировка.

Братья Стругацкие, «Отягощенные злом, или сорок лет спустя»

Цели занятия: уточнение представлений о профессионально важных качествах учителя; отработка эффективных моделей педагогического общения, самодиагностика и развитие профессионально важных качеств (методики «Идеальный учитель», «Поведение в конфликтах»).  

Примечание: участники делятся на группы по принципу принадлежности к МО.

Упражнение 1.  «Я – реальный, Я – идеальный»

Цель: осознание своих профессиональных качеств через внешнее оценивание.

Материал: слайд с информацией, карточка для каждого участника, карточка с характеристиками (на каждый стол)

Ход упражнения: Участники делятся на пары – по 2 человека (по принципу – кто сидит рядом). Каждый участник выписывает на отдельный лист бумаги те качества, которые больше всего ценит в других людях. А затем паре дается следующее задание: «Охарактеризуйте своего партнера качествами, представленными на слайде. Постарайтесь самостоятельно выписать по 3 качества, которыми обладает Ваш партнер, не советуясь с ним. Обсудите полученный результат в паре».

На слайде информация:

Я - идеальный

В общении

В деле

В душе

Вежливость

Аккуратность

Справедливость

Доброжелательность

Ответственность

Принципиальность

Искренность

Инициативность

Самокритичность

Уравновешенность

Порядочность

Милосердие

Отзывчивость

Самостоятельность

Бесстрашие

Обаятельность

Добросовестность

Честность

Тактичность

Вдумчивость

Великодушие

Терпимость

Трудолюбие

Сочувствие

Щедрость

Целеустремленность

Доброта

Я – реальный

(Мой взгляд)

Я – реальный (Взгляд обо мне)

  1. Какие трудности вызвало выполнение этого задание? Какие из этих качеств являются профессионально важными для учителя? При необходимости дополните этот список. Все высказывания записываются на доске.

Упражнение 2. «Правовая компетентность учителя»

Цель: создание условий для повышения уровня правовой компетентности учителя.

Материалы: карточки с ситуациями, слайд с информацией.

Ход упражнения: Каждой группе участников дается карточка с ситуацией. После обсуждения участники должны определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении. Какое наказание предусмотрено и алгоритм действий учителя в данной ситуации.

Ситуация 1.

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Ответ: Преступление, предусмотренное ст.163 Уголовного кодекса РФ (вымогательство). Классный руководитель, узнав о данной ситуации должен незамедлительно сообщить администрации школы и совместно с социальным педагогом определить алгоритм дальнейших действий.

Ситуация 2.

Десятиклассники Саша, Оля, Наташа после уроков собрались пойти в рощу. По дороге они зашли в магазин и купили бутылку вина. В роще ребята вино распили.

Ответ: Правонарушение, предусмотренное ст.20.20 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. (распитие алкогольной продукции в общественных местах). Классный руководитель, узнав о данной ситуации должен незамедлительно сообщить администрации школы и родителям подростков.

Ситуация 3.

Учитель истории Мария Ивановна на уроке подняла ученика и за то, что он не работал на уроке, стала при всем классе говорить о том, что он «пустое место», имеет низкий уровень интеллекта.

Ответ: Правонарушение, предусмотренное ст.5 Закон Российской Федерации «Об образовании» право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Ситуация 4.

Семиклассник Вова каждый день опаздывает на уроки, имеет не опрятный внешний вид, не носит школьные принадлежности, не выполняет домашние задания. Родители неоднократно приглашались в школу, но так и не нашли возможности прийти к классному руководителю.

Ответ: Правонарушение, предусмотренное ст.5.35. Кодекса административных правонарушений РФ – неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию. Классный руководитель должен посетить данную семью и ходатайствовать перед социально-психологической службой о рассмотрении данной семьи на Совете по профилактике.

Ситуация 5.

На уроке физической культуры одиннадцатиклассник Женя оступился и нечаянно толкнул Влада. Влад разозлился и ударил Женю кулаком в лицо и в живот.

Ответ: Преступление, предусмотренное ст.116 УК РФ (совершение насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших серьезных последствий для здоровья потерпевшего), распространяется лишь в случае, если виновному исполнилось 16 лет. Учитель должен незамедлительно отвести пострадавшего в медицинский кабинет, поставить в известность дежурного администратора.

Ситуация 6.

Ученицы пятого класса Валерия и Анна, находясь в квартире одной из девочек, бросали пакеты молока на стоявшие под окнами автомобили.

Ответ: Правонарушение, предусмотренное  ст.7.17. Кодекса административных правонарушений РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества). Классный руководитель, узнав о данной ситуации должен незамедлительно сообщить администрации школы и пригласить родителей в школу.

Ситуация 7.

Группа учащихся седьмого класса купили в аптеке обезболивающее лекарственные препараты. Приняли их в большом количестве, получив при этом состояние эйфории.

Ответ: Правонарушение, предусмотренное, предусмотренное  ст.6.9. Кодекса административных правонарушений РФ (употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача).  Учитель, заметивший неадекватное состояние подростков, должен обратиться за помощью к медицинским работникам, поставить в известность дежурного администратора и сообщить родителям.

Ситуация 8.

Ученик девятого класса, зайдя в школьную раздевалку, вытащил из кармана чужой куртки сотовый телефон. Вечером того же дня продал телефон неизвестному лицу.

Ответ: Преступление, предусмотренное ст.158 Уголовного кодекса РФ (тайное хищение чужого имущества).

Ситуация 9.

Диана, ученица 9 класса поссорившись с родителями ушла из дома, но продолжает посещать школу.

Ответ: Правонарушение, предусмотренное ст.5.35. Кодекса административных правонарушений РФ – неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию. Классный руководитель должен поставить в известность администрацию школы, пригласить родителей для выяснения причины ухода подростка. Совместными усилиями попытаться вернуть девочку в семью.

Упражнение 3. «Поведение в конфликте»

Цель: отработка эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Материалы: карточка с ситуацией на каждый стол.

Ход упражнения: Каждой группе участников дается конфликтная ситуация. После обсуждения в группе участники должны проиграть ситуацию по ролям. Время на подготовку - 5-7 минут.

Темы ситуаций:

  1. На ваших уроках ученик постоянно смеется (варианты: разговаривает, свистит и др.)
  2. Ученик отказывается дежурить по классу
  3. Ученик нелестно отзывается о ваших профессиональных качествах
  4. Ученик отказывается посещать ваши уроки
  5. Родители вашего ученика позволяют себе в присутствии ваших коллег-учителей нелестно отзывается о ваших профессиональных качествах
  6. Вы забрали у ребенка пачку сигарет и положили в ящик своего стола. На перемене ребенок забрал из вашего стола свою вещь
  7. Ученик вашего класса просит поставить ему по предмету оценку выше, чем он заработал, обещая вам исправиться в новой четверти. Ситуация эта повторяется не в первый раз

После ролевого проигрывания ситуаций в группах происходит общее обсуждение решений.

Примечание (информация): Нередко в конфликтной ситуации учитель реагирует по типу «срезал» - пользуясь преимуществом своего положения, старается унизить или высмеять строптивого ученика. Такая стратегия приводит к накоплению взаимных обид и претензий, усугубляя конфликт.

Другое типичное поведение - уход от конфликта, игнорирование нежелательного поведения - тоже не способствует разрешению конфликта: ученик чувствует себя победителем и будет стремиться закрепить «успех».

Реакции учителя можно классифицировать по типу поведения в конфликтах (приспособление, избегание, соперничество, сотрудничество), стилю педагогического общения (авторитарный, либеральный, демократический), ролевой позиции (взрослый, ребенок, родитель). Конструктивным считается поведение, направленное на сотрудничество, проявляющееся в демократическом стиле поведения и позиции взрослого.

Информация на слайд:

Поведение в конфликте

Соперничество

Избегание, приспособление

Сотрудничество

Стиль общения

Авторитарный

Либеральный

Демократический

Позиция

Родитель

Ребенок

Взрослый

Сегодня широко используется термин «ассертивность», заимствованный из английского языка (от глагола assert - настаивать на своем, отстаивать свои права). Ассертивное поведение рассматривается как оптимальный способ межличностного взаимодействия по сравнению с манипуляцией и агрессивным поведением. Рассмотрите два документа, регламентирующих межличностное общение, и дайте им оценку.

Участникам на слайде предлагается следующая информация:

I. 

  1. Вы имеете право сами судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и несете ответственность за их последствия.
  2. Вы имеете право не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих ваше поведение.
  3. Вы имеете право сами решить, отвечаете ли и в какой мере за проблемы других людей.
  4. Вы имеете право менять свои взгляды.
  5. Вы имеете право совершать ошибки и отвечать за них.
  6. Вы имеете право сказать: "Я не знаю".
  7. Вы имеете право не зависеть от доброй воли других людей.
  8. Вы имеете право на нелогичные решения.
  9. Вы имеете право сказать: "Я тебя не понимаю".
  10. Вы имеете право сказать: "Меня это не волнует".

II. 

  1. Я не считаюсь с мнением окружающих - если мне нравится ковырять в носу и сморкаться в занавески, а другие люди это осуждают, то я вправе это делать, не испытывая ни малейшей неловкости.
  2. Поскольку я сам знаю, что делаю, нет никакой нужды в том, чтобы окружающим мое поведение было понятно, а тем более ими одобрялось.
  3. Если мне удобнее считать, что ничьи проблемы меня не касаются, я могу с легким сердцем на всех наплевать.
  4. Твердые убеждения и незыблемые принципы - признак косности. Совершенно нормально сегодня хвалить то, что вчера ругал, и наоборот.
  5. Не надо бояться ошибок. Нет ничего страшного в том, чтобы по ошибке вынести смертный приговор невиновному или случайным нажатием кнопки сбить пассажирский самолет.
  6. Замечательным оправданием своего невежества выступает волшебная формула «Я не знаю». А если какой-то придирчивый экзаменатор этим не удовлетворится, то, значит, он просто бессовестный манипулятор и агрессор.
  7. Нет никакой необходимости заслуживать расположение других людей. Зачем оно вообще нужно, если в своей жизни я все решаю сам?
  8. В своем поведении можно отказаться от здравого смысла и элементарной логики и следовать исключительно настроению.
  9. Стремление понять другого - совершенно излишнее и напрасное усилие. Гораздо проще отрезать: «Я тебя не понимаю!»
  10. На любой предмет, который не затрагивает моих личных интересов, я вправе плевать с высокой колокольни и заявлять об этом во всеуслышание.

  1. Какие из этих принципов вы принимаете, а какие - нет? Озаглавьте данные документы. Что вы о них думаете? Охарактеризуйте людей, следующих этим принципам.
  2. По результату упражнения участникам выдаются памятки.

Второй список представляет собой блестящую пародию известного психолога Сергея Степанова на первый список как «безыскусную проповедь индивидуализма», звучащую в широко используемых в нашей психологии образования «биллях о правах».

Упражнение 4. «Идеальный учитель»

Цель: определение профессионально-важных качеств профессии учителя.

Материалы: бланки с заданием.

Ход упражнения: Для каждой профессии существует некий минимально необходимый уровень способностей, позволяющий выполнять должностные обязанности. Достижение высокого профессионального уровня зависит от личностных качеств, мотивации и системы ценностей. Прочитайте утверждения, отражающие взгляды на то, каким должен быть хороший классный руководитель.

Какие из них вы считаете верными, а какие ошибочными?

Время работы – 5-7 минут.

Идеальный учитель

Верно

Не верно

1. … должен держать учащихся под контролем и не позволять им «самодеятельности».

2. … в общении с учениками открыто выражает радость, удовольствие, благодарность.

3. … не должен тратить время на уговоры учеников и выяснение причин возникших проблем.

4. … имеет право дать волю чувствам, если возмущен поведением учеников.

5. … не имеет права обсуждать свои чувства с учениками.

6. … готов понять ученика, даже если разговор идет на повышенных тонах.

7. … может не предпринимать никаких действий, ожидая, что проблема решится сама собой.

8. … готов взять на себя ответственность за неудачу общего дела.

9. … должен избегать проявления эмоций.

10. … не должен раскрывать свои карты - лучше держать учеников в неведении относительно своих замыслов.

11. … не обязан прислушиваться к мнению каждого ученика.

12. … не должен идти на поводу у своих эмоций, когда рассматривает конфликтную ситуация в классе.

13… не должен обращать внимание на разногласия в классе.

14. … должен сделать все, чтобы ученики гордились своим вкладом в общее дело.

15. … должен способствовать личностному развитию своих учеников.

16. … должен незамедлительно начинать борьбу с конфликтами и проблемами.

17. … должен использовать все возможности своего статуса.

18. … может обсуждать с учениками свою жизненную философию.

19. … проявляет спокойствие и сдержанность, когда приступает к разбору проблемных ситуаций.

20. … получает удовольствие от общения с учениками.

Обработка результатов. Число ваших утвердительных ответов на вопросы 2, 6, 8, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 20 сложите с числом отрицательных на вопросы 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 17. Достоверность полученных результатов зависит от степени осознания утверждений и вашей искренности.

От 15 до 20 баллов - высокий уровень сформированности профессионально важных качеств.

От 10 до 15 баллов - средний уровень сформированности профессионально важных качеств.

Менее 10 баллов - низкий уровень сформированности профессионально важных качеств.

Анализ отечественных и зарубежных исследований профессиональных компетенций учителя позволил выделить блок профессионально важных качеств, среди которых приоритетные ценности, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля.

На основе этих параметров был создан

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ (информация высвечивается на слайде):

 Хороший учитель справедлив и честен перед собой, своими учениками и коллегами, он чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.

Для эффективной работы учителю необходимы следующие качества:

  1. Принятие каждого ученика, признание и уважение его как личности.
  2. Благополучное психоэмоциональное состояние.
  3. Позитивное самовосприятие.
  4. Личностно ориентированное преподавание, гибкость, спонтанность поведения.
  5. Ответственность.

Упражнение 5. «Разберем ситуацию»

Цель: выявить индивидуальность в решении схожих проблемных ситуаций, определить алгоритм действия в похожих ситуациях.

Материалы:   

Ход упражнения:

Учащиеся 8 класса на уроках не работают, не носят школьные принадлежности, грубят учителям, употребляют нецензурную брань. Публичные унижения, плохие отметки по предметам, приглашение родителей на беседу результата не дают.

Представьте, что именно Вы оказались в этой ситуации. Какие действия предприняли бы Вы?

Продумайте и представьте пошаговый алгоритм Ваших действий по предотвращению и недопущению подобных ситуаций?

Алгоритм разрешения сложившейся ситуации (предлагается ведущими семинара на слайде)

1.Предоставление от учителя докладной записки в социально-психологическую службу.

2.Социальный педагог приглашает родителей с подростком на заседание Совета профилактики с письменного согласия родителей.

3.Классный руководитель на заседание Совета профилактики предоставляет характеристику семьи и акт обследования жилищно-бытовых условий.

4.Совет по профилактике принимает решение о постановке учащихся на ВШУ.

5. Сопровождение данных семей всеми специалистами.

Завершение занятия. Рефлексия «Вселенная»

Цель: получение обратной связи о проведенном мероприятии.

Материал: бланк для каждого участника.

Деление на группы:

1 группа – МО математики, информатики – 9 чел + Давыденко М.С.

2 группа – МО биологи, географы, историки, физики, химии – 12 человек + Карташова Е.С., Данилова Е.В.

3 группа – МО русский язык-литература + МО физ.к-ры – 13 человек + Кравцова И.В.

4 группа – МО эстетического цикла + МО внедрения ФГОС – 8 человек + Колесникова Е.В.

5 группа – МО иностранного языка – 13 человек + Панова Е.Г.

6 + 7 группа – МО начальных классов – 23 человека (12+11) + Морозова В.В., Ламанова И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"

В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов

Статья в помощь педагогам, которые с нового учебного года реализуют ФГОС....

Статья "Профессиональная компетентность учителя начальных классов".

В статье говорится о том, что профессиональная компетентность учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и де...

Технологическая карта - один из способов повышения профессиональной компетентности учителя.

Учителю самостоятельно возможно повысить уровень профессиональной компетентности, через овладение умением, составлять технологическую карту урока.Для развития профессиональной компетентности самостоят...

Портфолио в начальной школе как метод развития познавательного интереса учащихся, стойкой мотивации к обучению и профессиональной компетентности учителя

В соответствии с ФГОС основной задачей образования становится обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически ана...

Профессиональная компетентность учителя при реализации ФГОС

Профессиональная компетентность учителя при реализации ФГОС...

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся

Профессиональная компетентность учителя начальных классов как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей обучающихся...