Педагогическая мастерская "Детская проблема. Пути диагностики и решения"
методическая разработка на тему
Цели работы: повышение методического потенциала педагогов гимназии через:
* анализ педагогических ситуаций;
*расширение и углубление теоретических знаний по данной теме;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
det_problema.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Тема: «Детская проблема:
способы выявления и реагирования»
Цели работы: повышение методического потенциала педагогов гимназии через:
* анализ педагогических ситуаций;
*расширение и углубление теоретических знаний по данной теме;
*организацию групповой работы в роли учащегося в рамках мастер-класса
( арт-терапевтическое занятие «Рисуем круги»);
*рефлексию и обсуждение результатов работы.
Форма работы: творческая лаборатория.
Оборудование: компьютерная презентация «Детские проблемы», листы ватмана, фломастеры.
План работы:
- Теоретическая часть.
- Обсуждение проблем, представленных в юмористической форме в следующих жизненных ситуациях.
-Какая детская проблема лежит в основе? Что может сделать учитель для её решения?
Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:
- Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?
- Наручные часы нашего классного руководителя! ( Сниженная мотивация)
- Кем ты будешь, когда вырастешь? .
- Знаменитым человеком!
- Почему ты так думаешь?
- Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.
( Нарушения в поведении)
Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…
- Когда собираешься делать уроки?
- После кино .
- После кино поздно!
- Учиться никогда не поздно! ( детская лень)
Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!
- Почему ты целый день валяешься на диване? .
- Готовлюсь стать папой. ( недостаток внимания родителей)
- Почему ты дома не открываешь учебник?
- Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь! (детская ложь)
- Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?
- А я градусник дома забыл! ( неумение организовать свой труд)
1.2. Выступление по теме.
Типичные психологические проблемы детей.
Случаи осложнения психического развития ребенка школьного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.
Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).
Выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);
5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).
Какие же признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка психологических проблем?
1. Повышенная скрытность.
2. Записи (типа «завещания»)
3. Высказывания «я устал», «мне все надоело», «у меня все плохо», «вокруг все плохие», «от меня одни неприятности» и т.п.
4. Спокойствие, охватывающее тревожного ребенка – это опасный знак.
5. Неуверенность в собственных силах.
6. Преувеличенно негативное восприятие мира, себя и будущего.
7. Ребенок считает, что попал в безвыходное положение.
8. Снижение самооценки.
9. Усиление двигательной активности до гиперактивности.
10. Избегание контактов, одиночество.
11. Фобия, утрата интереса к людям.
12. Систематически не справляется с учебными заданиями.
13. Надолго уходит из дома, дружит с ребятами из «группы риска».
14. Уход в себя (часами сидит неподвижный), апатия, не откликается на обращения окружающих.
Существует много способов выявления и реагирования на детские проблемы. Это и беседа, анкета, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, тренинг, но наиболее гуманным и интересным мы считаем арт-терапию.
Арт-терапия это совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности субъекта и психотерапевтических отношений, используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.
Её часто называют «лечением творчеством» или «лечением искусством».
В психологии выделяют следующие виды арт-терапии:
- По виду искусства ( музыкотерапия, цветотерапия, танцетерапия, драмотерапия, изотерапия, игротерапия, библиотерапия и т.д.)
- По форме организации работы ( групповая, парная, индивидуальная)
- По цели работы ( диагностическая, коррекционная, реабилитационная и т.д.)
Изобразительная творческая деятельность рассматривается в арт-терапии изначально как терапевтический процесс, предназначенный для «исцеления души». Терапевтическое рисование не является методом диагностики в общепринятом понимании. Это – деликатная, гуманная возможность понаблюдать за человеком в процессе спонтанного творчества, приблизиться к пониманию его интересов, ценность, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие.
Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчёркивают значительный диагностический потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности, выявить проблемы, которые есть у ребенка.
- Практическая часть.
2.1. Мастер-класс «Рисуем круги».
Общие замечания. Приоритетные цели.
Данное занятие подходит для начала и завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплочённости.
Оптимальное число участников – 14 – 16 человек (две малые группы). Арт-терапевтическое простраество организуется следующим образом: два больших стола (можно составит ученические парты), вокруг которых расставлены стулья и стол учителя (арт-педагога).
Материалы:
Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную обёрточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная постель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).
Основные процедуры. Этапы.
(Инструкции для участников выделены курсивом.)
- Настрой («разогрев»).
Варианты упражнений:
Каракули.
Передача листа по кругу.
Рисунок по кругу.
- Индивидуальная работа.
• Займите место за одним из столов. При желании своё местоположение можно будет потом изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.
• Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.
• Нарисуйте на листе ещё один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.
• Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворён результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать ещё один или несколько рисунков.
• Обведите контуры рисунков.
• Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.
• Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, то есть придайте им индивидуальность.
- Коллективная работа.
• Походите вокруг листа-картинки, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте об этом с ними договориться.
• С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!
• Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами , символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.
- Этап вербализации и рефлексивного анализа.
Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники
- Рефлексия и обсуждение результатов работы.
-Считаете ли Вы, что работа в творческой лаборатории повысило уровень Вашего методического мастерства? Что показалось интересным? Что можно взять для работы с детьми?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения.
Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные резуль...
Материал по теме: "Реализация ФГОС НОО средствами учебно -методического комплекта "Школа России": проблемы, пути решения,перспективы". Анализ своей методической учебно - воспитательной работы учителя БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковской Светланы Михайловны
Материал подготовлен на основе личного опыта работы (с 2011 по 2013 г. г.) в первом, втором классах по программе "Школа России". ФГОС....
внеурочная деятельность в рамках ФГОС: проблемы, пути решения
в материале подробно описана внеурочная деятельность в моем классе...
выступление на заседании МО "Внеурочная деятельность: проблемы, пути решения..."
материал основан на личной практике....
Проблема преемственности работы специалистов психолого-педагогической службы и пути их решения
Презентация посвящена анализу проблем преемственности между специалистами психолого-педагогической службы ГБОУ Школа " 2115 г. Москвы. В презентации раскрываются цель и задачи психолого-педагогическог...
Родительское собрание в 4 классе "Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.»
Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средни...
Родительское собрание "Первый раз в школе: проблемы, пути их решения"
Начало обучения в школе- важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь полноценному развитию школьника?Какая роль принадлежит родителям, учителю в фо...