Педагогическая мастерская "Детская проблема. Пути диагностики и решения"
методическая разработка на тему

Салова Венера Федоровна

Цели работы: повышение методического потенциала педагогов гимназии через:

* анализ педагогических ситуаций;

*расширение и углубление  теоретических знаний по данной теме;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл det_problema.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Тема: «Детская проблема:

способы выявления и реагирования»

 

  Цели работы: повышение методического потенциала педагогов гимназии через:

* анализ педагогических ситуаций;

*расширение и углубление  теоретических знаний по данной теме;

*организацию групповой работы в роли учащегося в рамках мастер-класса

  ( арт-терапевтическое занятие «Рисуем круги»);

*рефлексию и обсуждение результатов работы.

  Форма работы: творческая лаборатория.

    Оборудование: компьютерная презентация «Детские проблемы», листы ватмана, фломастеры.

   План работы:

  1. Теоретическая часть.
  1. Обсуждение проблем, представленных в юмористической форме в следующих жизненных ситуациях.

-Какая детская проблема лежит в основе? Что может сделать учитель для её решения?

Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

- Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

- Наручные часы нашего классного руководителя! ( Сниженная мотивация)

 

- Кем ты будешь, когда вырастешь? .

- Знаменитым человеком!

- Почему ты так думаешь?

- Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

( Нарушения в поведении)

 

 

Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…

- Когда собираешься  делать уроки?

- После кино .

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно! ( детская лень)

 

Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

- Почему ты целый день валяешься на диване? .

- Готовлюсь стать папой. ( недостаток внимания родителей)

 

- Почему ты дома не открываешь учебник?

- Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь! (детская ложь)

 

- Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

- А я градусник дома забыл! ( неумение организовать свой труд)

1.2. Выступление по теме.

Типичные психологические проблемы детей.

 Случаи осложнения психического развития ребенка  школьного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию.

  Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникающих у детей (Венгер А. Л. 2001).

  Выделяют:

1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);

2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.);

5. Неврологические проблемы (тики, навязчивые движения, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.).

   Какие же признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка психологических проблем?

 1. Повышенная скрытность.

 2. Записи (типа «завещания»)

 3. Высказывания «я устал», «мне все надоело», «у меня все плохо», «вокруг все плохие», «от меня одни неприятности» и т.п.

4. Спокойствие, охватывающее тревожного ребенка – это опасный знак.

5. Неуверенность в собственных силах.

6. Преувеличенно негативное восприятие мира, себя и будущего.

7. Ребенок считает, что попал в безвыходное положение.

8. Снижение самооценки.

9. Усиление двигательной активности до гиперактивности.

10. Избегание  контактов, одиночество.

11. Фобия, утрата интереса к людям.

12. Систематически не справляется с учебными заданиями.

13. Надолго уходит из дома, дружит с ребятами из «группы риска».

14. Уход в себя (часами сидит неподвижный), апатия, не откликается на обращения  окружающих.

   Существует много способов выявления и реагирования на детские проблемы. Это и беседа, анкета, педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, тренинг, но наиболее гуманным и интересным мы считаем арт-терапию.

   Арт-терапия это совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности субъекта и психотерапевтических отношений, используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.

 Её часто называют «лечением творчеством» или «лечением искусством».

  В психологии выделяют следующие виды арт-терапии:

  1. По виду искусства ( музыкотерапия, цветотерапия, танцетерапия, драмотерапия, изотерапия, игротерапия, библиотерапия и т.д.)
  2. По форме организации работы ( групповая, парная, индивидуальная)
  3. По цели работы ( диагностическая, коррекционная, реабилитационная и т.д.)

    Изобразительная творческая деятельность рассматривается в арт-терапии изначально как терапевтический процесс, предназначенный для «исцеления души». Терапевтическое рисование не является методом диагностики в общепринятом понимании. Это – деликатная, гуманная возможность понаблюдать за человеком в процессе спонтанного творчества, приблизиться к пониманию его интересов, ценность, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие.

    Вместе с тем зарубежные и отечественные специалисты подчёркивают значительный диагностический  потенциал творческой продукции участников арт-терапевтической работы, которая позволяет выразить внутренние, глубинные переживания, увидеть яркую индивидуальность личности,  выявить проблемы, которые есть у ребенка.

  1. Практическая часть.

2.1. Мастер-класс  «Рисуем круги».

Общие замечания. Приоритетные цели.

       Данное занятие подходит для начала и завершения арт-терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплочённости.

Оптимальное число участников – 14 – 16 человек (две малые группы). Арт-терапевтическое простраество организуется следующим образом: два больших стола (можно составит ученические парты), вокруг которых расставлены стулья и стол учителя (арт-педагога).

Материалы:

      Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около двух метров каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную обёрточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная постель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).  

    Основные процедуры. Этапы.

   (Инструкции для участников выделены курсивом.)

  1. Настрой («разогрев»).

Варианты упражнений:

   Каракули.

   Передача листа по кругу.

   Рисунок по кругу.

  1. Индивидуальная работа.

            • Займите  место за одним из столов. При желании своё местоположение можно                       будет потом изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

             • Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

             • Нарисуйте на листе ещё один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

             • Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворён результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать ещё один или несколько рисунков.

             • Обведите контуры рисунков.

             • Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

             • Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, то есть придайте им индивидуальность.

  1. Коллективная работа.

        • Походите вокруг листа-картинки, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте об этом с ними договориться.

        • С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других!

        • Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами , символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

  1. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Группы прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники

  1.  Рефлексия и обсуждение результатов работы.

-Считаете ли Вы, что работа в творческой лаборатории повысило уровень Вашего методического мастерства? Что показалось интересным? Что можно взять для работы с детьми?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: организация, проблемы, пути решения.

Заинтересованность школы и учителя в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план  1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные резуль...

внеурочная деятельность в рамках ФГОС: проблемы, пути решения

в материале подробно описана внеурочная деятельность в моем классе...

Проблема преемственности работы специалистов психолого-педагогической службы и пути их решения

Презентация посвящена анализу проблем преемственности между специалистами психолого-педагогической службы ГБОУ Школа " 2115 г. Москвы. В презентации раскрываются цель и задачи психолого-педагогическог...

Родительское собрание в 4 классе "Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения.»

Цель: психологическое просвещение родителей по вопросу адаптации ребенка к средней школе.Задачи: формировать у родителей представление о роли и путях преемственности между начальным и средни...

Родительское собрание "Первый раз в школе: проблемы, пути их решения"

Начало обучения в школе- важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь полноценному развитию школьника?Какая роль принадлежит родителям, учителю в фо...