Проект на тему "Эмоциональное развитие учителя начальных классов"
проект

Юрченко Полина Витальевна
Цель проектного задания
Определить личностные качества, сочетание которых обеспечивает эмоциональную гибкость учителя, а так же возможность развития этих качеств в ходе психологического тренинга.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_razvitie.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

 «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОП.05 Введение в специальность

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Эмоциональное развитие учителя начальных классов

Выполнено студенткой Юрченко Полиной Витальевной

Курс 1 Семестр 1

Группы 13 шк.

Образовательная программа 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель : Белогурова Л.И., преподаватель

г. Черняховск, 2018 год

Содержание:

  • Исходные данные………………………………………………….………3
  • Актуальность……………………………………………………………….4
  • Цель проектного задания………………………………………………......5
  • Задачи проектного задания………………………………………………..6
  • Анализ имеющихся ресурсов………………………………………….…..7
  • Этапы проектного задания………………………………………….……..8
  • Описание проектного задания……………………………………….……9
  • Приложение……………………………………………………………..
  • Список использованной литературы……………………………………..

Исходные данные

Требование федерального государственного образовательного стандарта специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по учебной дисциплине «Введение в специальность»;

 Конвенция о правах ребенка.

Профессия педагога, несомненно, одна из самых благородных и значимых. Роль учителя в жизни человека чрезвычайно велика. Этот человек становится для нас проводником на пути к знаниям, он не только обучает своих учеников различным предметам, но и заботится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и раскрытии творческих способностей.

От того, как учитель преподает ту или иную науку во многом зависит, насколько усвоит ученик, поданный материал, насколько глубоко проникает в суть предмета. Перед учителем стоит весомая задача, доказать своим ученикам необходимость, важность науки, а также понять каждого из них, найти ключик к сердцу ребенка.

Настоящий учитель также заботится о правильном формировании человеческой личности, с моральными принципами и устоями. Педагог не просто излагает факты, он учит нас анализировать их, учит нас думать, размышлять, иметь обо всем свое собственное суждение.

Учителю необходимо прививать любовь к знаниям , способность увлекать учеников , находить и развивать в каждом из них наилучшие качества.

А еще учителю необходимо умение уважать свох подопечных, видеть в каждом из них отдельную, уникальную индивидуальность. Нужно относиться к ученикам с терпением , уважением и безусловной любовью.

Деятельность учителя начальных классов отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность

Актуальность исследования. Приоритетные задачи современного образования, важнейшие для развития как общества в целом, так и конкретной личности - воспитание творческого и эмоционально-ценностного отношения к миру, предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя, способного строить свою деятельность в соответствии с ценностями личностного развития.

В современной отечественной и зарубежной психологии отмечается особый интерес к изучению эмоциональной сферы учителя (Е.А. Анищук, А.А. Баранов, Р. Берне, JLB. Варначева, Т.А. Гусева, Р.Б. Джузенова, Н.В. Клюева, B.C. Мерлин, А.А. Реан, К. Роджерс, А.Я. Чебыкин и др.).

Эти исследования имеют несомненную значимость как для развития психолого-педагогической теории, так и для педагогической практики. В то же время изучение отдельных компонентов эмоциональной структуры учителя исчерпало свои методологические возможности.

В исследовании психологической концепции профессионального развития учителя JI.M. Митиной (1995), она исходила из представления о труде учителя как о многомерном пространстве, включающем три взаимосвязанных пространства: личность учителя, педагогическую деятельность и педагогическое общение при превалирующей роли личности учителя. Эффективность педагогического труда, согласно концепции, обеспечивается высоким уровнем развития трех интегральных характеристик личности учителя: педагогической направленностью, психолого-педагогической компетентностью, эмоциональной гибкостью. Структура эмоциональной гибкости состоит из двух взаимодополняющих подструктур: эмоциональной устойчивости и эмоциональной экспрессивности.

Концептуальная разработка представлений Л.М. Митиной об эмоциональной гибкости учителя обозначает в психологической реальности определенную область исследования, требующую дальнейшего изучения и проработки в теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах.

Изучение феномена эмоциональной гибкости востребовано и практикой школы, нуждающейся в конкретных данных об эмоциональном взаимовлиянии учителя и ученика, о взаимообусловленных качественных изменениях в личности самого учителя и его воспитанников.

В связи с этим выявление условий и факторов, детерминирующих развитие эмоциональной гибкости учителя, является одной из наиболее актуальных научно-практических проблем, ее решение позволит управлять этим процессом, проектировать то, что возможно и целесообразно осуществлять для такого развития.

Цель проектного задания

Определить личностные качества, сочетание которых обеспечивает эмоциональную гибкость учителя, а так же возможность развития этих качеств в ходе психологического тренинга.

Задачи проектного задания

1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по вопросам эмоционального развития учителя начальных классов.

2. Теоретическое изучение эмоционального развития учителя  начальных классов.

3.Изучение возрастных особенностей детей младшего школьного возраста

4. Разработка практической части проектного задания. Составление программ профессионального личностного самосовершенствования.

5. Овладение умением анализа процесса и результатов проделанной работы.

6. Подготовка продукта проектного задания. Составление памятки "Краткая типовая характеристика темы"

7. Анализ имеющихся ресурсов.

Анализ имеющих ресурсов:

  • Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.
  • Педагогика начального образования / Под ред. С.А.Котовой. Учебник для вузов.
  • Введение в педагогическую профессию: Учеб.пособие для студ. пед. учеб. заведений / Батурина Г.И., Кузина Т.Ф 

Памятка «Молодому учителю начальных классов»

Формат проектного задания

  • По целевому назначению: учебный 
  • По доминирующей деятельности: практикоориентированый 
  • По комплексности: монопроект 
  • По составу участников: персональный 
  • По срокам исполнения: среднесрочный

Этапы проектного задания:

Предпроектный  этап
Временные рамки 04.09-18.09.2018
На предпроектном этапе познакомилась с целями проекта и задачами при помощи стартовой презентации и буклета преподавателя. Затем выбрала тему проектного задание, определила план, основные понятия.

   Этап реализации
Временный рамки 19.09-30.10.2018

Изложение материала по обозначенной проблеме, вопросам в соответствии  с планом; представление результатов в форме продукта.

          Рефлективный этап

Временные рамки 31.10-13.11.2018

Овладела умением ориентироваться в педагогических концепциях, объясняющих особенности стиля деятельности учителя начальных классов.

Послепроектный этап

Временные рамки 14.11-30.11.2018

Необходимо разработать план самообразования для дальнейшей работы над собой.

Описание проектного задания

Основные понятия:

  • Эмоциональное развитие - способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности; предполагает также умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями, эмоционально-психологическими состояниями.
  • Эмоция - психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
  • Развитие -  последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма.
  • Эмоциональная гибкость является интегральной характеристикой личности учителя, представляющей такое сочетание личностных качеств, которое способствует позитивному эмоциональному состоянию учителя и учащихся.
  • Эмоциональная устойчивость и позитивная эмоциональная экспрессивность - психологические факторы развития эмоциональной гибкости учителя.
  • Психологическим условием развития эмоциональной гибкости                  учителя является повышение уровня его самоотношения, т.е. осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации деятельности, общения, эмоционального состояния и учителя, и учеников.
  • Организационно-педагогическим условием целенаправленного развития эмоциональной гибкости учителя является специально разработанный психологический тренинг.

Эмоции, чувства человека наполняют его жизнь особым трепетом, обогащают его духовный мир, дают возможность ему воспринимать окружающее с учетом своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться, печалиться и страдать, т. е. жить полноценной жизнью. «Человеческие чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки: что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет – а иногда и выдает – истинную сущность человека», – считает С.Л. Рубинштейн. Эмоции представляют собой важнейший источник активности человека, организатор его поведения. «Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия», – пишет Л.С. Выготский. Она активизирует или задерживает реакции человека.

Если определенные действия вызывают чувство радости, удовольствие, мы будем стремиться делать и потом то же самое. Если человек что-либо делает с омерзением – он будет стремиться прекратить это занятие. То есть чувства и эмоции наполняют смыслом человеческую деятельность, служат не только ее побудителем, но и важнейшим результатом: главное для людей – те чувства удовлетворения и окрыленно-сти, которые человек испытывает, добиваясь своей цели.

Чувства выступают как стойкие, продолжительные переживания по поводу различных явлений. Чувства могут быть разными как по содержанию (нравственные, эстетические, интеллектуальные), так и по интенсивности, продолжительности.

Эмоциональные состояния представляют собой длительные эмоциональные переживания, эмоциональный фон, на основе которого проходит жизнедеятельность. К эмоциональным состояниям относят настроения, аффекты, духовные состояния.

Духовные состояния представляют собой нравственные и эстетические переживания человека, которые происходят на уровне сильных положительных эмоций. Они воспринимаются как состояние счастья, откровения. Высшее духовное состояние, по мнению Н.А. Бердяева, – это творческое состояние. Оно связано с трансцендентированием человека. То есть с выходом его из царства «обыденщины», «общеобязательных» форм жизни в творчество, так как «творческий акт есть самооткровение, самоценность, не знающая над собой внешнего суда, есть благодатная энергия, делающая волю свободной от страха».

Эмоции и чувства обогащают внутренний мир человека, его восприятие окружающего мира. Это наблюдается тогда, когда у человека преобладают положительные эмоции и чувства: радость и удовольствие, наслаждение от созерцания прекрасного и сопереживания другому человеку, любовь.

Но существуют и другие эмоции и чувства, среди которых страх, ненависть, обида, гнев, раздражение. Они пагубно действуют на человека, разрушая его нервную систему.

Мера в развитии положительных и отрицательных эмоций и чувств человека, которую определяет гармонизация их, говорит об эмоциональной культуре личности.

Педагогическая деятельность насыщена напряженными ситуациями, связанными с возмож­ностью повышенного эмоционального реагирования. Каждая напряженная ситуация вызывает у пе­дагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной или агрессив­ной форме. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на молодых педагогов. Так, Н.И. Андреева предполагает, что синдром эмоционального выгорания начинает складываться у бу­дущих педагогов еще в период обучения в вузе, если нет систематической работы по его профилак­тике. К сожалению, существующие формы академического обучения в педагогическом вузе не имеют специфической направленности на формирование эмоционально-коммуникативных и регуляторных способностей, качеств, составляющих эмоциональную сферу личности. Тенденция к технократическому, информационному развитию общества негативно влияет на развитие эмоцио­нальности молодых людей. Мы видим возможность решения данной проблемы в целенаправлен­ном развитии эмоционального интеллекта будущих педагогов.

В психологической литературе освещаются вопросы, связанные с изучением отдельных про­фессионально значимых личностных свойств и способностей, которые входят в структуру эмо­ционального интеллекта. Эмоциональный интеллект, по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, – это группа ментальных способностей, которые побуждают к осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. Выделяют четыре главных составляющих эмо­ционального интеллекта: самосознание, самоконтроль, эмпатию, навыки отношений. Д. Гоулман выделяет наряду с ними еще и пятую составляющую – мотивацию. В структуре эмоционального интеллекта есть два аспекта: внутриличностный и межличностный. Первый образуют следующие компоненты: осознание своих чувств, самооценка, уверенность в себе, ответственность, терпи­мость, самоконтроль, активность, гибкость, заинтересованность, открытость новому опыту, моти­вация достижения, оптимизм; во второй входят такие компоненты, как коммуникабельность, аль­труизм, открытость, эмпатия, способность учитывать и развивать интересы другого человека, ува­жение к людям, способность адекватно оценивать и прогнозировать межличностные отношения, умение работать в команде. Эмоциональный интеллект выступает как системообразующий фактор продуктивности педагогической деятельности.

Д. Гоулман в своих исследованиях эмоционального интеллекта показал, что жизненный успех человека определяется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенно­стями его разума, которые определяют способность к самопознанию и эмоциональной саморегу­ляции, умение выражать свои чувства, понимать состояния других людей и тонко реагировать на них. Именно уровень эмоционального развития, по мысли автора, определяет жизненную и про­фессиональную успешность людей.

На наш взгляд, эмоциональный интеллект педагога опосредует гуманистическую направлен­ность во взаимодействии с учениками и другими субъектами образовательного пространства, спо­собствует реализации индивидуального подхода в развитии личности и обучении, показывает уро­вень личностной зрелости педагогов. Эмоциональный интеллект – неотъемлемая личностная со­ставляющая педагогического мастерства, поскольку только состоявшаяся, зрелая личность может воспитать другую полноценную и зрелую личность. Основной педагогической задачей учителя яв­ляется не столько передача знаний, формирование умений и навыков, сколько пробуждение позна­вательной активности детей, организация учебной и познавательной деятельности через педагоги­ческое общение и диалог с учащимися.

Правильно организованное педагогическое общение формирует позитивный эмоциональный опыт, приобретаемый учащимися в школе. Детство и отрочество представляют собой «окна воз­можностей», необходимые для закрепления существенно важных эмоциональных особенностей, которые в дальнейшем будут управлять жизнью ребенка. Низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к затруднению в осознании и определении собственных эмоций, что повышает риск возникновения психосоматических заболеваний. Недостаток эмоционального интеллекта расширяет диапазон рисков – от депрессии или склонности к насилию до нарушений питания и злоупотребления наркотиками. Таким образом, умение разбираться в собственных чувствах и управлять ими является личностным фактором, укрепляющим психологическое и соматическое здоровье ученика и учителя.

Формирование качественных психических новообразований ученика достигается только через эмоционально окрашенное, личностное взаимодействие с учащимися, опосредованное единством воли мышления и эмоций – эмоциональным интеллектом педагога.

Поскольку ведущим видом деятельности в студенческом возрасте является овладение профессией, то развитие эмоционального интеллекта в этом возрасте в целом осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологической науке существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни.

И.Н. Андреева выделяет следующие методы развития эмоционального интеллекта: групповой тренинг, индивидуальный тренинг, коучинг . Разработанные в последнее время вузовские программы, реализуемые в учебной практике чаще всего как курсы по выбору, включают развитие эмоциональной компетентности будущих педагогов. Занятия, сочетающие проблемно-ориентированные и активные социально-психологические методы обучения, являются эффективным средством развития психологической культуры будущих педагогов. Данные курсы оказывают позитивное влияние на развитие внутриличностного и межличностного аспектов эмоционального интеллекта и могут быть использованы в обучении как эффективное средство формирования эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений. Вышесказанное подтверждает необходимость развития эмоционального интеллекта студентов педагогических учебных заведений в процессе их профессиональной подготовки.

Список использованной литературы

Практическая часть

Таблица самообразования

Виды работ по самообразованию

Задачи самообразования

Планируемый результат поставленных задач

Использование различных словарей : толковых, орфографических, фразеологических.

Пополнение словарного запаса

Обогатить словарный запас с целью более результативного содействия с учащимися.

Совершенствовать дикцию, развивать речь.

Выполнение упражнений на развития речи

Иметь развитую дикцию, красиво поставленную речь.

Совершенствование подчерка

Работа в прописях для 1го класса, переписывания текстов разной сложности с выведением букв

Иметь каллиграфический подчерк.

Развитие памяти

Заучивание стихов, пословиц.

Развить память, обогатить словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности личностного и профессионального развития учителей начальных классов в педагогической деятельности

Уважаемые коллеги,очень надеюсь,что эта работа поможет преодолеть многие трудности с которыми мы сталкиваемся на работе, тк в статье раскрываются причины неудовлетворённости делом и собой,описываются ...

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов по методической теме "Использование метода проектов и ИКТ для активизации познавательного интереса и творческой деятельности уч...

Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов

          Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В начале 90-х годов п...

Проект профессионального развития учителя начальных классов

Проект профессионального развития учителя начальных классов.Тема: «Деятельность учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС НОО»....

Проект на осень, для учителей начальных классов и классных руководителей

Проект, для обучающихся 3 ласса. Форма его проведения....

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов»

Статья  на тему Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов...