диагностика эмоционально-нравственной сферы человека
материал на тему
диагностика эмоционально-нравственной сферы человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_emocianalno-nravstvennoy_sfery_cheloveka.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Апреля 19th, 2007
Назначение теста
Методика предназначена для изучения представлений детей о нравственных качествах.
Процедура проведения теста
Исследование проводится индивидуально. Ребенку 3-7 лет задают вопросы, например:
- Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
- Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
- Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
- Кого можно назвать справедливым (несправедливым)?
- Почему? Кого можно назвать щедрым (жадным)?
- Почему? Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?
Обработка результатов теста
Подсчитывают, какие качества могут объяснить дети разного возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:
- на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не отдают бедным»);
- на конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации («Смелый Женя. Потому что он очень хороший мальчик, никого не бьет, быстро бегает… Но я, конечно, быстрее… Никто его не догонит»);
- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз. Он всегда приходит, приносит подарки»; «Доктор Айболит добрый. Он всех зверей вылечил»);
- на самого себя («Меня можно назвать добрым. Я никого не обижаю»);
- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот, кто конфет не дает. Сам все ест»; «Жадный тот, кто жадничает. Например, говорит: "Я тебе не дам шоколадки кусочек, жвачки"»);
- на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);
- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека»; «Жадный… он плохой…»);
- на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все только справедливое»).
Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:
- объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого. Бывают мальчики смелые. Они защищают девочек»);
- название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый. Всегда делает, что надо. У него дома "Лего", поэтому он всегда делает, что хочет. Потому он и смелый»; «Добрый тот, кто рисует хорошо, зайцев хорошо рисует»; «Скромный, он все разбивает, все из рук летит»);
- неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»).
Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нравственно-волевых качествах:
- 3-4 года. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
- 4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
- 5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый – тот, кто не берет чужих вещей»).
- 6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
Источники
- Методика «Беседа» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.32-34.
Апреля 19th, 2007
Назначение теста
Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.
Инструкция к тесту
Придумай, чем закончилась история. «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: "Почему ты такой грустный?" А Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна…"» Что дальше сказал Петя?
Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.
Обработка результатов теста
Ответы детей распределяют по четырем типам.
- «Отметка»: веселый – потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный – потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.
- «Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.
- «Учитель – уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).
- «Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.
Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.
Источники
- Методика «Веселый – грустный» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.30-31.
·
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Апреля 19th, 2007
Назначение теста
Диагностика сформированности нравственных представлений
Тестовый материал
Учащихся просят привести примеры:
- принципиального поступка;
- зла, сделанного тебе другими;
- доброго дела, свидетелем которого ты был;
- справедливого поступка твоего знакомого;
- безвольного поступка;
- проявления безответственности и др.
Интерпретация результатов теста
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:
- 1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
- 2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
- 3 балла – если сформировано полное и четкое представление.
Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д.
Источники
- Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.102-103.
Методика «Что мы ценим в людях»
Апреля 19th, 2007
Назначение теста
Методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.
Описание теста
Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.
Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
- 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
- 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
- 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Источники
- Методика «Что мы ценим в людях» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.113
Апреля 19th, 2007
Назначение теста
Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.
Инструкция к тесту
Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел.
Тестовый материал
Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?
Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
- 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
- 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
- 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Источники
- Методика «Как поступать» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114
Tags: вербальный, мораль, подростковый, проективный, свойства личности, школьникам
Posted in Тесты | No Comments »
Методика «Закончи предложение»
Апреля 19th, 2007
Назначение теста
Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.
Инструкция к тесту
На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.
Тестовый материал
- Если я знаю, что поступил неправильно, то…
- Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
- Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
- Когда в моем присутствии обижают человека, я…
- Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…
- Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка и интерпретация результатов теста
Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:
- 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
- 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
- 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Источники
- Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника
Методика экспресс - диагностики доктора психологических наук, профессора Коваль Н.В. «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»...
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся...
Диагностика изучения мотивационной сферы учащихся
Диагностика учащихся...
ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
Понятие об эмоциях и чувствах. В эмоциональной сфере отражаются не свойства раздражителя, а их отношения к потребностям индивида. Эмоциональное отражение – это отражение соответствия реальности задача...
Диагностика исследования нравственной сферы учащихся
Собран диагностический материал по исследованию нравственной сферы учащихся...
диагностика изучения мотивационной сферы обучающихся
методики для обучающихся...
Диагностика сенсорно-перцептивной сферы для учащихся с ТМНР и глубокой умственной отсталостью.
На современном этапе развития системы специального образования большое внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. Разработка диагностики разви...