Программа диагностики для психологов школ
тест по теме
Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2_peron-ruzer.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
1.2. Методика Пьерона – Рузера.
Данная методика используется для исследования таких параметров внимания, как устойчивость, возможность переключения, распределения. Одновременно можно оценить особенности темпа деятельности, врабатываемость в задание, проявление признаков утомления и пресыщения. В своём классическом варианте предъявления методика в полном объёме реализует возможность исследования уровня сформированности произвольной регуляции высших психических функций (программирования собственной деятельности и её контроль, удержания инструкции, распределения внимания по ряду признаков). Методика также даёт представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, сформированности элементарных графических навыков, зрительно-моторной координации.
Область применения: исследование характеристик внимания и работоспособности, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по их коррекции.
Описание методики. Перед ребёнком кладётся чистый бланк, и психолог, заполняя пустые фигурки образца (в верхней, левой части бланка) даёт инструкцию. В зависимости от возраста ребёнка и задач исследования различные, условные обозначения (точка, тире, вертикальная линия) могут ставиться в одной, двух или трёх фигурах. Четвёртая фигура всегда должна оставаться «пустой». Образец на листе остаётся открытым до конца работы ребёнка.
Детям до 6,5 – 7 – ми лет можно уменьшить объём предлагаемого задания вдвое, сложив лист бланка пополам (вдоль или поперёк). Анализ результатов выполнения методики остаётся прежним.
После того, как ребёнок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество знаков, заполненных ребёнком за каждые 30 сек или 1 минуту (отмечает точкой или чёрточкой на бланке. О подобной регистрации ребёнка лучше предупредить заранее).
Желательно фиксировать (хотя бы приблизительно), с какого момента ребёнок начинает работать по памяти, то есть без опоры на образец.
В протоколе необходимо отмечать, как ребёнок заполняет фигуры: старательно, аккуратно или небрежно, так как это отражается на темпе работы.
Коррелирует при использовании батареи тестов: 1.1, 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9., 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16. 1.17. 1.18, 1.20.
Инструкция.
«Смотри, вот в этом квадратике я поставлю точку, в треугольнике – вот такую чёрточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нём не нарисую, а в ромбе – вот такую чёрточку (горизонтальную). Все остальные фигуры ты заполнишь сам, точно так же, как я тебе показал» (ещё раз повторить, где что нарисовать – устно).
Обработка и интерпретация данных:
Анализируемые показатели.
* возможность удержания инструкции и целенаправленной деятельности;
* параметры внимания (устойчивость, распределение и переключение);
* общее количество заполненных фигур;
* число заполненных фигур за каждую минуту, (динамика изменения темпа деятельности);
* количество ошибок (общее);
* количество ошибок за регистрируемый отрезок времени (динамика изменения количества ошибок);
* распределение ошибок (и их количества) в разных частях листа. В данном случае анализируются как параметры распределения
ошибок в пространстве бланка (в верхней и нижней части бланка, в правой и левой), так и особенности динамики работоспособности и её влияния на количество ошибок;
* характер необходимой мотивации деятельности (мотивация достижения, соревновательная, игровая и т.п.)
Возрастные нормативы выполнения.
Методика может применяться в работе с детьми, начиная с 5,5 –летнего возраста до 8-9 лет.
* к 5 – 5,5 годам доступно выполнение методики в полном варианте предъявления (заполнение 3 фигур) с единичными ошибками и достаточно быстро наступающим пресыщением (ребёнка «хватает» обычно не более, чем на 3-5 строк). Темп деятельности чаще неравномерен;
* к 6-7 годам доступно полное выполнение с постепенной врабатываемостью (как правило, к концу второй строки ребёнок перестаёт обращаться к образцу), с возможными единичными ошибками. Темп деятельности либо постепенно нарастает, либо, достигнув определённого уровня, остаётся постоянным. Пресыщения не наблюдается при адекватной мотивации;
* после 7-8 лет доступно безошибочное выполнение методики. Большое значение начинает приобретать скорость выполнения и количество «возвратов» к образцу. Хорошими результатами выполнения методики считается:
- быстрое запоминание условных обозначений;
- ситуация, когда после первой заполненной строчки ребёнок перестаёт смотреть на образец;
- заполнение в среднем 70-90 знаков до 3 минут;
- незначительное количество ошибок (1-2 за всю работу);
- ориентация не столько на образец, сколько на собственные отметки на бланке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год
В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...
Родительский клуб в работе педагога-психолога школы
В статье описан опыт работы педагога-психолога общеобразовательной школы с родителями учащихся в рамках Родительского клуба.Также представлена программа работы Родительского клуба "Мы вместе!", реализ...
Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)
Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...
Рабочая программа модуля по психологии "Тропинка к своему я"
Рабочая программа модуля по психологии "Тропинка к своему я"...
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
ПРОГРАММАДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ...
рабочая программа психолога - психолога школы
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...
Инструментарий для диагностики готовности к школе. Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)
Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина)...