Программа диагностики для психологов школ
тест по теме

Уварова Любовь Анатольевна

Единый пакет психодиагностических методик для педагогов-психологов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.2_peron-ruzer.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

1.2. Методика  Пьерона – Рузера.

Данная  методика  используется  для  исследования  таких  параметров  внимания, как  устойчивость, возможность  переключения, распределения. Одновременно  можно  оценить  особенности  темпа  деятельности, врабатываемость  в  задание, проявление  признаков  утомления  и  пресыщения. В  своём  классическом  варианте  предъявления  методика  в  полном  объёме  реализует  возможность  исследования  уровня  сформированности  произвольной  регуляции  высших  психических  функций  (программирования  собственной  деятельности  и  её  контроль, удержания  инструкции, распределения  внимания  по  ряду  признаков). Методика  также  даёт  представление  о  скорости  и  качестве  формирования  простого  навыка, усвоения  нового  способа  действий, сформированности  элементарных  графических  навыков, зрительно-моторной  координации.

Область  применения:  исследование  характеристик  внимания  и  работоспособности, разработка  общих  и  индивидуальных  рекомендаций  по  их  коррекции.

Описание  методики. Перед  ребёнком  кладётся  чистый  бланк, и  психолог, заполняя  пустые  фигурки  образца  (в  верхней,  левой  части  бланка)  даёт  инструкцию. В  зависимости  от  возраста  ребёнка  и  задач  исследования  различные,  условные  обозначения  (точка, тире, вертикальная  линия)  могут  ставиться  в  одной, двух  или  трёх  фигурах. Четвёртая  фигура  всегда  должна  оставаться  «пустой». Образец  на  листе  остаётся  открытым  до  конца  работы  ребёнка.

   Детям  до 6,5 – 7 – ми  лет  можно  уменьшить  объём  предлагаемого  задания  вдвое, сложив  лист  бланка  пополам  (вдоль  или  поперёк). Анализ  результатов  выполнения  методики  остаётся  прежним.

   После  того, как  ребёнок  приступил  к  работе, психолог  включает  секундомер  и  фиксирует  количество  знаков, заполненных  ребёнком  за  каждые  30  сек  или  1  минуту  (отмечает  точкой  или  чёрточкой  на  бланке. О  подобной  регистрации  ребёнка  лучше  предупредить  заранее).

   Желательно  фиксировать (хотя  бы  приблизительно), с  какого  момента  ребёнок  начинает  работать  по  памяти, то  есть  без  опоры  на  образец.

   В  протоколе  необходимо  отмечать, как  ребёнок  заполняет  фигуры: старательно, аккуратно  или  небрежно, так  как  это  отражается  на  темпе  работы.

Коррелирует  при  использовании  батареи  тестов:  1.1, 1.3,  1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 1.9., 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16. 1.17. 1.18, 1.20.

Инструкция.

«Смотри, вот  в  этом  квадратике  я  поставлю  точку, в  треугольнике – вот  такую  чёрточку (вертикальную), круг  оставлю  чистым, ничего  в  нём  не  нарисую, а  в  ромбе – вот  такую  чёрточку (горизонтальную). Все  остальные  фигуры  ты  заполнишь  сам, точно  так  же, как  я  тебе  показал» (ещё  раз  повторить, где  что  нарисовать – устно).

Обработка  и  интерпретация  данных:

Анализируемые  показатели.

*   возможность  удержания  инструкции  и  целенаправленной  деятельности;

*   параметры  внимания (устойчивость, распределение  и  переключение);

*   общее  количество  заполненных  фигур;

*   число  заполненных  фигур  за  каждую  минуту, (динамика  изменения  темпа  деятельности);

*   количество  ошибок (общее);

*   количество  ошибок  за  регистрируемый  отрезок  времени  (динамика  изменения  количества  ошибок);

*   распределение  ошибок  (и  их  количества)  в  разных  частях  листа. В  данном  случае  анализируются  как  параметры  распределения    

     ошибок  в  пространстве  бланка (в  верхней  и  нижней  части  бланка, в  правой  и  левой), так  и  особенности  динамики    работоспособности  и  её  влияния  на  количество  ошибок;

*   характер  необходимой  мотивации  деятельности (мотивация  достижения, соревновательная, игровая  и  т.п.)

Возрастные  нормативы  выполнения.

Методика  может  применяться  в  работе  с  детьми, начиная  с  5,5 –летнего  возраста  до  8-9  лет.

*  к  5 – 5,5  годам  доступно  выполнение  методики  в  полном  варианте  предъявления  (заполнение  3  фигур)  с  единичными  ошибками  и  достаточно  быстро  наступающим  пресыщением  (ребёнка  «хватает» обычно  не  более, чем  на  3-5  строк). Темп  деятельности  чаще  неравномерен;

*   к  6-7  годам  доступно  полное  выполнение  с  постепенной  врабатываемостью  (как  правило, к  концу  второй  строки  ребёнок  перестаёт  обращаться  к  образцу), с  возможными  единичными  ошибками. Темп  деятельности  либо  постепенно  нарастает, либо, достигнув  определённого  уровня, остаётся  постоянным. Пресыщения  не  наблюдается  при  адекватной  мотивации;

*    после  7-8  лет  доступно  безошибочное  выполнение  методики. Большое  значение  начинает  приобретать  скорость  выполнения  и  количество  «возвратов»  к  образцу. Хорошими  результатами  выполнения  методики  считается:

- быстрое  запоминание  условных  обозначений;

- ситуация, когда  после  первой  заполненной  строчки  ребёнок  перестаёт  смотреть  на  образец;

- заполнение  в  среднем  70-90  знаков  до  3  минут;

- незначительное  количество  ошибок  (1-2  за  всю  работу);

- ориентация  не  столько  на  образец, сколько  на  собственные  отметки  на  бланке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Диагностика готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов". 2013 год

В Методической разработке рассматриваются способы диагностики интеллектуальных процессов первоклассников, школьная мотивация, уровень комфортности в классе, уровень критичности в отношении своих...

Родительский клуб в работе педагога-психолога школы

В статье описан опыт работы педагога-психолога общеобразовательной школы с родителями учащихся в рамках Родительского клуба.Также представлена программа работы Родительского клуба "Мы вместе!", реализ...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Рабочая программа модуля по психологии "Тропинка к своему я"

Рабочая программа модуля по психологии "Тропинка к своему я"...

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

ПРОГРАММАДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ...

рабочая программа психолога - психолога школы

Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, целей и задач Образовательной программы начального образования...