презентация на тему "Нейропсихологическое сопровождение обучения младших школьников"
методическая разработка (2 класс) по теме

Гимранова Елена Минусагитовна

В работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, особенно в начальной школе, педагог-психолог все чаще применяет нейропсихологические методы, подтверждающие свою валидность и эффективность как диагностического и коррекционного инструмента. Эти методы позволяют определить какой структурно-функциональный компонент страдает первично и приводит к недоразвитию высшей психической функции; какая ВПФ имеет более высокий уровень развитияи и на основе этого анализа психолог разрабатывает индивидуально-ориентированную стратегию и тактику коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гимранова Е.М. Клинический психолог, педагог-психолог МАОУ «СОШ№15» Нейропсихологическое сопровождение обучения младших школьников.

Слайд 2

Методологически нейропсихологическая коррекция опирается на современные (по А.Р. Лурия ) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, в том числе о возможностях «замещающего онтогенеза». Методически - на адаптированный вариант базовых телесно-ориентированных, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Слайд 3

Нейропсихологическая коррекция ориентирована на детей, испытывающих трудности адаптации в социуме, но в целом по уровню развития близких к здоровым сверстникам или демонстрирующих нижнюю границу « нормы ».

Слайд 4

Дети с учебной и поведенческой дезадаптацией , с трудностями в освоении чтения, письма, счёта, с несформированностью пространственных представлений, сниженными функциями памяти и внимания, с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, сниженной общей работоспособностью, двигательной заторможенностью и расторможенностью, повышенной отвлекаемостью, снижением интеллекта, невозможностью самоконтроля и прогнозирования ситуации.

Слайд 5

Дети с эмоционально - личностными отклонениями, спонтанным поведением, а также имеющие характерологические особенности. Дети, склонные к частым заболеваниям, аллергическим проявлениям, элементам логоневроза , дизартрии, тикам и навязчивым движениям. Дети с несформированностью элементарных навыков, с социальной депривацией .

Слайд 6

Коррекционный процесс включает нейропсихологическую диагностику , проведение индивидуальных, групповых занятий с привлечением родителей и ежедневной домашней отработки ребенком приобретенных навыков.

Слайд 7

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый из уровней имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.

Слайд 8

Нейропсихологическая коррекция подразумевает поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений I , II и III уровней. В реальности коррекционные занятия включают одновременное использование методов всех уровней в различном объеме в зависимости от исходного статуса ребенка.

Слайд 9

Методы I уровня Направлены на устранение дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга Цели I уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции . Задачи : оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий . Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.

Слайд 10

Коррекционные методы I уровня 1.1. Дыхательные упражнения. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым бессознательно. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания; со временем имеет место увеличение объема легких, усиливается газообмен и улучшается кровообращение; под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Ребенка обучают четырехфазным дыхательным упражнениям (3-5 раз), содержащим равные по времени «вдох - задержка - выдох - задержка». Вначале каждая из этих фаз может составлят 2-3секунды с постепенным увеличением этого временного интервала до семи секунд.

Слайд 11

. На первых этапах такого рода занятий необходимой бывает фиксация руки взрослого на руке ребенка, расположенной, соответственно, на его животе, что значительно облегчает обучение; взрослый должен также вслух отсчитывать указанные временные интервалы с постепенным переходом к самостоятельному выполнению упражнения ребенком.

Слайд 12

1.2 Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. Ребенок располагает свои ладони перпендикулярно друг другу и производит резкие хлопки (с интервалом около 1 секунды, 5-10 хлопков) таким образом, что местами соприкосновения становятся углубления между запястьем и нижней частью ладони .

Слайд 13

Руки вытянуты вперед, ладони сжаты в кулаки; резкие хлопки выполняются кулаками сначала ориентированными тыльной поверхностью вверх, а затем - вниз; во время удара должно происходить полное совмещение боковых поверхностей сжатых кулаков.

Слайд 14

• Самомассаж головы: пальцы рук слегка согнуты, поверхность ногтей и первые фаланги пальцев плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за ушами; массаж головы производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке. • Самомассаж ушных раковин: растираем ладонями уши, будто они замерзли; разминаем уши три раза сверху вниз; возвратно-поступательным движением уши растираются в горизонтальной плоскости (2 -5 пальцы соединены и направлены к затылку, локти вперед).

Слайд 15

1.3. Оптимизация тонуса и обучение релаксации Важным моментом при выполнении упражнений на расслабление является подключение различных сенсорных каналов: использование специально подобранной музыки (спокойные, легкие мелодии, звуки природы); подключение образного представления; применение цвето и ароматерапии . Релаксация может проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает удобную для себя позу, делает 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе) продолжительностью около 5 минут.

Слайд 16

Возможные сценарии: «пляж»; «ковер-самолет»; «снеговик» и т.д.

Слайд 17

1.4. Работа с локальными мышечными зажимами Упражнения лежа на животе Упражнения лежа на спине

Слайд 18

Упражнения сидя на полу Упражнения стоя

Слайд 19

1.5. Повышение устойчивости Повышение устойчивости связано с развитием равновесия, т.е. «чувства опоры». Основным здесь является привлечение внимания к контакту тела с полом. Необходимо расслабить брюшные мышцы, которые обычно напряжены, а также слегка согнуть колени. Голова, позвоночник и пятки должны находиться на прямой линии. Для того, чтобы в принципе почувствовать, что такое устойчивость, ребенку предлагается встать в свободной позе: перенести вес тела на правую ногу, почувствовать возникшие изменения; приподнять левую ногу, не теряя равновесия; вернуться в исходное положение. Выполнить то же самое на другой ноге, сосредоточив все внимание на собственном теле.

Слайд 20

1.6. Работа с патологическими ригидными телесными установками Ригидные телесные установки ограничивают и обедняют движения ребенка.

Слайд 21

Основной методический прием «развязки» синкинезий заключается в фиксации одного (или нескольких) из патологически «связанных» уровней с параллельной нагрузкой на другой. Затем фиксируется второй уровень, а первый нагружается определенными движениями. Степень фиксации варьируется от максимально внешней до произвольно контролируемой (без внешней опоры) самим ребенком, пока автономность движений не автоматизируется. После этого в активность включаются оба уровня одновременно: задаются разные движения для каждого уровня.

Слайд 22

Пример: «развязка» синкинезий пальцы-язык-глаза ». Делаем пальчиковую гимнастику с одновременной нагрузкой на закрытые глаза и широкий язык.

Слайд 23

1.7. Развитие целостного образа тела Развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Необходимым здесь является знакомство ребенка с языком выразительных движений. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений (рассмотрены в уровне I ) Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его (рассмотрены в уровне II )

Слайд 24

Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе

Слайд 25

Методы II уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий. Цели II уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной регуляции. Задачи : формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.

Слайд 26

2.1. Развитие чувства ритма Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое - совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания Второе направление - ориентация на внешний ритм. Счет, хлопки в ладоши при выполнении упражнений. Повторение ритма педагога правой, а затем левой рукой и д.р.

Слайд 27

2.2. Развитие перцептивных и мнестических возможностей Повышение чувствительности к зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной информации. Основным методическим приемом здесь является преимущественная нагрузка одного из сенсорных каналов, а затем перевод из модальности в модальность, межмодальный синтез, запоминание. Упражнения: - зашумленные, наложенные, нечеткие изображения; - опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке; - опознание на ощупь фигур, предметов или букв, показанных ребенку (осуществляется перевод из зрительной в тактильную модальность) и т. д.

Слайд 28

2.3. Формирование пространственных представлений Первый шаг- маркировка левой руки ребенка, «верха и низа». Второй шаг-переход к графическим схемам, использование сложных фигур, графический диктант и т.д.)

Слайд 29

Третий шаг-осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней (сюжетный контекст- «пустыня); средней (сюжетный контекст- «царство животных»); верхней («царство птиц»)

Слайд 30

2.4. Динамическая организация двигательного акта. Динамическая организация двигательного акта связана с переходом от единичных двигательных актов к системе однотипных движений, составляющих единую систему. (упр. «Цыганочка», «Ладушки» и т.д.) Двигательные занятия по серийной организации движений могут быть включены в программу коррекции вместе с графическими работами, аппликацией, мозаикой. В подобных заданиях ребенок должен одновременно следить за цветом, формой, порядком расположения элементов, за числом выполняемых элементов, а также вовремя переключаться с одного звена программы на другое.

Слайд 31

2.5. Формирование одновременных и перекрестных сенсо-моторных взаимодействий упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, сочетающие движения правой и левой половин тела. отработка согласованных движений головы, туловища, глаз, языка, рук и ног лежа на спине. Фиксированные позиции головы и туловища. Например, выполняются одновременные движения глаз, языка, рук и ног: вверх, вниз, вправо, влево, сведение к центру (конвергенция глаз, сжатые челюсти, перекрест рук и перекрест ног).

Слайд 32

2.6. Развитие ловкости Одна из наиболее важных задач психомоторной коррекции - развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корреляций с развитием высших психических функций. На II уровне ставится задача развития телесной ловкости. Начало процесса здесь связано с акцентом на точность, реализуемую по ходу движения. Например, прилаживание ходьбы к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам; движений карандаша к обведению нарисованного контура и т.д. Пример: «Классики», бег с изменением направления движения и т.д.

Слайд 33

2.7. Развитие внимания Упражнения на развитие внимания строятся по следующему принципу: задается условный сигнал и соответствующая ему реакция. В ходе игры ребенок должен как можно быстрее реагировать на определенный сигнал необходимой реакцией. Во всех этих играх-упражнениях необходимо поддерживать эмоциональный настрой, создавать условия соревнования, поддерживая мотивацию ребенка к выполнению задания. Например, «Кто самый внимательный, усидчивый, выдержанный и т.д.?»

Слайд 34

Методы III уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов мозга. Цели III уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции . Развитие ВПФ. Задачи : ритуалы, правила, и роли. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества и коммуникативных навыков. Формирование новых полезных умений. Задачи 3-го уровня решаются по ходу коррекции 1-го и 2-го уровней.

Слайд 35

Коррекционные методы III уровня 3.1.Усвоение правил игры и роли (ролевые игры, упражнения «Живая картина», «Паровозик»)

Слайд 36

, 3.2. Отработка коммуникативных навыков Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий («Слепой и поводырь» и т. д.) 3.3. Развитие произвольного внимания и памяти Упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа («Звонкая цифра», «Запретное движение» и т. д. )

Слайд 37

3.4. Синестезии и произвольная саморегуляция Упражнения: - Зрительные представления (представь круг, сделай его красным, наложи на него квадрат и т. д.) - Тактильные представления (прикоснись в воображении к коре дерева, крапиве, к снегу и т.д.) - Обонятельные представления (представь, что ты вдыхаешь запах розы, бензина и т. д.) - Вкусовые представления - Слуховые представления - Кинестетические представления (представь, что рука медленно пишет твое имя; а как она будет писать, если ты волнуешься, торопишься, засыпаешь и т.д.) - Синестетические образы (назови фрукты, овощи красного цвета, через 1 минуту- зеленого цвета и т. д.( до 5 минут). Сначала упражнение выполняется произвольно, а затем сочетается с движениями глаз. Например, глаза направо - помидор, налево - вишня (или вверх - трава, вниз - огурец) Упражнения направлены на обучение мозга подчиняться его собственным командам и работать именно так, как требуется в данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педчтений " Использование ИКТ в обучении младших школьников "

Презентация создана для доклада на Межрегиональных чтениях по теме " Использование ИКТ  в обучении младших школьников "...

Презентация. Дифференцированное обучение младших школьников.

Дифференцированное обучение младших школьников как способ развития познавательной активности....

презентация "Дифференцированный плодход в обучении младших школьников с ДЦП"

В презентации представлены примерные виды индивидуальных разноуровневых карточек и вариаты контрольных работ для учащихся 4 класса.....

Презентация к родительскому собранию "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ"

Родительское собрание - практику на тему: "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ" поможет обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины....

Психолого-педагогическое сопровождение родителей младших школьников в условиях введения ФГОС

Статья из сборника  « Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС»...

доклад -презентация " Использование проектной технологи в обучении младших школьников"

доклад был приготовлен для выступления на городском семинаре. Содержит теоретическую часть и фотографии из личного архива....

Презентация "Значение чтения в обучении младшего школьника"

Презентация к родительскому собранию в 1 классе на тему  "Значение чтения в обучении младшего школьника"....