Как избежать ошибок при подготовке к школе. Лекция для воспитателей
материал по теме

Любовь Александровна Теплова

Как избежать ошибок при подготовке к школе. Лекция для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция для воспитателей подготовительной и старшей группы ДОУ «Как избежать ошибок при подготовке к школе».

План:

 1. Что включает в себя понятие «готовность к школе». Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника:

а) познавательная сфера;

б) особенности поведения и общения школьника;

в) особенности мотивационной сферы;

г) особенности системы отношения школьника к миру и самому себе.

2. Некоторые ошибки родителей и педагогов при подготовке ребенка к школе.

3. Методологические принципы проведения подготовительных к школе занятий с дошкольниками.

4. Как повысить волевую и мотивационную готовность детей к школе.

1. Что включает в себя понятие «готовность к школе». Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. В познавательной сфере, в свою очередь, как наиболее важные рассматриваются параметры произвольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления. Поэтому понятие “готовность к школе” - комплексное, многогранное и все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры

Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника содержат следующие параметры:

Познавательная сфера 
1.1.
Произвольность психических процессов это – высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат определенных учебных действий. Совершение учебных действий по образцу и по правилу, установленному взрослыми. Сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилий для преодоления трудностей решения задачи. Произвольность движений и естественной двигательной активности.
1.2.
Развитие мышления - высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем и схематических изображений; способность к обобщению (на уровне конкретных предметов). Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключению и выводу на основе имеющихся данных. Роль образного мышления в познании трудно переоценить. Решение многих типов интеллектуальных задач происходит в образном плане. Образные представления обеспечивают понимание условий задачи, их соотнесение с реальностью, а затем контроль за реалистичностью решения. К концу дошкольного детства образное мышление детей не является сугубо конкретным и ситуативным. Ребенок способен не только представить предмет во всей полноте и разнообразии характеристик, но так же способен выделить его существенные свойства и отношения. У него формируется наглядно-схематическое мышление. Это открывает путь к обучению детей грамоте и математике с опорой на наглядное условное отображение основных закономерностей внутри учебного материала. Оценить сформированность образного мышления у детей можно через наблюдение за их рисованием и конструированием из строительного материала. Для наблюдения за проявлениями образного мышления в рисунке ребенку можно предложить нарисовать человека. Оценка уровня наглядно- схематического мышления может быть сделана на основе наблюдения за конструированием по схематическому изображению.
1.3.
Сформированность важнейших учебных действий - Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана умственных действий. Умение выполнять задания взрослого.
1.4.
Развитие речи - понимание смысла текста или простых понятий. Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи). Основы словесно-логического мышления, без которых невозможно успешное обучение в школе, тесно связаны с развитием речи. Родной язык можно считать главным, центральным предметом в начальной школе, так как он проникает во все предметы начального обучения.
1.5.
Развитие тонкой моторики - способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.
1.6.
Умственная работоспособность и темп учебной деятельности - способность сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.

Особенности поведения и общения школьников

2.1. Взаимодействие со сверстниками - владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений; готовность к коллективным формам деятельности; умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем.

2.2. Взаимодействие с педагогами - Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Проявление уважения к учителю.

2.3. Соблюдение социальных и этических норм - принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм.

2.4. Поведенческая саморегуляция - Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответному поведению.

2.5. Активность и независимость - активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

Особенности мотивационной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации - желание учиться и идти в школу. Наличие познавательного и социального мотива обучения.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние ( уровень тревожности ) - отсутствие выраженных противоречий между : а) требованиями школы ( педагога ) родителей; б) требованиями взрослых и возможностями ребенка.

Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Связанно с развитием самосознания ребенка. У некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это свидетельствует не об особо интенсивном развития самосознания, а о том, что эти дети испытывают дефицит эмоциональной защищенности, поддержки, любви и внимания взрослых. Получить представление о самооценке ребенка можно различными путями. Например, предложить ему поставить себя на ступеньку лестницы, где на самом верху стоят, скажем, самые сильные ребята его группы, а на нижней – самые слабые.

4.1. Отношения со сверстниками – эмоционально- положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Важнейшим компонентом личностной готовности детей к школе является определенный уровень развития общения со сверстниками. Общение с другими детьми очень важно для формирования способности к децентрации, то есть умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий. Если общение с другими детьми не отличается особой конфликтностью, если он сравнительно легко устанавливает деловые контакты со сверстниками, то с уверенностью можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения.

4.2. Отношения с педагогами - эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями. Успешность обучения в начальных классах школы во многом зависят от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем. Без этого невозможно понять истинный смысл происходящего на уроках. Следует отметить , что хорошо подготовленные к школе дети склонны к абсолютизации той роли, которую принимает на себя школьный учитель. В каком-то смысле учитель для этих детей перестает быть живым человеком, а превращается в воплощение роли учителя. При этом, чем больше учитель проявляет себя именно как учитель, чем больше это ценится детьми. Хорошо известно, например, что ученики начальной школы хвастают друг перед другом, чья учительница строже. Строгость, в понимании детей , это как раз то качество, которое относится к самой роли сути учителя. Если уровень развития произвольности низок, то ребенок не в состоянии воспринять учебную задачу в ее специфическом учебном значении. Выявить уровень произвольности в общении с детей со взрослым можно разными путями. Например, использовать игру типа “ запрещенные слова”, где дети отвечают на вопросы взрослого, не употребляя каких-то заранее оговоренных слов. Дети, психологически не готовые к школе, обычно “честно” отвечают на любые вопросы взрослого и, соответственно, нарушают правила игры. Они не удерживают во внимании то обстоятельство, что вопросы взрослого носят условный характер и отвечать на них надо соответствующим образом.

4.3. Отношение к значимой деятельности – эмоционально положительное восприятие школы и учителя.

4.4. Отношение к себе – позитивная “Я-концепция”, устойчивая адекватная самооценка.

2. Некоторые ошибки родителей и педагогов при подготовке ребенка к школе.

Нельзя раскрыть творческое начало в ребенке, поддержать или развить его активность жесткими требованиями, а тем более наказанием. Следует воздерживаться от методов по типу: "Ты - плохой, лентяй. Посмотри, какая у нас есть умница, отличница…" Таким сравнением вы подавляете ребенка и приклеиваете ему ярлык двоечника, неудачника, который он будет нести еще долгое время. Авторитарный стиль общения с 6-летними детьми недопустим. Дело в том, что в данном возрасте авторитетом для ребенка является учитель, родители, дом отходят на второй план. Поэтому ребенок примет любую даже негативную оценку учителя (он не может вам возразить, у него не выработалась своя самооценка) и он будет "плохим", "двоечником" и ничего не сделает для того, чтобы переступить данную черту.

Один из факторов, мешающий привыкнуть к школьной жизни, - страх перед школой, который чаще всего мы сами и вселяем в ребёнка. 6-7-летнему человечку, как правило, свойственно желание учиться, он готов к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до начала занятий. Другие, хотя и идут в школу охотно, но отношение к школе настороженное. Бывают и такие, которые противятся всем своим существом учёбе в школе. Влияют разговоры о школе самих взрослых или старших братьев и сестёр. Например, такие фразы как "Вот погоди - пойдёшь в школу, там из тебя сделают человека". Или: "Я всё расскажу о твоём плохом поведении твоей учительнице". И в том же духе: "В школе под тебя никто подстраиваться не будет, там ты ещё наплачешься". Понятно, что такие "увещевания", кроме негатива, ничего в себе не несут.

Немалое значение, как я уже писала выше, имеет передача опыта о школе от более старших братьев и сестёр, прямо или косвенно. Например, ребёнок видит, как мама буквально силой отрывает брата от телевизора и сажает его за уроки. На его глазах мама кричит и ругается на сестру, которая якобы плохо сделала уроки: неаккуратно, неправильно, не полностью. Из таких фрагментов поведения и складывается картина школьной жизни у ребёнка. В результате возникает вполне оправданный страх перед школой, который затрудняет включение ребёнка в школьную жизнь и мешает учёбе.

Формированию психологических проблем ребенка могут способствовать любые индивидуальные занятия с ним, если методика их проведения существенно отличается от урочных. Например, нередки случаи, когда взрослые для повышения эффективности занятий с ребенком по формированию у него каких-либо конкретных умений и передаче ему конкретных знаний полностью ориентируются на индивидуальные особенности его личности: на его внимание, усидчивость, утомляемость, мотивацию и пр. (своевременно делают необходимые замечания, привлекают внимание, делают паузы, помогают ребенку организоваться и т.д.). Поскольку психика ребенка адаптируется к подобному процессу обучения, то в результате ребенок становится малоспособным самостоятельно организовывать себя в условиях массового обучения в классе и нуждается во внешней поддержке.

3. Методологические принципы проведения подготовительных к школе занятий с дошкольниками.

В группе дошкольников взрослый не пытается научить чему-то своего подопечного помимо его воли, а старается сделать так, чтобы ребенок сам захотел научиться тому, что ему предлагается. Другими словами, задача воспитателя — так организовать деятельность детей, чтобы они стали активными субъектами учения.

Это возможно только при скрупулезном соблюдении методологических принципов проведения занятий с дошкольниками. Вот эти принципы:

1) развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;

2) субъектное отношение к ребенку;

3) развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего "зону ближайшего развития" ребенка;

4) занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников живой интерес;

5) отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;

6) ребенок должен иметь право на ошибку;

7) успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны воспитателя;

8) большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Последний пункт требует дополнительного пояснения. Оценка — это не отметка, выраженная тем или иным баллом ("один", "два",..., "пять"), а словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы. Вначале взрослый сам объясняет ребенку, что у того получилось хорошо, а что не удалось, причем такого рода объяснение должно быть в максимально доброжелательной форме, ни в коем случае нельзя ругать ученика за ошибки. Затем воспитатель вместе с ребенком оценивает результат его работы. Через некоторое время ребенку предлагается самостоятельно проанализировать качество своей работы. Можно предлагать воспитанникам группы оценивать работу друг друга. Такого рода обучение самоанализу результатов собственной работы способствует развитию самоконтроля во время выполнения заданий, а также адекватному восприятию оценки воспитателя.

Особо следует остановиться на поведении того, кто ведет занятие. Прежде всего воспитатель, ведущий занятия, должен заражать детей своей эмоциональностью. Он как бы переливает в ребят свою энергию, стараясь расшевелить их и зажечь в них интерес к предлагаемым заданиям. Образно можно сказать, что воспитатель группы является эмоциональным донором для участников занятия. Эмоциональный фон, на котором проходят занятия, очень важен еще и потому, что он способствует усвоению информации, идущей от взрослого. Чем разнообразнее поведение последнего (мимика, жесты, интонация речи и т. д.), тем легче и быстрее усваивается передаваемая им информация, поскольку фон, на котором преподносится некоторое содержание, постоянно вызывает ориентировочную реакцию у слушателей. Воспитателя на занятии можно сравнить с актером, который на протяжении всего спектакля держит зрителей в напряжении.

4. Как повысить волевую и мотивационную готовность детей к школе.

Как развивать волевую готовность детей к школе.

Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

- закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

- использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди пять отличий», «Да и нет не говорите» и др.

3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.

4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.

4. Использовать загадки на школьную тему.

5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»

Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видео.Внеурочная деятельность в школе.Лекция Ирины Логвиновой

Внеурочная деятельность в школе -для  продолжения задач,которые  были задуманы на урокеЛекция Ирины Логвиновой...

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе"

Подготовка к школе "Формирование готовности ребёнка к обучению в школе". Материал для педагогов и родителей  будущих первоклассников....

Предупреждение орфографических ошибок у учащихся начальной школы.

В статье раскрываются научные основы обучения орфографии, рассматриваются методы и приемы по предупреждению орфографических ошибок....

ПИШЕМ БЕЗ ОШИБОК. ТРЕНАЖЕР ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Выполняя  подобные упражнения, школьник научится свободно применять правила грамматики при письме, улучшит почерк, перестанет пропускать и путать буквы, а также сумеет свободно ориентироваться в ...

Правила поведения в школе (лекция + презентация)

Правила поведения в школе (лекция + презентация)...