Развитие перцептивно-речевой деятельности у младших школьников
методическая разработка по теме
краткий теоритический обзор по теме с дополнением материала перечнем игр и упражнений для развития перцептивно-речевой деятельности учащихся начальной школы (VII вида). использован материал Л.Метиевой и ЭУдаловой "Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_perceptivno-rechevoy_deyatelnosti_u_mladshih_shkolnikov.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие перцептивно-речевой деятельности
у учащихся начальной школы
Все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи. При отсутствии коррекционных мероприятий может замедляться темп его интеллектуального развития.
Формирование речи предполагает высокий уровень сформированности вербально-логического мышления, аналитико-синтетической деятельности в целом, что и определяет необходимость тесной связи с развитием познавательных процессов. Поэтому при планировании коррекционной работы ставится задача развития речи ребенка в тесной взаимосвязи с развитием основных психических процессов.
Особую роль в этом сложном процессе принадлежит восприятию. Глубокие знания об окружающем мире человек получает благодаря восприятию. Ощущения и восприятие являются звеньями единого процесса чувственного познания мира. Эти формы отражения реальности неразрывно связаны друг с другом, хотя имеют отличительные особенности. В результате ощущений мы получаем знания об отдельных свойствах предмета, а в результате восприятия – целостный образ предмета или явления. Развитие ощущений и восприятия, представлений о предметах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В его основе лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. Образы, возникающие в процессе восприятия осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий, суждений и умозаключений.
Таким образом, восприятие, занимая промежуточное положение между ощущением и мышлением, представляет собой более высокий по отношению к ощущению уровень чувственного познания. Оно отличается объемом, целостностью, структурностью и осмысленностью.
Восприятие формируется на основе синтеза разных ощущений: слуховых, зрительных, тактильных, кинестетических, обонятельных и др. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обеспечивающих целостность и предметность отражаемых явлений. Процесс восприятия неразрывно связан с мышлением, памятью, вниманием, речью, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.
Дети, имеющие особое психологическое развитие, имеют нарушения в познавательной деятельности: снижены ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях, способность к обобщению и выделению существенного при оперировании новым материалом, комбинированию элементов по наглядному образцу и представлению, установлению смысловых связей между понятиями и терминами, их обозначающими. Как следствие этого, к моменту начала обучения в школе, ребята оказываются неготовыми к обучению мотивационно, по запасу знаний и представлений, по степени сформированности учебных навыков, по уровню речевого развития, развития воли и саморегуляции.
Сенсорное развитие ребят в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей информации затрудняет знакомство с окружающим миром, поисковые действия детей отличаются хаотичностью, импульсивностью отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия не использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.
Становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь. И первый шаг по оказанию такой помощи – развитие перцептивной деятельности.
Типовое положение и учебный план школы предполагают проведение уроков психологического развития в начальных классах VII вида и уроков по развитию психомоторики и сенсорных процессов у учащихся 0-4 классов VIII вида, основной целью которых является формирование многогранных представлений об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации в обществе. Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта, нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
- коррекция недостатков познавательной деятельности;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- развитие моторики и зрительно-моторной координации.
Занятия строятся по следующей схеме:
- Вводная часть - создание у уч-ся определенного положительного эмоционального фона, а также упражнения для улучшения мозговой деятельности и элементы психогимнастики. Стимулирующее воздействие физических упражнений на психическую деятельность известно давно. Имеется много данных об улучшении показателей различных психических процессов под влиянием физических упражнений: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, ускоряются психомоторные процессы. Тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который не может не влиять положительно на успешность учебной деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на этом уроке.
- Основная часть – содержит задания, подобранные с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной или индивидуальной работы.
- Заключительная часть урока состоит в подведении итога занятия, обсуждения результатов работы и трудностей, которые возникали у ребят. Существенным моментом здесь является ответ уч-ся на вопрос, чем же они занимались на занятии.
Упражнения мозговой гимнастики
«Перекрестные движения» (активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению знаний). Под музыку выполняем перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаемся вперед, вбок, назад. Одновременно совершаем движения глазами во все возможные стороны, что помогает «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний.
«Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность). Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока с дыханием уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
«Ленивые восьмерки» (активизирует работу структур головного мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания). Нарисуем в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
«Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию). Дотроньтесь двумя пальцами до впадины у основания черепа, другую руку положите на пупок. Дышите, мысленно поднимая энергию вверх. Через минуту поменять руки.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие – это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Точность и действенность зрительного восприятия влияют на формирование навыков письма и чтения. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении фигур, букв, цифр (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.).
Развитию зрительного анализа и синтеза, произвольного зрительного внимания и запоминания способствуют следующие упражнения и игры:
«Наоборот»
Цель: развитие зрительного внимания.
Оборудование: карточки с написанными наоборот словами: амиз (зима), акер (река), жялп (пляж), сел (лес) и др.
Содержание: ребенку предлагается прочитать «зашифрованные» слова.
«Что пропало?»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Оборудование: 5-7 предметов (например, очки, книга, тетрадь, ластик, шапка, носовой платок, игрушка).
Содержание: педагог раскладывает на столе предметы и предлагает детям внимательно их рассмотреть. Затем педагог просит детей закрыть глаза, а в это время прячет один или два предмета. Дети открывают глаза и называют отсутствующий предмет.
«Дорожки»
Цель: развитие внимания, восприятия, тонкой моторики.
Оборудование: трафареты.
Содержание: детям предлагается в разных местах листа обвести по контуру зверюшек. Затем соединить их дорожками попарно.
«Наложенные изображения»
Цель: различение изображений по их наложенным контурам.
Оборудование: карточки с нарисованными друг на друге контурными изображениями 3-5 разных предметов.
Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.
«Незаконченные» изображения
Цель: развитие умения находить недостающие элементы.
Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например: цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.), карандаш.
Содержание: ребенку предлагается обозначить предмет, назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.
«Разрезанные» изображения
Цель: развитие навыков зрительного конструирования.
Оборудование: предметные картинки, разрезанные на несколько частей (по началу на 2-3 части, затем можно использовать пазлы).
Содержание: ребенку предлагается собрать изображение, используя части предметных картинок.
Выделение формы, величины, цвета – обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия – основа развития интеллекта.
«Из каких фигур состоит предмет?»
Цель: выделение геометрических фигур в конструкции предмета.
Оборудование: картинка с изображением предмета, состоящей из геометрических фигур.
Содержание: педагог показывает ребенку картинку и просит определить, какие геометрические фигуры и в каком количестве включены в конструкцию предмета.
«Какая фигура лишняя?»
Цель: различение геометрических фигур.
Оборудование: набор геометрических фигур.
Содержание: педагог раскладывает перед ребенком ряд геометрических фигур, например: 3 четырехугольника и 1 треугольник, 3 овала и 1 круг и др. Ребенку предлагается выделить в каждом ряду лишнюю фигуру и объяснить свое решение.
«Какого цвета?»
Цель: закрепление представлений о постоянных цветах предмета.
Оборудование: карточки с контурным или силуэтным изображением предметов.
Содержание: ребенку предлагается положить карточки нужного цвета рядом (под) с изображением предмета. Например, помидор – красный, огурец – зеленый, дыня – желтая и т.д.
«Художники»
Цель: закрепление знаний о форме и цвете предмета, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: логические блоки Дьенеша.
Содержание: используя набор фигур, «эскиз», фон и детали «написать» картину. Затем рассказать о своем замысле (сочинить рассказ по изображенному сюжету).
Работа по активизации зрительных функций должна строиться с учетом требований гигиены и профилактики нарушений зрения. Причины снижения остроты зрения различны, но основная из них – перенапряжение глаз во время занятия. Поэтому использование комплекса упражнений для снятия зрительного напряжения - обязательное условие.
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка. Остановимся на восприятии неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем в качестве осмысленного сигнала к действиям. Для развития слухового восприятия неречевых звуков можно использовать такие упражнения и игры.
«Определи, что слышится»
Цель: развитие умения прислушиваться и определять источник звука.
Оборудование: ширма, различные предметы.
Содержание: педагог предлагает определить, что они слышат. В это время педагог издает различные звуки: льет воду, шуршит бумагой, роняет ключ на стол, разрезает ножницами, стучит ложкой о стакан и т.д.
«Шумящие коробочки»
Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.
Оборудование: набор коробочек, которые наполнены разными предметами.
Содержание: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.
«Поиграем в индейцев»
Цель: развитие умения прислушиваться, определять источник звука.
Содержание: сидя тихо, постараться услышать какие-нибудь звуки, раздающиеся за дверями, за окном. Рассказать, что услышали.
«Определи, откуда звук»
Цель: определение направления звука в пространстве.
Оборудование: колокольчик.
Содержание: участник закрывает глаза. Педагог отходит от него в разных направлениях и звенит в колокольчик. Участник должен объяснить, где звенел колокольчик.
«Назови и проверь постукиванием»
Цель: развитие умения определять источник звука.
Оборудование: различные предметы.
Содержание: выбирается от 10 до 15 предметов, находящихся в разных концах комнаты. Участники прислушиваются, как звучат эти предмет от удара по ним карандашом. Затем участники закрывают глаза. Педагог ударяет карандашом по какому-либо из этих предметов 5-10 раз. Участники должны назвать этот предмет, подойти к нему и так же постучать по нему.
«Телеграфисты»
Цель: развитие ритмического слуха.
Содержание: участники по очереди воспроизводят серии ударов по столу, разделенных короткими и длинными паузами. Серии постепенно удлиняются и усложняются по структуре.
Движения под музыку способствуют развитию слухо-моторных координаций, помогают ребенку воспринять ритм музыкального произведения, что в конечном итоге способствует ритмизации обычной речи, делая ее более выразительной.
«Двигаемся под музыку»
Цель: различение звучания инструментов, соотнесение движений с характером звучания.
Оборудование: бубен, гармошка, бубенцы (аудиозаписи).
Содержание: участникам предлагается слушать звучание различных инструментов и выполнять задание: под бубен – маршировать, под гармошку – танцевать, под бубенцы – бежать.
«Будь внимателен»
Цель: соотнесение движений с услышанной командой; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись.
Содержание: участникам предлагается маршировать под музыку и слушать команды педагога. После команды нужно быстро выполнить задание:
«Аист» - стоять на одной ноге;
«Орел» - бегать, раскинув руки, имитируя полет орла;
«Зайцы» - прыгать.
«Зоопарк»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Оборудование: аудиозапись, магнитофон (фортепиано).
Содержание: участникам предлагается прослушать мелодию и под ее звучание изобразить то животное, которое так «ходит».
Для развития фонематического слуха можно использовать такие задания.
«Найди ошибку»
Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия.
Содержание: участнику предлагается прослушать предложения, в которых есть ошибки. Исправить эти ошибки. Например: 1. Хозяйка сварила зуб. 2. На цветок села красивая папочка. 3. Футболисты забили кол. 4. На деревьях набухли бочки. 5. Из подвала выскочила большая крыша.
Тактильно-двигательное восприятие возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность, шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Развитию тактильно-двигательных ощущений способствуют «ручные» виды деятельности: лепка, мозаика, оригами, пазлы, сортировка мелких предметов, игры с водой, песком, мелкими камушками. Здесь же не следует забывать о традиционной пальчиковой гимнастике, массаже и самомассаже рук. А также использовать некоторые специальные упражнения и игры.
«Поймай игрушку»
Цель: определение места прикосновения к телу.
Оборудование: мягкая игрушка («мокрая» рыбка, колючий еж и пр.).
Содержание: участник закрывает глаза. Педагог касается разных частей тела ребенка игрушкой и просит его определить, где она находится.
«Волшебный мешочек»
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы различной формы.
Содержание: ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет
«Палочка-узнавалочка»
Цель: определение предмета по его внешним очертаниям.
Оборудование: палочка, обычные предметы: стакан, кружка, мяч, книга, ваза и др. Участнику предлагается с завязанными (закрытыми) глазами, при помощи волшебной палочки определить, что за предмет перед ним находится.
«Отгадай цифру (букву)
Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.
Содержание: участник закрывает глаза. Педагог обратной стороной карандаша или пальцем пишет цифру (букву) на ладошке (спине) участника и просит определить и назвать ее.
Роль кинестетических ощущений в в психической деятельности была выделена еще И.М.Сеченовым, который считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.
Кинестетические ощущения тесно связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды. Мышечно-двигательная чувствительность также способствует правильной ориентировке в пространстве. Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных – в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных при письме, речедвигательных – при произношении.
«Насос и надувная кукла»
Цель: почувствовать свои ощущения от расслабления и напряжения разных частей тела.
Содержание: участники разбиваются на пары. Один из них становится насосом, а другой – куклой. Кукла сидит (расслабленная). Насос «накачивает» куклу воздухом, ритмично наклоняясь вперед и произнося при выдохе «с-с-с!». Кукла постепенно надувается: медленно встает, надувает щеки, разводит руки в стороны. «Кукла» надута – участник напрягает конечности, после чего второй участник «выдергивает» шланг и «кукла» «сдувается».
«Иголка и нитка»
Цель: развитие согласованности своих действий с действиями партнеров.
Содержание: один из участников – «иголка» - двигается, меняя скорость, направление движения, выполняя какие-либо действия. Остальные участники – «нитка» - повторяют его движения.
«Тропинка»
Цель: развитие воображения и пространственных представлений.
Содержание: участники выстраиваются в затылок и идут «змейкой» по воображаемой тропинке. Педагог читает текст, а ученики пантомимически изображают его содержание. «Спокойно идем по тропинке… Вокруг кусты, деревья, зеленая травка… Птицы поют… Шелестят листья… Вдруг на тропинке появились лужи. Обходим лужи… Одна… Вторая… Третья… снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила… Спокойно идем по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим овраг по бревну… Осторожно идем!.. Ух1 наконец-то перешли. Идем спокойно. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней… Еле-еле отдираем ноги от земли… Идем с трудом… Вновь стала хорошая дорога. Спокойно идем. А тут через тропинку лежит дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны!.. Перелезаем через упавшее дерево… Идем спокойно по тропинке… Хорошо вокруг!... Вот и пришли! молодцы!»
Такие упражнения могут использоваться не только на специальных коррекционных занятиях, но и на обычных уроках в общеобразовательных школах и классах, в группах продленного дня, включаться в игры на переменах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики
Развитие навыков учебно-познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР на уроках математики...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...
Развитие навыков исследовательской деятельности у младших школьников на уроках окружающего мира
Формирование исследовательских умений начинается с начальных классов, т.к. в этом возрасте закладываются качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем. Уроки-исследования как эфф...
"Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время"
Это выступление по теме "Развитие навыков проектной деятельности у младших школьников в урочное и внеурочное время" был представлен на III краевой научно-практической конференции "Методческое сопровож...
Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников
Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников...
Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...