«ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
статья по теме
Предварительный просмотр:
Реферат
на тему
«ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Казань 2006 г.
Будущее, оно манит и пугает. Прошлое уже свершилось. Его можно интерпретировать, переосмысливать. Но то, что было, не изменишь. А будущее никем не запрограммировано. Оно - открытая страница, истекшие годы, дела нынешние создают лишь те рамки, в которых поколения наступившего XXI в. впишут свои строки. Как узнать, что нас ждет? Как заглянуть за пелену времени?
Это вопрос, который вечно мучил и мучает людей. Наше время динамично и противоречиво. Это пора социальных катаклизмов и назревающих природных катастроф. Именно поэтому люди Земли все пристальнее вглядываются в собственный облик, осмысливают истекшее, стремясь понять перспективы грядущего.
В ходе истории ныне обнаруживаются незнаемые ранее ситуации, «вечные» проблемы наполняются новым содержанием. Вот почему стоит обратиться к вопросам: «Кто мы сегодня?», «Что такое человечество?» «Что нас ожидает?»
Мы не прочли «Книгу судеб», в наших руках нет магического жезла, позволяющего видеть сквозь пелену времени. Мы убеждаемся в том, что подчас падает то, что, по нашему разумению, должно было расти, и растет то, что, казалось бы, обязано падать.[1]
Возникли сомнения в оправданности идеи неуклонного прогресса людей. Победы на одних участках оборачиваются изъянами и провалами на других. У нас есть ракеты, и дальняя авиация, но человечество не родило нового Шекспира или Достоевского. Люди стали информированные, но стали ли моральнее, благороднее, милосерднее? Так что же, может надо отказаться от попыток заглянуть вперед? Может быть, вернуться к гадательным процедурам: на костях, на картах, на кофейной гуще? И пусть религиозные новоявленные пророки, гадалки, толкователи снов сообщают нам о том, «что будет, чем сердце успокоится».
Наверное, такая позиция недостойна человека. В наши дни нельзя закрыть глаза на стремительно подступающее грядущее. Нельзя подобно страусу зарыть голову в песок. Нельзя жить по принципу Швейка «будь, что будет, как-нибудь да будет, никогда не было, чтобы чего - ни будь, не было».[2]
В современном мировом пространстве циркулируют высочайшие достижения общественного прогресса. В то же время в ряде регионов люди не имеют возможности пользоваться всеми благами развития цивилизации. Это противоречие между группой высокоразвитых стран с устойчивой политической системой и высоким уровнем благосостояния и с другой стороны, с основной массой стран, живущих в рамках индустриальной, а то и пред индустриальной технологии, с массовой бедностью и нестабильностью внутренней жизни.
На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (июнь, 1992) премьер-министр Норвегии ГРУ Харлем Брундланд говорила: «Человеческая история достигла водораздела, за которым изменение политики становится неизбежным. Более миллиарда человек не могут удовлетворить свои потребности, наши дети, внуки, сама планета Земля требует революции».[3]
Грозные предупреждения, тревожные прогнозы еще не вывели основную массу политиков да и рядовых людей из состояния, которое можно назвать русским словом «авось».
И когда уже речь пошла не о том, как «жить», а о том, как «выжить», то это вызывает глубокую озабоченность у всех мыслящих людей. Мы столкнулись с жестокими угрозами.
Самым простым способом решения всех конфликтов это применение силы. Решение вопросов с помощью оружия наиболее простое. Но, применяя оружие нужно быть очень аккуратным, так как запасов вооружения хватит, чтобы уничтожить жизнь на земле десятки раз.
Один из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. «Кто бы ни нанес первый удар, в каком бы районе планеты это ни случилось, произошел бы ответный удар или нет, в любом случае никому не удастся пережить катастрофу. И того, кто нажмет на кнопку пускового устройства, ждет такая же судьба, как и жителей городов, подвергшихся атаке. Та же участь уготована и тем странам, которые никакого участия в войне принимать не будут"[4].
Поэтому начало ядерной войны для человека будет означать конец его эпохи.
Мощь человека явно глобально обернулась против него самого. Но надо признать и то, что ответить на нее невозможно помимо радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании лидеров и миллионов.[5]
Тревожно слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человека, как вида, деформации его телесных органов. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности. Леденящее слово СПИД все чаще вторгается в человеческую жизнь. Ряд исследователей полагают, что это некоторый этап биологического существования рода людей. СПИД сегодня-это уже не узко медицинская, а обще человечная проблема.
К этому надо прибавить нарастание процента наследственных уродств, рост женского бесплодия и мужской импотенции.
Чувства оказались ненужными - цинизм превратился в рефлексию. У человека исчезла свобода без страха быть одернутым хотя бы в воображении реализовывать свои добрые побуждения. У него не осталось места для маневра его мысли - он вдруг моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным.[6]
Как метко заметил Мартин Лютер Кинг: «Тот, кто верит в ненасилие- глубоко верит в будущее».
В это нелегко поверить, но в это надо верить, этого следует добиваться, к миру без «кулачного права» надо стремиться.
Мы глядим в лицо новой цивилизации. Как и какой, она сложится? Расцвет или упадок? Торжество разума или бездумная и безвольная гибель? Экспансия в Галактику или замыкание в становящейся малонадежной биосфере Земли?
Эти и подобные им вопросы требуют ответа. Их надо решать каждому. Их предстоит решать не только лидерам стран и партий. Эти размышления нужны для того, чтобы жило, выжило и победило человечество.
В повести Н.В. Гоголя «Вий» вдруг наталкиваешься на фразу: «Философ, пошаривший ногами во все стороны, сказал, наконец, отрывисто: А где же дорога?» И думаешь - ведь это о философах XXI в. и обо всем сегодняшнем человечестве. Где же путь для человечества? Что ожидает род людской?
Люди полагают, что век грядущий полон противоречии. Он несет в себе стороны взлета и упадка. Они настраивают нас на то, что мы вступаем в мир новой цивилизации.
Наша жизнь продолжается и есть надежда, что пока человечество живет, открывает, заботится об окружающем, размышляет, ищет; пока есть теплые и добрые сердца - история будет длиться и набирать новый разбег.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Моисеев Н.Н. Новая индустриальная волна на Западе. Антология. – М.: Изд-во «Молодая гвардия»,1999.
- Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2000.
- Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. – М.: Изд-во «Молодая гвардия»,1998.
- Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М., 2000.
- Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. – М.,1994.
- Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М., 1994.
[1] Панарин А.С. «Глобальное политическое прогнозирование»/Москва, 2000г
[2] Моисеев Н.Н. «Судьба цивилизации. Путь разума» /Москва/Молодая гвардия/2000г.
[3] Моисеев Н.Н. «Новая индустриальная волна на Западе. Антология»/Москва/ Молодая гвардия/1999г.
[4]Н.Н. Моисеев «Экология человечества глазами математика»/ Москва/ Молодая гвардия. 1998г.
[5] Степин В.С. Кузнецова Л.Ф. «Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации»/Москва,1994г.
[6] Чумаков А.Н. «Философия глобальных проблем» /Москва, 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Консультация для родителей На тему «Предпосылки творчества в изобразительной деятельности»
Консультация для родителей...
Речевое развитие будущих первоклассников
Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1...
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....
Экспресс-диагностика речевого развития будущих первоклассников
Уважаемые коллеги, в данной статье представлена диагностика устной речи первоклассников, так как в основе механизма овладения навыком письма лежит установление новых ассоциативных связей между словом ...
«Нравственные ценности и будущее человечества. Будущее начинается сегодня»
Сценарий мероприятия, посвящённого открытиюшкольных Рождественских Чтений-2018 Цель: формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста посредством приобщения...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА Школа развития «Аистёнок»...