Психология для детей
рабочая программа по теме
Программа психопрофилактических развивающих занятий по психологии предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10-11.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено
на заседании МО
Протокол №____________
от « »_____________20____г.
Согласовано:
Зам. директора по УВР прогимназии
НГДУ «ЯН» ОАО «Татнефть»
______________/А.С.Прокольева/
« »________________20____г.
Утверждаю:
Директор прогимназии
НГДУ «ЯН» ОАО «Татнефть»
________________/О.А.Калягина/
Распоряжение №______________
« »_______________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса
прогимназия НГДУ «Ямашнефть» ОАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина
Плешакова Римма Рафкатовна,
педагог-психолог, 1 квалификационная категория
Психология
1-4 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____________
«____»___________20___г.
2010 – 2011 учебный год
Пояснительная записка
- Программа психопрофилактических развивающих занятий по психологии предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).
По форме и содержанию занятия проходят в виде тренингов.
Планирование составлено на основе следующих программ.
Программа «Четыре путешествия» - психопрофилактические развивающие занятия в начальной школе
Авторы: Л.М. Новикова, И.В. Самойлова.
Программа «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»
Автор: О.В. Хухлаева.
Программа «Психологическая азбука. Начальная школа»
Авторы: Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова.
- Содержание занятий по психологии нацелено на формирование психологического здоровья.
Программа «психологии» в прогимназии состоит из четырёх основных блоков:
- Блок «Я – школьник» направлен на развитие позиции школьника и адаптацию к обучению в школе (I четверть).
- Блок «Мир дружбы» направлен на развитие общения (II четверть).
- Блок «Мы развиваемся!» направлен на развитие познавательных процессов (III четверть).
- Блок «Мои чувства» направлен на развитие эмоциональной сферы (IV четверть).
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в прогимназии, программа курса рассчитана на 33 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительностью – 35 минут.
- Структура каждого занятия имеет общую схему построения. Любое занятие по психологии начинается и заканчивается особыми ритуалами приветствия и прощания. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на работу и на выход из нее. После приветствия следует психологическая разминка — упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала урока. Далее следует непосредственно основное содержание занятия, отражающее цель и задачи урока. Заканчивается урок ритуалом про щания.
Схема построения занятия по психологии:
1. Ритуал приветствия.
2. Психологическая разминка.
3. Основное содержание занятия.
4. Ритуал прощания.
- Основной целью программы является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соот ветствии с его трехкомпонентной структурой, описанной ниже, а также выполнение возрастных задач развития.
Структура психологического здоро вья личности, выделенная О.В. Хухлаевой:
• Аксиологический компонент — ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии себя при относительно полном знании себя и принятии других людей. Этому способствуют умение принять «темные» стороны своей личности и личности другого, а также умение видеть «светлое» начало в каждом и взаимодействовать именно с ним.
• Инструментальный компонент — это владение рефлексией, как способом самопознания. Рефлексия позволяет человеку понимать и определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать чувства без причинения вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других.
• Потребностно-мотивационный компонент — наличие у человека внутренней потребности в саморазвитии
Соответственно можно выделить следующие задачи программы:
1) формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и не достатки;
2) развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;
3) формирование потребности в саморазвитии и самоизмене нии у ребенка;
4) развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;
5) расширение пассивного и активного психологического сло варя детей;
6) развитие познавательных процессов.
- В результате освоения содержания программы, учащиеся 1класса должны развиваться в следующих направлениях:
- Адаптация учащихся к школьной жизни.
- «Я – школьник».
Понятие «школьник», «школа», «класс», «одноклассники».
Права и обязанности. Понятия: “права”, “обязанности” и связь между ними. Домашние и школьные обязанности. “Право на ошибку”.
Самопознание. Понятие “индивидуальность”, “самооценка”. Интересы, предпочтения.
Школьные успехи. «Учебная сила».
Качества (внешние и внутренние). Черты харак тера: добрый, ласковый, злой, ми ролюбивый, трудолюбивый, честный, смелый и т.д.
- «Мир дружбы».
Формы и способы взаимодействия со сверстниками. Понятия: “друзья”.
Общение и его средства. Понятия: “общение”, “интонация”, “мимика”, “жесты”. Правила общения. Речевые средства общения. Неречевые средства общения. Позитивное общение. Вежливые слова.
- «Мы развиваемся!»
Секреты нашего познания. Внимание. Мышление. Память. Воображение.
Их значимость в жизни каждого.
Способы развития познавательной сферы, умение замечать свои ошибки.
Понимание ценности отдыха, релаксации, правильного дыхания. Навык мышечного расслабления.
- “Мои чувства”
Чувства и ощущения - как способ самопознания и саморазвития.
Понятие «мимика», «эмоции», «жесты». Чувства: радость, грусть, страх, гнев, обида, стыд.
Роль взгляда, интонации в передачи чувств.
Способы саморегуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»
Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...
Занятие по психологии для детей младшего школьного возраста "Сокровища сердца"
психологическая игра "Сокровища сердца"...
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ. Психология для детей.
Цель:Обучение восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека.Задачи:Способствовать привитию навыков толерантной личности.Довести до осознания учащихся мы...
Как перестать бояться темноты: советы психологов для детей и их родителей
Как перестать бояться темноты: советы психологов для детей и их родителей...
Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.
Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....
Уголок психолога: "Неуспевающие дети".
В статье предстатвлены рекомендации по пониманию причин трудностей в обучении....