Психология для детей
рабочая программа по теме

 

Программа психопрофилактических развивающих занятий по психологии предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10-11.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №____________

от «     »_____________20____г.

Согласовано:

Зам. директора по УВР прогимназии

НГДУ «ЯН» ОАО «Татнефть»

______________/А.С.Прокольева/

«      »________________20____г.

Утверждаю:

Директор прогимназии

НГДУ «ЯН» ОАО «Татнефть»

________________/О.А.Калягина/

Распоряжение №______________

«      »_______________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса

прогимназия НГДУ «Ямашнефть» ОАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина

Плешакова Римма Рафкатовна,

педагог-психолог, 1 квалификационная категория

Психология

1-4 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № ____________

«____»___________20___г.

2010 – 2011 учебный год


Пояснительная записка

  1. Программа психопрофилактических развивающих занятий по психологии предназначена для детей младшего школьного возраста (7-11 лет).

По форме и содержанию занятия проходят в виде тренингов.

Планирование составлено на основе следующих программ.

Программа «Четыре путешествия» - психопрофилактические развивающие занятия в начальной школе

Авторы: Л.М. Новикова, И.В. Самойлова.

Программа «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)»

Автор: О.В. Хухлаева.

Программа «Психологическая азбука. Начальная школа»

Авторы: Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова.

  1. Содержание занятий по психологии нацелено на формирование психологического здоровья.

Программа «психологии» в прогимназии состоит из четырёх основных блоков:

  1. Блок «Я – школьник» направлен на  развитие позиции школьника и адаптацию к обучению в школе (I четверть).
  2. Блок «Мир дружбы» направлен на развитие общения (II четверть).
  3. Блок «Мы развиваемся!» направлен на развитие познавательных процессов (III четверть).
  4. Блок «Мои чувства» направлен на развитие эмоциональной сферы (IV четверть).

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в прогимназии, программа курса рассчитана на 33 часа. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительностью – 35 минут.

  1. Структура каждого занятия имеет общую схему построения. Любое занятие по психологии начинается и заканчивается особыми ритуалами приветствия и прощания. Это необходимо для того, чтобы настроить детей на работу и на выход из нее. После приветствия следует психологическая разминка — упражнение, вводящее учащихся в тему занятия, подготавливающее восприятие основного материала урока. Далее следует непосредственно основное содержание занятия, отражающее цель и задачи урока. Заканчивается урок ритуалом про щания.

Схема построения занятия по психологии:

1.  Ритуал приветствия.

2.  Психологическая разминка.

3.  Основное содержание занятия.

4.  Ритуал прощания.

  1. Основной целью программы является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соот ветствии с его трехкомпонентной структурой, описанной ниже, а также выполнение возрастных задач развития.

Структура психологического здоро вья личности, выделенная О.В. Хухлаевой:

Аксиологический компонент — ценность собственного «Я» и ценность «Я» других людей. Развитый аксиологический компонент выражается у человека в принятии себя при относительно полном знании себя и принятии других людей. Этому способствуют умение принять «темные» стороны своей личности и личности другого, а также умение видеть «светлое» начало в каждом и взаимодействовать именно с ним.

•  Инструментальный компонент — это владение рефлексией, как способом самопознания. Рефлексия позволяет человеку понимать и определять свои эмоциональные состояния и состояния других людей, свободно и открыто выражать чувства без причинения вреда другим (качества эмоционального интеллекта), а также осознавать причины и последствия своего поведения и поведения других.

Потребностно-мотивационный компонент —  наличие у человека внутренней потребности в саморазвитии

Соответственно можно выделить следующие задачи программы:

1)  формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и не достатки;

2) развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков;

3) формирование потребности в саморазвитии и самоизмене нии у ребенка;

4)  развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;

5) расширение пассивного и активного психологического сло варя детей;

6) развитие познавательных процессов.

  1. В результате освоения содержания программы, учащиеся 1класса должны развиваться в следующих направлениях:
  1. Адаптация учащихся к школьной жизни.
  2.  «Я – школьник».

Понятие «школьник», «школа», «класс», «одноклассники».

Права и обязанности. Понятия: “права”, “обязанности” и связь между ними. Домашние и школьные обязанности. “Право на ошибку”.

Самопознание. Понятие “индивидуальность”, “самооценка”. Интересы, предпочтения.

Школьные успехи. «Учебная сила».

Качества (внешние и внутренние). Черты харак тера: добрый, ласковый, злой, ми ролюбивый, трудолюбивый, честный, смелый и т.д.

  1. «Мир дружбы».

Формы и способы взаимодействия со сверстниками. Понятия: “друзья”.

Общение и его средства. Понятия: “общение”, “интонация”, “мимика”, “жесты”. Правила общения. Речевые средства общения. Неречевые средства общения. Позитивное общение. Вежливые слова.

  1. «Мы развиваемся!»

Секреты нашего познания. Внимание. Мышление. Память. Воображение.

Их значимость в жизни каждого.

Способы развития познавательной сферы, умение замечать свои ошибки.

Понимание ценности отдыха, релаксации, правильного дыхания. Навык мышечного расслабления.

  1. “Мои чувства”

Чувства и ощущения - как способ самопознания и саморазвития.

Понятие «мимика», «эмоции», «жесты». Чувства: радость, грусть, страх, гнев, обида, стыд.

Роль взгляда, интонации в передачи чувств.

Способы саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.

1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...

Контрольная работа по специальной психологии детей с нарушением интеллекта ТЕМА «Внимание умственно отсталых детей»

Контрольная работа была написана на основе опыта работы с детьми с нарушением интеллекта. В этой работе описано,чем отличается внимание у умственно отсталого ребёнка, от внимания ребёнка с сохранным и...

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЛЮДЕЙ. Психология для детей.

Цель:Обучение восприятию себя одновременно как части человечества и как уникального, неповторимого человека.Задачи:Способствовать привитию навыков толерантной личности.Довести до осознания учащихся мы...

Как перестать бояться темноты: советы психологов для детей и их родителей

Как перестать бояться темноты: советы психологов для детей и их родителей...

Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.

Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....

Уголок психолога: "Неуспевающие дети".

В статье предстатвлены рекомендации  по пониманию причин трудностей в обучении....