Агрессивность в младшем школьном возрасте
статья по теме
работа выполнена на конкурс "Грани педагогического исследования" Саратов Диплом 2 степени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grani_issledovaniya_skakalina.docx | 78.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
«Грани педагогического исследования»
АГРЕССИВНОСТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Автор работы: Скакалина Надежда Дмитриевна
Занимаемая должность: учитель начальных классов
Место выполнения работы:
МБОУ «СОШ п.Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области»
П.Молодёжный
2012 г
Содержание
Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1 Агрессия как психологический феномен
1.1 Понятие агрессии и агрессивности ………………………………… стр.4
- Виды агрессивности младших школьников ……………………..… стр.5
1.3Причины агрессии …………………………………………………… стр.6
Глава 2 Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста
2.1 Организация, задачи и методы исследования агрессивности
у младших школьников…………………………………………………… стр.7
2.2 Анализ и описание результатов исследования …………………… стр.9
2.3 Оценка эффективности снижения агрессивности
младших школьников……………………………………………………. стр.13
Заключение…………………………………………………………… стр.15
Список литературы…………………………………………………… стр.17
Приложение………………………………………………………… стр.18
Введение
Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, жизненное пространство – а это не обходится без колебаний, неприятностей, столкновений и конфликтов. Но порой кроме безобидного обычного озорства мы встречаемся с озорством некрасивым, небезобидным. Оно вредит, обижает. Мы слышим жалобы на детскую агрессивность, на издевательства одних детей над другими, группы детей над одним или, наоборот, одного над группой. Таких жалоб в последнее время все больше! Жалуются родители, жалуются учителя. В чем причина? В последнее время тема агрессии и агрессивности стала широко обсуждаемой на различных уровнях. И среди психологов проводится множество конференций, симпозиумов по данной теме. Проблеме изучения агрессии посвящено много исследований. Повышенная агрессивность младших школьников является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы, несомненна, поскольку число подростков с таким поведением стремительно растет. Агрессивное поведение вызвано суммацией целого ряда факторов:
- ухудшением социальных условий жизни детей;
- кризисом семейного воспитания;
- невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
-увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.
Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда больной ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения младших школьников.
Объектом исследования является агрессивное поведение учащихся .
Предмет исследования – динамика агрессивного поведения младших школьников.
С учетом цели, объекта и предмета были определены задачи:
1) Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
2) Отобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня агрессивности детей младшего школьного возраста.
3) Проведение исследования и анализ его результатов.
Методологической базой исследования явились труды:
- В.Д. Менделеевич; А. Налчаджян; И.П. Подласый в области изучения агрессии и агрессивности.
- А.К. Осницкий; Г.Э. Бреслав; И.А. Фурманов в области исследования проблем детской агрессивности.
- Т.П. Смирнова; Е.К. Лютова, Г.Б Монина; М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина в сфере коррекции и в области профилактики агрессивного поведения.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретический анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
Для проведения исследования были отобраны следующие методики:
1. Методика «Несуществующее животное»
2. Опросник Басса - Дарки
База исследования. В исследовании были задействованы учащиеся 3 класса. В классе обучаются 15 человек, из них 7 мальчиков и 8 девочек. Возраст детей 9-10 лет. Дети занимаются по обучающей системе Н.Ф. Виноградовой.
Глава 1 Агрессия как психологический феномен
1.1. Понятие агрессии и агрессивности.
Термин "агрессия" издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.
По предложению А.Басса определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Л. Беркович считал, чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерения обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.
Зильманн ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
В настоящее время принимается следующее определение:
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Дать исчерпывающее определение всех существующих типов агрессии практически невозможно: любое из них неизбежно будет либо сужать, либо расширять границы понятия. Большинство определений агрессии совмещает в себе три разные точки зрения: позицию внешнего наблюдателя, позицию субъекта агрессии, то есть самого агрессора, и позицию объекта агрессии, то есть жертвы.
Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности.
Агрессия – проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.
Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств реализации своих целей.
Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния – это чувства, и прежде всего гнев. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии. Важно учить детей осознавать и регулировать свои эмоции, приводящие к агрессивному поведению.
Важно помнить и о том, что агрессивность в определенных пределах необходима любому человеку. Агрессивность может служить способом самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессивность играет важную роль в способности ребенка адаптироваться к обстановке, познавать новое, добиваться успеха. В то же время агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера – либо задиры, хулигана, либо труса, не способного постоять за себя. И то, и другое негативно сказывается на чувствах ребенка, а в крайних случаях может привести к деструктивному поведению даже в отношении людей, которых ребенок любит.
Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, а иногда и необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип временами тоже может быть необходим для адаптации и выживания.
1.2 Виды агрессии и агрессивности
Чаще всего выделяются следующие виды агрессии:
- физическая агрессия – проявляющаяся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)
- вербальная агрессия – выражающаяся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)
- косвенная – непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников и т.п.).
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (откусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании себя самого и т.п.).
1.3 Причины агрессивного поведения
Причин агрессивного поведения несколько:
1. Это выраженные эмоциональные нарушения, являющиеся следствием различных проблем перинатального периода. Это ослабленные дети, подвижные и неустойчивые.
2. Семейное неблагополучие.
3. Стрессы, перемены или любые изменения.
4. Излишне строгое воспитание, постоянные запреты или отказы.
5. Излишняя опёка, потакание любым прихотям.
6. Повторение стиля поведения одного из родителей.
Очень часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях – крики, ругань, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.
Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых – безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка.
Детям с агрессивным поведением, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, свойственны некоторые общие черты. К ним относятся бедность, примитивность ценностных ориентаций, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. Эти дети, как правило, имеют повышенную внушаемость, склонность к подражанию. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность в отношении, как сверстников, так и окружающих взрослых, неадекватная, неустойчивая самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими, регулирующими поведение. Среди детей агрессивных встречаются дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Таким образом, детская агрессивность имеет определённую причину, которую важно понять и принять, но следует помнить, что, пытаясь, что-то менять в своём ребёнке, важно проанализировать и своё отношение к происходящему. Паника или попустительское отношение не являются союзниками в воспитании. Кроме того, ребёнок развивается и потому не следует спешить с выводами «агрессивный», «злой». Важнее воспитывать, а не переживать по поводу того, что ребёнок не соответствует каким-то стандартам. Следует формировать умения, навыки, установки в отношении других людей. Важно и взрослым формировать определенные принципы общения с агрессивными детьми. Давать ребенку возможность выплеснуть агрессию, сместить её на другие объекты. Поколотить подушку, крепко сжать кулаки. Показывать ребенку личный пример конструктивного поведения. Сигнализировать ребёнку о том, что его любят, ценят и принимают. Не стесняться приласкать, обнять, пожалеть. Так же существует большое разнообразие коррекционных методов: это игры, художественное творчество и т.д.
Глава 2 Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста.
2.1 Организация, задачи и методы исследования особенностей проявления агрессивности у младших школьников.
Мною организована и проведена экспериментально-исследовательская работа по выявлению особенностей проявления агрессивности у младших школьников.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что социально – психологический тренинг повлияет на снижение агрессивного поведения.
Цель исследования: изучить особенности агрессивного поведения младших школьников.
В данную работу включено 3 этапа:
1. констатирующий (диагностический);
2. формирующий;
3. контрольный.
Исследование проведено с учащимися 3 класса.
Экспериментальное задание подразумевает постановку задач, которые были определены следующим образом:
1. Выявить уровень агрессивности у учащихся.
2. Изучить влияние социально-психологического тренинга на снижение агрессивности у школьников.
Для достижения задач использовались следующие методы:
- метод проективного теста (Методика «Несуществующее животное» рисунок и сочини рассказ);
- методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки;
- практическое исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности младших школьников.
1. Для изучения агрессивности - как качества личности, был использован проективный тест «Несуществующее животное».
Диагностическая цель: проанализировать индивидуально-личностные особенности субъекта, его эмоциональную сферу, сферу межличностных отношений.
Методика предложена М.З. Друкаревич. Данный рисуночный метод построен на теории психомоторной связи.
Испытуемому предлагается лист бумаги в обычном горизонтальном положении, простой карандаш средней мягкости, несильно отточенный. Испытуемый рисует фантастическое животное, несуществующее в сказках, мифах. Ещё я использовала вербальную методику «Составь рассказ о несуществующем животном». Дети придумывали персонажи героев с различными ситуациями (результаты в таблице)
С целью углубления понимания собственного поведения применяется следующий метод опроса – это опросник А. Басса - А. Дарки.
Опросник Басса – Дарки – одна из наиболее популярных в зарубежной психологии методик для исследования агрессии.
А. Бассом и А. Дарки был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии. Опросник широко применяется в зарубежной и отечественной практике.
Выявляются следующие формы агрессивных и враждебных реакций:
- физическая агрессия;
- косвенная агрессия;
- склонность к раздражению;
- негативизм;
- обида;
- подозрительность;
- вербальная агрессия.
Кроме того, выделяется восьмой индекс – чувство вины. Этот индекс выражает возможное убеждение обследуемого человека в том, что он является плохим , поступает злобно.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые ребёнок даёт ответ «да» или «нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций.
Суммирование индексов 1, 2, 7 даёт общий индекс агрессивности («ИА»), а суммирование индексов 6 и 5 – индекс враждебности («ИВ»).
Нормой агрессивности является величина её индекса, равная 21+/-4, а враждебности – 6,5-7+/-3. При этом обращается внимание на возможность достижения определённой величины, показывающей степень проявления агрессивности (Описание опросника Басса – Дарки представлено в Приложении 2).
2.2 Анализ и описание результатов исследования проявления агрессивности у младших школьников.
Анализ результатов, полученных в исследовании, позволил выделить три группы среди учащихся с проявлениями агрессивных тенденций в поведении.
Характеристика испытуемых была составлена на основе обобщения наблюдения за детьми, индивидуальных бесед с ними и данных, полученных с помощью методики «Рисунок несуществующего животного».
Для оценки агрессивности ребёнка можно использовать таблицу «Симптомокомплексы теста Несуществующее животное»: 10-18 баллов – максимальное значение; 5-9 – среднее значение; 0-4 – низкое значение
Результаты исследования агрессивности по методике «Несуществующее животное» на констатирующем этапе.
Таблица 1
№ п/п | Ф.И. | Элементы рисунка, свидетельствующие об агрессивности | Балл | Уро вень |
1 | Серёжа М. | 1 угр.выраж.; 2.верхн.размещ.углов; 3.угрож.поза; 4.зубы, рог, клыки | 8 | Ср. |
2 | Денис К. | 1.налич. острых углов; 2.крупн.изображ. | 4 | Н. |
3 | Карина Д. | 1.больш. кол-во острых углов; 2.крупн. изображ. 3.хвост поднят вверх, пышный; 4.угр.выражен. | 8 | Ср. |
4 | Алсу У. | 1.острые углы. | 2 | Н. |
5 | Алёша Х. | 1.больш. кол-во острых углов; 2.крупн. изображ.; 3.хищник; 4.угр. выраж.; 5.угр.поза. | 8 | Ср. |
6 | Ксения И. | 1.рога, чешуя; 2.круп. изображ.; 3.угрож. поза. | 8 | Ср. |
7 | Серёжа С. | 1.острые углы; 2.хвост поднят вверх, пышный; 3.угр.выражен.; 4.угрож. поза. | 10 | Выс. |
8 | Антон Ж. | 1.хвост поднят вверх; 2. угр.выраж.; 3. хищник; 4.угрож. поза; 5.зубы, рога. | 6 | Ср. |
9 | Марина П. | 1.острые углы; 2.крупн. изображ.; 3.угр.выражен. | 6 | Ср. |
10 | Лена Р. | 1.крупн. изображ.; 2.рог; 3.острые углы. | 4 | Н. |
11 | Юля В. | 1.острые углы; 2.крупн. изображ.; 3.рога, зубы. | 4 | Н. |
12 | Дима С. | 1.крупн. изображ.; 2.острые углы. | 4 | Н. |
13 | Юрис А. | 1.угр.выражен.; 2.зубы. | 4 | Н. |
14 | Лида А. | 1.угр.поза; 2.крупн. изображ.; 3.углы. | 4 | Н. |
15 | Аня Т. | 1.острые углы; 2.угрож. выраж.; 3.рога. | 5 | Ср. |
Средний балл=4,85 |
Из таблицы видно, что количество детей с низким уровнем агрессивности выявлено 7 человек (47%).
Количество детей со средним уровнем агрессивности составляет 7 человек (47%).
С высоким уровнем агрессивности - 1 человек (6 %).
Наличие острых углов, в частности рога, чешуя, клыки в рисунках испытуемых свидетельствуют о защитной агрессии на случай нападения.
Следующий этап исследования – результаты, которого представлены в Таблице 2.
Результаты исследования агрессивности по методике Басса-Дарки
№ | Ф.И. | Физ. агр. | Косв. агр. | Разд раж. | Нега- тив. | Обида | Подо- зрит. | Верб. агр. | Чувство вины | Сред.б. |
1 | Серёжа М. | 3 | 5 | 5 | 3 | 2 | 7 | 6 | 3 | 4,3 |
2 | Денис К. | 10 | 7 | 9 | 4 | 7 | 9 | 10 | 11 | 8,4 |
3 | Карина Д. | 9 | 7 | 7 | 3 | 6 | 8 | 9 | 8 | 7,1 |
4 | Алсу У. | 5 | 4 | 5 | 2 | 2 | 9 | 4 | 6 | 4,6 |
5 | Алёша Х. | 5 | 8 | 6 | 3 | 5 | 7 | 8 | 7 | 6,0 |
6 | Ксения И. | 4 | 3 | 7 | 4 | 5 | 7 | 5 | 5 | 5,0 |
7 | Серёжа С. | 7 | 5 | 4 | 3 | 8 | 9 | 5 | 10 | 5,9 |
8 | Антон Ж. | 7 | 2 | 3 | - | 2 | 5 | 4 | 7 | 3,7 |
9 | Марина П. | 5 | - | 2 | 2 | 6 | 7 | 7 | 9 | 4,7 |
10 | Лена Р. | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 7 | 5 | 7 | 4,3 |
11 | Юля В. | 5 | 3 | 4 | 1 | 3 | 6 | 6 | 8 | 4,5 |
12 | Дима С. | 5 | 3 | 4 | 2 | 4 | 5 | 6 | 6 | 4.4 |
13 | Юрис А. | 4 | 3 | 3 | 1 | 2 | 6 | 4 | 8 | 3,9 |
14 | Лида А. | 4 | 2 | - | 3 | 3 | 3 | 3 | 6 | 3,0 |
15 | Аня Т. | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 6 | 6 | 7 | 3,9 |
Средний балл | 5,2 | 3,7 | 4,5 | 1,9 | 4,1 | 6,2 | 5,7 | 6,9 |
Согласно данным методики Басса-Дарки, можно сказать, что высокий уровень агрессивности имеют 2 человека (13,2%).
Средний уровень агрессивности у 5 человек, что составляет 33%.
Следовательно, низкий уровень агрессивности у 8 учащихся (53,8%).
Согласно результатам исследования агрессивности учащихся в группе преобладают лица с высоким уровнем подозрительности, вербальной агрессии и повышенным чувством вины.
Это говорит о том, что испытуемые выражают в большей степени негативные чувства в форме крика, визга, угроз;
- очень осторожны по отношению к людям, не доверчивы, порой считают, что другие люди планируют и приносят вред;
- повышенное чувство вины выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущает угрызения совести.
Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие.
Степень восприятия враждебности различна, но её психологическая природа остаётся той же – внутренняя изоляция, приписывание враждебных намерений окружающим и невозможность видеть мир другого человека.
Для того чтобы выделить группу, с которой предстоит работать, нужно сопоставить результаты 2-х проведенных методик: Басса – Дарки и «Несуществующее животное». Совокупные результаты по методике Басса – Дарки и «Несуществующее животное»
Таблица 3
Ф.И. | Несуществующее животное | Басса – Дарки | ||
Уровень агрессивности | Уровень агрессивности | Уровень враждебности | ||
рисунок | сочини рассказ | |||
Серёжа М. | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Денис К. | Низкий | Низкий | Высокий | Высокий |
Карина Д. | Средний | Средний | Высокий | Высокий |
Алсу У. | Низкий | Низкий | Низкий | Высокий |
Лёша Х. | Средний | Средний | Средний | Высокий |
Ксения И. | Средний | Средний | Низкий | Высокий |
Серёжа С. | Высокий | Высокий | Средний | Высокий |
Антон Ж. | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Марина П. | Средний | Средний | Низкий | Высокий |
Лена Р. | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
Юля В. | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
Дима С. | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
Юрис А. | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
Лида А. | Низкий | Низкий | Низкий | Средний |
Аня Т. | Средний | Средний | Низкий | Средний |
Итак, результаты констатирующего этапа эксперимента позволили нам сформировать группу детей из 7 человек, которые нуждаются в психолого-педагогической помощи по преодолению агрессивности.
У большинства этих детей высокий показатель враждебности (обида и подозрительность). Средний балл индекса враждебности составляет 10,3.
Вследствие этого была спланирована специальная психологическая деятельность по снижению агрессивности. Эта работа отражена в описании формирующего этапа эксперимента.
Формирующий этап эксперимента осуществлялся в период с марта по май 2011 года.
Цель: создание специальных психолого-педагогических условий в форме программы по преодолению агрессивности.
На данной стадии эксперимента были разработаны и апробированы некоторые формы и методы психолого-педагогической работы с учащимися, которые были отобраны по результатам проведённых методик на констатирующем этапе исследования. Данная работа строилась с учётом общих психологических и индивидуальных особенностей детей, реально существующих условий их жизни. Осуществлялось это в рамках программы групповой работы у учащихся 3 класса.
Основные задачи программы:
1. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
3. Повышение уровня самоконтроля.
4. Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения.
5. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки.
6. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.
Основные методы обучения
- Элементы наблюдения;
- Рассматривание рисунков;
- Свободное и тематическое рисование;
- Анализ жизненных ситуаций;
- Групповые дискуссии;
- Беседы;
- Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации;
- Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.
- Сочинение историй;
- Мини-конкурсы;
- Рассказ педагога и рассказы детей;
Особенности проведения занятий
Занятия включают в себя проведение социально-психологического тренинга, поэтому проводятся в помещении, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться.
Продолжительность занятия 40 минут (время одного школьного урока).
Периодичность встреч участников программы – 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на работу в группе из 7 человек.
Происходит работа над созданием доверительной обстановки в классе во время занятий, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.
Принципы работы:
1. Принцип добровольного участия.
2. Принцип постоянной обратной связи, т.е. все участники, могут рассказывать друг другу, кто как себя вёл в игре, что делал хорошо и что можно было делать лучше.
3. Принцип закрытости группы, т.е. рассказывать можно, что происходит в группе, но, не называя имён и фамилий участников.
4. Принцип «Здесь и теперь».
- Оценка эффективности снижения агрессивности младших школьников
На заключительном этапе исследования был проведён итоговый эксперимент.
Цель данного эксперимента: диагностика влияния социально - психологического тренинга на снижение агрессивности младших школьников.
Для реализации цели исследования были проведены повторно следующие исследования:
1. Методика «Несуществующее животное».
2. Вопросник А. Басса–А. Дарки.
Результаты сравнительного исследования соотношения показателей констатирующего и контрольного экспериментов по методике «Несуществующее животное» представлены в диаграмме 1.
Рис.1 Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента по методике «Несуществующее животное»
Условные обозначения (рис.1)
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
Исходя из данных диаграммы «Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента» видно, что количество детей с высоким уровнем агрессивности не выявлено.
Количество детей со средним уровнем агрессивности составляет 5 человек (33%), а с низким уровнем 8 человек (53,8%)
Результаты « Динамики уровня агрессивности по опроснику Басса – Дарки»
Представлены в диаграмме 2
Рис. 2. Динамика уровня агрессивности по опроснику Басса–Дарки.
Условные обозначения (рис. 2.)
1 – высокий уровень
2 – средний уровень
3 - низкий уровень
Исходя из данных диаграммы « Динамика уровня агрессивности по опроснику Басса – Дарки» видно, что количество детей с высоким уровнем агрессивности не выявлено. Количество детей со средним уровнем агрессивности составляет 3 человека (19,8%), а с низким уровнем агрессивности 12 человек (79,2%)
Практическое исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности младших школьников.
Было проведено исследование влияния агрессивного поведения в СМИ на уровень агрессивности учащихся в возрасте 8 – 10 лет.
В ходе исследования были проверены гипотезы:
- увеличение агрессивности школьников, увлекающихся просмотром мультипликационных фильмов со сценами насилия;
- увеличение агрессивности школьников, увлекающихся компьютерными играми со сценами агрессии;
- увеличение агрессии по другим причинам.
Результаты гипотезы проявления агрессивности показали, что после просмотра мультипликационных фильмов с агрессивным содержанием, компьютерных игр с драками, убийствами ит.д. у учащихся 3 класса произошло повышение тревожности и агрессии.
Большинство детей быстро могут скопировать любого киногероя.
СМИ предлагают материалы на любой вкус: спорт, развлечения, культура и т.д. Они являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат, в том числе и агрессивным моделям поведения.
Результаты проверки гипотез
Проведено тестирование по выявлению агрессивности учащихся 3 класса.
(Приложение 2)
Выводы
В коррекционно-педагогической программе тренинга использованы следующие приёмы: элементы наблюдения; рассматривание рисунков; свободное и тематическое рисование; анализ жизненных ситуаций; групповые дискуссии; беседы; творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации; игры; сочинение историй.
После коррекционной работы была проведена повторная диагностика учащихся с использованием тех же методик, что и на первом (диагностическом) этапе. Сравнивая полученные результаты, убеждаемся, что произошли изменения.
Изменились показатели агрессивности у всех испытуемых. Проведённая работа способствовала развитию у младших школьников: доверия к другим людям, развитию навыков коллективной работы и навыков самоконтроля; снятия телесного напряжения, умению выражать свои эмоции, умению находить выход из проблемных ситуаций.
Заключение
Агрессия – достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения, однако способы их реализации определяются социальными факторами; фрустрация значимых потребностей также может служить источником агрессивных побуждений, но далеко не всегда приводит к агрессивному поведению; агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией на индивида в ходе борьбы за выживание. Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социальные рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентация человека на позитивную модель поведения, изменения условий, способствующих проявлению агрессии.
В данной работе проводилось психологическое исследование агрессивности, были сформированы группы детей с различными агрессивными проявлениями в поведении и проведена работа по снижению агрессивности.
По результатам проведённой работы, подтверждается гипотеза о том, что социально-психологический тренинг является эффективным методом коррекции и способствует снижению динамики агрессивности младшего школьника.
Литература
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М, 2000.
2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с:
3.Введение в психологию: Учеб. для ун-тов /[Под общ. ред. Зинченко В.П. и др.]. - 14-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 672 с.: ил. - ISBN 5-93878-097-7.
4.Гудвин, Д. Исследование в психологии: Методы и планирование : [Перевод] /Д. Гудвин. - 3-е изд.. - СПб. : Питер, 2004. - 557 с. - ISBN 5-94723-290-1
5.Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Соц.-психол. Центр, 1996. – 392 с.
6.Михайлина М.Ю., Е.В.Гусева Психологические аспекты исследования агрессивности в школе.- Саратов, 2004.-36 с
7.Немов, Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн.-4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2005.- Кн.1: Общие основы психологии.-688 с.
8.Практикум по возрастной психологии: учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
9.Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной психологии.// Вопросы психологии. - №1/ 1991. – с.81-88.
10.Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2000. - 349 с
11.Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций : [Перевод] / Р. Харрис. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 448 с.
12.Хухлаева О.В., Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников.- М., 2003.- 173с.
Приложение 1
Тест определения уровня агрессивности А. Басса и А. Дарки
Состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
ОПРОСНИК А. Баса – А. Дарки
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
| да | нет |
Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:
1. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение:
"да" = 1, "нет" = 0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да" = 1,"нет" = 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да" = 1, "нет" = 0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины:
"да" = 1, "нет" = 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3,
Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 17…25, а враждебности - 4…10. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
Приложение 2
Анкета «признаки агрессивности»
Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».
№ | Исследуемый ребенок | да | нет |
1 | Злой дух временами вселяется в него | ||
2 | Он не может промолчать, когда чем-то недоволен | ||
3 | Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же | ||
4 | Иногда ему без всякой причины хочется выругаться | ||
5 | Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки | ||
6 | Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение | ||
7 | Он не прочь подразнить животных | ||
8 | Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним | ||
9 | Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих | ||
10 | В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот | ||
11 | Часто не по возрасту ворчлив | ||
12 | Воспринимает себя как самостоятельного и решительного | ||
13 | Любит быть первым, командовать, починять себе других | ||
14 | Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых | ||
15 | Легко ссорится, вступает в драку | ||
16 | Старается общаться с младшими и физически более слабыми | ||
17 | У него нередки периоды мрачной раздражительности | ||
18 | Не считается со сверстниками, не уступает, не делится | ||
19 | Уверен, что любое задание выполнит лучше других |
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Подсчитайте, сколько утверждений, по Вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов
Средняя агрессивность – 7-14 баллов
Низкая агрессивность - 1-6 баллов
Критерии выявления агрессивного ребенка
Ребенок | Часто | Редко |
Спорит, ругается со взрослыми | ||
Теряет контроль над собой | ||
Винит других в своих ошибках | ||
Завистлив, мстителен | ||
Сердится и отказывается что-либо делать | ||
Специально раздражает людей | ||
Отказывается подчиняться правилам | ||
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их |
Обработка данных: сосчитайте количество ответов «да». Если 4 из 8 критериев проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте Детские капризы и шалости – неотделимая часть детства. Дети еще только «врастают» в принятые нормы, приспосабливаются к ним, ищут свое место, ...
Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста
Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное пове¬дение, противоречащее нормам и правилам сосущест¬вования людей в обществе, наносящее вред объектам напа...
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте.
Данный материал рекомендован для работы с детьми 1 - 4 классов....
Проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте.
Данный материал рекомендован для работы с детьми 1 - 4 классов....
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).
Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...
Проблема агрессивности в младшем школьном возрасте.
Это одна из острых проблем родителей, педагогов ,психологов, врачей и общества в целом....
Особенности работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста
В последнее время тема агрессии и агрессивности стала наиболее актуальной, острой в современном обществе, так как число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет с каждым годом....