Особенности работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста
материал на тему

Байкова Вера Андреевна

В последнее время  тема агрессии и агрессивности стала наиболее актуальной, острой в современном обществе, так как число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет с каждым годом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы с агрессивными детьми

младшего школьного  возраста

Из опыта работы классного руководителя Байковой В.А.,

 учителя МКОУ «СОШ № 1»

 им. Шелаева А.С.

КИРОВ-2017

В последнее время  тема агрессии и агрессивности стала наиболее актуальной, острой в современном обществе, так как число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет с каждым годом и к тому же, молодеет.

Проблема отклоняющего поведения – одна из самых значимых в начальной школе, она касается не только самого ребенка, но и учителей, так как, к сожалению, большинство педагогов ни теоретически, ни практически к объективному решению  проблемы диагностики «трудных» детей и коррекции их поведения не готовы. Ведь среди большого количества теоретического и практикоориентированного материала по данному вопросу, с трудом можно найти стройную программу коррекции агрессивного поведения детей, в основном это отдельные упражнения и техники.

Но, тем не менее, работу по данной проблеме необходимо проводить, так как почти в каждом детском коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на других,  обзывает и бьет их, намеренно употребляет грубые выражения, не может себя контролировать, изводит других детей, мешает в процессе реализации образовательной деятельности.

Набрав  три года тому назад первый класс,  мне пришлось столкнуться с достаточно агрессивными детьми как среди мои учеников, так и учеников из других параллельных классах.

У некоторых она была явно выражена, у других - более скрытые формы агрессивного поведения, которые выявились в результате наблюдений, рисуночных тестов, опросников, проведенных с родителями, учителями и детьми.

Приходилась наблюдать ситуации, которые далеко  выходили за рамки баловства и шалости.

Вот один из примеров.

Переодеваясь в раздевалке, один мальчик толкнул другого, началась драка, которая прекратилась после вмешательства учителя. Находясь  на прогулке на школьной площадке,  Миша продолжает злобно поглядывать на Данила. Улучив момент, когда тот  отвлекся, налетел на него, сбил с ног, и начал прыгать по спине. Опять же учителю удалось прекратить завязавшуюся драку. Но, чем бы могла закончиться потасовка, не окажись рядом взрослого человека?!

В чем причина такой жестокости и агрессии? Откуда в наших детях столько зла? И как с этим бороться? Ведь ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Но, тем не менее, не нужно забывать о том, что агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке, понимании, помощи и поддержке взрослых, потому что агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящее вокруг него. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. И эта проблема для него неразрешима, ведь такие дети не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир настроен против них. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком педагогу в первую очередь необходимо установить с ним доброжелательные отношения. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности. Необходимо понять ребенка, заглянуть в его внутренний мир, проникнуться его чувствами, переживаниями.

Учитель начальных классов много времени проводит со своими учениками, и потому имеет возможность наблюдать за ними и своевременно реагирует на изменения в  поведении ребенка. Однако учителю-предметнику не всегда удается наладить отношения с агрессивным ребенком, так как  у него нет возможности контактировать с ним ежедневно.

Во втором классе ко мне пришла учиться девочка с признаками агрессивного поведения. Она была вспыльчивой, неуравновешенной, часто грубила не только одноклассникам, но и учителям. Спокойно выполняла лишь то, что хотела сама. Наладить контакт с ней было непросто, но регулярная коррекционная работа все же дала свои плоды. Так отношения постепенно налаживались, девочка стала более отзывчивой, открытой, реже стала устраивать истерики. Однако отношения с учителем английского языка так и не сложились. Из-за ее плохого поведения страдали другие обучающиеся класса, потому что она выводила учителя, огрызалась с ним, не выполняла требования. Доходило до того, что я вынуждена была забирать ее с урока по просьбе или даже требованию учителя.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния таких детей я использую следующие приемы:

− прошу ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться;

- советую, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти;

- предлагаю написать на бумаге все слова, которые хочется выкрикнуть, а затем порвать листок со словами;

− стараюсь переключить внимание на какое-либо задание («Помоги мне, пожалуйста, снять с полки…», «Помоги мне, пожалуйста, расставить книжки..» и т.д.);

− прошу ребенка вспомнить что-то приятное, предлагаю ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

Способов много. Главное, не считать, что с ребенком происходит что-то нехорошее, за что надо ругать и наказывать его. Маленьким агрессорам нужно ваше понимание, совет, готовность помочь, а не гнев и наказания.

Также в своей работе я использую беседы, ролевые игры, тренинги, индивидуальные и групповые занятия по коррекции и предупреждению агрессивного поведения, на которых обучаю детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, отрабатываю навыки общения в возможных конфликтных ситуациях. Такие занятия помогают ребенку успокоиться, скорректировать свое поведение, и, возможно, поменять свое отношение к окружающим, сверстникам.

Так, на  занятии «Мой внутренний мир»,  предлагаю ребенку выполнить  следующие упражнения:

Упражнение «Найди противоположное качество»

Перед ребенком выкладывают в хаотичном порядке карточки с различными качествами, нужно, чтобы ребенок охарактеризовал каждое качество в отдельности, если он затрудняется с ответом, ему нужно помочь. Потом ребенку предлагается каждому отрицательному качеству найти положительное, либо наоборот. Ребенок может привести примеры из собственной жизни, когда он проявлял, то или иное качество.

Дружба

Вражда

Щедрость

Жадность

Доброта

Злость

Честность

Лживость

Симпатия

Антипатия

Упражнение «Нарисуй доброе лицо»

Перед ребенком кладется лист, на котором изображено три лица с недостающими чертами. Требуется, чтобы ребенок нарисовал добрые лица, в первом случае – улыбку, во втором случае – добрые глаза и в третьем случае – свое доброе лицо. Если ребенок рисует что-то другое, то нужно уточнить: почему именно такими он видит добрые лица. Потом попросите ребенка посмотреть на себя в зеркале  и улыбнуться и сказать, что это надо было нарисовать на первом рисунке. Посмотреть на свои глаза, когда они улыбаются, что такие надо было нарисовать на втором рисунке. И, наконец, запечатлеть свой портрет на последнем. Если ребенок хочет все исправить, дайте ему такую возможность предложив чистый бланк.

Упражнение «Продолжи сказку»

Ребенок может прочитать вслух сказку сам, либо это делает педагог. Затем ребенок должен рассказать свое продолжение. В зависимости от того, какой конец у сказки, педагог делает вывод о том, насколько ребенок усвоил положительные качества характера, правомерного поведения. Если конец сказки получился позитивный, то ребенка нужно похвалить, если же нет, то нужно сказать, что во всех сказках должен быть счастливый конец и нужно ребенку еще разок подумать. Если ребенок упрямится, то нужно сказать, то он не получить сюрприз.

Сказка

Жили-были Мишка-Топтышка и Зайка-Попрыгайка. Они всегда вместе гуляли и играли. Зайка-Попрыгайка собирал для своего друга самую вкусную землянику на полянке, а потом угощал ею Мишку-Топтышку. Тот знал много веселых игр, в которые они вместе с Зайкой-Попрыгайкой любили играть. Но вот однажды Мишке-Топтышке подарили красивую и дорогую игрушку, и он не захотел ей ни с кем делиться. Тогда Зайка-Попрыгайка…

Необходимо обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Примеры индивидуальных занятий

На индивидуальном занятии «Учусь справляться с собственным гневом» применяю метод творческого самовыражения.

1.- Подумай о той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии.

- Отметь, в каких частях тела ты чувствуешь свой гнев. (Обсуждение).

- На что похож твой гнев?

- Сможешь ли ты изобразить его в виде рисунка или слепить гнев из пластилина?

2.Творческое самовыражение ребенка

3.Обсуждение рисунка

- Расскажи, что изображено на рисунке.

- Что ты чувствовал, когда рисовал?

4.Наблюдение за тем, как изменилось состояние ребенка после творческого самовыражения

- Что тебе хочется сделать с этим рисунком?

Научить ребенка фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться за неделю, вместо того, чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах помогает игра «Копилка хороших результатов»

Ход игры:

1.Подумай о прошедшей неделе и мысленно вспомни день за днем обо всех хороших поступках.

2.Возьми лист бумаги и запиши три хороших поступка, самые значимые для тебя.

3.А теперь  похвали себя, выразив это в одном предложении. (Например: «Игорь, ты на самом деле здорово это сделал!» или «У меня действительно хорошо это получилось!»). Запиши свое высказывание на свой лист с хорошими поступками цветными карандашами.

Групповые занятия

С целью снижения уровня агрессивности у младших школьников провожу классные часы, групповые занятия для снятия эмоционального напряжения и тревожности. Обучаю их правилам релаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучаю самоконтролю, адекватной самооценки.

Приведу примеры игр и упражнений, которые проводила с детьми на занятиях такого рода.

Упражнение «Хвасталки».

Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами сейчас попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: «Я рад за тебя.» Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит игру дальше. Вы поняли, как играть?

Упражнение «Агрессивное поведение»

Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

Упражнении «А ну-ка отгадай»

Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: «Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме. Я люблю гулять с огромной черной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение. Кто я?» Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: «Кто я?»

Написав, дети складывают листки со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка «проходит» по кругу, и каждый ребенок достает одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит свое сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое.

После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий ребенок.

-Ты загадал своему партнеру сложную загадку?

- Твою загадку быстро разгадали?

- Чья загадка тебе понравилась больше всего?

Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»

Участники получают карточки с какой-либо скороговоркой.

1 этап. Участники движутся в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку, останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое недовольство, раздражение, т.е. «ворчат под нос».

2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом и сердито, грозным голосом, трижды выкрикивают текст своей скороговорки. Идут дальше.

Обсуждение.

- Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры?

- В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?

- Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них?

- Могли бы они посоветовать близким выразить гнев в другой форме?

“Придумай добрый конец”. 

Учитель читает детям рассказ и просит придумать доброе окончание. “В одном классе учился мальчик, который был очень-очень злой. Он всех обижал и не давал покоя ни детям, ни взрослым. Но однажды…

“Письмо гневу”. 

Напишите своему гневу небольшое письмо, расскажите ему как Вам с ним живется, как Вы чувствуете себя без него. Какую он пользу и какой вред приносит Вам и Вашим отношениям с другими людьми.

“Что делать с агрессией и гневом”. 

Дети получают лист, разделенный вертикальной линией пополам.

Задание.

Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе и все возможные последствия подобных действий, справа – как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям и все возможные последствия твоего поведения.

Обсуждение:

-Что побуждает людей проявлять насилие и жестокость по отношению к другим?

-Всегда ли это оправдано и необходимо?

-Возможно, ли избежать подобных действий?

-Что испытываешь лично ты, проявляя агрессию по отношению к другим, каково тебе, когда окружающие агрессивны по отношению к тебе?

- Почему многие взрослые и дети часто пытаются почувствовать свое превосходство, унижая других.

- Возможно, ли проявлять свою агрессию не кулаками, а какими-то другими способами?

- Как ведет себя жертва агрессии?

- Кто становится жертвой агрессии, как этого избежать?

- В чем проявляется равноправие между людьми?

- Как избавиться от насилия и жестокости в современном обществе. Предложите свой рецепт “неагрессивного мира”. Что для этого необходимо.

Игру “Волшебные заросли”

Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми “волшебными водорослями” – всеми остальными участниками. “Водоросли” знают и понимают только хорошие слова и не приемлют силы и жестокости. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить “водорослей” пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.

Собственный опыт работы позволяет говорить об эффективности и целесообразности коррекционной работы. Так, уже после первого класса я заметила снижение уровня агрессивности, конфликтности на уроках и переменах, дети становятся отзывчивыми, отмечается повышение групповой сплоченности.  

В своей практике я использую методику диагностики агрессивного поведения детей, разработанную Лаврентьевой Г.П., анкету для родителей, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., а также методику «Рисунок несуществующего животного», автор Колосова С.Л. По результатам диагностик, проведенным в конце 3 класса детей с высоким уровнем агрессии, не выявлено, с средним уровнем – 3 человека (16, 6 %), с низким – 15 человек (83,3%).

Работа с родителями

Но в одиночку учителю порой трудно справиться с проблемой агрессивного поведения у детей, поэтому я стараюсь работать в тандеме с родителями. Провожу родительские собрания, лектории и беседы на темы: «Что такое «агрессивность», «Как общаться с агрессивными ребенком», «Можно ли помочь агрессивному ребенку». «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии», «Способы преодоления агрессии у младших школьников», «Причины агрессивности младших школьников. Как избежать вспышек агрессии» и др.. Однако, необходимо помнить, что на родительском собрании нельзя  говорить о поведении конкретных детей Правильно выбранный стиль взаимоотношений педагога, родителей поможет скорректировать поведение школьника.

Обобщая все то, что вы услышали сегодня, можно сказать, что жить с агрессивным ребенком можно и без доведения до критической ситуации. Необходимо только постоянно помнить и применять правила экстренного вмешательства, обеспечивающие конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей.

Хочу закончить свое выступление словами Эриха Фромма «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли»

Список используемой литературы

1. Агрессия у детей и подростков /Под ред. Н. М. Платоновой, СПб., 2004

2. Агрессия: причины, следствия, контроль /Л. Барковец, СПб.: Прайм, 2001

3. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа / авт. –сост. М. Ю. Михайлина – Волгоград: Учитель, 2009

4. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция / Долгова А.Г., М.: Генезис, 2009

                                                                                                                                                                                     

Приложение 1

Опросник.  Авторы: Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.

Чтобы проверить степень агрессии ребёнка, можно провести небольшое тестирование. Нужно сопоставить каждое определение со своим ребёнком. За каждое, которое подойдёт по описанию – начисляется один бал, в конце подсчитайте сумму балов и оцените уровень агрессии ребёнка.  

1.        Временами кажется, что в него вселился злой дух.                                                                  2.        Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.                                                                    3.        Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.                      4.        Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.                                                              5.        Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.                

6.        Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.                            7.        Он не прочь подразнить животных.                                                                                          8.        Переспорить его трудно.                                                                                                             9.        Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.                                10.        Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.  

11.        В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.                                       12.        Часто не по возрасту ворчлив.                                                                                                     13.        Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.                                                                 14.        Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.                                                              15.        Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.                                  16.        Легко ссорится, вступает в драку.                                                                                            17.        Старается общаться с младшими и физически более слабыми.                                           18.        У него нередки приступы мрачной раздражительности.                                                         19.        Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.                                                             20.        Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.  

От 1 до 5 баллов – минимальный уровень агрессии.

От 6 до 10 баллов – средняя агрессивность. Средняя степень агрессии нормальный показатель для всех детей.  

От 11 до 15 баллов – повышенный уровень агрессии. Повышенный уровень агрессии у детей, тоже распространенный случай и зачастую связан с эмоциональным расстройством ребенка. В таком случае, необходимо уделять больше времени ребенку, прислушиваться к его просьбам. В наказаниях быть последовательными и не унижать личность малыша. Научить возможным способам подавления гнева. Развивать способность к сочувствию.  

От 16 до 20 баллов – высокий уровень агрессивности. Определив высокую агрессивность ребенка, скорее всего это и без теста будет заметно, необходимо обратиться за психологической помощью к специалисту.  

Приложение 2

Критерии агрессивности (наблюдение за ребенком)  

1.        Часто теряет контроль над собой.

2.        Часто спорит, ругается со взрослыми.

3.        Часто отказывается выполнять правила.

4.        Часто специально раздражает людей.

5.        Часто винит других в своих ошибках.

6.        Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7.        Часто завистлив, мстителен.

8.        Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.  

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Сказка

Жили-были Мишка-Топтышка и Зайка-Попрыгайка. Они всегда вместе гуляли и играли. Зайка-Попрыгайка собирал для своего друга самую вкусную землянику на полянке, а потом угощал ею Мишку-Топтышку. Тот знал много веселых игр, в которые они вместе с Зайкой-Попрыгайкой любили играть. Но вот однажды Мишке-Топтышке подарили красивую и дорогую игрушку, и он не захотел ей ни с кем делиться. Тогда Зайка-Попрыгайка…


Дружба

Вражда

Щедрость

Жадность

Доброта

Злость

Честность

Лживость

Симпатия

Антипатия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

Особенности работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьмиФормы работы: Очень важны:-предметные олимпиады; -интеллектуальные марафоны...

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

    Эта статья адресована учителям начальных классов. В ней раскрывается актуальность развития и поддержки одаренных детей, приводятся высказывания Президента РФ Владимира Путина по д...

Особенности занятий вокалом с детьми младшего школьного возраста

Особенности занятий с детьми младшего школьного возраста....

Особенности работы с "трудными детьми" младшего школьного возраста.

Причины отклоняющегося поведения "трудных детей". Индивидуальный подход, его компоненты....

Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента.

Данная статья написана на основе проведенного исследования на тему: "Особенности взаимодействия родителей с детьми младшего школьного возраста с разными типами темперамента".  Она посвя...