СТАТЬЯ "ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ"
статья по теме

 

Среди причин дезадаптации называют, в частности, недостаточную подготовку ребенка к школе, социально-педагогическую запущенность, физическую слабость и эмоциональные расстройства. Если копнуть глубже, то негативную роль могут играть: неудачная методика преподавания, недостаточный профессионализм учителя, безучастное отношение родителей к ребенку и его занятиям, напряженная атмосфера в классе и т.п.  

 В результате из-за постоянных неудач первоклашка начинает чувствовать себя «малоценным» и пытается это компенсировать неудовлетворительным поведением.

 Если ругать такого ребенка, то он вообще ополчается на целый свет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538
с углублённым изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 538;

Третьякова Елена Николаевна

Санкт-Петербург

2012

Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

         Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Среди причин дезадаптации называют, в частности, недостаточную подготовку ребенка к школе, социально-педагогическую запущенность, физическую слабость и эмоциональные расстройства. Если копнуть глубже, то негативную роль могут играть: неудачная методика преподавания, недостаточный профессионализм учителя, безучастное отношение родителей к ребенку и его занятиям, напряженная атмосфера в классе и т.п.  

 В результате из-за постоянных неудач первоклашка начинает чувствовать себя «малоценным» и пытается это компенсировать неудовлетворительным поведением.

 Если ругать такого ребенка, то он вообще ополчается на целый свет.

Ты знаешь, что такое школа?

 Взрослые подчас забывают: знание о том, что такое школа и с чем ее едят, не передается по наследству. Родителям «домашнего» ребенка особенно важно выяснить, как он представляет себе школу и занятия в ней. Для этого есть специальный тест (поставьте по 1 баллу за каждый правильный ответ):

 1. Что такое класс? (Класс – это комната, где на стене висит доска, на которой пишут мелом).

 2. Что такое урок? (Это время, когда дети тихо сидят в классе за партами, внимательно слушают учителя, выполняют его задания. Еще словом «урок» называют задание на дом).

 3. Что такое каникулы? (Это детский «отпуск» – не надо ходить в школу и можно, например, поехать погостить у бабушки. Каникулы бывают в разное время года, самые длинные – летние).

 4. В классе учатся дети одного возраста или разного? (Все дети в классе – примерно одного возраста, они родились в один год, хотя дни рождения у них – в разное время).

 5. Как понять, что пора идти на урок? (Громко звенит звонок, и дети входят в классы и садятся за парты).

 6. Что такое перемена и для чего она нужна? (Это маленький перерыв между уроками, чтобы дети могли отдохнуть, сходить в туалет или в столовую).

 7. Что такое отметка/оценка? (Учитель ставит школьнику отметку, чтобы оценить, насколько хорошо тот подготовился к уроку, отвечал у доски, сделал домашнее задание).

 8. Какие отметки хорошие, а какие – плохие? (Чем лучше ответил школьник, тем выше его оценка. Самая лучшая оценка – «пятерка»; самая плохая – «единица»).

 9. Что такое школьный дневник и для чего он нужен? (Это специальная тетрадь, в которой учитель ставит отметки, а ученик пишет расписание уроков на каждый учебный день и домашнее задание).

 10. Как в школе называют стол, за которым сидят дети? (Парта).

 11. На чем пишет учитель, когда объясняет правило или задание? (На доске).

 12. Как можно обращаться к учительнице? (По имени и отчеству и на «вы»).

 13. Что нужно сделать, если хочешь ответить, спросить что-то у учителя или попросить разрешения выйти из класса? (Нужно поднять руку и ждать, пока учитель не спросит, что ты хочешь сказать).

 14. Что нужно сказать, если во время урока захотелось в туалет? (Надо поднять руку и спросить, можно ли выйти).

 11–14 правильных ответов. Ребенок неплохо ориентируется в школьной жизни, быстро привыкнет к школьному распорядку и, вероятнее всего, будет отличаться примерным поведением.

 7–10 правильных ответов. Кто-то рассказал ребенку о школе в общих чертах, но с ним нужно более подробно побеседовать – так ему легче будет привыкнуть к учебному процессу.

 4–6 правильных ответов. Малыш мало знает о школе. Ему необходимо как можно больше рассказывать об учебе, по возможности сводить в школу на день открытых дверей или просто зайти и немного осмотреться в будний день.

 0–3 правильных ответа. Видимо, ребенок вообще ничего не знает о предстоящем обучении, и вся эта школа с ее дисциплиной и довольно строгими правилами будет для него, как гром среди ясного неба. Но, к счастью, в запасе есть немного времени, и можно успеть познакомить чадо с основными школьными понятиями и правилами. К примеру, собрав плюшевых зверей и рассадив их «за парты», изобразите урок – в игровой форме усвоить школьные правила малышу будет намного проще.

 Ну, ты как? Привык?

Как понять, адаптировался ребенок или нет? Если все проходит успешно, считают психологи, родители поймут это по улучшению работоспособности первоклашки в течение первого полугодия, успешному усваиванию школьной программы и нормальному самочувствию.  

В противном случае, когда ребенок еще психологически не готов приспособиться к новым социальным требованиям, он:  

  1. не в силах высидеть весь урок спокойно, часто отвлекается;
  2. на уроке витает в облаках и не может рассказать, о чем только что говорил учитель;
  3. не записывает задание на дом;
  4. носит в школу игрушки и достает их на уроках;
  5. со сверстниками ведет себя настороженно, замкнут, боится подойти и познакомиться, попросить принять его в игру;
  6. готов к уроку, но из-за своей стеснительности не решается рассказать стихотворение и запинается, читая вслух;
  7. боится перемен, в его поведении «читается» тревожность.

 Не стоит волноваться, если по итогам первой четверти ребенок так и не привык к школьной жизни. Знающие люди утверждают: адаптация первоклашек может длиться от 2–3 недель до года.

 Психологи условно делят формы адаптации детей к школе на три группы:

  1. l группа – легкая форма адаптации. Эти малыши привыкают в течение сентября-октября: они быстро осваиваются в школе (успевают всюду сунуть свой нос, раньше других найти ларек со жвачкой и наклейками, сгонять в столовую на разведку), без проблем заводят себе друзей. У них практически всегда хорошее настроение, они благодушны, выполняют все требования учителя.  
  2. II группа – форма адаптации средней тяжести. Привыкание длится полгода или чуть дольше, ребенок не находит общего языка с педагогом, отказывается принимать школьные порядки, у него трудности в общении с остальными детьми, сложности с учебой.
  3. III группа – тяжелая форма адаптации. Эти дети привыкают труднее всех. Школьная программа никак не усваивается, отрицательные эмоции постоянно берут верх. На таких ребят часто жалуются и родители, и учителя… Да и ровесники, видя, что одноклассник – огрызающийся «двоечник несчастный», начинают сторониться его – так, на всякий случай. На самом деле все эти внешние проявления – не блажь, а «мигающая красная лампочка» для родителей, педагога и школьного психолога, сигнализирующая взрослым: «нужна срочная помощь!».

 Не можешь – научим, не хочешь – заставим!

 Тысячу раз права была учительница, призывавшая родителей как можно мягче относиться дома к своему первоклашке. «Давайте в силу профессии я буду ругать, а вы – хвалить, обнимать, гладить по голове …» – говорила она.  

 Поддержка родных очень важна для новоиспеченного школьника. Причем, чем больше взрослых окажут ему эмоциональную помощь, тем успешнее и быстрее малыш привыкнет к условиям школы.

 Бывает и так, что классу достается «педагог», склонный свои профессиональные ошибки списывать на психическую неуравновешенность ребенка. Как отмечает профессор кафедры клинической психологии детей и подростков Н.В. Вострокнутов, психиатры уже заметили «устойчиво выраженную тенденцию направлять к психологу и к врачу, например, психиатру, ребенка, с которым учитель постоянно встречает затруднения». Фактически не справившись со своими обязанностями, учитель пытается замаскировать бессилие, навешивая на детей ярлыки-диагнозы, не имея на это ни права, ни основания. Такой «педагог» точно ничего не слышал об утвержденной «Программе организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению».  

 В этом случае родителям следует обратиться к директору и поставить вопрос о компетентности учителя.

 Пионер готов?

С помощью теста, рекомендованного известным российским психологом Татьяной Давыдовной Марцинковской, можно выяснить, сформировалась ли у ребенка четкая внутренняя позиция по отношению к школе.

 Попросите малыша выбрать ответ, который придется ему по душе (каждый ответ, соответствующий школьной дисциплине, оцените в 1 балл):

 1. Если бы было две школы: в одной – уроки русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а в другой – только пение, рисование и физкультура, ты в какой бы хотел учиться?

 2. А если бы в одной школе были уроки с переменками, а в другой – только переменки без уроков, ты в какой бы хотел учиться?

 3. Если бы в одной школе за хорошие ответы учитель ставил бы «пятерки» и «четверки», а в другой – давал бы конфеты и игрушки, ты бы в какой хотел учиться?  

 4. Если бы в одной школе можно было вставать с места только с разрешения учителя и поднимать руку, если хочешь что-то спросить, а в другой делать на уроке все, что захочется – в какой из них ты хотел бы учиться?

 5. Если бы в одной школе задавали уроки на дом, а в другой нет, то в какой из них ты бы хотел учиться?

 6. Если вдруг заболела учительница, ты бы хотел, чтобы ее заменили другой учительницей или мамой?

 7. Если бы я сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», ты бы согласился?  

 8. Если бы я предложила тебе заниматься с учительницей дома, чтобы тебе не приходилось ходить в школу по утрам, ты бы согласился?

 9. Если бы соседский мальчик спросил: «Что тебе больше всего нравится в школе?», что бы ты ответил ему?  

Теперь подсчитаем баллы. Психологи утверждают, что внутреннюю позицию ребенка можно считать сформированной, если он набрал 5 и более баллов.  

Если кроха пока не проявил особого желания идти в школу, не огорчайтесь.  

 Расскажите ему, что школа – это не только знакомство с новыми людьми, но и увлекательный мир знаний. Попробуйте его заинтересовать: пролистайте вместе пару учебных пособий для первоклашек в книжном магазине, расскажите, как здорово и интересно учиться. Готовьте его к урокам, проводя занятия в игровой форме, без напряжения со стороны малыша.

Мини-пуп Земли  

 Педагоги выделяют несколько проблем, которые могут возникнуть у ребенка в период «первоклассной» адаптации. Первая из них, коммуникативная, особенно актуальна для «домашних» детей. Выпускники детсада умеют работать сообща и понимают, что учительница – это та же воспитательница: она требует дисциплины и может наказать за непослушание. Ребенку, который встречался с ровесниками лишь изредка, бывает сложно найти общий язык с незнакомцами. Он не умеет вписываться в детское общество, в отличие от детсадовцев не знает «законов стаи», стесняется знакомиться с другими детьми. А в школе так важно найти себе друга, с которым можно поболтать обо всем на свете, обменяться интересными книжками и сделать вместе домашнюю работу!

Чтобы помочь малышу в адаптации, постарайтесь привить ему знание элементарных норм поведения:  

  1.  нельзя толкать сверстников и отбирать у них понравившиеся вещи,
  2.  необходимо вежливо отвечать на вопросы, делиться карандашами, ручками и ластиками и прислушиваться к мнению окружающих,
  3.  важно внимательно слушать учителя и т. п.  
  4. объяснить ребенку правила общения помогут игры и сказки.

Главное – внутренний настрой  

 Внутренний настрой особенно важен перед началом чего-то значимого. Проведя несложный тест, родители будущего первоклашки в общих чертах поймут, готов ли ребенок к школе с психологической точки зрения.  

 Попросите малыша ответить на каждое утверждение «да» или «нет» и поставьте по 1 баллу за каждый положительный ответ:

 1. В школе у меня будет много новых друзей.

 2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.

 3. Я хочу дружить со всеми одноклассниками.

 4. Я хочу, чтобы уроки были дольше, чем перемены.

 5. Интересно, как выглядит классная комната.

 6. Я обязательно буду учиться хорошо.

 7. Каникулы – это самое лучшее в школьной жизни.

 8. Я думаю, что в школе интереснее, чем в детском саду.

 9. Я хочу скорее пойти в школу, ведь многие мои друзья – первоклассники.

 10. Если бы можно было, я бы пошел в школу уже год назад.

 Теперь подсчитаем результаты:

 1–3 балла – малыш не горит желанием идти в школу, ему и так хорошо;

 4–8 баллов – ребенок хочет в школу, но стоит поговорить с ним на эту тему, чтобы выяснить, что для него привлекательнее – сама учеба или возможность завести новых друзей. Если он в основном отвечал «да» на верхнюю группу вопросов, можно сделать вывод: ребенок идеализирует школу и не готов к трудностям, которые могут возникнуть в ходе занятий. Если же он ответил положительно на большую часть нижних вопросов, значит, он не питает особых иллюзий, готов учиться и пока не придает большого значения общению со сверстниками в школе;

 9 – 10 баллов – ребенок вполне осознанно хочет учиться в школе, вероятно, он сохранит такое отношение к учебе на протяжении 11 лет. (по материалам Психологического центра «АДАЛИН») 

 Да зачем мне эта школа?!!

Отсутствие мотивации к учебе – вторая серьезная проблема «домашних» детей.

 Детсадовцы готовились к школе на протяжении последних двух-трех лет. Они знают, что идут туда учиться.

 «Домашние» малыши в первую очередь стремятся в школе к общению. Попав в большой детский коллектив, они пытаются подружиться чуть ли не со всеми сразу. А как мы уже говорили, для ребенка, не посещавшего детский сад, непросто заводить знакомства. Получается, что все эмоции, мысли и силы малыша направлены на приобретение новых друзей, а не на учебу. В итоге – «двойка», окрик учителя, выговор от родителей. Выдержать ТАКОЙ эмоциональный накал малышу невероятно сложно… В подобном случае в разговоре с ребенком о школе делайте упор на учебу.

 Расскажите, какие предметы ему предстоит изучать, поделитесь собственными воспоминаниями: как ходили по компасу, как получали электричество в кабинете физики, как окрашивалась в пробирке лакмусовая бумажка…  

 Нередко дети приходят в класс целой детсадовской группой и прекрасно знакомы друг с другом. Влиться в сплоченную компанию – сложно. Чтобы помочь своему ребенку, пригласите нескольких ребят из класса в гости, устройте чаепитие.  

 На своей территории ребенок почувствует себя увереннее, и завоевать симпатию новых знакомых ему будет гораздо проще.

Почему сегодня Петя просыпался десять раз?..  

  1. Вставать строго по расписанию, сидеть за партой 35 минут (а в некоторых школах первоклашек сразу приучают к положенным 45), каждый день делать уроки, вовремя ложиться спать… Режим – третья по распространенности проблема среди малышей, воспитывающихся исключительно дома. Даже если родители приучали свое чадо к режиму с пеленок и вешали на стену красивый «Распорядок дня», по сравнению с садом дома – настоящая вольница.  
  2. Еще вчера малыш жил – не тужил, а сегодня, 1 сентября, вдруг все изменилось, причем на годы. Организм пытается защититься от стресса и снизить темп жизни – ребенок становится медлительным.
  3. Если вы заметили, что ваш ребенок еле-еле чистит зубы по утрам, долго ковыряет вилкой завтрак, медленно вставляет руки в рукава куртки – не впадайте в панику и не торопите малыша. Он ведь не нарочно, да и стоит вам повысить голос, как он вообще будет двигаться, как в замедленной съемке.
  4. Лучше заводите будильник, скажем, не на 7:00, а на 6:45. Повесив часы на видное место, в ходе сборов обращайте на них внимание ребенка, предупреждайте: «Через 15 минут мы с тобой выходим из дома, чтобы не опоздать в школу».
  5. Если все равно не получилось собраться вовремя – не ругайтесь, иначе малыш переутомится еще утром.
  6. Переводите ребенка на режим, близкий к школьному, уже летом. Приучите его самостоятельно отслеживать время.

Внимание: школьный невроз  

 Разница в адаптации «садовцев» и «домашек» видна невооруженным глазом.

 Первые носятся по школе, они возбуждены, ведут себя довольно шумно, часто отвлекаются на уроках и в порыве чувств могут треснуть линейкой соседа по парте.

 Вторые на переменках жмутся к стенке, стараются стать незаметнее, чтобы их не задели бегающие сверстники. Свои неудачи, порой надуманные, они страшно переживают и часто плачут. У «домашек» снижается аппетит, ухудшается сон, на эмоциональной почве у них чаще, чем обычно, возникают простуды, болит или кружится голова. Иногда «домашний» ребенок, мечтая вернуть свою прежнюю жизнь, «возвращается в детство» – начинает сосать палец, раскапывает в коробке свои старые игрушки, требует почитать ему детские книжки. Кажется, еще немного – и он начнет гулить и агукать… Если малыш не смог привыкнуть к школе за 1–3 месяца, неплохо бы обратиться за советом к детскому психологу. Он подскажет родителям, как справиться со «школьным неврозом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...

Профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников

В памятке раскрыто панятие школьная дезадаптация.  Формы ,причины школьной дезадаптации , так же коррекционные мероприятия по их устранению.Каждый учитель, работающий в первом классе начальной шк...

Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы

quot;Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя". Элберт Хаббарт. Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовк...

Работа по предупреждению возникновения явлений дезадаптаций у первоклассников. Формирование психологической готовности к школе у детей подготовительной группы

Одной из главных задач в работе психолога ДОУ – подготовка ребенка к поступлению в первый класс. Ведь с приходом в школу ребенок оказывается в новой, для себя, социальной ситуации. Изменяется, е...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...