тетрадь- помощник в написании научного проекта
методическая разработка на тему
Предлагаю вашему вниманию тетрадь для учителя, школьного психолога и учебник-тетрадь для
школьников. В учебнике-тетради содержатся
материалы, которые помогают учащимся
1—5 классов проводить собственные исследования и реализовывать свои проекты: представлен
алгоритм действий от выбора темы до
подготовки к ответам на вопросы при защите
работы.
Тетрадь адресована школьникам, она также
поможет школьным психологам в объяснении
материала на уроках по исследовательской де
ятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тетрадь для учителя, школьного психолога и учебник-тетрадь для
школьников. В учебнике-тетради содержатся
материалы, которые помогают уча щимся
1—5
классов проводить собственные исследования и реализовывать свои проекты: представлен
алгоритм действий от выбора темы до
подготовки к ответам на вопросы при защите
работы.
Тетрадь адресована школьникам, она также
поможет школьным пси хологам в объяснении
материала на уроках по исследовательской де
ятельности.
Умникам и умницам
ученика(цы) « » класса
школы №
Как развивать свои исследовательские способности
Учебник-тетрадь для учащихся начальной школы
2012
Тебе, наверное, известно, что новые знания можно полу чать от других в готовом виде, но можно находить их и са мостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собствен ных наблюдений, опытов и экспериментов, обычно самые прочные.
Чтобы научиться этому, надо овладеть техникой иссле довательского поиска. Постепенно, выполняя предло женные в тетради задания, ты познакомишься с практи кой проведения собственных исследований. Эта тетрадь для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоя тельно.
Краткие основные тексты надо прочитать и выполнить за дание, а информацию для любознательных можно про сто принять к сведению.
На рисунке, который ты видишь справа, изображено ква лификационное древо, отражающее основные направ ления возможных исследований.
Прежде чем отправиться в путь, выбери дорогу, которая привлекает тебя больше всего.
I. Как выбрать тему исследования
Проблема исследования
Великая проблема подобна драгоценному камню. Тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его.
Фридрих Ницше
Познание начинается с удивления тому, что обыденно.
Платон
Для того чтобы начать исследование, надо найти проб лему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулиро вать тему исследования.
А что значит — найти проблему?
Древнегреческое слово «problema» в переводе зву чит как «задача», «преграда», «трудность». Ученые утверждают, что умение найти проблему ценится выше, чем способность ее решить.
Главное качество любого исследователя — уметь отыс кать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и на ходить неожиданное, удивитель ное в самом простом и привычном Куда петит пчела?
Подумай, какие проблемы тебя интересуют, и запиши их:
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы — учиться смотреть на одни и те же предме ты с разных точек зрения.
Выбрать тему оказывается несложно, если точно зна ешь, что тебя интересует в данный момент, какая проб лема волнует тебя больше других. Если не можешь сра зу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:
• Что интересует меня больше всего?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• На какую тему ты читаешь книги, смотришь телепередачи?
- Где ты любишь проводить своё свободное время__________________________________________________________________________
- Запиши выбранную тему исследования:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
• Чем ты чаще всего занимаюсь в свободное время?
______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
• По каким предметам я получаю самые высокие оценки?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель исследования
Определить цель исследования — значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его про водим. Определить, какой результат ты хочешь получить по окончании исследования.
Ответь на вопросы
1.Что позволит выявить эта проблема?
2.Какие знания мне будут необходимы при изучении данной проблемы?
Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов:
выявить...
определить...
изучить...
Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами:
разработать...
создать...
выполнить...
Конечно, возможны и другие варианты. Не следует себя ограничивать, ведь мы занимаемся творчеством.
Для любознательных
Исследование или проектирование?
Если мы определили цель исследования, то нам уже известно, что мы ищем. Но если мы знаем, что ищем, зачем нам это ис кать? Ведь оно уже известно!
Если мы не определили цель своего исследования, то нам неиз вестно, что искать. Получается как в сказке: «...пойди туда, не знаю куда; найди то, не знаю что...»
Какой путь избрать? Если цель определена четко, то мы скорее всего заняты проектированием; если цель жестко не сформули рована, мы скорее всего ищем новое знание — исследуем.
Вдохновение и научный поиск
В художественных книгах пишут о вдохновении, которое якобы необходимо не только художнику, но и исследователю, учено му. Со стороны это кажется справедливым. Исследование — дело очень увлекательное, и творец всегда переживает боль шой эмоциональный подъем.
Естественно возникает вопрос: «Надо ли ждать, когда этот самый эмоциональный подъем наступит, когда придет вдохновение?» Многие известные творцы — например, Леонардо да Винчи, Иса ак Ньютон, Эдисон — утверждали, что им вообще незнакомо со стояние вдохновения. Об этом же писали известные деятели ис кусства. Так, Петр Ильич Чайковский говорил о том, что работать нужно всегда: вдохновение является тому, кто умеет побеждать свое нерасположение.
Случайности и научные открытия
Иметь цель очень важно, но многие научные открытия и изобре тения появлялись на свет совсем иначе — благодаря счастливому стечению обстоятельств. Их авторы не преследовали цели сде лать изобретение или открытие.
Случайность часто давала возможность найти такое, что никог да не стали бы искать преднамеренно. Известный философ Фридрих Ницше считал, что самое главное в любом открытии и изобретении создано случайно и неожиданно. Но большинство людей не сталкиваются с ситуациями, где случайность подсказы вает им неожиданные решения.
Конечно, не все случайности так уж случайны, как это может показаться на первый взгляд. То, что называют случайностью, на самом деле является озарением, и с ним встречается лишь тот, кто готов к этой встрече.
К творческому отношению к случайностям надо готовиться, но целиком надеяться на случай наивно. Как сказал один мудрый человек: «Чем больше я работаю, тем удачливее становлюсь».
Французский химик Бернард Куртуа работал в своей лаборато рии. Вместе с ним там находился его кот. Резвясь, кот прыгнул на плечо хозяину, а потом на пол, столкнув со стола две стоявшие рядом бутылки. В одной из них была серная кислота, в другой — спиртовой настой золы морских водорослей. Когда на полу жид кости смешались, то сразу же появилось облако сине-фиолетово го пара. Б. Куртуа понял, что это какой-то неизвестный элемент. Им оказался йод.
Немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген даже получил Нобе левскую премию за открытие, сделанное им совершенно слу чайно. Вот только многие биографы и сами ученые часто гово рят, что везет тому, кто готов к встрече со случайностью.
Случайность не спрогнозируешь, не создашь специально, но умение находить пользу в непредвиденном стечении обстоя тельств — большой дар. Удача приходит к тому, кто к ней готов (точнее, она и к другим приходит, но так и уходит, оставшись не замеченной).
III. Задачи исследования
Задачи исследования обычно
уточняют цель. Если цель указывает общее направление движения, то задачи описывают основные шаги.
Например
- Изучить…..
- Что изменится, если…..
3) Установить закономерности или парадоксы
Запиши задачи собственного исследования:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стоит ли всегда определять задачи
Одного ученого перед докладом спросили, о чем он собирается говорить. Он ответил: «Откуда же я знаю, ведь я этого еще не сказал!» Это, конечно, шутка, однако есть в ней и доля истины. Если докладчик перед докладом все же планирует, о чем он бу дет говорить, то исследователю перед началом работы обычно трудно точно сформулировать задачи.
Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и зада чи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формули ровка делает предсказуемым процесс и лишает его черт твор ческого поиска, а исследователя — права импровизировать.
Ведь когда задача поставлена, ее решение обычно — дело тех ники. Сама формулировка задачи часто указывает путь реше ния. Поэтому многие специалисты в области психологии научно го творчества уверены: как только мы сформулировали задачу исследования, творческая часть работы закончилась.
Подумайте, правы ли они?
Искали одно — нашли совсем другое
Бывает и иначе — искал человек одно, а нашел совсем другое. Так, например, Архимед пришел в термы просто помыться, но, погрузившись в ванну, вдруг понял, как решить задачу царя Ге-рона. Другая легенда утверждает, что Исааку Ньютону упавшее на голову яблоко помогло сделать выдающееся открытие, — вряд ли, находясь под яблоней, он искал решение проблемы все мирного тяготения.
3 августа 1492 года из Палоса — одного из лучших в то время портов атлантического побережья Испании вышла в море фло тилия Христофора Колумба, состоявшая из трех кораблей
IV. Гипотеза исследования
Гипотеза — это предположение, догадка, еще не до казанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» — основание, предположение, сужде ние о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов:
предположим; допустим; возможно; что, если...
Нам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез — предположений о том, как проб лема может быть решена.
Жизнь гипотезы может быть долгой, но если за нее бе рется настоящий исследователь, гипотеза быстро исчеза ет. Если ее доказать, она исчезнет потому, что станет ос новой научной теории. Если гипотезу опровергнуть, она также исчезнет, превратившись в ложное предпо ложение
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, самую важную поставив на первое место, менее важную — на второе и так далее.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Организация и методика исследования
Как составить план работы
Предварительный план исследования нужен обязатель но. Правда, надо учесть, что при проведении работы его обычно приходится дорабатывать и совершенствовать. Исследование — живой, творческий процесс, и всегда что-то надо дополнить, а от чего-то отказаться.
Для того чтобы составить план исследования, надо отве тить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого необходимо опреде лить, какими инструментами или методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Список возможных путей и методов исследования:
- подумать самому;
- прочитать книги о том, что исследуешь;
- посмотреть кино- и телефильмы по этой проб леме;
- обратиться к компьютеру;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент;
- сделать математические расчеты;
подвести итоги (сделать выводы и умозаключения) и подготовиться к защите
Подумать самому
Наверное, с этого лучше все го начинать любую исследо вательскую работу. Можно задать себе вопросы:
- Что я знаю об этом?
- Какие суждения я могу высказать по этому поводу?
- Какие умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно о том, что я исследую?
Запиши здесь свои размышления:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*После проведения исследования может оказаться, что твои рассуждения ошибочны. Бояться этого не стоит, это совершенно естественно. Для того мы и проводим ис следования.
Как мы мыслим
Большинство людей любят ясные простые решения даже очень сложных проблем. У многих эти решения возникают сразу, как только они сталкиваются с проблемой. Посмотрим, как это выг лядит на схеме:
Именно поэтому у глупого человека по всякому поводу есть собственное мнение и, столкнувшись с любой проблемой, он тут же, не задумываясь, готов предложить ее решение. Часто так поступают даже умные люди, не желающие вникать в суть проб лем.
Хорошо работающий ум обычно действует несколько иначе. Примерно так, как представлено на схеме 2.
При столкновении с проблемой важно сначала выяснить, что же происходит на самом деле — провести исследование, а затем Уже высказывать суждения и предлагать решения.
Прочитать книги о том, что исследуешь
Если то, что ты исследуешь, подробно описано в извест ных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь со всем не обязательно открывать то, что уже открыто. А изучив это, надо двигаться дальше. Открывать новое!
Начать можно со справочников и энциклопедий. Обычно они дают точную и краткую информацию. Если ее ока зывается недостаточно, надо почитать книги с подроб ным описанием.
Более полные сведения можно найти в специальных кни гах (монографиях) и статьях.
Запиши все, что удалось узнать из книг об исследуемой проблеме:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Много новой информации со держится не только в книгах, но и в самых разных фильмах: научных, научно-популярных и художественных. Это насто ящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Запиши все новые сведения о предмете исследования, полученные из фильмов:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обратиться к компьютеру
Компьютер — верный и уже незаменимый помощник со временного исследователя. Ни один ученый не может ра ботать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: проводить математи ческие расчеты, строить виртуальные и математические модели изучаемых объектов, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, го товить тексты, чертежи, схемы, рисунки.
В глобальной компьютерной сети Интернет содержится бесконечно много информации практически обо всем, что нас может заинтересовать.
Запиши все, что тебе помог узнать компьютер об иссле дуемом предмете:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете твоего исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
К специалистам мы отнесем всех, кто профессиональ но занимается тем, что ты исследуешь. Это могут быть ученые, например, профессора из университета или ра ботники научно-исследовательских институтов. В школе их найти трудно, но им можно позвонить или написать письмо и отправить его по обычной или электронной по чте.
Специалистом может быть и учитель. Например, учи тель физики или астрономии может рассказать тебе о космосе много нового, того, что не входит в обычные школьные программы, а учитель биологии наверняка знает множество интересных вещей, о которых не успе вает рассказать на уроках. Специалистами могут ока заться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка.
Например, ты исследуешь ха рактер вооружения войск специального назначения и вспоминаешь, что твой де душка был офицером. Это значит, что он вполне может быть самым настоящим экс пертом в этом деле.
Понаблюдать
Интересный и доступный спо соб добычи новых знаний — наблюдение. При этом надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слы шать способны не все. Пото му что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.
Например, каждый может поглядеть, как ведут себя дети на перемене в школе, посмотреть, как они двигают ся, послушать, какие издают звуки. Но только умный и наблюдательный исследователь, глядя на поведение сво их одноклассников в школе, может сделать много инте ресных суждений, умозаключений и выводов.
Для наблюдений человек создал множество приспособ лений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, теле скопы, микроскопы, перископы, приборы ночного виде ния. В современных исследованиях активно используются кино- и видеокамеры. Есть приборы и аппараты, усилива ющие нашу способность различать звуки и даже электро магнитные волны и др. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в наших исследованиях.
Провести эксперимент
Слово «эксперимент» про исходит от латинского «experimentum» и перево дится на русский как «про ба», «опыт». Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его по мощью в строго контроли руемых и управляемых ус ловиях исследуются самые разные явления.
Эксперимент предполагает, что мы активно воздейст
вуем на то, что исследуем. Так, например, мы можем
экспериментально определить, при какой температуре
замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и
др.); как быстро может обучиться наш щенок или ко
тенок новым командам;
как относится к разной
музыке наш попугай, ка
кие овощи и фрукты
больше всего любит
наша черепаха; как из
менится отношение к
тебе учителей и одно
классников, если ты вдруг
Может ли плавать
предмет из металла? начнешь активно, стара-
тельно учиться, и др.
Опиши сначала планы, а затем и результаты своих экспе риментов:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI Подготовка к защите
Для защиты потребуется:
Шаг 1. Дать определения основным понятиям.
Шаг 2. Расклассифицировать основные предметы, про цессы, явления и события.
Шаг 3. Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.
Шаг 4. Ранжировать основные идеи.
Шаг 5. Предложить метафоры и сравнения (сопостав ления, схемы и др.).
Шаг 6. Выработать суждения и сделать умозаключения.
Шаг 7. Сделать выводы.
Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Шаг 9. Подготовить текст доклада.
Шаг 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др.
Шаг 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О нормах науки
Будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука ре гулируется нормами:
- всегда искать истину;
- избегать бессмыслицы;
- выражаться ясно;
- стараться проверять свои гипотезы как можно более ос новательно.
От чего зависит успех
1. Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бы вают неверными)
2.Не ограничивай собственных исследо ваний, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает. Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
3.Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
5. Сосредоточься и вложи в исследование всю свою
энергию и силу.
6. Действуя, не бойся совершить ошибку.
Содержание
I. Как выбрать тему исследования
Проблема исследования
Вопросы в помощь при выборе темы
II Цель исследования
IIIЗадачи исследования
- Гипотеза исследования
- Организация и методика исследования
- Подготовка к защите
VII. От чего зависит успех
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научный проект по окружающему миру на тему «Солнце – источник света и тепла».
Исполнитель проекта– учащиеся 2 классаСтратегический партнёр– школьная библиотека, детская библиотека, родители.Сроки реализации– 2-3 урока....
Научный проект по окружающему миру на тему «Солнце – источник света и тепла».
План проведения проекта Поставить цель проекта: обеспечить мотивацию учения.Постановить задачу проекта: обеспечить желание узнать больше.Создание рабочих групп: Специалисты по словарям;Специалисты по ...
Научный проект "Космос"
Конспект занятия (научная деятельность) "Космос"....
Научный проект в начальной школе. "Овощи или фрукты? Учимся отличать эти продукты".
Научная работа "Овощи или фрукты" была представлена на конкурсе научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции "Эврика" в 2015-2016 учебном году в сек...
Научный проект в начальной школе. Древнее ремесло - вязание веников в эстафете поколений кубанского народа.
Научная работа "Древнее ремесло - вязание веников в эстафете поколений кубанского народа" была представлена на конкурс научных проектов школьников "Моя Малая родина" . Учениц...
Научный проект на тему:"Образ Бабы Яги в русских народных сказках"
На примере сказок проследили развитие образа Бабы Яги, определили ее роль в жизни сказочного героя....
Карточка помощник для написания сочинения
Карточка помощник для написания сочинения по картине Билибина "Иван-царевич и Лягушка-квакушка"...