Выступление на РМО " Упражнения по коррекции и развитию познавательных процессов"
статья
Выступление содержит теоретический и практический материал для развития памяти у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_poznavat.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Упражнения по коррекция и развитию познавательных процессов» (Память)
Выполнила :учитель начальных классов
СОШ № 2 г. Белоярский Починкова О.Н.
Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.
Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия. Их можно использовать как в групповой, так и в индивидуальной работе.
1.Упражнения по развитию памяти.
Упражнение «Стихотворение» (цель — развитие долговременной и зрительной памяти).
Заучивание стихотворения С. Маршака «Пожалуйста, потише!»
Материал. Заранее записанные слова заучиваемого стихотворения — на разноцветных полосках бумаги. Подклеить их кусочками материала, который прикрепить к фланели.
Процедура игры. Все сообща читают стихотворение. Затем кто-либо забирает одно выражение. Дети снова читают стихотворение, без труда добавляют недостающую фразу. Затем еще забирают одно выражение и т. д.
Возможны варианты: только мальчики читают; еще забирают выражение, читают только девочки. Фразы снимаются до тех пор, пока на фланели ничего не останется.
За время этой игры дети запоминают стихотворение.
С. Маршак «Пожалуйста, потише» (отрывок):
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Совсем не обязательно кричать.
Ведь вас и так услышат,
Ведь вас и так услышат
Попробуйте все тихо рассказать,
О том, что мы вчера ходили в гости.
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Спокойно говори, а не кричи!
Пожалуйста, потише!
пожалуйста, потише!
Тсс!.. Тсс... Чччч!
2.Упражнение «Запомни движение» (цель — развитие моторно-слуховой памяти).
Процедура игры. Ведущий показывает детям движения, состоящие из .3—4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.
Движение 1. Присесть-встать — поднять руки—опустить руки.
Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.
Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо -повернуть голову прямо.
3. Упражнение «Запомни свою позу» (цель — развитие моторно-слуховой памяти).
Процедура игры. Каждый ребенок стоит «на своем месте». По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которое приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их.
Затем играется веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают и проч. (1-1,5 мин). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они «учили» в начале игры.
4.Упражнение «Слушай и исполняй!» (цель — развитие внимания и памяти).
Процедура игры. Ведущий называет несколько действий, но не показывает их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны повторить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.
Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.
Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Задание 3. Повернуться налево (на 90°), присесть, встать.
Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.
5. Упражнение «Испорченный телефон» (цель — развитие восприятия и памяти).
Процедура игры. В группе детей по их желанию выбирается один водящий. Затем вся группа детей становится к нему спиной и никто не подглядывает. Ребенок подходит к одному из детей и втайне от других показывает ему какую-то позу (он ее выдумывает сам).
Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, выбирает другого участника и показывает ему ту позу, которую он увидел... и т. д.
Когда всем детям показана поза, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются.
Замечание: Позы должны быть разными. Если дети стесняются и переживают, что их позы разные, объясните им, что так и должно быть. Расскажите про «испорченный телефон
6. Упражнение «Запомни порядок!» (цель — развитие зрительной памяти).
Процедура игры. Выбираются 5-6 детей. Остальные — «зрители».
Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4—5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паро возик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике».
После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.
Замечание: Если дети устали от игры, стали равнодушными, не продолжайте ее, а переходите к следующей игре. Можно повторить те игры, которые дети уже выполняли и которые вызвали у них оживление.
7. Упражнение «Тень» (цель — развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности).
Процедура игры. Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — «зрители». Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».
Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д.
8. Упражнение «Разведчики» (цель — развитие наблюдательности, памяти).
Процедура игры. Вариант I.
Из группы детей выбираются «разведчик» и «командир». Остальные — «отряд». В комнате стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем он проводит «отряд» по тому пути, который был еще показан ему «разведчиком».
Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь, и другой «командир» повторяет его и т. д.
Вариант 2. В целом игра проводится так же, но только «командир» ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь «разведчик», и в то место, из которого «разведчик» вышел.
Рекомендуется по несколько раз повторять те игры, которые вызывают затруднения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция и развитие познавательных процессов у учащихся на уроках в специальной школе VIII вида
Учебные программы специальных школ VIII вида предусматривают наряду с сообщением необходимых знаний учащимся максимальное развитие у них познавательных процессов. Педагог должен в своей практической р...
Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»
Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...
Коррекция и развитие познавательных процессов в начальной школе
Рабочая программа по коррекции и развитию познавательных процессов...
Игры и упражнения для коррекции и развития познавательной сферы у детей с ОВЗ.
Игры и упражнения для коррекции и развития познавательной сферы у детей с ОВЗ....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4)
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4) Рабочая программа пред...
Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ
Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов воз...
"Коррекция и развитие познавательных процессов у детей с отклонениями в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела".
На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллект...