ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ»
рабочая программа по обж (4 класс)

Рабочая программа по курсу занятий по безопасности жизнедеятельности в начальной школе. Может быть использована педагогами  дополнительного образования или для внеурочных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_azy_bezopasnosti._2024_-_2025.docx60.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

Принята на заседании

Педагогического совета

«28» августа 2024 г.

Протокол № 2

«Утверждаю»

Директор МАОУ  МО Динской район

СОШ №10

имени братьев Игнатовых  

_________________С. М. Ефременко

 ИМЕНИ БРАТЬЕВ ИГНАТОВЫХ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«АЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ»

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы: 1 год, 36 часов

Возрастная категория:6-13 лет

Состав группы: до 30 человек

Форма обучения: очная

Вид программы: типовая

Программа реализуется на бюджетной основе

Id-номер программы в навигаторе:  

Автор-составитель:

Фоменко Ирина Ивановна

Педагог дополнительного

Образования

ст. Васюринская, 2024

Программа разработана в соответствии и на основе методических рекомендаций по изучению ОБЖ  в Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» Краснодарского края в 2024-2025  учебном году.

«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание,      

                                           планируемые результаты».

                                               Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный Закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
  3. Федеральный Закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ;
  4. постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2021 г. № 183 «Об утверждении Положения о структуре реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и порядке формирования информации, включаемой в такой реестр, а также Правил исключения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере из реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере»;
  5. распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р»;
  6. приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
  7. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  8. письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»);
  9. распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18 августа 2022 г. № 329-р «Об утверждении плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2024 – 2024 годы), в Краснодарском крае»;
  10. распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 июля 2019 г. № 177-р «О концепции мероприятия по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»;
  11. методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные региональным модельным центром дополнительного образования детей Краснодарского края.

Актуальность программы обусловлена, прежде всего, потребностью государства, социальным заказом общества по сохранению и укреплению здоровья детей, по патриотическому воспитанию молодёжи. Занятия способствуют навыкам сохранения здоровья и жизни человека, защите его от опасностей различного происхождения и созданию комфортных условий жизнедеятельности

Новизна программы состоит в том, что она соединяет в себе новые подходы к преподаванию жизнедеятельности ребенка, способных решать современные задачи в целях своей безопасности

Педагогическая целесообразность. Содержание программы призвано расширить кругозор учащегося, подготовить его к действиям в чрезвычайных ситуациях, изучить правила противопожарной и дорожной безопасности и вести здоровый образ жизни.

Отличительная особенность программы:

 - использование в образовательно-воспитательном процессе здоровье сберегающих технологий;

-  интеграция различных видов деятельности, направленных на получение дополнительных знаний в области личной, социальной безопасности, знаний правил дорожного движения, пожарной безопасности, здорового образа жизни, действий в чрезвычайных ситуациях

Адресат программы. Обучение по программе осуществляется с детьми разного уровня развития, имеющих разную социальную принадлежность, пол и национальность. В программе предусмотрено участие детей с особыми образовательными потребностями: талантливых (одарённых, мотивированных) детей; детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Уровень программы, объём и срок реализации программы. Программа направлена на создание активной мотивирующей образовательной среды для формирования познавательного интереса учащихся, Общий объем программы составляет 36 часов.

Форма обучения: очная, дистанционная. Форма организации деятельности – групповая с индивидуальным подходом.                                  

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу; продолжительность занятия – 40 минут, Продолжительность электронного занятия при непрерывной работе с ПК не превышает указания СанПин для возрастной категории 7 - 10 (не более 15 минут).

Особенности организации образовательного процесса: в соответствии с календарным учебным графиком, в сформированных группах детей, являющихся основным составом объединения. Состав групп может быть разновозрастным, что поможет их лучшей социализации, формированию лидерских качеств, воспитанию товарищества и ответственности за других людей. В программе учитываются возрастные особенности учащихся, изложение материала строится от простого к сложному. На протяжении всего периода обучения учащиеся совершенствуют свои умения и навыки.

  Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:                                                                                                               

 - учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

 -индивидуальные консультации;

- практические занятия;

- деловые и ролевые игры;

- упражнения на взаимодействия в группе;

- конкурсы, соревнования (участие в муниципальных конкурсах);  

- проигрывание ситуаций;

- проектирование;

- встречи со специалистами и интересными людьми;

-экспресс тесты и опросы;

- беседы.

Методы, используемые в процессе обучения.

Методика обучения носит комплексный характер. В работе с обучающимися используются:

• словесные методы  - рассказ; описание; беседа, объяснение; разбор; задание;

оценка; команда; подсчет;

•        методы наглядного восприятия:

- показ приемов, комбинаций и действий;

- демонстрация плакатов, учебных пособий, фильмов.

•        практические методы (работа под руководством педагога и самостоятельная):

- строго регламентированные упражнения;

- частично-регламентированные упражнения;

- разучивание по частям;

- разучивание в целом;

- игровой;

- соревновательный.

            Для реализации поставленных задач используются разные формы организации детей на учебных        занятиях:        коллективные,        групповые        и        индивидуальные:
-методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности;
-методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности;
-методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных        упражнений        и        тренировок.

Цель программы: формирование основ безопасного поведения в повседневной жизни и  при возникновении  опасных и чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами программы являются:

  1. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
  2. Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
  3. Владение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

                     

Принципы организации обучения.

  Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:

  • гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
  • приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; 
  •   непрерывности образования и воспитания;
  •  воспитывающего обучения;
  •  учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни;
  • обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения;
  • содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.

Планируемые результаты освоения учащимися программы  дополнительного образования «Азы безопасности» .

На уровне личностных результатов школьников:

- развитие личной ответственности и коммуникативных качеств  личности для  ответственного и   осознанного поведения во время пожара и других экстремальных ситуаций  на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие эмпатии, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- умение показывать и отстаивать свою  позицию.

На уровне метапредметных результатов школьников:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений;

-  готовность слушать собеседника и делать выводы;

-  аргументировать свою точку зрения;

На уровне предметной области «Безопасность жизнедеятельности»:

Знать:

-определение понятий «экстремальная ситуация», «стихийное бедствие», «катастрофа», «технологическая авария»;

- правила поведения на дорогах;

- правила пожарной безопасности;

- правила поведения в экстремальных ситуациях;

- способы защиты и оказания первой помощи в определённой ситуации;

  Уметь:

- структурировать полученные ранее знания;

- вызвать экстренные службы;

- пользоваться средствами защиты;

- соблюдать спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях;

- оказать первую помощь нуждающемуся человеку;

- создавать собственные инструкции по правилам поведения заданной тематики,   опираясь на знания в области БЖ.

Содержание программы.

Раздел 1.  Пожарная безопасность

1.Юные помощники пожарных. Причины пожаров (детская шалость, неосторожное обращение с огнём). Практическое занятие: оказание первой помощи при ожогах.

2.Берегись огня. Пожар в общественных местах. Паника. Правила поведения при пожаре.

3.Пожары в природе. Лесные пожары. Пожары в сельскохозяйственных   угодьях. Костры и последствия их разжигания.

4.Учебная эвакуация

Практическое занятие: проведение  учебной  эвакуации согласно плану  эвакуации.

Раздел 2. Дорожная азбука

1.Вводное занятие. Правила поведения на дорогах.

Дорога. Правила поведения на дороге.

2.Поведение во дворах и парковых зонах.

Соблюдение ПДД во дворах и парковых зонах.

3.Движение группами. Безопасность на зимней дороге

Сигналы, останавливающие  транспорт. Места, где можно двигаться группой. Правила безопасного поведения  на зимней дороге

4.Поведение вблизи железнодорожных путей. Предупредительные знаки перед железнодорожным переездом. Правила поведения вблизи железнодорожных путей.

5.Правила поведения в транспорте . Виды транспорта.

6.Мой друг — велосипед .Знак «Велосипедная дорожка». Места езды на велосипеде. Правила  езды  на велосипеде.Практическое занятие:  «Езда на велосипеде с соблюдением правил».

7.Вы  - очевидец ДТП. Правила поведения при ДТП. Оказание первой помощи.

8.Дорожные знаки. Группы дорожных знаков. «Чтение» дорожной азбуки.

9. Встреча с работниками ГИБДД

ДТП с участием детей.

Раздел 3. Азы безопасности

1.   Экстренные вызовы по телефону. МЧС, скорая помощь, пожарная охрана, милиция, аварийная газовая служба.

2.Терроризм. Как с ним бороться?Виды терроризма. Правила поведения при  обнаружении бесхозных предметов.

3.Экстремальные ситуации аварийного характера в жилищах.

Понятие «экстремальная ситуация». Выход из экстремальных аварийных ситуаций.

Практическое занятие: разрешение предлагаемых ситуаций.

4.Стихийные бедствия. Стихийные бедствия. Сели и поползни. Цунами. Ураган, смерч.

5.Поведение на воде и на льду. Разрешающие и запрещающие знаки у водоёмов. Правила поведения на воде и на льду.

6.Травмы. Как их избежать?

Виды травм. Травмы конечностей, черепа, груди, живота. Наружное кровотечение.

7.Скорая медицинская помощь при травматизме

Помощь при ушибах, кровотечениях, переломах, ожогах.

Практическое занятие: оказание первой медицинской помощи при травмах.

8.Криминальные опасности. Вовлечение в драку. Способы самозащиты. Шантаж по телефону.  Воровство в квартире.

9.Безопасность в сети-интернет. Запретные сайты. Опасности «компьютеромании», игровых автоматов.

10.Опасности города. Город как повышенный источник опасности (общая криминологическая характеристика).

11.Практическое занятие.  Разбор криминогенных ситуаций.

Учебный план.

Учебно-тематическое планирование. 1 год обучения.

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

всего

теория

практика

1.

Введение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях.


1


1

Раздел 1. Пожарная безопасность.

10

7

3

1.1

  Юные помощники пожарных. Причины пожаров (детская шалость, неосторожное обращение с огнём).

1

1

1.1

Практическое занятие: оказание первой помощи при ожогах.

1

1

1.2

Берегись огня. Пожар в общественных местах.

1

1

1.2

Правила поведения при пожаре. Паника. Как ее избежать?

                        1

1

  1.3

Пожары в природе. Лесные пожары.

1

1

1.4

Пожары в сельскохозяйственных   угодьях. Костры и последствия их разжигания.

1

1

1.5

Безопасное противопожарное   поведение в быту.

1

1

1.6

Характеристика, виды, причины пожаров, поражающие факторы пожаров.

1

1

1.7

Организация эвакуации.  Пожарная сигнализация. Учебная эвакуация.

1

1

1.9

Экскурсия в ПЧ (МЧС) ст. Старомышастовской

1

1

Раздел 2. Дорожная азбука

11

8

3

2.1

Вводное занятие. Правила поведения на дорогах. Дорога. Правила поведения на дороге.

2

2

2.2

Поведение во дворах и парковых зонах. Соблюдение ПДД во дворах и парковых зонах.

1

1

2.3

Движение группами. Безопасность на зимней дороге. Сигналы, останавливающие  транспорт. Места, где можно двигаться группой. Правила безопасного поведения  на зимней дороге.

1

1

2.4

Предупредительные знаки перед  железнодорожным переездом. Правила поведения вблизи железнодорожными  путями.

1

1

2.5

Правила поведения в транспорте. Виды транспорта.

1

1

2.6

Мой друг — велосипед .Знак «Велосипедная дорожка». Места езды на велосипеде. Правила  езды  на велосипеде.

2

1

1

2.7

Практическое занятие:  «Езда на велосипеде с соблюдением правил».

1

1

2.8

Дорожные знаки Группы дорожных знаков. «Чтение» дорожной азбуки.

1

1

2.9

ДТП с участием детей. Встреча с работниками ГИБДД.

1

1

Раздел 3. Азы безопасности

13

10

3

3.1.  

Экстренные вызовы по телефону. МЧС, скорая помощь, пожарная охрана, милиция, аварийная газовая служба.

1

1

3.2.

Терроризм. Как с ним бороться? Виды терроризма. Правила поведения при  обнаружении бесхозных предметов.

1

1

3.3

Экстремальные ситуации аварийного характера в жилищах. Понятие «экстремальная ситуация». Выход из экстремальных аварийных ситуаций.

1

1

3.3

Практическое занятие: разрешение предлагаемых ситуаций.

1

1

3.4

Стихийные бедствия. Стихийные бедствия. Сели и оползни. Цунами. Ураган, смерч.

1

1

3.5

Поведение на воде и на льду. Разрешающие и запрещающие знаки у водоёмов. Правила поведения на воде и на льду.

1

1

3.6

Травмы. Как их избежать? Виды травм. Травмы конечностей, черепа, груди, живота.

1

1

3.6

Типы кровотечений. Наружное кровотечение.

1

1

3.7

Скорая медицинская помощь при травматизме Помощь при ушибах, кровотечениях, переломах, ожогах.

1

1

3.8

Практическое занятие: оказание первой медицинской помощи при травмах.

1

1

3.9

Безопасность в сети-интернет. Запретные сайты. Опасности «компьютеромании», игровых автоматов

1

1

3.10

Криминальные опасности. Вовлечение в драку. Способы самозащиты. Шантаж по телефону.  Воровство в квартире.

1

1

3.11

Практическое занятие. Разбор криминогенных ситуаций.

1

1

4

Защита проектов по выбранной тематике.

1

1

 (1 час в неделю –  36 часов)

  • Ожидаемые результаты от реализации программы внеурочной деятельности:
  • Сокращение количества ДТП, пожаров, криминогенных  ситуаций с участием обучающихся.
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД, ПБ.
  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности, школьный сайт).
  • Оценка результативности  реализации программы:

Результативность  программы внеурочной деятельности  «Азы безопасности» можно определить  по следующим критериям:

  1. Когнитивный критерий, с помощью которого выявляются знания и представления школьников.
  2. Мотивационно-потребностный критерий – характеризует стремление школьников проявить себя.
  1. Деятельностный критерий – выявляет умения школьников.

Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию.

Критерии

Показатели

Средства      измерения

Когнитивный

1.Знание  понятий  «опасность», «безопасность», «экстремальная ситуация», «стихийное бедствие», «катастрофа», «технологическая авария» и оперирование ими.

Тестирование

Мотивационно-потребностный

1.Рост мотивации к безопасной  деятельности.

2.Рост  стремления к  безопасному поведению.

Наблюдение

Наблюдение

Деятельный

1.Качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, культуры безопасности.

2. Стремление к соблюдению спокойствия и рассудительности в экстремальных ситуациях.

3.Участие в конкурсах по безопасности.

Наблюдение

Тестирование

Наличие грамот, дипломов

  • Механизм отслеживания результатов.

Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль.
  • итоговый контроль умений и навыков (выполнение контрольных упражнений, тестов, викторин).
  • ситуационные игры. 

                      Календарный учебный график программы.

п/п

Темы разделов

Количество часов

Введение

1

1.

Пожарная безопасность

10

2.

Дорожная азбука.

11

3.

Азы безопасности.

13

4.

Проектная деятельность

1

Итого

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ФГОС) физкультурно-спортивной направленности по черлидингу «Топ - Хлоп»

Черлидинг как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармоничного физического развития, укрепления здоровья, совершенствования двигательных функций, осанки занима...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»

Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука»  Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей естественнонаучной направленности «Природа и мы»

Пояснительная записка                 Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Школа безопасности» составлена с учетом следующих нормативных документов:1) Федеральный...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа естественно-научной направленности направленности «ЛЕГО-мастер»

Актуальность программы заключается в том, что одной из задач реализации ФГОС НОО является формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности "Школа безопасности"

Цель данной программы:формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих....