Формирование у младших школьников представлений о безопасном поведении в Интернете
статья (4 класс)

Троянова Алла Николаевна

В статье представлен опыт работы и даны рекомендации по работе с детьми младшего школьного возраста по формированию безопасного интнрнет-поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у младших школьников представлений о безопасном поведении в Интернете

Интернет – мощная среда и инструмент для взрослеющей личности, особенно для младших школьников, когда они находятся в периоде активной познавательной деятельности, а критичность мышления и поведения находятся в стадии формирования.

Социологические опросы показывают, что возраст начала использования Интернета снижается: в Москве, Санкт-Петербурге и в других крупных городах ребенок «входит» в Интернет уже с 8 лет!

У детской аудитории есть свои особенности в силу ее возрастных, психосоциальных и информационных потребностей. Среди обширного спектра функций детского Интернета для общения, дополнительного обучения, развлечения появился достаточно большой сегмент Интернета для образования по причине дистанционного обучения школьников в период пандемии. Появились дополнительные риски, вместе с ними – дополнительные обеспокоенность и ответственность взрослых, вместе с ними – необходимость формирования у младших школьников представлений о безопасном Интернет-поведении.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"). Преодолеть нежелательное воздействие компьютера возможно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников. Согласно Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р», обеспечение информационной безопасности должно строиться на следующих принципах:

признание детей равноправными участниками процесса формирования информационного общества в Российской Федерации;

ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;

 необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;

воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;

развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения законных интересов детей в информационной среде;

повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;

обучение детей медиаграмотности;

поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;

создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;

взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся обеспечения информационной безопасности детей;

обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России через использование современных средств массовых коммуникаций;

открытость и взаимодействие с другой информационной культурой и традициями, формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.

Традиционно в ГБОУ СОШ № 210 проходит Неделя безопасности в. сети Интернет: дети становятся участниками «Единого урока безопасности в сети», организуются тематические классные часы, круглые столы «Интернет- помощник или враг», проводится конкурс социальных реклам, плакатов, рисунков. Младшим школьникам очень нравится создавать и распространять памятки, информационные листки. В период дистанционного обучения проводились классные часы и профилактические беседы «СЕТИКЕТ -этика сетевого общения». На родительских собраниях в начальной школе этому вопросу уделяется большое внимание: приглашаются специалисты для обучения взрослых устанавливать программы контроля за детьми в Интернете, с классными руководителями разбираются тематические кейсы о безопасном поведении, о профилактике кибербуллинга.

Педагоги убеждены, что самый верный способ контролировать поведение ребенка в Интернете – доверительна беседа. Перед тем, как установить приложение для ограничения контента, психологи рекомендуют обсудить это и вместе с детьми сделать. Необходимо объяснить, что данная мера - это проявление заботы со стороны взрослых и обеспечение безопасности.

Полезные материалы для подготовки уроков и мероприятий, посвященных Интернет-безопасности школьников:

1.https://xn--b1aew.xn--p1ai/Internet_for_kids— Официальный портал МВД России «Безопасный Интернет – детям».

2.https://www.saferunet.ru/ — Центр безопасного Интернета в России. 3.http://i-deti.org/ — Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт.

4.http://www.fid.su/ — Фонд развития Интернет. 5.http://www.ifap.ru/library/book099.pdf— «Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft.

6.http://www.oszone.net/6213/ — «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет».

7.https://www.google.ru/safetycenter/families/start/basics/ — Центр безопасности Google.

8.http://shperk.ru/sovety/avtoritet.html — Как отличить фейк от настоящего материала? Дело о летающем дьяке Крякутном. 9.http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252091/ — «Безопасность в интернете: готовы ли пользователи противостоять киберугрозам?». 10.https://pandia.ru/text/78/639/36613.php — Урок безопасности «Правила общения в Интернете!» (для подростков 12-15 лет). 11.https://lenvhtl.edumsko.ru/uploads/2000/1188/doc_norm/ perechen_meropriyatij_bezopasnost_v_internete.pdf — Программа мероприятий по безопасности в сети Интернет. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Видновский художественно-технический лицей».

12.https://proshkolu.ru/user/litvinatm59/blog/144290/ — Тренинг «Безопасность в сети Интернет». 41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Данный материал содержит краткое обобщение опыта работы  по изучению раздела "Мы и наше здоровье" на уроках окружающего мира....

Безопасное поведение в Интернете

Для того чтобы обезопасить себя, своих родителей от опасностей  Интернета и причинения возможного ущерба, ты должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете....

Формирование у младших школьников сознательного отношения к безопасному поведению на улицах и дорогах города Самары

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТАнализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и у...

Занятие с младшими школьниками по пропаганде безопасного поведения детей на дорогах

Вместе с необычными героями учащиеся изучают правила дорожного движения...