Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
статья (окружающий мир) по теме

Макар Ольга Алексеевна

Данный материал содержит краткое обобщение опыта работы  по изучению раздела "Мы и наше здоровье" на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_22_noyabrya.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у младших школьников

представлений о здоровом образе жизни

на уроках окружающего мира»

Макар Ольга Алексеевна, учитель начальных классов,

 МОУ гимназия №7 г. Чехова

Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. На сегодняшний день можно сказать, что у учащихся и их родителей не в полной мере сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Прежде всего, это  объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Именно поэтому школьное обучение и воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени зависит  от разнообразия используемых методов в образовательно-воспитательном  процессе, учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов, личного примера педагога и родителей.

 В своей деятельности, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, я использую различные формы и методы работы с учащимися, как во внеурочной деятельности, так и непосредственно в процессе обучения практически на всех учебных  предметах. Прежде всего, эта работа  касается  уроков окружающего мира в первом, втором и третьем классе, когда изучаются темы, связанные со  строением  и функционированием  человеческого организма,  охраной  здоровья и профилактикой вредных привычек. Форму и место проведения данных занятий стараюсь максимально разнообразить – занятия организуются не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, на экскурсии и просто на  природе. Это  традиционные комбинированные уроки, тематические уроки Здоровья, уроки-путешествия, уроки-КВН. Среди методов работы наиболее перспективными считаю  занимательные беседы,  творческое рисование,  дидактические и сюжетно-ролевые игры, инсценирование проблемных ситуаций, викторины, анкетирование, просмотр фильмов, чтение и обсуждение печатных познавательных материалов, диспуты и дискуссии. Особое место в данной работе уделяю методу создания индивидуальных и коллективных исследовательских и творческих проектов.  

 Предлагаемые ниже виды  работы на уроках окружающего мира по конкретным учебным темам ориентированы непосредственно на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Темы уроков окружающего мира в 1 классе:

«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»

  1.  дидактические  игры «К нам пришёл Незнайка»,  «Загадки с грядки» (здесь необходимо использование иллюстрационного дидактического материала);
  2.   творческое рисование  «Полезные подарки Матушки-Землицы» (рисование  может быть прекрасным методом исследования восприятия темы детьми).

        «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»

  1.  практическое занятие «Чистые руки» (демонстрация процесса правильного мытья рук, обоснование необходимости гигиенических требований по уходу за кожей);
  2. практическое занятие  «Чистые зубы» (показ последовательных этапов чистки зубов, необходимых принадлежностей данного процесса);
  3.  сюжетно-ролевые игры «В гостях у Зубной щётки», «Советы сестрицы Водицы» (используются элементы театрализации);
  4.  творческое рисование «Улыбка должна быть красивой и здоровой» (вполне вероятно, при выполнении данной работы дети смогут выразить мысли, которые им трудно выразить с помощью слов).

         «Зачем мы спим ночью?» 

  1.  беседа «Сон – лучшее лекарство» (беседа - очень нужная форма работы детей, дети должны высказаться максимально полно, обосновывая свою точку зрения, доказывая, споря);
  2.  творческое рисование «Придумываю сны» (методика «Нарисуй и расскажи» очень нравится младшим школьникам, такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний).

 

Темы уроков окружающего мира во 2  классе:

         «Строение тела человека»

  1.  ролевая игра «Как устроено наше тело» (включаются элементы  театрализации: «выступают» Клетка кожи, Клетка мышцы, Клетка крови и т.д.);
  2.  беседа «Что может делать наш мозг» (с использованием материалов печатных познавательных источников).

«Если хочешь быть здоров!

  1.  анкетирование «Как сохранить здоровье»  (с последующим обсуждением результатов на совместным классном родительском собрании);
  2.   составление  памятки «Что любят наши зубы» (предварительно проводится самостоятельная работа в группах);
  3.  практическое занятие «Красивые ногти» (демонстрация основных правил по уходу за ногтями  для учащихся младшего школьного возраста);
  4.  практическое занятие « Внешний вид» (предполагается работа в парах);
  5.  тематическое рисование «Мой день – мои дела» (творческая проработка темы «Режим дня»);
  6. индивидуальный исследовательский проект «Здоровая пища для всей семьи»;
  7.  индивидуальный исследовательский проект «Мой комплекс утренней разминки».

         «Поговорим о болезнях»

  1.   диспут «Кто помогает тебе быть здоровым?                                      

(примерные вопросы диспута: Кто из вас хочет быть здоровым?  Что такое здоровье? От чего и от кого зависит здоровье людей? Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему? Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать? Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба? и т.д.);

  1.  инсценировка «Врачебный приём» (возможно использование литературных произведений С. Михалкова, К. Чуковского, Г. Сапгира и других);
  2.  коллективный проект «Письмо заболевшему товарищу» (творческая работа в группах по определённой проблемной ситуации).

Темы уроков окружающего мира в 3 классе:

«Организм человека»

  1.  викторина «Что? Где? Когда?» по теме  «Что мы знаем о нашем организме?»

(с использованием всех правил и атрибутов одноимённой телевизионной программы);

  1. беседа с детским школьным врачом.

        «Органы чувств» 

  1.  беседа «Что такое биоритмы?» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов);
  2.  игра «Поле чудес» по теме «Наши органы чувств» (с использованием всех правил и атрибутов одноимённой телевизионной программы);
  3.  исследовательский проект «Беречь глаз, как алмаз» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки).

«Надёжная защита организма»

  1.  дидактическая игра «Опасно – неопасно» (предполагается  использование иллюстрационного  материала);
  2.  тренинг «Если кожа повреждена» (отработка этапов оказания первой медицинской помощи при повреждениях кожных покровов);
  3.  инсценировка «В царстве гигиены» (возможно использование литературных произведений А. Барто,  К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова и других авторов);
  1.   творческий проект «Правила Чистюли» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки).

«Опора тела и движение»

  1.   беседа «Что такое двигательный голод» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов);
  2.  разучивание комплекса физических упражнений ( занятие, интегрированное с уроком физической культуры);
  3. встреча с тренером ДС «Олимпийский»;
  4.  тренинг «Стройная осанка» (ознакомление с правилами оптимального положения тела при  различных видах деятельности, а также с  комплексом общих развивающих упражнений, направленных на  формирование здоровой осанки).

«Наше питание» 

  1.  творческое рисование на тему «Удивительные превращения пищи в организме» (занятие проводится после изучения дополнительного научно-познавательного материала по данной теме);
  2.   исследовательские  групповые проекты «Полезная и вредная еда», «Правила здорового питания».

«Дыхание и кровообращение»

  1.  беседа «В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов и печатных источников);
  2.  тематическое рисование ««Великий труженик и волшебные реки» (творческая проработка темы «Кровеносная система человека»);
  3.   исследовательский проект «Правила безопасного дыхания» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки);
  1.  разучивание комплекса физических упражнений  (занятие, интегрированное с уроком физической культуры).

        «Умей предупреждать болезни» 

  1.  диспут «Что такое хорошо и что такое плохо» (возможно совместное с родителями и учащимися обсуждение роли полезных и вредных привычек в повседневной жизни школьника);
  2. сюжетно-ролевая игра «Нужна помощь, и немедленная» (практическое ознакомление с правилами  оказания первой доврачебной медицинской помощи );
  3. проект «Я и мое здоровье» (может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу).

        «Здоровый образ жизни» 

  1. анкетирование «Правила безопасной жизни» (обобщение имеющегося опыта школьников  и вновь приобретённых знаний по теме );
  2. сюжетно-ролевые игры «Я и вредные привычки», «Моя сила воли» (с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы - умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.);
  3. инсценировка «Хорошее здоровье превыше всего!» (может быть разработана и представлена как комплексное  воспитательное мероприятия для начальной школы);
  4. исследовательский проект «За здоровьем – на природу!» (может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу);
  5. творческий проект «Каким я хочу быть» (с ориентацией на влияние здорового образа жизни в становлении человеческой личности; аналогично  может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу).

Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Литература:

  1. Обухова Л. А., Лемяскина Н.А.  Школа докторов природы или 135 уроков здоровья.  - М.:  ООО «ВАКО», 2004 г. – 235 с.
  2. Шукшина С.Е.  Я и моё тело. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2004 г. - 46 с.
  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М.: ООО «ВАКО», 2005 г. – 204 с.  
  4. Коростелёв Н.Б.  Воспитание здорового школьника. – М.: «Просвещение»,          1986 г. - 175 с.  
  5. Нетопина С.А. Школьникам об учёбе и отдыхе. -М.:  «Просвещение», 1983 г. – 79 с.
  6. Мадорский Л. Р., Зак А. З. День младшего школьника. – М.: «Физкультура и спорт», 1988  г. – 31 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся на уроках и внеурочной деятельности"

Материал доклада содержит основные компоненты здорового образа жизни, а также практическую часть, которая оформлена в виде таблицы. Результаты опроса и анкетирования учащихся показывают , как у у чащи...

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Доклад из опыта работы для МО учителей начальных классов...

Формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни

Доклад на заседании МО учителей начальных классов...