Формирование у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
статья (окружающий мир) по теме
Данный материал содержит краткое обобщение опыта работы по изучению раздела "Мы и наше здоровье" на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_22_noyabrya.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у младших школьников
представлений о здоровом образе жизни
на уроках окружающего мира»
Макар Ольга Алексеевна, учитель начальных классов,
МОУ гимназия №7 г. Чехова
Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. На сегодняшний день можно сказать, что у учащихся и их родителей не в полной мере сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Прежде всего, это объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Именно поэтому школьное обучение и воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени зависит от разнообразия используемых методов в образовательно-воспитательном процессе, учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов, личного примера педагога и родителей.
В своей деятельности, направленной на формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников, я использую различные формы и методы работы с учащимися, как во внеурочной деятельности, так и непосредственно в процессе обучения практически на всех учебных предметах. Прежде всего, эта работа касается уроков окружающего мира в первом, втором и третьем классе, когда изучаются темы, связанные со строением и функционированием человеческого организма, охраной здоровья и профилактикой вредных привычек. Форму и место проведения данных занятий стараюсь максимально разнообразить – занятия организуются не только в учебном кабинете, но и в спортивном зале, на экскурсии и просто на природе. Это традиционные комбинированные уроки, тематические уроки Здоровья, уроки-путешествия, уроки-КВН. Среди методов работы наиболее перспективными считаю занимательные беседы, творческое рисование, дидактические и сюжетно-ролевые игры, инсценирование проблемных ситуаций, викторины, анкетирование, просмотр фильмов, чтение и обсуждение печатных познавательных материалов, диспуты и дискуссии. Особое место в данной работе уделяю методу создания индивидуальных и коллективных исследовательских и творческих проектов.
Предлагаемые ниже виды работы на уроках окружающего мира по конкретным учебным темам ориентированы непосредственно на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Темы уроков окружающего мира в 1 классе:
«Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
- дидактические игры «К нам пришёл Незнайка», «Загадки с грядки» (здесь необходимо использование иллюстрационного дидактического материала);
- творческое рисование «Полезные подарки Матушки-Землицы» (рисование может быть прекрасным методом исследования восприятия темы детьми).
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»
- практическое занятие «Чистые руки» (демонстрация процесса правильного мытья рук, обоснование необходимости гигиенических требований по уходу за кожей);
- практическое занятие «Чистые зубы» (показ последовательных этапов чистки зубов, необходимых принадлежностей данного процесса);
- сюжетно-ролевые игры «В гостях у Зубной щётки», «Советы сестрицы Водицы» (используются элементы театрализации);
- творческое рисование «Улыбка должна быть красивой и здоровой» (вполне вероятно, при выполнении данной работы дети смогут выразить мысли, которые им трудно выразить с помощью слов).
«Зачем мы спим ночью?»
- беседа «Сон – лучшее лекарство» (беседа - очень нужная форма работы детей, дети должны высказаться максимально полно, обосновывая свою точку зрения, доказывая, споря);
- творческое рисование «Придумываю сны» (методика «Нарисуй и расскажи» очень нравится младшим школьникам, такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний).
Темы уроков окружающего мира во 2 классе:
«Строение тела человека»
- ролевая игра «Как устроено наше тело» (включаются элементы театрализации: «выступают» Клетка кожи, Клетка мышцы, Клетка крови и т.д.);
- беседа «Что может делать наш мозг» (с использованием материалов печатных познавательных источников).
«Если хочешь быть здоров!
- анкетирование «Как сохранить здоровье» (с последующим обсуждением результатов на совместным классном родительском собрании);
- составление памятки «Что любят наши зубы» (предварительно проводится самостоятельная работа в группах);
- практическое занятие «Красивые ногти» (демонстрация основных правил по уходу за ногтями для учащихся младшего школьного возраста);
- практическое занятие « Внешний вид» (предполагается работа в парах);
- тематическое рисование «Мой день – мои дела» (творческая проработка темы «Режим дня»);
- индивидуальный исследовательский проект «Здоровая пища для всей семьи»;
- индивидуальный исследовательский проект «Мой комплекс утренней разминки».
«Поговорим о болезнях»
- диспут «Кто помогает тебе быть здоровым?
(примерные вопросы диспута: Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье? От чего и от кого зависит здоровье людей? Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему? Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать? Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба? и т.д.);
- инсценировка «Врачебный приём» (возможно использование литературных произведений С. Михалкова, К. Чуковского, Г. Сапгира и других);
- коллективный проект «Письмо заболевшему товарищу» (творческая работа в группах по определённой проблемной ситуации).
Темы уроков окружающего мира в 3 классе:
«Организм человека»
- викторина «Что? Где? Когда?» по теме «Что мы знаем о нашем организме?»
(с использованием всех правил и атрибутов одноимённой телевизионной программы);
- беседа с детским школьным врачом.
«Органы чувств»
- беседа «Что такое биоритмы?» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов);
- игра «Поле чудес» по теме «Наши органы чувств» (с использованием всех правил и атрибутов одноимённой телевизионной программы);
- исследовательский проект «Беречь глаз, как алмаз» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки).
«Надёжная защита организма»
- дидактическая игра «Опасно – неопасно» (предполагается использование иллюстрационного материала);
- тренинг «Если кожа повреждена» (отработка этапов оказания первой медицинской помощи при повреждениях кожных покровов);
- инсценировка «В царстве гигиены» (возможно использование литературных произведений А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова и других авторов);
- творческий проект «Правила Чистюли» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки).
«Опора тела и движение»
- беседа «Что такое двигательный голод» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов);
- разучивание комплекса физических упражнений ( занятие, интегрированное с уроком физической культуры);
- встреча с тренером ДС «Олимпийский»;
- тренинг «Стройная осанка» (ознакомление с правилами оптимального положения тела при различных видах деятельности, а также с комплексом общих развивающих упражнений, направленных на формирование здоровой осанки).
«Наше питание»
- творческое рисование на тему «Удивительные превращения пищи в организме» (занятие проводится после изучения дополнительного научно-познавательного материала по данной теме);
- исследовательские групповые проекты «Полезная и вредная еда», «Правила здорового питания».
«Дыхание и кровообращение»
- беседа «В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков» (с использованием фрагментов научно-познавательных фильмов и печатных источников);
- тематическое рисование ««Великий труженик и волшебные реки» (творческая проработка темы «Кровеносная система человека»);
- исследовательский проект «Правила безопасного дыхания» (по желанию учащихся возможна индивидуальная или групповая форма разработки);
- разучивание комплекса физических упражнений (занятие, интегрированное с уроком физической культуры).
«Умей предупреждать болезни»
- диспут «Что такое хорошо и что такое плохо» (возможно совместное с родителями и учащимися обсуждение роли полезных и вредных привычек в повседневной жизни школьника);
- сюжетно-ролевая игра «Нужна помощь, и немедленная» (практическое ознакомление с правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи );
- проект «Я и мое здоровье» (может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу).
«Здоровый образ жизни»
- анкетирование «Правила безопасной жизни» (обобщение имеющегося опыта школьников и вновь приобретённых знаний по теме );
- сюжетно-ролевые игры «Я и вредные привычки», «Моя сила воли» (с использованием элементов психодрамы или театрализованного проигрывания ситуаций, закрепляющие ролевые стереотипы - умения сказать «нет!» в критической ситуации, формирования навыков общения, критического осмысления вредных привычек и т. п.);
- инсценировка «Хорошее здоровье превыше всего!» (может быть разработана и представлена как комплексное воспитательное мероприятия для начальной школы);
- исследовательский проект «За здоровьем – на природу!» (может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу);
- творческий проект «Каким я хочу быть» (с ориентацией на влияние здорового образа жизни в становлении человеческой личности; аналогично может быть представлен как зачётная работа по данному тематическому разделу).
Улучшение состояния здоровья нового поколения – важнейшая задача современности, в комплексном решении которой невозможно обойтись без общеобразовательной школы. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в том случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Литература:
- Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья. - М.: ООО «ВАКО», 2004 г. – 235 с.
- Шукшина С.Е. Я и моё тело. - М.: Издательство «Школьная пресса», 2004 г. - 46 с.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - М.: ООО «ВАКО», 2005 г. – 204 с.
- Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: «Просвещение», 1986 г. - 175 с.
- Нетопина С.А. Школьникам об учёбе и отдыхе. -М.: «Просвещение», 1983 г. – 79 с.
- Мадорский Л. Р., Зак А. З. День младшего школьника. – М.: «Физкультура и спорт», 1988 г. – 31 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад"Формирование представлений о здоровом образе жизни у учащихся на уроках и внеурочной деятельности"
Материал доклада содержит основные компоненты здорового образа жизни, а также практическую часть, которая оформлена в виде таблицы. Результаты опроса и анкетирования учащихся показывают , как у у чащи...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...
«Формирование представлений о здоровом образе жизни как основы самосбережения здоровья»
доклад на педагогические чтения...
"Формирование представлений о здоровом образе жизни, как основы самосбережения здоровья"
доклад на педагогические чтения...
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УСТАНОВКИ НА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Доклад из опыта работы для МО учителей начальных классов...
Формирование у младших школьников установки на здоровый образ жизни
Доклад на заседании МО учителей начальных классов...
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...