Рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа по обж (4 класс)
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti.docx | 36.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе примерной программы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности учащихся опубликованной в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа». Ч.2 .- М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения) и в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» Программа составлена на 34 часа и обеспечена следующим методическим комплектом: Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы: учебн. для общеобразоват. учреждений /Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.Иванова5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Цель программы:
Обеспечение непрерывности обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит, решить следующие задачи:
- привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
- сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- научить использовать полученные знания в практической деятельности;
- развивать способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде.
- развитие у детей чувства ответственности за своё поведение;
- бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающихся;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений;
- выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа направлена на формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Данная программа изучается в 4 классе во время внеурочной деятельности. Количество часов в неделю - 1 час (34 учебных недели).
- Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами обучения ОБЖ являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли вовремя и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
· правила перехода дороги;
· правила движения на велосипедах;
· правила безопасного поведения при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира;
· основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства;
· как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду;
· меры пожарной безопасности при разведении костра;
· когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова;
· основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания).
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
· правильно переходить дорогу, перекресток;
· ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. · вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
· оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена).
- Содержание курса внеурочной деятельности
I. Основы здорового образа жизни
- Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Профилактика инфекционных заболеваний.
- Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.
II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
2.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Переломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечение из носа, оказание первой медицинской помощи.
2.2. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
3.1. Безопасное поведение в быту (контрольные задания на повторение пройденного) Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота.
3.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Безопасность пешеходов при движении по дорогам. Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Соблюдение правил движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.
3.3. Безопасное поведение на природе. Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам. Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.
3.4. Безопасное поведение на воде. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасения утопающих. Основные спасательные средства.
- Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Раздел | Тема урока | Виды деятельности | Результаты изучения курса |
1 | 1 | Основы здорового образа жизни | Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Факторы, влияющие на здоровье. | Характеризовать понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Обсудить режим дня школьника. Здоровое питание. | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.) |
2 | 1 | Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. | |||
3 | 1 | Профилактика переедания, пищевых отравлений. | |||
4 | 1 | Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. | |||
5 | 1 | Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | |||
6 | 1 | Курение и его влияние на состояние здоровья. | |||
7 | 1 | Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. | |||
8 | 1 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь. | Характеризовать виды травм. Первая помощь. Оценивать практические навыки оказания первой помощи при травмах. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.). |
9 | 1 | Переломы, вывихи и растяжения связок. | |||
10 | 1 | Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова. | |||
11 | 1 | Кровотечение, первая медицинская помощь. | |||
12 | 1 | Ушибы, сотрясения мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь | |||
13 | 1 | Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. | |||
14 | 1 | Первая медицинская помощь при наружном кровотечении. Правила обработки ран. Перевязка ран. | |||
15 | 1 РК | Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении. Случаи, произошедшие на территории Нижневартовского района. | |||
16 | 1 | Оказание первой медицинской помощи при отравлении. | |||
17 | 1 | Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | |||
18 | 1 | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся | Безопасность пешеходов при движении по дорогам. | Обсуждать опасности, возникающие в быту. Приводить примеры Безопасное поведение на улицах и дорогах. Рассказывать о безопасном поведении на природе и воде. | Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя. Умение вычитывать информацию из текста. Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно. Умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста; использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции. |
19 | 1 | Элементы дорог. Дорожная разметка. | |||
20 | 1 | Правила перехода дорог. Перекрестки. | |||
21 | 1 | Соблюдения правил движения велосипедистами. | |||
22 | 1 | Причины дорожно-транспортного травматизма на дорогах нашего города | |||
23 | 1 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения. | |||
24 | 1 | Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное поведение при следовании | |||
25 | 1 | Ориентирование на местности. Понятие ориентира. | |||
26 | 1 | Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным признакам. | |||
27 | 1 | Безопасная переправа через водную преграду. | |||
28 | 1 | Умение вязать узлы. | |||
29 | 1 | Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра. | |||
30 | 1 | Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катание на лодке. | |||
31 | 1 | Способы и средства спасения утопающих. | |||
32 | 1 | Основные спасательные средства. | |||
33 | 1 | Встреча с инспектором ГИБДД по профилактике дорожно-транспортного травматизма | |||
34 | 1 | Праздник, посвященный ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!!! | |||
Итого | 34 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Книгопечатная продукция
Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. 1-4 классы. – М. Просвещение.2009. Анастасова Л. П.
Учебники
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник. 4класс. Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение.2013г.
Методические пособия
Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010.
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2008г.
Печатные пособия
Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1-4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. — 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). — М.: Просвещение: Рилионт.2008.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик.
Материалы: бумага (писчая).
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие тематике программы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Технические средства
Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
Персональный компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...