Программа организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Красный, жёлтый, зелёный»
рабочая программа по зож по теме
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по ПДД 1-4 класс | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРОГРАММЫ «КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ»
Полное название программы | Программа организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Красный, жёлтый, зелёный» |
Цель программы: |
|
Специфика содержания | Реализация в единстве задач воспитания и содержания непрерывного обучения детей культуре безопасности дорожного движения |
Место апробирования, программы | г. Нижневартовск, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №15» |
Участники программы | -учащиеся 1- 4классов; - учителя; - родители и законные представители детей, обучающихся в школе |
Планируемый результат | Активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения |
Идея, теоретическое обоснование концептуальных положений программы | |
Практическая реализация программы | Педагогический коллектив Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №15» |
Адрес | г. Нижневартовск ул. Спортивная д.21 |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года)
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644)
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности дорожного движения"
- Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
- Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №15»
- Учебный план Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №15».
Актуальность
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Проблема безопасности детей, сохранения их жизни и здоровья в условиях резко возросшего за последние годы объёма транспортных средств исключительно актуальна.
Изучив статистические данные в разделе «Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие с участием детей» (Январь – Декабрь 2015 год), обнародованные на сайте ОГИБДД УМВД России по г. Нижневартовску, выяснилось, что за истекший период произошло 55 ДТП с участием детей в возрасте до 18 лет, 1 ребёнок погиб, 73-ранено. Это только цифры по нашему городу, а если проанализировать их по всей нашей стране, то картина станет более удручающей.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.
Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дороге и улице.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, педагогическими работниками МБОУ «СШ № 15» особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
В соответствии с вышеизложенными статистическими данными появилась необходимость в разработке программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Красный, жёлтый, зелёный» для учащихся МБОУ «СШ № 15».
Программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
При работе над программой учитывались требования правил дорожного движения, изучались рекомендации работников ГИБДД, интересы детей, возрастные особенности. «Красный, жёлтый, зелёный» создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации «Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах». Она разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся.
Программа построена по принципу нарастания объёма изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель должен постоянно акцентировать внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
- Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания;
- В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся школы и их родителям;
- В основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
- В программе изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель программы: воспитание у детей и подростков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма;
повышение эффективности работы образовательного учреждения по обучению Правилам дорожного движения.
Задачи программы:
- научить обучающихся ориентироваться в окружающем пространстве, быстро и сознательно реагировать на изменения, происходящие в нем, довести их самостоятельные действия в различных ситуациях до автоматизма;
- научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;
- организовать деятельность по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- научить основным правилам дорожного движения;
- формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте
Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для учащихся целесообразно проводить по пяти направлениям:
• Информационное – обучение учащихся Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
•Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
•Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
•Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
•Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Для успешной реализации программы необходимо:
- при планировании уроков по изучению Правил дорожного движения предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;
- во всех образовательных учреждениях оборудовать площадки для практических занятий;
- в территориях, имеющих оборудованный автогородок и кабинет ПДД, разработать график проведения практических занятий для всех учреждений образования города, района;
- при изучении Правил дорожного движения уделять больше внимания правилам для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
- организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении как теоретических, так и практических занятий;
- дважды в год обязательно проводить тестирование с целью определения проблемных моментов в обучении детей Правилам дорожного движения и совершенствования преподавания ПДД;
- добиваться 100% результатов, помня о том, что даже неточность в толковании той или иной дорожной ситуации может привести к трагедии;
- активизировать работу по развитию сети спортивно-технических клубов и секций, созданию юношеских автошкол с целью более широкого привлечения детей и подростков к вопросам безопасности дорожного движения;
- разработать и внедрить систему соревнований на звание ПДД с целью диагностики знаний учащихся 2-4 классов;
- обеспечить организацию и проведение смотров – конкурсов по безопасности дорожного движения;
На изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах учащимся 1-4 классов школы отводится не менее 10 часов в год.
К проведению занятий, отдельных бесед, экскурсий и т.п. учителя могут привлекать работников ГИБДД, водителей транспортных средств, имеющих большой опыт вождения, родителей и т.д. Занятия с учащимися рекомендуется проводить в классных комнатах или на специальной площадке (во дворе школы, в физкультурном зале, в специально оборудованном помещении) с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств.
На площадке наносится дорожная разметка: проезжей части, перекрестков, пешеходных переходов, временно или постоянно устанавливаются светофоры, дорожные знаки и другое оборудование. Можно пригласить работников ГИБДД, которые смогут продемонстрировать наглядно работу регулировщика.
Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке, площади (с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования).
В учебное планирование следует включать разнообразные формы работы с детьми: демонстрация видеофильмов, диапозитивов, проводить экскурсии, организовывать утренники, КВНы, викторины, конкурсы рисунков и т.д., которые должны способствовать сознательному выполнению ПДД на улицах и дорогах. После каждого занятия или мероприятия по ПДД с помощью контрольных вопросов и заданий необходимо проверить, как учащиеся усвоили правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Занятия должны учитываться в журналах по внеклассной работе, где отмечается посещаемость учащихся, пройденный материал, тематика тестовых работ, их результаты, в конце каждого года обучения подводится итог: усвоены ли знания и умения учащимися в полном объёме по учебному плану.
Основные направления работы с детьми:
диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
организованные формы обучения на занятиях;
совместная деятельность взрослого и обучающегося ;
самостоятельная деятельность учащегося;
экскурсии и наблюдения;
ознакомление с окружающим;
викторина, КВН по ПДД;
игра;
выступления агитбригады;
встречи с инспектором ГИБДД;
участие в городских конкурсах «Безопасное колесо»;
досуги и развлечения.
Ожидаемый результат:
-повышение правовой культуры участников дорожного движения;
-развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания первой доврачебной помощи;
формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства;
формирование совокупности устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций;
формирование глубоких теоретических знаний правил дорожного движения;
формирование у детей желание вести работу по профилактике ДДТТ и навыков пропагандисткой работы;
сокращение детского дорожно-транспортного травматизма по вине детей и подростков.
Ожидаемые трудности:
•непонимание проблемы со стороны родителей;
•нежелание учеников принимать участие в профилактических мероприятиях.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.
Управленческая деятельность по информационному обеспечению:
•Информирование участников образовательного процесса о федеральных и
региональных документах.
•Создание банка данных – разработка уроков, лекций и бесед для родителей, бесед для учащихся, внеклассных мероприятий
•Сбор текущей информации о результатах тестов, конкурсов,
посещениях уроков, занятий, внеклассных мероприятий.
•Сбор аналитической информации о ходе работы по программе и результатах ее выполнения.
•Посещение методических семинаров 1 раз в месяц.
•Работа школьных методических объединений.
•Проведение родительского всеобуча по проблеме.
•Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
•самостоятельности в принятии правильных решений;
•убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
•внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения.
•здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Основные направления деятельности по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма:
-с педагогами: информационно-практические обучающие занятия, анкетирование, тестирование, консультации, выставки, мастер-классы, изготовление методических игр и пособий, обзор литературы, педагогические советы, семинары, конкурсы педагогического мастерства;
-с детьми: целевые прогулки, свободная продуктивная деятельность, музыкально- игровые досуги, праздники, развлечения, театрализация, учебно-тренировочные комплексные занятия, беседы, выставки, тематическая неделя безопасности, чтение художественной литературы, участие в акциях, изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, конкурсы, викторины, турниры;
-с родителями: родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД, сотворчество родителей и учителей, семейные проекты, совместные досуги, анкетирование, консультации, беседы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма, совместное составление фото и видеоматериалов.
В работе школы выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
- организационная работа;
- инструктивно-методическая работа;
- массовая работа.
Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности. Это и обновление положений конкурсов, соревнований, и разработка положений новых конкурсов (таких, например, как конкурс частушек по пропаганде ПДД, выставка наглядных пособий и дидактических материалов по обучению детей Правилам дорожного движения). Данный вид деятельности включает также обновление Уголка безопасности, организацию и проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающих программ по ПДД; внеклассных мероприятий по ПДД.
В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
Организация обучения Правилам дорожного движения и основам безопасности в школе должна проводиться так, чтобы у каждого педагога, учащегося и родителей учеников сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.
Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний при директоре школы, консультаций для классных руководителей, учителей ОБЖ и окружающего мира, ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в школе. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками о безопасности дорожного движения. Создаётся видеотека по ПДД. Разрабатываются различные настольно-дидактические игры.
Массовая работа. Данная деятельность является одной из самых важных. Творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.
Воспитательная работа должна носить не только красочный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. Массовая работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок по профилактике ДТП и т.д.
Программа предусматривает следующие содержательные линии:
-тематические классные часы (уроки) по обучению правилам дорожного движения 1-4 классы;
-работа с родителями по воспитанию культуры поведения детей на улице, в транспорте;
-проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т. д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
-сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в -проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Основные принципы реализации программы.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Место программы в плане развития школы.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Контроль осуществляется один раз в четверть в соответствии с планом школьного мониторинга (проверка журналов; маршрутных листов «школа – дом»; проведение диагностических работ по теории ПДД; анализ сводок ГИБДД по случаям ДДТТ). Контрольно-диагностические материалы и диаграммы результативности реализации программы.
Проведение тестирования по оценке динамики формирования знаний и умений учащихся по теме ПДД (в конце учебного года).
Основное содержание практической части программы.
Учебные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения.
Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, тренингов, решение проблемных ситуаций, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице.
Целью внеклассной работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно - деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма – работа с родителями.
Исследования показывают, что большинство родителей не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагог должен методически обеспечить и работу с родителями.
Данная программа предлагает три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
Профилактическую работу с родителями проводим перед началом каникул и сразу после них.
На родительских собраниях, лекториях по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма использовать данные территориального управления (отдела) ГИБДД и приводить конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов, ролевых игр. Даются педагогические рекомендации родителям.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Со школой сотрудничает ГИБДД города Нижневартовска и Нижневартовского района. Инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися школы. Инспекторы ГИБДД оказывают помощь в проведении анкетирования учащихся, в проведении профилактических акций.
План
учебно-воспитательной работы по ПДД в 1-х классах
Цель: приобретать знания и навыки поведения на улице
№ п/п | Тема занятий | Содержание/формы работы | Учебный материал | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | На наших улицах | Знакомство с книгами по правилам уличного движения. Чтение художественной литературы по теме | Агафонова К.В., Рублях В.Э. Правила дорожного движения. Кривич М., Ольгин О. Школа пешехода | ||
2 | Мы идём в школу | Составление маршрута от школы до дома. Инсценировка эпизодов «На улице», «Скажите, как пройти». Конкурс на лучший рисунок по теме | Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов | ||
3 | Это должны знать все | Чтение литературы по теме. Стихотворение С. Баруздина «Герой» - инсценировка, разучивание ролей. Выпуск стенгазеты: «Выход на улицу с малоинтенсивным движением» | Дудкин В.Л. Изучайте правила дорожного движения. С. Баруздин. Герой (стихотворение). Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов | ||
4 | Наши верные друзья | Просмотр диафильмов по теме. Конкурс рисунков «Светофоры». Изготовление из бумаги модели светофора с помощью взрослых | Утков Ю.А. Воспитание чувства улицы. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. | ||
5 | Мы знакомимся с дорожными знаками | Чтение художественной литературы по теме. Выход на улицу с интенсивным движением для изучения дорожных знаков и сигналов светофора | Пляшечук В.И. Дорожная азбука. Могутин Ю.Н. Ты идёшь по улице. Дорохов А.Д. Зелёный, жёлтый, красный | ||
6 | Где можно играть? | Рисование дорожных знаков. Просмотр диафильмов по теме. Викторина на материале пройденных тем. Светофор. Рассказы, стихи, сказки. Чайковская Н.В. Азбука – пересказ, чтение по ролям | Чайковская Н.В. Азбука | ||
7 | Мы - пассажиры | Игра «Загадка» - участие. Выпуск стенгазеты. Просмотр диафильмов. | Извекова Н.А. Правила дорожного движения | ||
8 | На загородной дороге | Подготовка и участие в утреннике по теме. Чтение литературы по теме | Дорохов А.Д. Зелёный, жёлтый, красный. Серяков И.М. Дорожная грамота | ||
9 | Мы учимся соблюдать правила движения | Участие в викторине. Игры по теме. Чтение по ролям пьесы «Путешествие в Страну дорожных знаков» Георгиевского В.А. | Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе | ||
10 | Экскурсии по городу | Участие в экскурсиях, закрепление знаний по правилам дорожного движения | Смушкевич Е.С. Мы идём по улице |
Прогнозируемый результат: к концу учебного года учащиеся должны знать правила поведения на улице и закрепить на практике навыки поведения (экскурсии, прогулка по городу, поездки в общественном транспорте на культурные мероприятия).
План
учебно-воспитательной работы по ПДД во 2-х классах.
Цель: учиться понимать сигналы светофоров и регулировщиков; продолжить знакомство с дорожными знаками.
№ п/п | Тема занятий | Содержание/формы работы | Учебный материал | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Основные правила поведения на улице, дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм | Беседа с учащимися по ПДД. Чтение художественной литературы по теме, пересказ прочитанного, рисунки по теме; обсуждение материалов ГИБДД | Добрушин А.Д. Как беречь детей. Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов | ||
2 | Движение пешеходов по улице и дорогам | Просмотр диафильмов по ПДД. Рисование устных картинок на основе прочитанных рассказов А. Дорохова | Дорохов А. Обочина. Древнее правило (рассказы). Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов | ||
3 | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка | Экскурсия (прогулка) с целью закрепления учебного материала по теме. Рисунки по теме | Куперман А., Мисуловин Л. Правила дорожного движения | ||
4 | Сигналы светофора и регулировщика | Чтение литературы по теме. Инсценировка стихотворения О. Тарутиной «Для чего нам светофор?» | Репин Я.С. Дорожная азбука. Стрелков В.А. Это должен знать каждый. О. Тарутина Для чего нам светофор? | ||
5 | Правила перехода улиц и дорог | Чтение художественной литературы по теме. Викторина на материале пройденных тем. Коллективное чтение сказки Н.А. Извековой «Как Буратино ходить учился» | Добрушин А.Д. Как беречь детей. Райтынбарт Д.И. Стоит ли рисковать? Извекова Н.А. Как Буратино ходить учился | ||
6 | Перекрёстки и их виды. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | Чтение художественной литературы по теме. Викторина на материале пройденных тем. Разучивание стихотворения М. Сорокина | Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе | ||
7 | Дорожные знаки | Выход на улицу (дорогу) для изучения дорожных знаков | Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе | ||
8 | Обязанности пассажиров | Выпуск стенгазеты. Чтение литературы по теме | Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов | ||
9 | Правила перехода улицы (дороги) при высадке из транспорта. | Конкурс на лучший рисунок | Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду | ||
10 | Практические занятия и игры по правилам дорожного движения | Проведение игр, конкурсов, викторины |
Прогнозируемый результат: к концу учебного года учащиеся должны знать сигналы светофоров и регулировщиков, знать дорожные знаки для пешеходов, закрепить знания на практике (использовать макеты светофора, дорожных знаков, жезл регулировщика).
План
учебно-воспитательной работы по ПДД во 3-4-х классах.
Цель: привить правила движения по дороге, познакомить с дорожной разметкой.
№ п/п | Тема занятий | Содержание/формы работы | Учебный материал | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Введение | Беседа с учащимися по ПДД. Постановка «Пункт вежливой помощи». Отбор художественной литературы с помощью родителей по предмету. Обсуждение постановки «Пункт вежливой помощи» | ПДД (введены в действие 1 июля 1994г.) Добрушин А.Ф. «Как беречь детей» | ||
2 | Перекрёстки и их виды. Дорожная разметка | Чтение художественной литературы по теме. Инсценировка стихотворения С. Михалкова»Бездельник светофор». Разучивание стихотворения Я. Пишумова «Просто это знак такой». Выход на улицу с целью отработки практических навыков по теме | Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов. Ефремов М.М. Дорожные знаки и разметка | ||
3 | Сигналы для регулирования дорожного движения | Чтение художественной литературы по теме. Обсуждение прочитанного. Конкурс на лучший рисунок | Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Извекова Н.А. Правила дорожного движения | ||
4 | Дорожные знаки и их группы | Чтение художественной литературы по теме. Проведение сбора-игры по стихотворению Я. Пишумова «Просто это знак такой». Рисование на тему прочитанного | ПДД Репин Я.С. Дорожная азбука. Тайдре Х. Я и улица | ||
5 | Правила перехода улиц и дорог | Чтение художественной литературы по теме. Инсценировка стихотворения О. Тарутина «Для чего нам светофор». Обсуждение прочитанного по теме | Дорохов А.Д. Как себя вести. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов | ||
6 | Тормозной путь транспортных средств | Чтение художественной литературы по теме. Обсуждение прочитанного по теме | Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Куперман А.И., Мисулович Л.В. Преподавание правил дорожного движения в школах. Якупов А.М., Загребин Б.А. Основы безопасности движения пешеходов | ||
7 | Виды транспортных средств | Чтение текста по теме. Проведение конкурса рисунков по теме. Чтение и обсуждение стихотворения С. Маршака «Четыре конца». Участие в оформление стенда «Современные виды транспортных средств в РФ» | Кривич М., Ольгин о. Школа пешехода. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о машинах. Детская энциклопедия Т. 5 | ||
8 | Настольные игры по ПДД | Проведение настольных игр по ПДД | Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Извекова Н.А. Правила дорожного движения | ||
9 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | Проведение игры и соревнований на специально размеченной площадке, на школьном дворе | |||
10 | Итоговое занятие | Повторение и закрепление знаний учащихся по ПДД. Проведение игры-конкурса «Светофор» |
Прогнозируемый результат: к концу четвертого класса учащиеся должны знать правила движения по дороге, уметь различать все виды дорожной разметки.
.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- Яковлев Ю. Ваши права, дети.- М.: Международные отношения, 1992.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.
2. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.
3.Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
4.Суковицин В.И. От городового до инспектора ГИБДД. Иллюстрированная
история службы. М.: Вариант, 2002.
5.Праздники: школьные, внешкольные, старые, новые. Методическое пособие
для тех, кто работает с детьми. Сообщение. Выпуск З:.М.: Илекса, Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 2000.
Абрамова Г.С. Возрастная психология.-М., 2000
6.Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М., 1989.
7. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов
общеобразовательных учреждений. Под. ред. Кузнецово .- М.: школьная пресса,
2002.
8.Воспитание личности в коллективе/ М.: Центр «Педагогический поиск»,
2000.
9. Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000
10.«О символах, ритуалах, атрибутах и традициях детской организации».
Проблемы школьного воспитания № 2/2001 приложение к журналу
«Педагогическое обозрение», с. 66
11.Богданова Т.Г., Корнилова Т. В Диагностика познавательной сферы
ребенка.- .:Роспедагентство,1994.
12.В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
13.Н.Е. Щуркова Игровые методики. – М: Педагогическое общество России, 2006, - 224 с.
14.Г.Г. Кулинич Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников. – М: «ВАКО», 2006. – 208 с.
15.Л.С.Колмогорова Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – М: «Владос пресс»,2002, 360 с.
16.Н.А. Максименко Дарите детям любовь Материалы в помощь классному руководителю . Лекции для родителей. – Волгоград : Учитель, 2006. – 150 с.
17.Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.
18.CD диск «Игра по Правилам дорожного движения» – изд-во ЗАО «Новый диск».
19.Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
20.Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй школа!». – Ростов н/Дону: Феникс, 2005.
21.Ковалева Н.В. Конкурсы, Викторы, праздники по ПДД для школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
22.Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников/ Н.В. Ковалева – Изд. 2-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
23.Правила дорожного движения для детей./Сост. В.Надеждина. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
24.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2006.
25.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997.
26.Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева. «Азбука дорожного движения» Москва: «Дрофа», 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Пояснительная записка Безопасность дорожного движения - одна из основных проблемсохранения жизни и здоровья гр...
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста.
В данной методической разработке отражена система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми младшего школьного возраста, определены основные направления работы в этом ...
Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Внедрение Примерной программы внеклассных занятий «Дорожная азбука»
Дорожное движение стало одним из неотъемлемых частей современной цивилизации. Автомобильный транспорт изменил облик земли, воплотив в себе мощное проявление научно-технического прогресса и в значитель...
ПЛАН работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
План работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма...
План работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2019-2020 учебный год 2класс
Цель программы: формирование элементарных правил поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни...
План работы классного руководителя по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. 1 - 4 классы
План работы классного руководителя по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма предназначен для работы с обучающимися 1 - 4 классов....
План работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2020-2021 учебный год 3 класс
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯПояснительная записка. Цель программы создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.Целев...