Рабочая программа клуба "Спасайкин" 1-4 классы
рабочая программа по обж (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа клуба "Спасайкин" для 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа клуба "Спасайкин" | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
клуба «Спасайкин»
разработала учитель
МАОУ СОШ №7
Кореневская Т.И.
ст.Полтавская
Краснодарского края
2013 год
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л. П. Анастасова и др.), методическим пособием (автор В. Я. Сюньков), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией А. Т. Смирнова) (см. раздел «Литература»).
В настоящее время систематическое получение знаний по основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности начинается лишь в основной школе. Это связано с тем, что Базисный учебный план начальной школы не предполагает специализированных учебных дисциплин, выходящих за рамки основных дисциплин начальной школы. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности». На основании этого документа подготовлена настоящая программа. Таким образом, программа построена на основе базисного компонента «Окружающий мир».
Для обеспечения преемственности в процессе получения знаний, восстановления непрерывности обучения основным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимо расширение содержания базового курса «Окружающий мир» по отдельным темам или введение факультативного курса. Это возможно сделать в рамках предлагаемой нами программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1—4 классов. Она позволяет с учетом доминирующих в определенных регионах социальных факторов, уровня материального благополучия в семьях, состояния здоровья учащихся интегрировать в отдельные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир» в зависимости от поставленных в данном городе, районе, конкретной школе целей обучения дополнительный материал по основам безопасности жизни, расширяющий содержание базового курса.
Включение дополнительных знаний расширяет интегративные возможности базового курса, помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе преподавания данного предмета.
Таким образом, предлагаемая нами программа явится звеном, не только дополняющим определенные темы основного образовательного компонента «Окружающий мир», но и обеспечивающим получение глубоких, систематических знаний, умений и навыков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учитывая изложенное, основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование со циального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
В зависимости от решения администрации образовательного учреждения данная программа может быть интегрирована в курс «Окружающий мир» либо изучаться как самостоятельный курс «Основы безопасности жизнедеятельности».
Отдельные актуальные вопросы безопасности жизнедеятельности могут изучаться факультативно за счет вариативной части базисного учебного плана. Выбор вопросов для изучения определяется администрацией общеобразовательных учреждений регионов самостоятельно.
На факультативное изучение материала программы предусмотрен 1 ч в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных классов.
ЦЕЛЬ: Обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья. Обеспечение личной безопасности младшего школьника.
ЗАДАЧИ:
- Освоение знаний о здоровом образе жизни;
- Правила безопасного поведения на улицах и дорогах, правила дорожного движения;
- Пожар. Возможные причины возникновения пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
- Опасные ситуации и правила поведения на воде.
- Основные правила пользования бытовыми приборами, средствами бытовой химии.
- Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей.
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвата в качестве заложника.
Срок реализации программы – 1 год. Программа разработана для учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к ОБЖ. Форма организации образовательного процесса – групповая.
В основе программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности учащихся и педагога, а также активное участие родителей и местных жителей в реализации программы. Программа предполагает реализацию принципов дифференциации и личностно-ориентированного подхода при соответствующей уровню подготовленности учащихся педагогической поддержке.
Программа рассчитана на 33 часа. Занятия проводятся 1раз в неделю с обязательной физкультминуткой.
Условия эффективной реализации программы
- Профессиональная компетентность педагога.
- Консультации учителя ОБЖ.
- Литературное обеспечение.
- Материально-техническое оснащение.
- Посещение пожарной части.
- Создание личностно-ориентированной образовательной среды, учет возрастных, психолого-педагогических, индивидуальных, творческих способностей учащихся.
- Формирование у учащихся качеств ответственного отношения к выполнению поручений.
Ожидаемые результаты
К концу года учащиеся должны знать:
общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Что такое авария на производстве, экологическая катастрофа, стихийное бедствие;
основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом;
основные виды травм у детей. Что такое первая медицинская помощь (на примере ожога). Как уберечься от порезов и ожогов;
общие правила оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечениях;
источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что значит одеться по сезону, правила поведения;
чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения воздуха;
правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу, понятие об ориентировке на местности;
опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
К концу года учащиеся должны уметь:
составить распорядок дня. Ухаживать за полостью рта, руками, ногами;
оказать медицинскую помощь при порезах, ожогах, укусах насекомых, первую медицинскую помощь при небольших кровотечениях, ожогах;
безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика;
правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства. Принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
самостоятельно одеться по сезону;
самостоятельно ориентироваться и правильно вести себя в парках, скверах, в лесу;
правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами, осами). Оказать первую медицинскую помощь при укусах насекомых.
Формы и методы контроля
- тестирование;
- праздники;
- мини-соревнования, игры;
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | ||
Теорет. | Практ. | всего | ||
1. | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | 11 | 4 | 15 |
2. | Основа здорового образа жизни. | 6 | 2 | 8 |
3. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 8 | 2 | 10 |
Итого: | 33 | |||
2 класс | ||||
1. | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | 5 | 1 | 6 |
2. | Основа здорового образа жизни. | 8 | 3 | 11 |
3. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 15 | 2 | 17 |
Итого: | 34 | |||
3 класс | ||||
1. | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | 8 | 4 | 12 |
2. | Основа здорового образа жизни. | 9 | 2 | 11 |
3. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 7 | 2 | 9 |
Итого: | 34 | |||
4 класс | ||||
1. | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | 7 | 3 | 10 |
2. | Основа здорового образа жизни. | 8 | 2 | 10 |
3. | Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся. | 9 | 5 | 14 |
Итого: | 34 | |||
Содержание программы
1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
1. Безопасность.Чрезвычайные ситуации. Общие понятия.
Общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Безопасность на улице. Город, микрорайон, где мы живем. Наиболее безопасный путь домой и в школу. Практическое занятие. Разбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. Знакомство с дорожными знаками. Пешеходный переход, пешеходная дорожка, движение пешеходов запрещено”. «Осторожно дети». «Подземный переход». Практическое занятие. Иры: «Угадай, какой знак», «Улица города», «виды перекрестков». Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей. Мы – пассажиры. Личный транспорт. Особенности передвижения сельскохозяйственных машин. Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Будь внимателен и осторожен на дорогах! Где можно и где нельзя играть? Практическое занятие на транспортной площадке.
2. Основы здорового образа жизни
Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»
Режим дня первоклассника, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья, умственная и физическая работоспособность, нарушение режима дня, профилактика переутомления.
Основы личной гигиены
Умывание и купание. Как ухаживать за своим телом.Какие животные ухаживают за своим телом? Зачем животные купаются и чистят свое тело? Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что происходит с грязнулей, зачем человек моется? У кого самое острое зрение? Кто лучше всех видит ночью? Как устроен глаз человека? Как обращаться с очками? Кто самый ушастый? Как устроено ухо человека? Как беречь уши? Зубы у животных. Молочные и постоянные зубы. Как устроен зуб человека? Болезни зубов. Что бывает при потере зуба? Чем и как надо питаться, чтобы зубы остались здоровыми? Как чистить зубы? Чем отличается рука человека от руки обезьяны? Устройство человеческой ладони. Большой палец и его роль. Где чаще всего скапливается грязь: на руках или на ногах? Заусенцы на руках. Занозы и их причины, извлечение заноз. Как подстричь ногти? Куда не следует совать свои руки (пальцы)? Как уберечь себя от порезов, ожогов, переохлаждений, мозолей, травм? Когда полезно, а когда опасно ходить босиком?
3. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся
Безопасное поведение дома
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Как вести себя, когда ты дома один. Не торопись быть взрослым.
Электричество и газ как источники возможной опасности.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
«Опасная высота» — опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Пожарная безопасность и поведение при пожаре
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону, в случае если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. Где можно и где нельзя играть.
Безопасное поведение на улицах и дорогах
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика.
Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте.
Безопасное поведение на природе
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Погодные условия (ветер, дождь, снег), правила поведения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «ОБЖ» предполагает создание для ребят среды, в которой они полнее раскрывают свой внутренний мир и чувствуют себя комфортно. Этому должны способствовать комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.
Основные формы занятий:
- занятие-лекция, дискуссии;
- практические занятия;
- занятия на природе;
- экскурсии;
- коллективные конструкторские бюро;
- игровые формы (конкурсы, турниры-викторины)
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальные (самостоятельная работа с учетом возможностей ребят);
- фронтальные (одновременно работа со всеми ребятами):
- групповая (работа по группам);
- коллективные (коллективное выполнение работ).
На занятиях предполагается применение следующих методов:
- репродуктивные;
- эвристические;
- проектный.
При работе с ребятами младшего школьного возраста выделяется определенная специфика: творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. В особом соотношении находятся и репродуктивные и эвристические методы.
Репродуктивные методы рассматриваются как ступени обучения и предусматривают приобретение знаний учащимися. Творческие эвристические методы предусматривают подбор оригинального действия для решения практических заданий, ведущие к использованию прошлого опыта, оригинальных идей.
К творческим видам деятельности на занятиях относятся:
- выполнение заданий творческого характера.
Для развития творческой деятельности педагогу следует обращать внимание на самостоятельную деятельность ребят, на формирование творческих интересов.
Занятия проводятся с учетом дидактических требований:
- определение цели занятия;
- регулировка самостоятельной и коллективной работы;
- анализ работы учащихся;
- доступность материала;
- систематичность;
- воспитательный характер обучения.
Дидактические материалы:
- иллюстративный материал;
- фотографии.
- Презентации.
Материально-техническое обеспечение
- магнитофон;
- видеомагнитофон;
- фотоаппарат;
- аудио-, видеокассеты, фотопленка;
- иллюстративный наглядный материал, фотографии;
Cписок литературы педагога.
- Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности./Сост. Л.П. Анастасова, Б.В. Ижевский,Н,В. Иванова. – М.: Дрофа, 2004. – 48с.
- Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь. “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”/ Под общей ред. В.А.Фёдорова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002. – 32с.: ил.
- Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. Для учащихся 1-4 кл. общеобразоват. Учреждений . – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.: ил.
- Игровой модульный курс по ПДД,или школьник вышел на улицу.
- В.И.Ковалько.Москва»ВАКО»-2008 г.
- Пожарная безопасность.Составители:О.В.Павлова,Г.П.Попова.
Волгоград-2006 г.
Cписок литературы ученика.
1.ОжеговС.И.,Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка.
М.»2001 г.
2.Раздаточный материал.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов | Сроки выполнения | |
по плану | факт | |||
1. | Безопасность и чрезвычайная ситуация. | 1 | ||
2. | Город, микрорайон, где мы живем. | 1 | ||
3. | Режим дня школьника.Здоровый образ жизни. | 1 | ||
4. | Какие животные ухаживают за своим телом? Зачем животные купаются и чистят свое тело? | 1 | ||
5. | Практическое занятие. Мы пешеходы. | 1 | ||
6. | Где скапливается грязь на теле человека, что способствует скоплению грязи, что происходит с грязнулей, зачем человек моется? | 1 | ||
7. | Наиболее безопасный путь домой и в школу. | 1 | ||
8. | Практическое занятие. Разбор наиболее безопасных маршрутов в школу и домой. | 1 | ||
9. | Правила и меры безопасного поведения на водоемах в осенний период. | 1 | ||
10. | Знакомство с дорожными знаками. Пешеходный переход, пешеходная дорожка, движение пешеходов запрещено”. «Осторожно дети». «Подземный переход». | 1 | ||
11. | У кого самое острое зрение? Кто лучше всех видит ночью? Как устроен глаз человека? Как обращаться с очками? | 1 | ||
12. | Правила безопасного поведения на улицах дорогах. | 1 | ||
13. | Практическое занятие. Иры: «Угадай, какой знак», «Улица города», «виды перекрестков». | 1 | ||
14. | Движение группами. Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. | 1 | ||
15. | Кто самый ушастый? Как устроено ухо человека? Как беречь уши? | 1 | ||
16. | Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте. Безопасные места для детей. | 1 | ||
17. | Мы – пассажиры. Личный транспорт. | 1 | ||
18. | Зубы у животных. Молочные и постоянные зубы. Как устроен зуб человека? Болезни зубов. Что бывает при потере зуба? Чем и как надо питаться, чтобы зубы остались здоровыми? Как чистить зубы? | 1 | ||
19. | Правила и меры безопасного поведения на водоемах ( катках, игра в снежки, обвал снега с крыш ) в зимний период. | 1 | ||
20. | Особенности передвижения сельскохозяйственных машин. | 1 | ||
21. | Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. | 1 | ||
22. | Чем отличается рука человека от руки обезьяны? Устройство человеческой ладони. Большой палец и его роль. Где чаще всего скапливается грязь: на руках или на ногах? | 1 | ||
23. | Будь внимателен и осторожен на дорогах! Где можно и где нельзя играть? | 1 | ||
24. | Возникновение пожара. | 1 | ||
25. | Практическое занятие. Что делать, если нашли чужую сумку, ящик, мешок? Избегать знакомства с незнакомыми людьми. | 1 | ||
26. | Заусенцы на руках. Занозы и их причины, извлечение заноз. Как подстричь ногти?Практ.занятие. | 1 | ||
27. | Практическое занятие. Действие учеников при поступлении команд: « Пожар в здании», «Здание заминировано». | 1 | ||
28. | Правила и меры безопасного поведения в весенний период (начало ледохода, падение сосулек). | 1 | ||
29. | Какие опасности нас подстерегают в помещении? Основные правила пожарной безопасности. Меры предосторожности при обращении с огнем. | 1 | ||
30. | Куда не следует совать свои руки (пальцы)? Как уберечь себя от порезов, ожогов, переохлаждений, мозолей, травм? Когда полезно, а когда опасно ходить босиком? | 1 | ||
31. | Детские шалости с огнем и их последствия. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе, транспорте. | 1 | ||
32. | Практическое занятие на транспортной площадке. | 1 | ||
33. | Правила и меры безопасного поведения на водоемах в летний период. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...