Что такое безопасность и что такое опасность?
классный час по обж (2 класс) по теме

На внеклассном мероприятии дети узнают причины несчастных случаев, как вести себя при опасных ситуациях, правила безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       «Что такое безопасность и что такое опасность?»    

           

                                                                                                      Шумайлова Ольга Алексеевна                                                                                                              

учитель начальных классов, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»

Цель:  Приобретение учащимися знаний и умений по защите здоровья и жизни в            

            неблагоприятных, угрожающих их безопасности условиях.

            Обучение детей навыкам ориентировки в опасных ситуациях и принятие

            решений.

            Формирование связи поступков и решений.

Оборудование: 1. Сюжетные картинки, на которых изображены несчастные случаи.

                          2. Плакат «Шаги принятия решений»

                          3. Плакат «Система обеспечения безопасности города».

                                                   Ход   занятия.

  1. Организация класса.
  2. Работа над новым материалом.

Учитель: В нашей стране ежедневно гибнут люди в разнообразных ситуациях, а также в обычных житейских условиях. Число жертв – более 250 тыс. человек в год, около 10% потерь приходится на детей.

   Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.

Учитель: Как понимаете слово опасность?

Дети: Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает.

Учитель: Приобретение знаний и умений по защите здоровья и жизни в опасных ситуациях или неблагоприятных, угрожающих здоровью условиях является залогом вашей личной безопасности.

Учитель: Скажите, где, в каких местах или месте, вы чувствуете себя в безопасности?

Дети: Я чувствую себя в безопасности дома, там родители, бабушка.

           Я чувствую себя в безопасности в школе, там друзья, учителя.

Запись на доске:         «Безопасные места»

                                        1. Дом.

                                        2. Школа.

Учитель: А давайте попробуем вспомнить опасную ситуацию, попробуем ответить на вопросы: (на доске – вопросы)

- Где это было?

- Что с тобой случилось?

- Кто был вместе с тобой?

- Что ты почувствовал?

- Почему ты считаешь ситуацию опасной?

- Кто или что тебе помогло?

Дети: 1. Дети заблудились в лесу.

           2. Во время купания в реке лопнул круг, и кто-то чуть не утонул.

           3. В дверь позвонил незнакомый человек, когда ребенок был дома один.

           4. Летом на даче были змеи и т.д.

(Запись ответов на доске под заголовками: «Опасные места», «Кто помог»)

            «Опасные места»                                     «Люди, которые помогли»

дом, лес, река, дача, костёр в лесу                   родители, бабушка, соседи, учитель

                       и т.д.                                             пожарные, милиция, врачи и т.д.

Учитель: Эти люди могут помочь в опасной ситуации, только к ним надо во время обратиться.

Учитель: Отгадайте загадку:

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведём…

В нём богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла!

- Чей это был дом, из какой сказки?

- Кто виновник этого несчастья?

- Кто выручил хозяйку дома?

           

Дети:  Коль возник пожар в квартире,

Набирайте «НОЛЬ ОДИН»!

Помните, что в целом мире,

Вам поможет он один.

Чётко адрес назовите,

Дом, подъезд, этаж и лифт,

Также кратко доложите,

Есть ли дети, что горит.

Работа с плакатом «Система обеспечения безопасности города».

                          Телефоны городских служб безопасности.

  • Система защиты от пожаров – 01

              (пожарная охрана)

  • Система охраны правопорядка – 02

              (милиция)

  • Система охраны здоровья – 03

              («скорая помощь»)

  • Служба газа – 04

                   Если вы просите о помощи по телефону, сообщите кратко:

  • - причину вызова;
  • - своё имя и фамилию;
  • - номер телефона и адрес

  Не вешайте трубку до конца разговора.

Учитель: Вывод: дети могут научиться узнавать опасные ситуации и избегать их.

Дети: (работа в группах) рассматривают сюжетные картинки (приложение 1).

                            Задание для каждой группы:

  • Рассмотрите картинку.
  • Выявите причину несчастного случая.
  • Какие могут быть последствия?
  • Как нужно вести себя, чтобы не попасть в беду?

(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом).

Вывод: Каждая проблема может иметь несколько решений. Важно научиться находить решение, которое не приносит вреда здоровью.

   Учитель приводит примеры несчастных случаев (из прессы), которые произошли за прошедшую неделю.

   Вскрываются причины и обсуждаются с детьми пути предотвращения несчастного случая и способы защиты жизни и здоровья.

Учитель: Вспомните, а вы делали что-то опасное? Что вы при этом чувствовали?

Дети: Да, играли на дороге, Когда увидели машину, было очень страшно.

Учитель: Действительно, человек создающий опасную ситуацию, как правило, переживает неприятные минуты.

           Работа над ситуациями.

Учитель: К вам в квартиру позвонили. Вы дома одни. Ваши действия?

Дети: Посмотрю в глазок. Если за дверью незнакомый человек, крикну: «Папа, к нам кто-то пришел».

Учитель: Придя домой из школы, вы обнаружили, что замок сломан и дверь приоткрыта. Как поступить?

Дети: Входить нельзя. Надо обратиться  к соседям и позвонить в милицию.

Учитель: Вам надо подняться в лифте на свой этаж, а в кабине – нетрезвый человек. Как быть?

Дети: В лифт не входить, переждать.

 Учитель: Послушайте рассказ «Жажда».

                                                       «Жажда».

        Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась, ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано «Пиво»…

Учитель: - В чем опасность ситуации для мальчика?

                  - Помогите герою избежать опасную ситуацию.

                  - Закончите рассказ так, чтоб помочь Жене избежать опасности.

Дети: Пивом можно отравиться. Закончить рассказ можно так: «Женя взглянул на этикетку, прочитал «Пиво» и поставил бутылку обратно в холодильник.

Дети: Еще можно простудиться.

Учитель: Послушайте стихотворение Э.Успенского «Мама приходит с работы».

Два брата в квартире поиграть решили,

Мяч подбросили и сразу

Уронили на пол вазу,

Сыплются книжки из шкафа на пол,

Их поднимать никому не резон,

Съехала скатерть, подушка упала,

Им всего этого кажется мало.

Стали в кубики играть,

Влезли дружно на кровать,

Как птицы стаей полетели,

Руками лампочку радели,

Оглянуться не успели –

И стекляшки на постели.

Так резвятся целый день –

Смотрят, мама входит в дверь.

Мы играли очень дружно

Маме радоваться нужно.

- В какие игры играли мальчики?

- Чем опасны подобные игры в помещении?

Дети:  Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в неё бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

Учитель: Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить.

Дети:     Если я буду осторожен,

То не пораню себе кожи,

Гвоздь, забивая молотком,

И не ошпарюсь кипятком.

Чтоб я ни делал – никогда

Не причиню себе вреда.

Дети: 1. Если я буду соблюдать чистоту –

               Мне не опасны мухи и тараканы.

           2. Если я буду закрывать одеждой тело

               Во время прогулок в поле и в лесу –

               Мне не опасны пчёлы, осы и клещи.

            3. Если я буду пользоваться защитными

                Жидкостями и мазями –

                Мне не опасны комары.

Учитель: Давайте подумаем, как избежать опасной ситуации и сделаем плакат «Шаги принятия решений» (на доске).

                                      Шаги принятия решений.

1 шаг.    Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись.

2 шаг.  Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях.

3 шаг.  Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия.

4 шаг.  Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.

                                                 Итог занятия:

Учитель: Что нового вы узнали?

Дети: В опасных для здоровья ситуациях люди поступают по-разному. Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, следует придерживаться «Шагов принятия решений».

                                                                                                                       Приложение 1.

Опасность первая.

Правило 1. Нельзя совать руку в стиральную машину во время работы. Руку может затянуть внутрь и искалечить. Ни в коем случае не открывай боковую дверцу. Тебя может ошпарить кипятком.

Прочь от машины руки,

Когда стираешь брюки!

Опасность вторая. Балкон.

Правило 1. Никогда не играй на балконе в подвижные игры. Даже если твой папа летчик и у тебя есть парашют.

Правило 2. Не перегибайся через перила балкона (если внизу что-то интересное, лучше спустись вниз по лестнице).

Человек не птица:

Удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты

Прыгают только коты.

Больно падать с этажа

Мягким местом на ежа.

Опасность третья. Лестничные перила.

Правило 1. Никогда не катайся на перилах (со скоростью выше шестидесяти ступенек носом в час), если не хочешь сломать себе ногу, руку или даже голову…

Тот, кто ездит по перилам,

Может стать больным и хилым,

Он в больницу попадает

Или в мусоропровод.

Опасность четвертая. Лифт.

Прочти у себя в доме «Правила пользования лифтом». Вот некоторые из них.

Правило 1. Не торопись, прежде чем войти в лифт. Убедись, что кабина лифта перед тобой.

Правило 2. Не пытайся залезть на крышу кабины или спуститься в шахту лифта.

Правило 3. Если лифт случайно застрял, не волнуйся и не бойся. Нажми на кнопку «Вызов диспетчера» и громко зови на помощь. Тебе обязательно помогут.

Правило 4. Лифт может остановиться, если вес слишком большой. Поэтому не забивайся в него целым классом.

Не прыгай тут –

Лифт не батут!

Лифт хороший и полезный,

Потому что он железный.

Но сломаться может он,

Если весишь восемь тонн.

Опасность пятая.

Если ты дома один, запомни следующие правила безопасности.

Правило 1. Ни в коем случае не открывай дверь, если звонит незнакомый человек.

Правило 2. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай «Нет».

Правило 3. Если в дверь звонит почтальон, монтёр, врач или даже милиционер, всё равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут переодеться в любую форму.

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком!

И не открывайте тёте,

Если мама на работе.

Ведь преступник, он хитёр,

Притворится, что монтёр.

Или даже скажет он,

Что пришёл к вам почтальон.

Он покажет вам пакет

(А под мышкой – пистолет).

Или он надел халат,

А под ним штук пять гранат.

А за ним спешит «старушка»,

У неё в авоське пушка.

В жизни всякое бывает

С тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты, не верь,

Закрывай покрепче дверь!

Правило 4. Если незнакомый человек пытается открыть твою дверь, сразу же позвони в милицию по телефону 02 и назови свой точный адрес.

Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва –

Поскорей звони 02!

Правило 5. Если дома нет телефона, зови на помощь с окна или балкона.

Правило 6. На вопросы незнакомых людей по телефону: «Дома ли родители?» - отвечай, что дома, но они заняты и подойти к телефону не могут.

Правило 7. Не верь, что кто-то придёт или приедет к тебе по просьбе родителей, если родители сами не позвонили тебе или не сообщили об этом заранее.

Опасность шестая.

    Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.  

Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3. Не суши бельё над плитой (очень хорошо, если ты помогаешь маме, но очень плохо, если оно загорится).

Не суши над газом штаны после стирки,

А то от штанов останутся дырки!

Правило 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 5. В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

Не отключив электроприбор,

Можно остаться без новеньких штор.

Шторы сперва задымят, а потом

Вместе со шторами вспыхнет весь дом.

Опасность седьмая.

«Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

-Печку, Леночка, не тронь!

Жжётся, Леночка, огонь!»

Опасность восьмая.

Правило 1. Если на остановке много народа, не становись в первый ряд. Тебя случайно могут толкнуть под колеса.

Плохо в первый ряд вставать,

Плохо торопиться:

Лучше в школу опоздать,

Чем успеть в больницу.

Опасность девятая.

Правило 1. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 2. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала – налево, а дойдя до середины дороги – направо.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава…

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо.

Правило 3. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. (Даже если ты спешишь в школу – получить пятерку по Правилам дорожного движения.) Перед дорогой надо остановиться.

Правило 4. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Наша Таня громко плачет,

Уронила новый мячик

Мяч попал под «Москвича»,

Больше нет теперь мяча.

Правило 5. Ездить на велосипеде по дорогам можно только с 14 лет.

Опасность десятая.

Правило 1. Не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо.

Правило 2. Ни в коем случае не ныряй в незнакомых местах. Неизвестно, что там может оказаться на дне.

Правило 3. Нельзя заплывать за буйки (даже если ты чемпион мира среди детей по заплыванию за буйки).

Правило 4. Никогда не играй в игры с удерживанием «противника» под водой – он может захлебнуться. (Чтобы было проще выполнять это правило, представь себя на месте своего «противника».)

Правило 5. Не пытайся плавать на самодельных плотах или других плавательных средствах. Они могут не выдержать твоего веса или перевернуться.

Правило 6. Не следует далеко заплывать на надувных матрасах и камерах. Если матрас или камера вдруг начнут сдуваться, ты можешь вместе с ними пойти ко дну.

                РАССКАЗ ВОДОЛАЗА.

Глеб Иваныч, водолаз,

В день нырял по двадцать раз…

Спас он двести сорок взрослых,

И детей три тыщи спас.

У него медаль и орден,

Но махнул он на медаль:

- Если кто-нибудь утонет –

Это будет очень жаль.

Целый день сижу на вышке –

Хулиганят ребятишки.

То воюют на плотах,

То нырнут не в тех местах,

Заплывают за буйки

И идут на дно реки…

Я искал бы лучше клад!

Рыбу я ловить бы рад!

Но в реке заместо рыбы

Должен я ловить ребят…

В общем, я скажу всем так,

Что купанье – не пустяк!

Так закончил свой рассказ

Глеб Иваныч, водолаз.

Опасность одиннадцатая. Гроза.

Правило 1. Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоём, ты можешь сильно пострадать.

Правило 2. Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящими деревьями. Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.

Правило 3. Лучше всего грозу переждать в кустарнике. Туда молния не попадет.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как будто ласково играя, Как бахнет издали ведром.

Но знает вся моя деревня,

И знают все мои друзья,

Что под высокие деревья

От молний прятаться нельзя.

Пусть далеко идти до дома,

Но нам, друзья, неведом страх,

И я бегу из водоёма

И прячусь от грозы в кустах.

Люблю грозу в начале мая.

Пусть гром гремит, и дождь идёт,

И ярко молния сверкает…

В меня она не попадёт!

                                      Литература.

  1. «Основы безопасности жизнедеятельности». Поурочные планы 3 класс. /Составитель Г.Н.Шевченко – Волгоград: Учитель, 2004
  2. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья (1-4 классы) / Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина – М: ВАКО, 2005.
  3. Защити себя сам!!! / Составитель Ю.Г.Форостенко – Санкт – Петербург: Издательство «Лань», 1999 г.
  4. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» /Составители А.А.Усачёв, А.И.Березин – М: «Фирма «Издательство ОСТ», 1999
  5. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» ноябрь, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....

СЦЕНКА К ДНЮ УЧИТЕЛЯ" ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО"

"Что такое хорошо и что такое плохо?"Крошка -сын к отцу пришел и спросила кроха:"Что такое хорошо и что такое плохо?"Что ответить ?Как тут быть? надо правду говорить.Если мама целый день у окна сидит,...