Всероссийский урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций, посвященный 25-й годовщине создания МЧС России.
план-конспект урока по обж (4 класс) на тему
Данный урок направлен на формирование у учащихся ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. А также он направлен на обучение правильно, действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийский урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций, посвященный 25-й годовщине создания МЧС России.
Учитель МКОУ «В(С)ОШ №4 при ИК Гарифуллина Юлия Сергеевна.
Тема: Подготовка учащихся к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций.
Цель:
1. Формирование у учащихся ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
2.Научить правильно, действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе;
Оборудование: телевизор, ноутбук, наглядные средства обучения: презентация «Подготовка к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций», видеоролик о землетрясении в Туве, учебный документальный фильм о землетрясении.
Время: 45 минут.
План.
1. Вводная часть 5 минут.
- просмотр документального фильма «Небывалое землетрясение в Туве».
2. Основная часть 30 минут.
- демонстрация презентации, просмотр учебного фильма о землетрясении.
3. Заключительная часть 15 минут. Психологический тест на реакцию в экстремальных ситуациях
Ход урока.
В начале урока транслируется документальный фильм «Небывалое землетрясение в Туве».
Учитель: Скажите мне, о чём сегодня у нас пойдёт речь на уроке?
Учащиеся: о чрезвычайных ситуациях.
Учитель: Скажите, а какая служба нам помогает, если случаются опасные и экстремальные ситуации?
Учащиеся: служба МЧС
Учитель:
27 декабря 1990 года Совет Министров РСФСР принял постановление о создании федерального органа исполнительной власти - Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР. Эта дата стала начальной точкой отсчета истории Чрезвычайной службы России. В России был создан федеральный орган исполнительной власти, предназначенный для решения проблем защиты населений и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 года Председателем российского корпуса спасателей был назначен Сергей Кужугетович Шойгу, с именем которого связано более 20 лет истории становления, развития и деятельности МЧС России.
"Чрезвычайная" служба России создавалась с нуля, шаг за шагом, по крупице, собирая опыт спасения людей, опыт работы в обстановке чрезвычайных ситуаций.
Со временем пришло понимание необходимости системного подхода к проблеме обеспечения безопасности: необходимости иметь более масштабные и оперативные силы, необходимости развивать науку, систему мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
В арсенале МЧС России ряд уникальных спасательных операций! Одной из первых спасательных операций российских спасателей стали аварийно-спасательные работы на Уфимском нефтеперерабатывающем заводе в 1991 году. Тогда на 150-метровой высоте надломился и завис 700-тонный обломок трубы. Спасатели-альпинисты подняли на место надлома и заложили 350 кг взрывчатки. Направленным взрывом аварийная часть трубы была снесена в точно рассчитанное место. Эта уникальная операция вошла в Книгу рекордов Гиннеса.
Чрезвычайное гуманитарное реагирование и эвакуация российских граждан из-за рубежа - еще одно важное направление деятельности МЧС России. При этом неизменными остаются принципы гуманитарной миссии устава ООН: нейтральность, беспристрастность и гуманность по отношению к пострадавшим. Первой гуманитарной миссией российских спасателей стало оказание в 1993 году помощи мирному населению Грузии в зоне грузинско - осетинского конфликта. А в 1994 году новый вызов - экстренная эвакуация россиян из Йемена, где разгорался вооруженный конфликт. А дальше были Пакистан и Афганистан, Бурунди и Конго, Югославия и т.д.
За 25 лет динамичного развития Российский корпус спасателей прошел большой и славный путь. Многое сделано, есть чем гордиться. Сегодня МЧС России способно решать самые сложные задачи по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, противостоять любым угрозам, природным и техногенным. На МЧС России в первую очередь рассчитывают попавшие в беду люди.
Учитель. Службе спасения мы выражаем благодарность за их не лёгкий труд. Они рискуют жизнью и здоровьем. А какая у нас с вами сегодня задача на уроке?
Учащиеся. Мы должны узнать, как правильно действовать в экстремальных ситуациях?
Учитель: Тема нашего урока: « Подготовка к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуаций». (Слайд №1)
Чрезвычайная ситуация – это опасность, угрожающая сразу многим людям.
(Слайд №2)Чрезвычайные ситуации могут быть природные, техногенные и экологические.
Наибольшую опасность для человека представляют наводнения, землетрясения и пожары.
(Слайд №3) Наводнение - это временный подъем воды в реке, озере или море. При этом вода затопляет и разрушает дома, мосты, дороги, линии электропередач. Причины наводнения:
- обильные осадки, дожди;
- интенсивное таяние снега;
- образование заторов (льдины весной);
- разрушение плотин и дамб. На слайде вы видите наводнение в Сочи 25 июня 2015 года. Из-за обильных дождей в Сочи и соседнем Адлере началось сильное наводнение. В городе был введён режим чрезвычайной ситуации. Железнодорожный вокзал и аэропорт были залиты водой, их работа приостановлена. Тысячи пассажиров не могли покинуть город, так как Росавиация официально закрывала аэропорт Сочи на прилёт и вылет самолётов из-за подтопления лётного поля.
Как сообщает пресс-служба Краснодарского края, власти Сочи эвакуировали жителей из затопленных районов.
(Слайд №4) Наводнения приводят к гибели людей, непоправимому экологическому вреду, наносят материальный ущерб, охватывая громадные территории. Затапливается множество населённых пунктов, промышленных предприятий и инженерных коммуникаций. Полностью парализуется хозяйственная и производственная деятельность.
(Слайд №5) В книгу рекордов России попало масштабное наводнение на Дальнем Востоке.
(Слайд №6) К ликвидации последствий этого стихийного бедствия было привлечено 11,2 тысячи человек. Ранее наводнение, произошедшее в 2013 году вследствие разлива реки Амур, занесли в книгу российских рекордов как самое масштабное по площади - 8 млн кв км. В 2013 году ливневые дожди спровоцировали наводнение, от которого пострадали Амурская область, Хабаровский край и Еврейский автономный округ. Ущерб от стихии составил 527 млрд. рублей. Разобраться в ситуации на месте в прошлом году прибыл президент России Владимир Путин. PTR-VLAD.RU В населенных пунктах, в которых имеется угроза наводнения, установлены сирены оповещения системы С-40, предназначенные для предупреждения населения об угрозе чрезвычайных ситуаций и, в первую очередь, об угрозе наводнения.
(Слайды №7,8,9) Как действовать во время наводнения.
Как только сработает сигнал о наводнении «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками транспортных средств.
Необходимо без промедления покинуть зону затопления. Быстрее найдите возвышенное место и поднимитесь на него, чтобы вода вас не смыла. Если эвакуация невозможна, поднимитесь на чердак или крышу дома.
Привлекайте внимание спасателей кусками пестрой или белой ткани, привязанной к антенне или палке, в ночное время подавайте сигнал фонарями или факелами. Если рядом с вами находится инвалид, или другой человек, который не может передвигаться самостоятельно, срочно сообщите об этом по телефону 01, 010 (с сотового телефона) .
Если эвакуация невозможна, поднимитесь на чердак или крышу дома. Привлекайте внимание спасателей кусками пестрой или белой ткани, привязанной к антенне или палке, в ночное время подавайте сигнал фонарями или факелами.
Не взбирайтесь на деревья, столбы и непрочные сооружения, они могут быть смыты водой.
Если наводнение застало внезапно, главное – выбраться из воды или не попасть в несущийся поток. Используйте автомобильные шины, колеса, столы, мебель чтобы удержаться на воде.
При нахождении в безопасном месте, если срочная помощь не нужна, следует оставаться там до спада воды.
Учитель. Давайте посмотрим с вами следующий сюжет.
(Трансляция документального фильма о землетрясении).
- Что же такое землетрясение? ( Ответы учащихся)
(Слайд №10) Землетрясение - это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.
(Слайды №11,12,13) Как необходимо вести себя при землетрясении.
Учитель. Сейчас мы просмотрим слайды. Найдите те действия, которые были не указаны в просмотренном фильме.
Если землетрясение застало вас в невысоком кирпичном доме и есть возможность немедленно покинуть его, то в этом случае необходимо осторожно и быстро покинуть здание, отбежать от него на безопасное расстояние.
2. Если не удалось покинуть здание, постарайтесь добраться до безопасного места и защитить голову от падающих предметов. Можно спрятаться под обеденный или письменный стол, верстак и другую прочную мебель. Наибольшую опасность представляют падающие сверху предметы, камни, балки и т. д.
3. Не пытайтесь покинуть здание до окончания сильных подземных толчков. Не пользуйтесь лифтом.
4. Держитесь подальше от окон, зеркал, витрин, неустойчивой мебели.
Если землетрясение застало вас на улице:
1. Отойдите на открытое место.
2. Не подходите к поврежденным зданиям, оборванным проводам, столбам и линиям электропередач, не стойте под мостами, навесами.
3. Не возвращайтесь в дом, пока землетрясение не закончится.
4. Если вы находитесь в машине, нужно остановиться и выйти из нее.
Если вы оказались в завале:
1. Осмотрите себя, пошевелите руками и ногами. Если у вас кровотечение, постарайтесь остановить его подручными средствами.
2. Устройтесь удобнее, уберите от себя острые обломки.
3. Старайтесь не кричать напрасно. Лучше стучите по плитам металлическим предметом. Звать на помощь надо в тех случаях, когда рядом не слышно гула работающей техники и доносятся чьи-то голоса.
Учитель. Обратите внимание на экран телевизора. Мы сейчас проследим за сейсмическими событиями (землетрясениями) в 2015 году. (Слайды №14-17)
И последнее на нашем уроке стихийное бедствие – это пожар. (Слайды №18-24)
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, уничтожение материальных ценностей. Пожары возникают стихийно (до 10%) или по воле человека (до 90%).
Причины пожаров:
Неосторожное обращение с огнем;
Молнии;
Поджоги.
Пожар опасен высокой температурой горения и быстрой, неконтролируемой скоростью движения огня, а также, возможностью отравления продуктами горения.
Пожары по месту возникновения делятся на лесные и пожары в зданиях и сооружения.
Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека. Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.
По характеру распространения огня лесные пожары бывают низовыми и верховыми. При низовых пожарах огонь движется со скоростью 1 км/ч. только по надпочвенному слою, верховые – 3-10 км/ч, охватывающие кроны деревьев.
Как действовать во время лесного пожара.
1. Выходить из горящего леса необходимо в направлении, перпендикулярном распространению огня, то есть по «горелому» лесу.
2. Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.
3. Рот и нос прикрывать влажной ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем.
В случае пожара в зданиях и сооружениях нужно действовать следующим образом.
1. Немедленно покинуть загоревшееся здание и сразу же позвонить в пожарную команду по телефону 01, 010 (с мобильного телефона).
2. Никогда не прячьтесь в загоревшейся квартире в комнаты, не объятые огнем, а еще хуже в кладовках, в ванных.
3. Не открывайте во время пожара окна, двери, балконы. Свежий воздух только усиливает разбушевавшийся огонь.
Если вы звоните в пожарную часть и сообщаете о пожаре, то чётко и спокойно сообщите:
- Где происходит пожар, адрес.
- Что горит.
- Свое имя и фамилию.
Помните! Дети в тушении пожара не участвуют!
Мы с вами говорили о чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях.
Сейчас я проведу тестирование, из которого вы узнаете о вашей реакции в критической ситуации. Тест называется «Не дай человеку упасть». Инструкция: На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. В первую очередь определите, что он делает, он прыгает или падает, осознанно, или случайно. (Слайд №25). Интерпретация результатов. (Приложение 1.)
Учитель. Мы с вами завершаем урок. Вам только осталось устно закончить неоконченные предложения. По цепочке начнём с первого ряда. (Слайд №26).
Приложение №1.
Тест называется «Не дай человеку упасть». Инструкция: На этой картинке изображен обрыв и человек, то ли падающий, то ли прыгающий с него. В первую очередь определите, что он делает, он прыгает или падает, осознанно, или случайно. (Слайд №25)
Запишите первое определение. А теперь спасите человека от неминуемой гибели или травмы, не дайте ему упасть. Как вы это сделаете, решать вам. Дополните картинку необходимыми деталями. Запишите, пожалуйста, то, что вы дополнили в картине. Это вам пригодится в последующей работе. Посмотрите сначала саму картинку теста, и только потом приступайте к расшифровке результата. Если вы поступите по-другому, можете сразу закрывать письмо, так как не будет чистоты в вашей работе. Обсуждение результатов Первый шаг, прежде чем что-то нарисовать или пририсовать к тесту, вы должны были определить для себя: прыгает человек или падает? Если ваш человек добровольно прыгает с обрыва, то это говорит о вашей решительности и активности, вы предпочитаете действие размышлениям, вы практик, не теоретик. Если же вам кажется, что человек падает, то это значит, что вы в данной ситуации в ваших отношениях: нерешительны и излишне терпеливы, вы готовы ждать, пока все утрясется само собой. Вы не любитель активных действий, и скорее всего — это могло привести к проблеме в ваших сложных отношениях. А теперь следует подробно остановиться на тех деталях рисунка, которые вы дорисовали в качестве «первой помощи» человеку и которые призваны, не дать ему упасть и расшибиться. Если вы нарисовали воду под ногами у человека (реку, озеро, море), то это говорит о вашей склонности все пускать на самотек. Нередко вы сами доводите ситуацию до критического состояния, не предпринимая никаких шагов по ее урегулированию. Вы бездействуете в те моменты, когда нужно быть активной и решительно брать быка за рога. Если вы нарисовали под ногами у человека батут или натянутое одеяло, чтобы смягчить падение и поймать человека, то это говорит о вашей предусмотрительности. Вы очень редко попадаете в критические ситуации, потому что всегда тщательно просчитываете все возможные варианты развития событий и стараетесь предугадать все, что может случиться. Но даже если вы чего-то не учтете, то у вас все равно всегда окажется готовое средство по спасению ситуации. На вас можно положиться, вы не подведёте. Если вы нарисовали под обрывом человека с вытянутыми руками, готового поймать падающего в объятия, то это значит, что вы неосмотрительны и доверчивы, в критической ситуации склонны доверяться всем, даже не проверенным людям. Вы не способны самостоятельно найти выход из тупика и ищете человека, который бы вам помог. Но так как вы не очень хорошо разбираетесь в людях, то вас часто обманывают и подводят. Если вы превратили обрыв в небольшой холмик, тем самым прекратив падение человека, то это означает, что вы обладаете лидерскими качествами и способны вести людей за собой. В критической ситуации вы не растеряетесь и сделаете все, что нужно, чтобы исправить случившееся. Если вы нарисовали человеку крылья, то это говорит о том, что вы всегда найдете остроумный выход из сложного положения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Подготовка детей к школе в условиях внедрения ФГОС НОО– федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения»
Экспериментальная работа по внедрению ФГОС НОО Организация внеурочной деятельности в 1 классе ФГОС НОО в 2010-2011 учебном году. ...
Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря.
Некоторые аспекты подготовки детей к школе в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря. Начало школьного обучения - закономерный этап жизненного пути ребенка. Спра...
Всероссийский тематический урок подготовки детей к действиям в условиях экстремальных и опасных ситуациях, посвященный 25 годовщине создания МЧС России.
Материалы к уроку " Основы безопасности жизнедеятельности", к тематическому классному часу....
Памятка для родителей обучающихся 4-х классов по подготовке детей к участию во Всероссийских проверочных работах
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации проводит Всероссийские проверочные работы (ВПР). (...
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
В настоящей работе будут рассмотрены методы и основные принципы обучения детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития при подготовке к всероссийской проверочной работе по мате...
Памятка для родителей по подготовке детей к участию во Всероссийских проверочных работах
ВПР памятка...
Памятка для родителей обучающихся 4-х классов по подготовке детей к участию во Всероссийских проверочных работах.
Всероссийские проверочные работы призваны обеспечить единство образовательного пространства РФ и поддержку реализации ФГОС начального общего образования за счет предоставления образовательным уч...