ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни»
статья по теме

Суманева Вера Васильевна

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

 « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

                                 

                                       Тема:

«Использование здоровьесберегающих

технологий на уроках в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни»

«Забота о здоровье ребёнка –это

 не просто комплекс санитарно-

 гигиенических норм и правил…

 и не свод требований к режиму,

 питанию, труду, отдыху. Это прежде

 всего забота о гармоничной полноте

 всех физических и духовных сил, и

 венцом этой гармонии является

 радость творчества»

                                                   

              Суманева В.В.-учитель начальных классов

                     

                              2016-2017 уч. год

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:

 « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья.

 Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».

Понятие «Здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые впоследствии пригодятся ему.

Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

   

Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

---Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития

---Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма психофизиологических возможностей детей

---Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Цель здороьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьюсбережению используют различные методы и приёмы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные и образовательные программы.

Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы.

Это могут быть элементарные движения во время занятия, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены , «Минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая , корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, гимнастика для глаз), лечебна физкультминутка, подвижные игры, специально организованная двигательная активность ребёнка (занятия оздоровительной физкультурой, современное развитие основ двигательных навыков), массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги,.массовые озоровительные праздники, тематические праздники здоровья и другие мероприятия

 

 В нашей школе-интернате мы рассматриваем проблему здоровья детей через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребёнок, ты – ценность».

 Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитательной среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья.

В организации питания строго соблюдается режим питания для каждой возрастной группы, который отслеживается педагогами начальных классов. Учителя не только организованно приводят детей в столовую, но и прививают обучающимся навыки гигиены, этикета, проводят беседы о правильном питании.

В нашей школе-интернате ведётся работа с семьей  по следующим направлениям:

 привлечение родителей к обучению   детей здоровому образу жизни (проведение тематических родительских собраний и конференций, круглых столов,  в   том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы, приглашения на    открытые уроки и классные часы, инструктажи по организации закаливания в семье и т.д.).

 

В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного

В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, руководитель лаборатории

физиолого-здравоохранительных проблем обучения,

Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.

 Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе. Использование конторок и  офтальмотренажёров  позволяет предотвратить развитие искривления позвоночника, возникновение плоскостопия, проводить профилактику близорукости во время учебного процесса, стабилизировать процессы возбуждения и торможения ЦНС, что способствует значительному ускорению восприятия школьниками учебного материала

У детей  с ОВЗ (ЗПР), особенно чувствительной является нервная система,  поэтому важным для меня  во время урока,  является  чередование различных  видов учебной  деятельности  (4-7 видов за урок, а их смена осуществляться через 7-10 мин). На каждом уроке необходимо проводить специальные коррекционные упражнения, способствующие развитию основных психических процессов.

На каждом уроке я уделяю особое внимание сбережению здоровья детей. Включаю в урок специальные методические приёмы и средства, которые в значительной степени обеспечивают выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.

 Вот некоторые  из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.

Русский язык

 Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

 Я предлагаю  детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

 - Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

 - Я хочу быть здоровым!

 - Я могу быть здоровым!

 - Я буду здоровым!

Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

 Я предлагаю учащимся правильно списать с доски текст:

 «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

 Или такой текст:

 «Чистота- залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

 Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

 После краткого обсуждения пословицы я предлагаю повторить её вслух всем вместе.

Вставка 3. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

 Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 - Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

 - Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

 - Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

 Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

 - Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.

Вставка 4. К теме « Введение». Природа и человек.

 - Нет неживой природы. Земля, вода, камни так же, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:

 • выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;

 • правильно организовывать место и время учебной деятельности (например, проводить смену динамических поз);

 • применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);

 • создать специальную образовательную программу факультативного курса, направленного на мотивацию ЗОЖ;

 • соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

 Основной целью моей работы в русле педагогики здоровья стало формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»

 Здоровье так же заразительно, как и болезнь. «Заразить здоровьем» - вот цель моей работы . А постоянная озабоченность охраной здоровья школьников может и должна приобрести характер закона, определяющего действия педагога.

Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих в первом и третьем рядах, меняю местами, не нарушая соответствие номеров мебели их росту. Это делается с целью профилактики нарушений осанки и зрения. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, рассаживаю дальше от наружной стены.

В своей  работе я организую индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учётом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

упражнения по формированию осанки,

укреплению зрения,

укрепления мышц рук,

отдых позвоночника,

упражнения для ног,

упражнения на ковре,

релаксационные упражнения для мимики лица,

потягивание,

массаж области груди, лица, рук, ног,

психогимнастика,

упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

В моём классе много   комнатных растений, которые способствуют очищению воздуха и создают эстетический комфорт. Выращивание в классах комнатных растений  связано с задачей сохранения и укрепления здоровья. При подборе растений строго соблюдаются два условия:

1) запах растений не должен быть очень сильным, отвлекающим;

2) присутствие растений в классе не должно вызывать аллергических реакций ни у кого из учащихся;

3) подбор растений в классах осуществляется с учётом их фитотерапевтических свойств.

Для очистки и оздоровления воздуха в классных помещениях начальной школы с успехом используются многие комнатные растения. Аспарагус уменьшает количество вредных микроорганизмов в два раза. Особым противомикробным эффектом обладают фикус, примут, белопятнистая бегония, герань. Хорошим фитонцидным цветком считается  циперус. Сансевиерия (ее еще называют щучий хвост) - это растение можно сравнить с настоящей кислородной установкой. С токсинами и другими пришельцами с улицы неплохо справляются плющ, различные виды фикусов, филодендрон и обычный столетник (алоэ). Папоротники прекрасно увлажняют воздух, что особенно важно зимой, когда работает отопление. Кроме того, папоротники нейтрализуют формальдегид, выделяющийся из мебели.

Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, и каждый день на каждом уроке мы учим детей не только предмету, но и осознанно относиться к своему здоровью.

                   ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

 1. Соблюдайте режим дня!

 2. Обращайте больше внимания на питание!

 3. Больше двигайтесь!

 4. Спите в прохладной комнате!

 5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!

 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

 7. Гоните прочь уныние и хандру!

 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим больше добра!

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников. 1класс - за учебный год переболело простудными заболеваниями около 80%, а во 2 классе процент заболевших снизился до 16%.

И в заключение, я хочу заметить, что для снятия напряжения, недостаточно проводить специальную релаксацию или аутогенную тренировку, необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринуждённо, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учеников создавалась бы приятная, располагающая к занятиям атмосфера. В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

                                                           Литература:

 1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения родному языку и развитию личности. Книга II//Издательство М.: «Амрита –Русь». 2011г.

 2. Замышляева Н. В. Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке»// Начальная школа. 2010 . №6

 3. Электронный ресурс –URL: http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/zdorov/33-komp-zdor/144tehnologiya.html (дата обращения 17.06.2013).

  4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.

5.НауменкоЮ.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.Изательство «Глобус», 2010г.

6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Кени Светланы Анатольевны, учителя МОУ лицея №4 г.Ейска МО Ейский район по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

Статья содержит теоритический материал по теме, опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в 1-4 классах, фрагменты уроков, презентацию....

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер-класс на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.Ответ- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говори...

Родительское собрание на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

Родительское собрание на тему: "Использование  здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”                        ...

Мастер класс на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя на каждом уроке проводят  физ.минутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за пра...

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. В условиях современной при...