Классный час по ПДД "Азбука добра"
классный час по обж (1 класс) по теме
Представленное занятие является итоговым в 1 классе. Предполагается, что к концу года дети должны знать:
- историю возникновения ПДД;
-дорожные знаки;
- сигналы светофора;
-виды транспорта;
-причины ДТП;
-правила движения на велосипеде;
-правила движения по дороге.
Уметь:
-ориентироваться в дорожных ситуациях;
-оценивать своё поведение на дороге;
-объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность проблемы
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть и наши дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин, проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.
38% ДТП с участием детей приходится на период с 15.00 до 21.00, т.е. в свободное от учебы время, наиболее аварийный день недели- пятница. Возрастной группой риска являются дети от 10-16 лет-60%. По категориям участников дорожного движения 69% составляют пешеходы, 2% велосипедисты,29% пассажиры. 42% ДТП совершено по вине детей, поэтому для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обращать внимание не только на поведение детей, находящихся на улице, но и на нарушения Правил дорожного движения водителями и взрослыми.
Положительная тенденция к уменьшению числа ДТП с участием детей прежде всего связана с проведением комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение детского травматизма, систематически проводимых в школе. Ведется активная пропаганда детских удерживающих устройств, использование светоотражающих элементов одежды, занятия в школе ЮИД, непосредственно изучение правил дорожного движения, отработка практических навыков пешехода на площадке ПДД , размеченной на школьном дворе.
Однако проблема ДДТТ по-прежнему сохраняет свою актуальность. Предупреждение ДДТТ является одним из важнейших аспектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Большая роль в обучении детей правилам дорожного движения принадлежит школам.
Решением такой приоритетной задачи образовательного учреждения, как охрана жизни и здоровья детей, предполагает формирование у учащихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.
Представленное занятие является итоговым в 1 классе. Предполагается, что к концу года дети должны знать:
- историю возникновения ПДД;
-дорожные знаки;
- сигналы светофора;
-виды транспорта;
-причины ДТП;
-правила движения на велосипеде;
-правила движения по дороге.
Уметь:
-ориентироваться в дорожных ситуациях;
-оценивать своё поведение на дороге;
-объяснить товарищу правила поведения на дороге.
Тема: «Азбука безопасности»
Цель: повторение правил дорожного движения, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья школьников.
Задачи:
- выяснить, как учащиеся запомнили названия дорожных знаков,
- повторить правила поведения на улице и в транспорте,
- развивать мышление.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит песня «Автомобили».
У.: Приближается пора школьных каникул. Вы больше времени будете проводить на свежем воздухе.
Сегодня мы поговорим с вами (1 слайд): А + Б.
А – первая буква Азбуки. С азбуки начинается грамотный человек. Без знания букв не прочтешь слов. А мы с вами учимся азбуке дороги – это правила безопасности. А что такое безопасность? Вот и вторая буква – Б. Соблюдать любые правила необходимо, а на дороге – обязательно, иначе случится беда.( 2 слайд) А кто нам будет помогать вы поймете, отгадав загадку:
На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый,
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.
Д.: Светофор. (3 слайд)
Заходит клоун Светофорик
С.: Для чего нужен светофор?
Д.: Помогать пешеходам правильно переходить проезжую часть.
С.: А машинам я нужен?
С.: Да, я указываю, когда можно ехать, а когда нужно остановиться.
С.: А знаете, почему у меня такое имя? (4 слайд) Слово Светофор состоит из двух частей: “свет” и “фор” – от греч. “форос” – несущий. Что означает несущий свет, носитель света. Он несет свет трех цветов: красного, желтого, зеленого. Эти цвета не случайны – они яркие и заметны в любую погоду.
Д.:
1. Шум, движенье, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора
Не умеешь разбираться.
2. Самый строгий – красный свет.
Если он горит,
Стой! Движенья дальше нет!
Путь для всех закрыт! (5 слайд)
3. Если желтым глазком
Светофор подмигнет,
Приготовься идти,
Он сигнал подает. (6 слайд)
4. А когда на пути
Свет зеленый горит,
Можно смело идти –
Перекресток открыт. (7 слайд)
5. Свет зеленый, но, пожалуй,
Рано в путь пускаться нам,
Не мешало бы сначала
Поглядеть по сторонам.
Транспорт здесь имеет право
Поворачивать направо.
Надо очень осторожно
Улицу переходить.
У.: Зеленый свет светофора ждет пешеход около 30 секунд. Ничтожно мало. А какими страшными они могут оказаться, если не слушаться светофора.
Игра “Светофор”. Светофорик показывает круг зеленого цвета – дети топают ногами, круг желтого цвета – хлопают в ладоши, круг красного цвета – тишина.
У.: А когда нет светофора:
Д.:
Посмотрите, постовой
Встал на нашей мостовой.
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Все машины сразу встали
И не едут никуда.
И стоит на мостовой,
Как волшебник, постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему. (8 слайд)
У.: Постовой, или регулировщик, регулирует движение, указывает, кому стоять, кому ехать. Он ведет важный разговор. И чтобы принимать участие в этом разговоре, надо знать язык жестов регулировщика. В руках у него полосатый жезл. Полоски на нем не простые, они светятся в темноте, чтобы водители и ночью видели инспектора.
Игра: А вы, ребята, понимаете жесты регулировщика? Встаньте, возьмите в руки карандаши. Это ваши жезлы. Покажите, как должен стоять постовой, показывая красный свет, желтый, зеленый.
Практическое задание для командиров групп: движение по сигналам регулировщика.
У.: Мы с вами на дороге. Много машин движется по шоссе, и все они разные.
– Какой транспорт перевозит пассажиров? (Автобусы, такси – общественный транспорт.)
– Какой транспорт перевозит грузы? (Грузовики, самосвалы, лесовозы, панелевозы – грузовой транспорт.)
– Какие машины помогают убирать улицы? (Снегоочистительные, поливальные.)
– А какие перевозят продукты? (Фургоны “Хлеб”, цистерны “Молоко”.)
– А какие специальные машины вы знаете? (“Скорая помощь”, пожарная, милиция.)
– Сколько машин на дорогах! С малых лет и до старости люди ездят в трамваях, на автобусах, переходят улицу. Они становятся то водителями, то пассажирами, то пешеходами. Для того чтобы двигаться по улице, необходимо знать азбуку города. У улицы точный язык – язык знаков.
Д.: (9 слайд)
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она азбука над головой –
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
У.: Дорожная азбука – это дорожные знаки. А на какие группы делятся дорожные знаки? (10 слайд) (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса.)
Практическая работа: Распределите знаки, лежащие на столе, по группам. (Учащиеся у доски прикрепляют знаки под названием группы и называют их.)
У.: А для чего мы изучаем эти знаки? (Чтобы знать ПДД, быть грамотными пешеходами.)
– А на какие знаки надо обратить особое внимание? Они нам говорят, что опасно для жизни и здоровья.(Запрещающие.)
Послушайте загадки и угадайте, о каком знаке идет речь.
Я в кругу с обводом красным.
Это значит – тут опасно.
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движенья.
(Запрещение движения пешеходов)
Я – знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
На стоянке у ограды.
Отдыхать ей тоже надо.
(Место парковки)
Лена с Катенькой в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
– Не смотрите грустным взглядом!
Помощь близко! Доктор рядом!
(Медпункт рядом)
Я хочу спросить про знак.
Нарисован он вот так:
В треугольнике – ребята
Со всех ног бегут куда-то.
(Осторожно – дети!)
Д.:
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый
Стук в дверь. Заходит инспектор ГИБДД:
И.:– Неужели я опоздал? Здравствуйте, ребята, здравствуйте, друзья мои! Давно мы с вами не встречались, правда? И ведь неудивительно:
Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень важной нахожу!
Кто с жезлом и пистолетом
На посту зимой и летом?
Поселковый постовой:
Это тоже часовой!
Ведь недаром сторонится
Милицейского поста
И милиции боится
Тот, чья совесть не чиста.
Ну, а у вас все в порядке? Вы и ПДД хорошо знаете, и не шалите на дорогах? Правда? А сейчас это и проверим. Знаете ли вы песни и стихи о ПДД?
Дети исполняют: песню “Помни” (слова В.Мурзина, музыка С.Миролюбова.)
1 ученик
Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся,
Бурлит в движенье мостовая,
Бегут авто, спешат трамваи.
2 ученик
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
3 ученик
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход
4 ученик
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зеленный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит!
Стой! Опасно! Путь закрыт.
5 ученик
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.
6 ученик
Футбол хорошая игра.
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти.
И.:
– Молодцы, ребята. Скоро конец вашего первого учебного года. Я вас поздравляю. А чтобы вы были здоровыми и веселыми в следующем учебном году, сегодня мы поиграем в игру “Знай и отвечай”. Вопросы будут интересные, а ответы полезные.
За каждый правильный ответ ученик получает дорожный знак. В конце урока определим победителя. У кого больше дорожных знаков – тот и победил.
Вопросы викторины
- Какая часть улицы предназначена для пешеходов? (Тротуар.)
- Как пешеходы должны ходить по тротуару? (Придерживаясь правой стороны.)
- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (При зеленном.)
- Где нужно переходить улицу? (На пешеходном переходе.)
- Вот большой зеленый сквер “Ура”, а получиться “Уа”!.. Что означает этот дорожный знак. (Стоянка.)
- Нарисован человек, землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть здесь ищут клад?
И старинные монеты в сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь спрятал очень жадный кто-то?
Что за знак? (Ремонт дороги.)
- Отчего бы это вдруг стрелки дружно встали в круг.
И машины друг за другом мчатся весело по кругу?
Что такое, в самом деле, словно мы на карусели?..
Что означает знак? (Круговое движение.)
- Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом? (Нет.) Почему?
- С какого возраста разрешается выезжать на велосипеде на улицу. (С 14 лет). А где кататься детям до 14 лет? (Во дворах, парках, площадках)
- Можно ли велосипедистам выпускать руль из рук? (Нет.) Почему?
- Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так :
В треугольнике ребята,
Со всех ног бегут куда-то,
Мой приятель говорит :
“Это значит – путь закрыт”.
Там спортсмены впереди,
С номерами на груди.
На дороге – эстафета,
Надо ж детям бегать где-то,
Но боюсь, однако, смысл другой у знака…
Какой же смысл этого знака, ребята? Что же он значит? (Осторожно, дети).
- Машины мчат во весь опор,
И вдруг на встречу знак.
Изображен на нем забор?
Я тру глаза, в упор –
Шоссе закрыто на запор?!
Нет, что-то здесь не так.
Заборы строят на пути,
Кому на ум придет?
А как баранку не крути,
Тут нет пути в обход!
Разгадку мигом я нашел:
решил художник пошутить,
знак говорит, что надо машинам
притормозить, и… лезть через забор,
возможно, знака смысли иной,
но кто подскажет мне какой?
(Переезд со шлагбаумом.)
PS: Кроме названий дорожных знаков дети должны вспомнить, где они устанавливаются и где эти знаки встречаются в их селе (городе).
И.: Ребята, мне с вами очень интересно, вы очень много знаете о ПДД и на вопросы викторины ответили правильно. А сейчас я с вами прощаюсь. До новых встреч!
Экзаменационные занятия в группах.
Задание1: На доске написаны слова с пропущенными буквами, вставить букву и объяснить:
Авт_мобиль | п_сс_жир |
Задание2: Отгадайте ребусы:
З | ДО рис. РОГА | рис.МАК* рис. ШИНА |
Игра: Я задаю вопрос, если согласны – отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!”
– Кто из вас в салоне тесном уступает старшим место?
– Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?
– Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?
У.: А сейчас мы проверим, какими вы были внимательными.
Дети работают с раздаточным материалом, заполняют тест.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Если ты согласен, в клеточках ставь “+”, если не согласен “–”. | ||
| 1. | Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток. |
| 2. | На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом. |
| 3. | Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу. |
| 4. | Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу. |
| 5. | Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны. |
| 6. | На желтый сигнал светофора нужно стоять. |
Проверка выполнения заданий.
Итог: Какие правила мы повторили?
Д.: Назначения дорожных знаков, значение жестов регулировщика, как должен вести себя пешеход на улице.
У.: Послушайте советы по поведению на улице:
Объяснить надо запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая для транспорта,
Для тебя – тротуар.
На светофоре – красный свет!
Опасен путь, прохода нет!
А если желтый свет горит,
Он “приготовься” говорит.
Зеленый вспыхнул впереди –
Свободен путь, переходи!
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе переход.
Где улицу надо тебе перейти,
О правиле помни простом:
С вниманьем налево сперва погляди,
Направо взгляни потом. (11 слайд)
Вручение светоотражающих стикеров
Посещение выставки полицейской техники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Спешите делать добро"
Конспект этого классного часа о добре, взаимопонимании, толерантного отношения друг к другу. Этот классный час я проводила в 4 классе. но думаю, что он подойдет учащимся 3 класса.По окончании классноо...
Классный час на тему: "Доброе электричество"
тематический классный час...
Классный час "Путь к доброму здоровью"
Классный час проводился в рамках акции " В защиту жизни" по пропаганде и и молодёжи. формированию здорового образа жизни среди детей и молодёжи....
классный час "Путь к доброму здоровью"
Классный час предназначен для учащихся 2-3 классов. Содержит презентацию о здоровом питании, сценку "Не забывайте чистить зубы", загадки об овощах и фруктах, выступление агитбригады. Материал для клас...
классный час "Святая мать добром спасет"
В последние дни ноября мы отмечаем праздник – День матери. В этот день мы с особой теплотой вспоминаем о самых близких людях – мамах и бабушках, благодаря которым мы есть и живем!Цитата: «Есть п...
классный час "Дарите людям добро"
Детей с детства необходимо учить делать людям добро. В классном часе использованы пословицы о добре, понятия "добра"....
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....