Методическая разработка по теме "Преображение или день с ароматом яблок"
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Данная разработка поможет учителю провести урок по предмету ОРКСЭ,классный час. В ней представлены все этапы урока со списком использованной литературы. Является зачетной работой на курсах ОРКСЭ по модулю "Православие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 175.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Нормативная база
-ФЗ об образовании от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»
-ФГОС НОО, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.09
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012г №74 о преподавании комплексного учебного курса ОРКСЭ во всех субъектах РФ в 4-х классах общеобразовательных учреждений
- Письмо Министерства образования науки РФ от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: Основы религиозных культур и светской этики. Основы духовно–нравственной культуры народов России»
Цель мероприятия: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православной культуры и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и истории своего народа на примере праздника «Преображение или день с ароматом яблок»
Задачи мероприятия:
-Способствовать нравственному, моральному, патриотическому воспитанию;
-Познакомить с сюжетом Нового Завета;
-Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждении вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте культурной традиции;
Ожидаемые результаты учащихся:
- Личностные:
- Настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
- Формирование потребности в нравственном совершенствовании;
- Осознание необходимости таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, милосердие;
- Способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра;
- Знание важнейших страниц священной истории Отечества;
- Метапредметные:
- Умение бережно относиться к родной истории, культуре и вере;
- Развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере;
- Умение сравнивать и анализировать источники информации;
- Предметные:
- Развитие чувства прекрасного в процессе знакомления с православной культурой;
- Приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
- Усвоение нравственных норм и правил поведения;
- Знание основных сюжетов Нового завета;
Средства проведения мероприятия:
Доска, проектор, презентация, карточки, фотографии, ручка, карандаши
Организационные формы мероприятия:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая(в парах)
План мероприятия внеурочного занятия
Организационный момент(мотивация)
-Приветствие
-Просмотр презентации на диске к пособию Основы ПК для определения темы.
(Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? О празднике)
Основная часть
Стихотворение (прослушивание):
1.В церкви яблоками пахнет.
Всяк, войдя, вдохнет и ахнет:
«Ах!»
Горы яблок на столах,
И в корзинках, и в мешочках,
На тарелках, в узелочках.
Радость, хлопоты, волненье –
Скоро будет окропленье!
Кисть священник обмакнул –
И взмахнул.
Окропляются плоды,
Словно дождиком сады!
Я от счастья рот разинул –
Как зевака, как разиня,
А священник пошутил:
Взял меня – и окропил,
Словно яблоко в корзине!
2. Яблочный Спас! Яблочный Спас!
Преображенье Господне!
Пусть же звучат специально для Вас
Все поздравленья сегодня,
Пусть все поют и танцуют вокруг,
Звонко играют гармони,
Счастье, как спелое яблоко, вдруг
Вам упадет на ладони!
Подберите ассоциации к слову спас(спасение, спастись, спаситель и т.д.) Как вы думаете, о каком спасителе идет речь?(Иисус Христос)
А как же называют этот праздник христиане?
Собери слово из букв (ПЕЖИЕРОРБАН)-работа в парах
Давайте поставим цель нашего урока.(Узнать, что за праздник Преображение) Задачи: найти разные толкования слова, выбрать подходящее; познакомиться с соответствующей иконой, разобрать, что там изображено;
Работа со словарями.
Выпишите значения к слову Преображение (распечатка). И запиши в тетрадь
Словарь Ушакова
преображение
преображение, преображения, мн. нет, ср. (книж.).
1. Действие по гл. преобразить-преображать (устар.).
2. Действие по гл. преобразиться-преображаться; состояние преображенного, преобразившегося.
3. Название одного из христианских праздников (церк.).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
преображение
преображ’ение — видение или откровение Иисуса Христа Его ближайшим ученикам на одной из «высоких гор», очевидно, в районе Кесарии Филипповой (Мат.16:13 ; Мат.17:1 -8; Мар.8:27 ; Мар.9:2 -8,30; Лук.9:28 -36; Иоан.1:14 ; 2Пет.1:16 -18) (но не на Фаворе, как говорит предание, ибо в то время почти всю гору занимала римская крепость и гарнизон). Господь явился ненадолго Своим ученикам в великой славе, которую они не могли ни видеть, ни разуметь. В Писании еще в двух случаях упоминается о некотором подобии такого преображения: Моисея после сошествия его с Синая (Исх.34:29 -35) и Стефана (Деян.6:15). (см. пост)
Энциклопедический словарь
преображение
один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.
Словарь Ожегова
преображение
ПРЕОБРАЖЕНИЕ, я, ср.
1. см. преобразить, ся.
2. Один из двенадцати основных православных праздников в память чудесного преображения всего облика Иисуса Христа во время молитвы (6/19 августа). Праздник Преображения Господня.
Запись в тетрадь:
Преображение(уст.)-преображаться, видение или откровение Иисуса Христа, один из двунадесятых православных церковных праздников. Установлен в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.
Итак, что же это за праздник?
Просмотр видеоролика (ссылка №4) . Что вы увидели, запомнили?
Приближались последние дни земной жизни Христа. Впереди — торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Господь впервые прямо спросил своих учеников, за кого они Его считают. Тогда Петр твердо и без колебаний ответил: Ты — Христос, Сын Бога Живаго (Мф 16:16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Иисус никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу, ради того чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе уже в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Иисуса как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.
Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).
По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).
На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.
Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.
Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.
Разбор образов на иконе
Видеосюжет (ссылка №5)
На горе Фавор стоит Иисус Христос. На него исходит яркий свет. Его деяния стали белоснежными. Господь окружен сиянием, как солнцем. В память об этом все батюшки в храмах одеваются в белые одежды.
-А кто такие люди, лежащие на земле? Это Иаков, Иоанн и Петр. Их поразил чудесный свет, исходящий от Христа. И только Петр осмелился посмотреть на преобразившегося Господа. Рядом с Христом стоят пророки Моисей и Илья, которые уже знают о предстоящей жертве Иисуса Христа.
-А как яблоки связаны с этим праздником?
По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. В старину было принято раздавать яблоки после освящения, часть урожая отдавали обездоленным и нищим, отправляли яблоки на дом немощным и больным, угощали юродивых и бездомных… А в народе существовала поговорка «На второй Спас и нищий яблочко съест».
На Яблочный Спас в русских селах варили варенье, пекли пироги с яблоками, делали другие блюда из яблок, угощали ими соседей. На яблочный Спас устраивали проводы лета, считая, что с этого дня начинаются холода… С Яблочного Спаса начинались осенние ярмарки.
В наши дни традиции праздновать Яблочный спас возрождаются – открываются ярмарки проводятся игры и потешные конкурсы, готовится культурная программа… И конечно же, яблоки во всех видах – до варенья и яблочных пирогов.
Считается, что в этот день надо обязательно съесть хотя бы одно яблоко с медом, это даст здоровье на целый год.
Как фрукты зреют и спеют под лучами солнца, так и мы должны преображаться , благодаря свету божественного писания и таинству церкви.
Заключительная часть:
Притча «Два яблока»
Маленькая девочка держала в руках два яблока. Её мама мягко и с улыбкой спросила свою маленькую принцессу: «Милая, ты не могла бы дать своей мамочке одно из двух яблок?» Девочка в течение нескольких секунд смотрела на маму, затем внезапно надкусила одно яблоко, а затем быстро другое. Женщина почувствовала, как улыбка застывает на её лице и очень постаралась не показать своё разочарование. Она расстроилась, что её любимая доченька не пожелала с ней делиться. И вдруг девочка протянула одно из укушенных яблок и сказала: «Мама, возьми вот это, оно более
сладкое!»
Как Вы оцениваете поступок дочери? Как мама отреагировала на действие девочки?
Какой вывод можете сделать?
Вывод: Независимо от того, насколько вы взрослый, опытный и осведомлённый человек, никогда не спешите судить других. Дайте им возможность объясниться. То, что вы видите, может быть очень обманчиво. Часто видя только общую картинку, мы заблуждаемся в истинных действиях другого человека.
Давайте вспомним задачи урока. Какие выполнили?
Рефлексия:
У каждого ребенка есть по красному, желтому и зеленому яблоку. Необходимо повесить яблоко на дерево:
-зеленое-мне было интересно
-желтый-было интересно, но кое- что осталось непонятно
-красное-было скучно, не согласен
Угощение яблоками.
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
2. Т.А.Берсенева Основы православной культуры. Методическое пособие к УМК под ред.А.А.Мороза.-2-е изд.-М.:ООО ИД «Покров ПРО», 2014.-224с.
DVD-диск/сост.Т.А.Берсенева;оформление А.С.Григорьев; общ.ред.А.А.Мороз.-Спб.:Сатисъ,2013
- https://foma.ru/korotko-o-prazdnike-preobrazhenie.html?ysclid=lffmzt5cgi885738189
- Видео https://www.google.com/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&ei=j1gpZPy7Lo-prgTFnbr4DA&oq=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&gs_lcp=Cgxnd3Mtd2l6LXNlcnAQARgBMgYIABAWEB4yBggAEBYQHjoKCAAQRxDWBBCwAzoKCAAQigUQsAMQQzoNCAAQigUQsAMQQxCLAzoFCAAQgAQ6CAgAEBYQHhAPSgQIQRgAUMAJWPIjYPRVaAFwAXgAgAFIiAHKBJIBAjEwmAEAoAEByAEKuAECwAEB&sclient=gws-wiz-serp#fpstate=ive&vld=cid:542657e7,vid:3N6Jfv7Q7gc
- Видеосюжет https://www.google.com/search?q=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5+%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&ei=j1gpZPy7Lo-prgTFnbr4DA&oq=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B5+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&gs_lcp=Cgxnd3Mtd2l6LXNlcnAQARgBMgYIABAWEB4yBggAEBYQHjoKCAAQRxDWBBCwAzoKCAAQigUQsAMQQzoNCAAQigUQsAMQQxCLAzoFCAAQgAQ6CAgAEBYQHhAPSgQIQRgAUMAJWPIjYPRVaAFwAXgAgAFIiAHKBJIBAjEwmAEAoAEByAEKuAECwAEB&sclient=gws-wiz-serp#fpstate=ive&vld=cid:7a8de5cb,vid:ocmMC3CsyQ0
- Значение слова https://znachenie-slova.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка праздника для мам "День матери"
Данная разработка сосдержит стихи, сценки про маму....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Женский день 8 марта"
Данное внеклассное мероприятие проведено в форме праздника, проведенного во 2 классе совместно с родителями....
Методическая разработка внеклассного мероприятия - викторина День Победы
Данное пособие разработано для воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ...

Методическая разработка сценария игровой программы "День рождения в кругу друзей"
День рождения самый любимый праздник каждого человека с детства. Долгожданные подарки и поздравления, сюрпризы и волшебство ждут именинника в этот день. Вашему вниманию предлагается цикл ...

Методическая разработка. Общешкольное мероприятие "Отмечаем День Православной книги"
разработка мероприятия...

Методическая разработка "АКТИВНЫЙ и СПОРТИВНЫЙ День здоровья" в начальной гимназии
Методическая разработка "АКТИВНЫЙ и СПОРТИВНЫЙ День здоровья " в начальной школе Цель мероприятия:1.Формирование потребности у учащихся в здоровом образе жизни.2.Создание духовной, творческо...