«Тора и заповеди» ( 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока: формирование представления о « Тора и заповеди»
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Познакомиться со священной книгой евреев Торой;
2. Узнать описанные в Библии обстоятельства, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.
Личностные:
1. Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре;
2. Стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
3. Понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 12.11. 2024 Школа: №104 Класс: 4Т Урок: 1 Время: 8:45-9:25 Кабинет: 103 | Студент: Барыева Р. Р. Группа: 45 Учитель: Пашкова Полина Сергеевна Методист: Мухина Ирина Георгиевна |
Тема урока «Тора и заповеди»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование представления о « Тора и заповеди»
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Ознакомить со священной книгой евреев-Торой; 2. Ознакомить с заповедями иудейской религиозной культуры. | Предметные: 1. Познакомиться со священной книгой евреев Торой; 2. Узнать описанные в Библии обстоятельства, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением. |
Развивающие: 1. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 2. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную. | Личностные: 1. Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре; 2. Стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; 3. Понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. |
Воспитательные: 1. Формировать понимания необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре; 2. Формировать стремление анализировать свое поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; 3. Формирование образа мира как единого и целостного, развития доверия и уважения к истории и культуре всех народов |
УМК:
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | ||
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Регина Ринатовна. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. - Сегодня солнышко дарит вам свою улыбку , желая, чтобы вы росли добрыми и счастливыми. Давайте улыбнемся друг другу, подарим нежность, любовь, заботу окружающим нас людям. . | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности. | |||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Организует беседу по повторению пройденного материала. - Давайте вспомним, что вы говорили на прошлом уроке. Угадайте понятие по его значению. У вас есть варианты ответов. 1. седьмой день недели в иудаизме, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы. 2. один из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. 3. помещение, служащее центром религиозной жизни общества и местом общественного богослужения у иудеев. 4.монотеистическая религия еврейского народа. -Молодцы! | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения
1. Шаббат 2. Менора 3. Синагога 4. Иудаизм | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 | ||
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Организует работу для постановки учебной задачи. Просмотр видеоматериала. - Чтобы определить тему сегодняшнего урока ,
-Какой человеческий порок заставил человека, лежащего в больничной палате у двери, совершить такой поступок? Люди давно поняли, что зависть - опасный порок, чувство, которое может погубить человека, привести его к преступлению. Как вы думаете, может быть где-нибудь записано, как нужно поступать человеку, чтобы предостеречь его от неверного шага, от неверных поступков? А записаны они в священной книге иудеев. Как она называется? Древние источники рассказывают, что три с лишним тысячи лет назад еврейский народ (иудеи) и их пророк Моисей видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях), которые Моисей вынес из огня к народу. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока. - Верно. Тема урока – «Тора и заповеди». - Какие цели мы поставим? Узнать… | Ставят цель урока Слушают притчу - Зависть -Тора Определяют тему урока - «Тора и заповеди». - Узнать, что такое заповеди. - Узнать, какие есть заповеди. - узнать, почему нужно соблюдать заповеди. | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Видео Слайд 9 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 | ||
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесные методы (объяснение, беседа), Практический Внешний контроль Самопроверка | Организовывает работу обучающихся по открытию нового материала - Кто из вас помнит, что такое «Тора»? - Правильно. Тора – священная книга иудеев, состоит из 5 книг. В ней рассказывается о сотворении Богом мира и человека, о жизни первых поколений еврейского народа. Также в Торе записаны правила жизни иудеев. - А кто из вас знает, что такое заповеди? - Сегодня солнышко поможет нам изучить 10 заповедей. Прочитайте эти заповеди. -Сейчас вам нужно в парах посоветоваться и рассказать, как вы понимаете первые 4 заповеди. -Молодцы! А сейчас откроем лучики нашего солнышка, узнаем, какие секреты оно хранит. Какой лучик солнца надо открыть, перевернуть, будем решать мы вместе. - 10. Вспомните притчу, которая была в начале урока. С какой заповедью она соотносится? (10 заповедь – «Не завидуй»). - От чего предостерегает эта заповедь? - Правильно, от причинения страданий ближнему, от зависти. Посмотрите на экран и прочитайте пословицы: На свете все найдешь, кроме отца и матери. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Почитай учителя как родителя. - С какой заповедью связаны эти пословицы? Найдите эту заповедь на нашем солнце. (5 заповедь, «Почитай отца твоего и мать твою»). - А чему учит 5 заповедь? – Молодцы! Сейчас я прочитаю вам историю, но слушайте меня очень внимательно! Один мальчик стерег овец. Решил он пошутить и стал кричать: «Помогите, волк! Волк!» Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой). Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать: «Волк! Помогите, волк!». Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем). Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать: «Помогите, волк! Волк!». Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет). Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. - Какой урок можно извлечь из этой сказки? Значит, с какой заповедью можно соотнести эту сценку? Совершенно верно! Это заповедь 9, «Не лги». - Рассмотрите иллюстрацию на экране. Какая заповедь нарушена? Совершенно верно! Заповедь 6, «Не убий». -Как вы думаете, почему в Заповедях называют убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? - Чем может «убить» такой человек другого? - А как человек убивает себя? Просмотр видеоматериала - Давайте сейчас посмотрим эпизод из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена» - Какую заповедь нарушила Шапокляк? Найдите на нашем солнце соответствующую заповедь. - Правильно, чему учит заповедь? - Что общего у убийства и воровства? (И убийца, и вор расценивают другого человека, как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны). - Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? Заповедь 7, «Не прелюбодействуй». Почему эта заповедь очень важная? - Отлично! Итак, сделаем выводы: для чего же служат заповеди людям? - Счастливый человек – это какой человек? - Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!» Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. | Отвечают на вопросы учителя - священная книга иудаизма Ответы детей Работают в парах 1 заповедь означает, что Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. 2 заповедь означает,что нужно всегда быть верным Богу и не слушаться дьявола. 3 Кумир — это всё то, что становится для человека самым главным в жизни вместо Бога. 3 заповедь означает, что нельзя просто так произносить имя Бога, а только с молитвой и благодарностью. 4 заповедь означает, что седьмой день должен быть посвящён Богу. В этот день нужно быть в храме и делать добрые дела. 10 заповедь – «Не завидуй». от причинения страданий ближнему, от зависти 5 заповедь «Почитай отца твоего и мать твою»). Любить родителей, слушаться их наставлений, заботиться о них, быть опорою им в старости, уважать учителей. Смотрят видеоматериал Не обманывай, а то тебе никто не будет верить. Заповедь 9, «Не лги». Заповедь 6, «Не убий». - Злобой, жестокими, несправедливыми словами. Если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало. - Когда зависит от вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании. - Заповедь 8, «Не кради». - Прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть. - И убийца, и вор расценивают другого человека, как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны. - Заповедь 7, «Не прелюбодействуй», т. е. будь верным, не предавай близких. - Она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой. - Заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми. - Если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 | ||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнения) Внешний контроль Взаимоконтроль | Знаете ли, что говорит пророк Ишаяу (Исайя) «Эй, глухие – слушайте, слепые – смотрите!» Спросили ученики мудреца Менахема-Мендла из Коцка: «Как можно приказать слепому видеть, а глухому слышать?» Он ответил: «Слова пророка говорят о духе, а не о материи. В духовной сфере нет болезней и увечий. Каждый выбирает сам, быть ему зрячим или слепым, слышать или закрыть уши» - Посовещайтесь и поделитесь свои мнением по поводу слов мудреца, как вы понимаете его слова. -Значение выражения «Эй, глухие — слушайте, слепые — смотрите!» заключается в том, что слова пророка говорят о духе, а не о теле. В духовной сфере нет болезней и увечий, приходящих к человеку извне. Каждый выбирает сам, быть ему зрячим или слепым, слышать или заткнуть уши. Пророк обращается к добровольно ослепшим и оглохшим: «Откройте глаза и уши свету и слову Всевышнего!» Каждый сам определяет своё отношение к окружающему миру: может быть зрячим или слепым, слышать или закрыть уши. | Слушают цитату мудреца Ответы детей | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Слайд 17 | ||
Физкультминутка | ||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И Практические методы (упражнение) Взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу - Сейчас проверим, как вы поняли тему и запомнили заповеди. -У каждого есть тест, вам дается 4 минуты. 1. Что такое Тора? • а) Книга о животных • б) Священное писание иудаизма • в) Книга о космосе 2. Сколько заповедей содержит Тора? • а) 10 • б) 613 • в) 50 3. Назови три из шести заповедей. • • • -Давайте проверим в парах. У кого все правильно – покажите зеленый карандаш. У кого есть недочеты или ошибки – красный. | Выполняют тест на карточках 1-б 2-б 3: 10 заповедь – «Не завидуй»). 5 заповедь «Почитай отца твоего и мать твою»). Заповедь 9, «Не лги». Заповедь 6, «Не убий». Заповедь 8, «Не кради». Заповедь 7, «Не прелюбодействуй». Самопроверка | Р: выполнение контроля и оценки работы. Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Слайд 18 | ||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Г Словесные методы (беседа) Внешний контроль Самоконтроль | -Сейчас вы выполните следующее задание. Составьте в группе писок из 5 вещей, которые вы можете сделать каждый день, чтобы следовать заповедям. Например: 5 заповедь «Почитай отца твоего и мать твою». – Мы можем заботиться о них, стараться их не огорчать, а также слушаться и доверять им. -Давайте проверим. Молодцы! - А теперь выберите одну из заповедей и попробуйте проиллюстрировать её. | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | ||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся - Какая у нас была тема урока? - Какие цели мы ставили? - Какие заповеди показались вам наиболее интересными или значимыми? - Теперь давайте вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале изучения темы урока. Почему нужно соблюдать заповеди? | Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала -Быть хорошим человеком: Заповеди учат нас, как быть добрыми и заботливыми к другим. Помогать другим: Соблюдая заповеди, мы можем лучше помогать друзьям и семье. Соблюдать правила: Заповеди похожи на правила в школе — они помогают всем жить в мире и согласии.
| П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-14035-1481134707.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева
Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/08/picture-183323-1410186477.jpg)
Десять заповедей для родителей. Разработала Семибратченко Т.Н.. учитель начальных классов
Заповеди для родителей о том, как и что нужно делать для того, чтобы помочь детям адаптироваться к школе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/30/picture-260459-1369936197.jpg)
Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".
На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-62129-1430497166.jpg)
Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."
В конспекте отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой заповеди "Почитай отца твоего...