«Тора и заповеди» ( 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Барыева Регина Ринатовна

Цель урока: формирование представления о « Тора и заповеди»

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Познакомиться со священной книгой евреев Торой;

2. Узнать описанные в Библии обстоятельства, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.

Личностные:

1. Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре;

2. Стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

3. Понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orxe19_11.docx99.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 12.11. 2024

Школа: №104

Класс:

Урок: 1

Время: 8:45-9:25 Кабинет: 103

Студент: Барыева Р. Р.

Группа: 45

Учитель: Пашкова Полина Сергеевна

Методист: Мухина Ирина Георгиевна

Тема урока «Тора и заповеди»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока: формирование представления о « Тора и заповеди»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Ознакомить со священной книгой евреев-Торой;

2. Ознакомить с заповедями иудейской религиозной культуры.

Предметные:

1. Познакомиться со священной книгой евреев Торой;

2. Узнать описанные в Библии обстоятельства, при которых были даны заповеди, с их структурой и значением.

Развивающие:

1. Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

2. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

Личностные:

1. Понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре;

2. Стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

3. Понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Воспитательные:

1. Формировать понимания необходимости обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре;

2. Формировать стремление анализировать свое поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

3. Формирование образа мира как единого и целостного, развития доверия и уважения к истории и культуре всех народов

УМК:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Приветствует обучающихся.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Регина Ринатовна. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ.

- Сегодня солнышко дарит  вам свою улыбку , желая, чтобы вы росли добрыми и счастливыми. Давайте улыбнемся друг другу, подарим нежность, любовь, заботу окружающим нас людям.

.

1.Приветствуют учителя.

2.Организуют своё учебное место.

Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности.

Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные методы

(беседа)

Внешний контроль

Организует беседу по повторению пройденного материала.

- Давайте вспомним, что вы говорили на прошлом уроке. Угадайте понятие по его значению. У вас есть варианты ответов.

1. седьмой день недели в иудаизме, в который Тора предписывает евреям воздерживаться от работы.  

2. один из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов.        

3. помещение, служащее центром религиозной жизни общества и местом общественного богослужения у иудеев.   

4.монотеистическая религия еврейского народа.  

-Молодцы!

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения

 

1. Шаббат                                  

2. Менора                                  

3. Синагога                                

4. Иудаизм      

 К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Организует работу для постановки учебной задачи.

Просмотр видеоматериала.

- Чтобы определить тему сегодняшнего урока ,

предлагаю вам послушать притчу «Окно» и выразить свое отношение к поступкам героев. 

-Какой человеческий порок заставил человека, лежащего в больничной палате у двери, совершить такой поступок?

 Люди давно поняли, что зависть - опасный порок, чувство, которое может погубить человека, привести его к преступлению.  Как вы думаете, может быть где-нибудь записано, как нужно поступать человеку, чтобы предостеречь его от неверного шага, от неверных поступков?

А записаны они в священной книге иудеев. Как она называется?

Древние источники рассказывают, что три с лишним тысячи лет назад еврейский народ (иудеи) и их пророк Моисей видели, как задымилась и затряслась гора Синай.  Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях),  которые Моисей вынес из огня к народу. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения.

Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

Сформулируйте тему урока.

- Верно. Тема урока – «Тора и заповеди».

- Какие цели мы поставим?

Узнать…

Ставят цель урока

Слушают притчу

- Зависть

-Тора

Определяют тему урока

- «Тора и заповеди».

- Узнать, что такое заповеди.

-  Узнать, какие есть заповеди.

- узнать, почему нужно соблюдать заповеди.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Видео

Слайд 9

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесные методы (объяснение, беседа),

Практический

Внешний контроль

Самопроверка

Организовывает работу обучающихся по открытию нового материала

- Кто из вас помнит, что такое «Тора»?

- Правильно. Тора – священная книга иудеев, состоит из 5 книг. В ней рассказывается о сотворении Богом мира и человека, о жизни первых поколений еврейского народа. Также в Торе записаны правила жизни иудеев.

- А кто из вас знает, что такое заповеди?

- Сегодня солнышко поможет нам изучить 10 заповедей.

Прочитайте эти заповеди.

Описание: https://azbyka.ru/znakomstva/img/users_fotos/169874_IMG_20160412_100243jpg.jpg

-Сейчас вам нужно в парах посоветоваться и рассказать, как вы понимаете первые 4 заповеди.

-Молодцы!

А сейчас откроем лучики нашего солнышка, узнаем, какие секреты оно хранит.

Какой лучик солнца надо открыть, перевернуть, будем решать мы вместе.

- 10. Вспомните притчу, которая была в начале урока. С какой заповедью она соотносится?

(10 заповедь – «Не завидуй»). 

- От чего предостерегает эта заповедь?

- Правильно, от причинения страданий ближнему, от зависти.

Посмотрите на экран и прочитайте пословицы:

На свете все найдешь, кроме отца и матери.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Почитай учителя как родителя.

- С какой заповедью связаны эти пословицы? Найдите эту заповедь на нашем солнце. (5 заповедь, «Почитай отца твоего и мать твою»).

- А чему учит 5 заповедь?

 – Молодцы! Сейчас я прочитаю вам историю, но слушайте меня очень внимательно!

Один мальчик стерег овец. Решил он пошутить и стал кричать: «Помогите, волк! Волк!»

    Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

     Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать: «Волк! Помогите, волк!». Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем). Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать: «Помогите, волк! Волк!». Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет).

Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок.

- Какой урок можно извлечь из этой сказки?

Значит, с какой заповедью можно соотнести эту сценку? Совершенно верно! Это заповедь 9, «Не лги».

- Рассмотрите иллюстрацию на экране. Какая заповедь нарушена? Совершенно верно! Заповедь 6, «Не убий».

-Как вы думаете, почему в Заповедях называют убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью?

- Чем может «убить» такой человек другого? - А как человек убивает себя?

Просмотр видеоматериала

- Давайте сейчас посмотрим эпизод из мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»

- Какую заповедь нарушила Шапокляк? Найдите на нашем солнце соответствующую заповедь.

- Правильно, чему учит заповедь?

- Что общего у убийства и воровства? (И убийца, и вор расценивают другого человека, как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны).

- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи? Заповедь 7, «Не прелюбодействуй».

Почему эта заповедь очень важная?

- Отлично! Итак, сделаем выводы: для чего же служат заповеди людям?

- Счастливый человек – это какой человек?

- Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!» Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Отвечают на вопросы учителя

- священная книга иудаизма

Ответы детей

Работают в парах

1 заповедь означает, что  Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. 

2 заповедь означает,что нужно всегда быть верным Богу и не слушаться дьявола. 3 Кумир — это всё то, что становится для человека самым главным в жизни вместо Бога.

3 заповедь означает, что нельзя просто так произносить имя Бога, а только с молитвой и благодарностью.

4 заповедь означает, что седьмой день должен быть посвящён Богу.  В этот день нужно быть в храме и делать добрые дела.

10 заповедь – «Не завидуй».

от причинения страданий ближнему, от зависти

5 заповедь «Почитай отца твоего и мать твою»).

Любить родителей, слушаться их наставлений, заботиться о них, быть опорою им в старости, уважать учителей.

Смотрят видеоматериал

Не обманывай, а то тебе никто не будет верить.

Заповедь 9, «Не лги».

Заповедь 6, «Не убий».

- Злобой, жестокими, несправедливыми словами. Если ты ненавидишь другого человека, то тебе уже хочется, чтобы его не стало.

- Когда зависит от вредных привычек: курения, алкоголизма, наркомании.

- Заповедь 8, «Не кради».

- Прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть.

- И убийца, и вор расценивают другого человека, как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны.

- Заповедь 7, «Не прелюбодействуй», т. е. будь верным, не предавай близких.

- Она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

- Заповеди даны людям для того чтобы они могли стать счастливыми.

- Если он не гордится перед другими, относится к людям с любовью, стремится быть правдивым, поступает по совести, живёт в мире со всеми.

Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату;

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесные методы (беседа)

Практический метод

(упражнения)

Внешний контроль

Взаимоконтроль

Знаете ли, что говорит пророк Ишаяу (Исайя)

«Эй, глухие – слушайте, слепые – смотрите!» Спросили ученики мудреца Менахема-Мендла из Коцка: «Как можно приказать слепому видеть, а глухому слышать?» Он ответил: «Слова пророка говорят о духе, а не о материи. В духовной сфере нет болезней и увечий. Каждый  выбирает сам, быть ему зрячим или слепым, слышать или закрыть уши»  

- Посовещайтесь и поделитесь свои мнением по поводу слов мудреца, как вы понимаете его слова.

 -Значение выражения «Эй, глухие — слушайте, слепые — смотрите!» заключается в том, что слова пророка говорят о духе, а не о теле.  В духовной сфере нет болезней и увечий, приходящих к человеку извне. Каждый выбирает сам, быть ему зрячим или слепым, слышать или заткнуть уши. 

     Пророк обращается к добровольно ослепшим и оглохшим: «Откройте глаза и уши свету и слову Всевышнего!»

Каждый сам определяет своё отношение к окружающему миру: может быть зрячим или слепым, слышать или закрыть уши. 

Слушают цитату мудреца

Ответы детей

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Слайд 17

Физкультминутка

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха

И

Практические методы (упражнение)

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу

- Сейчас проверим, как вы поняли тему и запомнили заповеди.

-У каждого есть тест, вам дается 4 минуты.

1. Что такое Тора?

   • а) Книга о животных

   • б) Священное писание иудаизма

   • в) Книга о космосе

2. Сколько заповедей содержит Тора?

   • а) 10

   • б) 613

   • в) 50

3. Назови три из шести заповедей.

   •

   •

   •

-Давайте проверим в парах. У кого все правильно – покажите зеленый карандаш.

У кого есть недочеты или ошибки – красный.

Выполняют тест на карточках

1-б

2-б

3:

10 заповедь – «Не завидуй»).

5 заповедь «Почитай отца твоего и мать твою»).

Заповедь 9, «Не лги».

Заповедь 6, «Не убий».

Заповедь 8, «Не кради».

Заповедь 7, «Не прелюбодействуй».

Самопроверка

Р: выполнение контроля и оценки работы.

Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками

П : умение работать с моделями объектов,

сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза.

Слайд 18

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Г

Словесные методы (беседа)

Внешний контроль

Самоконтроль

-Сейчас вы выполните следующее задание. Составьте в группе писок из 5 вещей, которые вы можете сделать каждый день, чтобы следовать заповедям.

Например:

 5 заповедь «Почитай отца твоего и мать твою». – Мы можем заботиться о них, стараться их не огорчать, а также слушаться и доверять им.

-Давайте проверим. Молодцы!

- А теперь выберите одну из заповедей и попробуйте проиллюстрировать её.

П: выделение необходимых данных.

К: построение монологической и диалогических высказываний.

Рефлексия деятельности (2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные методы (беседа)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

- Какая у нас была тема урока?

- Какие цели мы ставили?

- Какие заповеди показались вам наиболее интересными или значимыми?

- Теперь давайте вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале изучения темы урока. Почему нужно соблюдать заповеди?

Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала

-Быть хорошим человеком: Заповеди учат нас, как быть добрыми и заботливыми к другим.

 Помогать другим: Соблюдая заповеди, мы можем лучше помогать друзьям и семье.

 Соблюдать правила: Заповеди похожи на правила в школе — они помогают всем жить в мире и согласии.

 

П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Десять заповедей для родителей. Разработала Семибратченко Т.Н.. учитель начальных классов

Заповеди для родителей о том, как и что нужно делать для того, чтобы помочь детям адаптироваться к школе...

Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".

На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...

Заповеди класса

Как вести себя в классе...

Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."

В конспекте  отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой  заповеди "Почитай отца твоего...

"Арыстан мен тышқан" мысал С. Торайғыров

"Арыстан мен тышқан"  мысал  С. Торайғыров...

С.Торайғыров "Арыстан мен тышқан" мысал

С. Торайғыров "Арыстан мен тышқан" мысал...