Технологическая карта урока ОРКСЭ «Православное христианство в истории России» УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о развитии православного христианства в истории нашей великой страны России.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 16.02.2024

Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска»

Класс: 4-1

Урок: 4

Время: 10:40-11:20   Кабинет: 112

Студент: Снедкова Е.М., Шарифьянова В.Э.

Группа: 31

Учитель: Пискунова Ирина Викторовна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Православное христианство в истории России»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представления о развитии православного христианства в истории нашей великой страны России.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Дать представление обучающимся о православном христианстве в истории России;
  2. Познакомить обучающихся с развитием православного христианства.

Предметные:

  1. Понимать значение развития православного христианства для нашего общества;
  2. Осознавать значимость духовности в жизни человечества.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества в группе.
  2. Способствовать развитию у обучающихся чувства патриотизма за свое Отечество.

Личностные:

  1. Формировать у обучающихся чувство патриотизма к своей стране;
  2. Развивать навыки сотрудничества при работе в группе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство того, что Россия стремилась к святости;
  2. Организовать самооценивание обучающимися работы на уроке.

УМК: «Просвещение», учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 – 5 кл; учебник: учеб. Для общеобразоват. Организаций / А.Л. Беглов – М.: Просвещение, 2012.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Ф

Словесный метод

беседа

 Проверяют готовность обучающихся к уроку, настраивают класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята, мы студентки Челябинского педагогического колледжа №1. Меня зовут Елизавета Михайловна, а меня Виктория Эльдаровна. Сегодня мы проведем у вас урок основы религиозной культуры. Присаживайтесь.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

- Правильно, это облако слов. Ваша задача из всего списка слов, выбрать качества, которые помогут нам на нашем сегодняшнем уроке. Давайте назовем их.

- Молодцы. Теперь мы точно готовы узнавать много нового и интересного.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

- Облако слов.

- Улыбка, дружелюбие, вежливость, взаимовыручка, ответы по поднятой руке, интерес, доброта, дисциплина, активность.

Выполняют деятельность, направленную на эмоциональный настрой.

УУРД: настрой на продуктивную работу

УУЛД:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Учебная презентация

1 слайд

2 слайд

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Демонстрация слайдов

тест

Викторина

Внешний контроль

- Давайте вспомним материал прошлого урока. Как звучала тема урока?

- Сделаем это, ответив на вопросы викторины.

- Посмотрите на экран, отвечаем по поднятой руке.

- Как на Руси выбрали новую веру, когда и почему выбрали христианство?

- Что показано на иллюстрации?

- В какой летописи есть рассказ о выборе новой веры?

- В каком храме больше всего понравилось послам князя Владимира?

- Откуда было принято христианство? В каком году это произошло?

Создание проблемной ситуации.

- Отлично, в разных уголках земного шара расцветали и приходили в упадок древние царства создавались и гибли цивилизации. Часто вместе с ними вставало и заходило солнце древних верований, несущих свет и надежду людям. Так случилось с религиями древних египтян, шумеров и аккадцев, греков, римлян, индейцев. Бесследно канули в Лету верования древних кельтов, германцев, славян... Но не все древние религии постигла подобная участь. Некоторые из них продолжают свою долгую жизнь в мире, являясь источником вдохновения и веры для людей. К одной из таких религий относится христианство. Работа с картой. Какими цветами обозначено на карте христианство? Какими буддизм? Какими ислам? Какая из религий является самой многочисленной по числу приверженцев? А если мы попытаемся создать подробную карту религиозных конфессий России, она будет одного цвета? Почему? Какой цвет будет преобладать?

Отвечают на вопросы викторины.

- К Владимиру пришли люди из разных народов и рассказывали ему о своей вере. Князь Владимир отправил своих послов в разные страны, чтобы выбрать самую лучшую веру.

- На иллюстрации показано крещение князя Владимира в 988 году.

- В летописи «Повесть временных лет».

- В храме Святой Софии.

- От страны Византии в 988 году.

УУРД: выработать учебную мотивацию;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Учебная презентация

(3-8 слайд)

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный метод

беседа

 демонстрация слайдов

Внешний контроль

Формулировка темы.

- Предположите, какая тема нашего урока?

- Вы правы, тема нашего урока: « Православное христианство в истории России».

Формулирование цели урока.

- Предположите цель нашего урока. Для этого вы можете использовать слово помощник: узнать…

- Правильно, цель нашего урока: узнать о развитии православного христианства в истории России.

Определение плана урока.

- На экране вы видите ключевые слова плана урока. Дополните предложения.

1) Узнать о …

2) Выполнить …

3) Подвести …

- Спасибо, вы правы.

Выдвигают варианты формулировки темы и цели урока, участвуют в обсуждении.

-  Православное христианство в истории России.

-  узнать об развитии православного христианства в истории России.

Разрабатывают план.

1) Узнать о изменениях в православном христианстве в истории России.

2) Выполнить самостоятельную работу.

3) Подвести итоги по изученному материалу.

УУПД: уметь формулировать тему и цель урока;

УУРД: целеполагание – постановка учебной задачи.

Учебная презентация

9 слайд

10 слайд

11 слайд

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г, П демонстрация слайдов

беседа,

учебный диалог, работа с текстом, видеоролик

Объяснение нового материала.

- Церковь на протяжении столетий играла важнейшую роль в истории нашей страны.

- С приходом христианства на Руси были созданы первые школы. В них учили чтению и письму по церковным книгам. Эти книги были написаны на славянском языке, алфавит для которых за сто лет до этого создали братья Кирилл и Мефодий. Они же перевели многие из книг на греческом языке на славянский. Так и начала зарождаться славянская письменность у трех народов – русского, белорусского и украинского.

- Вскоре после крещения Руси были построены первые храмы. Посмотрите на экран на иллюстрации храмов и прочитайте названия.

- В 13 веке обрушилось страшное бедствие – монголо-татарское нашествие. Церковь тогда сыграла не малую роль. Русские митрополиты часто были советниками русских князей.

- Сейчас поработаем в группах, перед этим вспомним правила работы в группах.

- Отлично, сейчас я прочитаю вам характеристику Сергия Радонежского, а вы затем в трех группах вставите слова в текст с пропусками.

- Особую роль в жизни нашей страны стали играть монастыри. На всю Русь стал известен замечательный Сергий Радонежский (1314-1392). Он жил с родителями в небольшом городке Радонеж, почему и получил такое прозвище. Еще в юности он решил стать монахом и в одиночестве поселился на лесистой горе к северу от Москвы. Вскоре вокруг него собралась небольшая группа учеников. Так возник Троице-Сергиев монастырь, ставшим духовным центром всей Руси. Ученики преподобного Сергия разошлись по самым отдаленным краям Русской земли. Основанные ими монастыри несли христианство незнакомым с ним племенам. Именно к Сергию Радонежскому поехал Дмитрий Донской, чтобы получить благословление перед Куликовской битвой.

- Закончили, давайте прочитаем, что у вас получилось.

- После освобождения страны церковь заняла место в жизни народа и Русского государства. Епископы и священники участие в работе Земских соборов, которые выносили важнейшие решения для жизни страны.

- В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Во главе Русской церкви встал Патриарх, а не митрополит. Этот титул был признан и другими Православными церквами, что стало знаком признания со их стороны значения Русской церкви.

- Давайте выполним задание в парах. Вспомним правила работы в парах.

- Откройте учебник на странице 44. Найдите информацию про важных деятелей русской церкви. На это у вас есть 2 минуты. После я послушаю одну пару, что вам удалось найти.

- Отлично, сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик про икону Божией Матери. После этого ответим на вопрос, какое значение имела икона Божией Матери для нашей страны?

Организует просмотр видеофрагмента.

Слушают учителя.

Смотрят на экран и читают названия храмов.

Вспоминают правила работы в группах.

Выполняют задание в группах.

Слушают учителя.

Вспоминают правила работы в парах.

Выполняют задание в парах.

- Митрополит Макарий

- Иван Федоров

- Митрополит Филипп

- Патриархат Гермоген

Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопрос.

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить

УУПД: работать по предложенному плану

УУКД: планирование сотрудничества с учителем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учебная презентация

(11-20 слайд)

Динамическая пауза (1 мин)

Шли баскаки по Руси –

Направо смотрели, налево смотрели,

Меня увидали, пальцем показали.

Как подскочили ко мне!

Ой, как страшно!

И говорят: «Давай дань!»

А я говорю: «Нет денег»;

А они опять: «Давай дань,

а не то в рабство угоним!»

Руки мне скрутили, за спину заломали

И погнали в рабство…

А я Богу помолился,

Земле родной поклонился,

А во след слова летели:

«Как татары надоели!!!»

Шагом - марш на месте; поворот и наклон туловища вправо, руку ко лбу - «козырек»

То же самое - в левую сторону;

Поворот вправо, руку прав, назад отвести,

Поворот влево, левой рукой - пальцем указать

Прыжок на месте из глубокого приседа,  присесть, обхватив крест накрест голову;  руки вперед, ладонями наверх.

Наклон вперед - руки в стороны;

- Руки вперед; сжать и разжать кулаки (2р.);

 Соединить руки за спиной «замком»;

Руки расцепить, сгорбиться;

Изобразить крестное знамение;

Поклон до земли;

Руки-крылья - вверх-вниз;

 Обхватить крест-накрест голову руками и сделать по два наклона - вправо-влево.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Демонстрация слайдов,

беседа

- Откройте учебник на странице 45. Давайте прочтем о том, что сделал для России Петр1 А также ответим на вопросы по тексту.

- Ребята, что вы помните о Петре1?

- С какого века русские цари пытались ограничить самостоятельность церкви?

- Какой государственный орган стал управлять церковью при Петре1?

- Что произошло во время синодального переворота?

- Отлично. Сейчас предлагаю вам внимательно прослушать видеофрагмент и ответить на вопрос. Что принесла за собой революция 1917 года?

-Напоминаю вопрос.  Что принесла за собой революция 1917 года?

- Отлично, вы хорошо запомнили материал.

Устно выполняют задание в форме диалога.

- Он был императором. Ввел реформы.

Читают текст учебника. Отвечают на вопросы.

- С 17 века.

- Синод.

- Появилось немало выдающихся деятелей и святых. Библия была переведена на русский язык. Появились четыре Духовные академии. Христианство развивалось, как в России, так и за границей.

Смотрят видеофрагмент.

-  Царь был свергнут, вскоре власть в стране захватила партия большевиков, очень враждебно настроенная в отношении любой религии. На все религии обрушились преследования. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы и церковную утварь уничтожали, многие верующие и представители духовенства были убиты или погибли в заключении. Однако церковь выжила, и сегодня мы видим возвращение многих людей к вере.

Отвечают на вопросы учителя.

УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить;

УУПД: работать по предложенному плану.

Учебная презентация

21 слайд

фСамостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

 беседа

 демонстрация слайдов, текст

Индивидуальная

Взаимоконтроль

Самостоятельная работа.

- Выполним самостоятельную работу на листочках, которые у вас на партах. На это у вас есть 3 минуты.

1. Кто создал алфавит для священных книг на славянском языке?

2. Назовите один из первых храмов на Руси.

3. Что основал Сергей Радонежский?

4. Кто встал во главе церкви в 1589 году?

5. Какого числа отмечают праздник иконы Божией матери?

- Закончили!

- Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок, у кого одна? Две?

Выполняют самостоятельную работу.

  1. Кирилл и Мефодий
  2. Софийский собор в Киеве.
  3. Основал Троице-Сергеевский монастырь.
  4. Патриарх
  5. 4 ноября

Организуют  

взаимопроверку.

УУРД: предвосхищение результата; саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа.

УУПД: рефлексия способов действия;

УУКД: уметь отвечать за себя.

Учебная презентация ( слайд 23-25)

Включение в систему знаний, повторение

Включение «открытия» новых знаний,повторение и                                                                                                                                                 закрепление      

Ф

беседа

Организует повторение и закрепление ранее изученного материала.

- Ребята, мы предлагаем вам решить кроссворд. На экране вы видите вопросы. Кроссворд вы будете заполнять в парах. Для этого вспомним правила работы в парах.

- Молодцы, на выполнение задания у вас 3 минуты.

По вертикали:

2) Какое событие в России 1917 года повлияло на трудную судьбу церкви?

5) Кто стал во главе церкви при князе Владимире и его сыне Ярославе Мудром?

По горизонтали:

1) Что создали братья Кирилл и Мефодий?

3) Кто стал управлять церковью при Петре1?

4) Кто управлял церковью с 1589 года?

- Давайте проверим, чту вас получилось.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Выполняют работу в парах. Закрепляют ранее изученный материал.

УУПД: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

24 слайд

25 слайд

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

беседа

демонстрация слайдов

Прием: кубик Блума

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Продолжите фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

  Я понял, что…

- Спасибо за урок!

Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели;

Анализируют свою работу на уроке, уровень        усвоения учебного материала;

УУРД: оценка результатов работы;

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Учебная презентация

 26 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ "Православное учение о человеке"

Размышление о человеке с точки зрения православной культуры....

Конспект урока и презентация по окружающему миру (История и обществознание) - 4 класс "Новейшее время".

Этот урок окружающего мира и презентация (История и обществознание) в образовательной системе "Школа 2100" - 4 класс. На этом уроке по теме "Новейшая история"  равно как и на других уроках р...

Конспект урока по литератнурному чтению Б. Заходер история гусеницы(конец) 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема: Заходер история гусеницы.Тип урока: открытие новых знаний продолжение.Цель урока: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б...

Конспект урока « Дом с жабой» ( Сочинение-продолжение истории, начатой автором.), 3 класс.

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Конспект урока по ОРКСЭ " В развитии добрых чувств- творение души", 4 класс

Цели деятельности учителя: Формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-гот...