Главные вкладки
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Православное христианство в истории России» УМК "Школа России" 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о развитии православного христианства в истории нашей великой страны России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 16.02.2024 Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска» Класс: 4-1 Урок: 4 Время: 10:40-11:20 Кабинет: 112 | Студент: Снедкова Е.М., Шарифьянова В.Э. Группа: 31 Учитель: Пискунова Ирина Викторовна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока «Православное христианство в истории России»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представления о развитии православного христианства в истории нашей великой страны России.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические:
| Предметные:
|
Развивающие:
| Личностные:
|
Воспитательные:
|
УМК: «Просвещение», учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 – 5 кл; учебник: учеб. Для общеобразоват. Организаций / А.Л. Беглов – М.: Просвещение, 2012.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |||
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Ф Словесный метод беседа | Проверяют готовность обучающихся к уроку, настраивают класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, мы студентки Челябинского педагогического колледжа №1. Меня зовут Елизавета Михайловна, а меня Виктория Эльдаровна. Сегодня мы проведем у вас урок основы религиозной культуры. Присаживайтесь. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. - Посмотрите на экран. Что вы видите? - Правильно, это облако слов. Ваша задача из всего списка слов, выбрать качества, которые помогут нам на нашем сегодняшнем уроке. Давайте назовем их. - Молодцы. Теперь мы точно готовы узнавать много нового и интересного. | Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. - Облако слов. - Улыбка, дружелюбие, вежливость, взаимовыручка, ответы по поднятой руке, интерес, доброта, дисциплина, активность. Выполняют деятельность, направленную на эмоциональный настрой. | УУРД: настрой на продуктивную работу УУЛД: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; положительное отношение к школе и учебной деятельности. | Учебная презентация 1 слайд 2 слайд | |||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Демонстрация слайдов тест Викторина Внешний контроль | - Давайте вспомним материал прошлого урока. Как звучала тема урока? - Сделаем это, ответив на вопросы викторины. - Посмотрите на экран, отвечаем по поднятой руке. - Как на Руси выбрали новую веру, когда и почему выбрали христианство? - Что показано на иллюстрации? - В какой летописи есть рассказ о выборе новой веры? - В каком храме больше всего понравилось послам князя Владимира? - Откуда было принято христианство? В каком году это произошло? Создание проблемной ситуации. - Отлично, в разных уголках земного шара расцветали и приходили в упадок древние царства создавались и гибли цивилизации. Часто вместе с ними вставало и заходило солнце древних верований, несущих свет и надежду людям. Так случилось с религиями древних египтян, шумеров и аккадцев, греков, римлян, индейцев. Бесследно канули в Лету верования древних кельтов, германцев, славян... Но не все древние религии постигла подобная участь. Некоторые из них продолжают свою долгую жизнь в мире, являясь источником вдохновения и веры для людей. К одной из таких религий относится христианство. Работа с картой. Какими цветами обозначено на карте христианство? Какими буддизм? Какими ислам? Какая из религий является самой многочисленной по числу приверженцев? А если мы попытаемся создать подробную карту религиозных конфессий России, она будет одного цвета? Почему? Какой цвет будет преобладать? | Отвечают на вопросы викторины. - К Владимиру пришли люди из разных народов и рассказывали ему о своей вере. Князь Владимир отправил своих послов в разные страны, чтобы выбрать самую лучшую веру. - На иллюстрации показано крещение князя Владимира в 988 году. - В летописи «Повесть временных лет». - В храме Святой Софии. - От страны Византии в 988 году. | УУРД: выработать учебную мотивацию; УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Учебная презентация (3-8 слайд) | |||
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный метод беседа демонстрация слайдов Внешний контроль | Формулировка темы. - Предположите, какая тема нашего урока? - Вы правы, тема нашего урока: « Православное христианство в истории России». Формулирование цели урока. - Предположите цель нашего урока. Для этого вы можете использовать слово помощник: узнать… - Правильно, цель нашего урока: узнать о развитии православного христианства в истории России. Определение плана урока. - На экране вы видите ключевые слова плана урока. Дополните предложения. 1) Узнать о … 2) Выполнить … 3) Подвести … - Спасибо, вы правы. | Выдвигают варианты формулировки темы и цели урока, участвуют в обсуждении. - Православное христианство в истории России. - узнать об развитии православного христианства в истории России. Разрабатывают план. 1) Узнать о изменениях в православном христианстве в истории России. 2) Выполнить самостоятельную работу. 3) Подвести итоги по изученному материалу. | УУПД: уметь формулировать тему и цель урока; УУРД: целеполагание – постановка учебной задачи. | Учебная презентация 9 слайд 10 слайд 11 слайд | |||
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г, П демонстрация слайдов беседа, учебный диалог, работа с текстом, видеоролик | Объяснение нового материала. - Церковь на протяжении столетий играла важнейшую роль в истории нашей страны. - С приходом христианства на Руси были созданы первые школы. В них учили чтению и письму по церковным книгам. Эти книги были написаны на славянском языке, алфавит для которых за сто лет до этого создали братья Кирилл и Мефодий. Они же перевели многие из книг на греческом языке на славянский. Так и начала зарождаться славянская письменность у трех народов – русского, белорусского и украинского. - Вскоре после крещения Руси были построены первые храмы. Посмотрите на экран на иллюстрации храмов и прочитайте названия. - В 13 веке обрушилось страшное бедствие – монголо-татарское нашествие. Церковь тогда сыграла не малую роль. Русские митрополиты часто были советниками русских князей. - Сейчас поработаем в группах, перед этим вспомним правила работы в группах. - Отлично, сейчас я прочитаю вам характеристику Сергия Радонежского, а вы затем в трех группах вставите слова в текст с пропусками. - Особую роль в жизни нашей страны стали играть монастыри. На всю Русь стал известен замечательный Сергий Радонежский (1314-1392). Он жил с родителями в небольшом городке Радонеж, почему и получил такое прозвище. Еще в юности он решил стать монахом и в одиночестве поселился на лесистой горе к северу от Москвы. Вскоре вокруг него собралась небольшая группа учеников. Так возник Троице-Сергиев монастырь, ставшим духовным центром всей Руси. Ученики преподобного Сергия разошлись по самым отдаленным краям Русской земли. Основанные ими монастыри несли христианство незнакомым с ним племенам. Именно к Сергию Радонежскому поехал Дмитрий Донской, чтобы получить благословление перед Куликовской битвой. - Закончили, давайте прочитаем, что у вас получилось. - После освобождения страны церковь заняла место в жизни народа и Русского государства. Епископы и священники участие в работе Земских соборов, которые выносили важнейшие решения для жизни страны. - В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Во главе Русской церкви встал Патриарх, а не митрополит. Этот титул был признан и другими Православными церквами, что стало знаком признания со их стороны значения Русской церкви. - Давайте выполним задание в парах. Вспомним правила работы в парах. - Откройте учебник на странице 44. Найдите информацию про важных деятелей русской церкви. На это у вас есть 2 минуты. После я послушаю одну пару, что вам удалось найти. - Отлично, сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик про икону Божией Матери. После этого ответим на вопрос, какое значение имела икона Божией Матери для нашей страны? Организует просмотр видеофрагмента. | Слушают учителя. Смотрят на экран и читают названия храмов. Вспоминают правила работы в группах. Выполняют задание в группах. Слушают учителя. Вспоминают правила работы в парах. Выполняют задание в парах. - Митрополит Макарий - Иван Федоров - Митрополит Филипп - Патриархат Гермоген Смотрят видеофрагмент. Отвечают на вопрос. | УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить УУПД: работать по предложенному плану УУКД: планирование сотрудничества с учителем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Учебная презентация (11-20 слайд) | |||
Динамическая пауза (1 мин) | Шли баскаки по Руси – Направо смотрели, налево смотрели, Меня увидали, пальцем показали. Как подскочили ко мне! Ой, как страшно! И говорят: «Давай дань!» А я говорю: «Нет денег»; А они опять: «Давай дань, а не то в рабство угоним!» Руки мне скрутили, за спину заломали И погнали в рабство… А я Богу помолился, Земле родной поклонился, А во след слова летели: «Как татары надоели!!!» | Шагом - марш на месте; поворот и наклон туловища вправо, руку ко лбу - «козырек» То же самое - в левую сторону; Поворот вправо, руку прав, назад отвести, Поворот влево, левой рукой - пальцем указать Прыжок на месте из глубокого приседа, присесть, обхватив крест накрест голову; руки вперед, ладонями наверх. Наклон вперед - руки в стороны; - Руки вперед; сжать и разжать кулаки (2р.); Соединить руки за спиной «замком»; Руки расцепить, сгорбиться; Изобразить крестное знамение; Поклон до земли; Руки-крылья - вверх-вниз; Обхватить крест-накрест голову руками и сделать по два наклона - вправо-влево. | |||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф Демонстрация слайдов, беседа | - Откройте учебник на странице 45. Давайте прочтем о том, что сделал для России Петр1 А также ответим на вопросы по тексту. - Ребята, что вы помните о Петре1? - С какого века русские цари пытались ограничить самостоятельность церкви? - Какой государственный орган стал управлять церковью при Петре1? - Что произошло во время синодального переворота? - Отлично. Сейчас предлагаю вам внимательно прослушать видеофрагмент и ответить на вопрос. Что принесла за собой революция 1917 года? -Напоминаю вопрос. Что принесла за собой революция 1917 года? - Отлично, вы хорошо запомнили материал. | Устно выполняют задание в форме диалога. - Он был императором. Ввел реформы. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. - С 17 века. - Синод. - Появилось немало выдающихся деятелей и святых. Библия была переведена на русский язык. Появились четыре Духовные академии. Христианство развивалось, как в России, так и за границей. Смотрят видеофрагмент. - Царь был свергнут, вскоре власть в стране захватила партия большевиков, очень враждебно настроенная в отношении любой религии. На все религии обрушились преследования. Православные храмы закрывали и разрушали, иконы и церковную утварь уничтожали, многие верующие и представители духовенства были убиты или погибли в заключении. Однако церковь выжила, и сегодня мы видим возвращение многих людей к вере. Отвечают на вопросы учителя. | УУРД: выделение и осознание того, что усвоено и что нужно усвоить; УУПД: работать по предложенному плану. | Учебная презентация 21 слайд | |||
фСамостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф, И беседа демонстрация слайдов, текст Индивидуальная Взаимоконтроль | Самостоятельная работа. - Выполним самостоятельную работу на листочках, которые у вас на партах. На это у вас есть 3 минуты. 1. Кто создал алфавит для священных книг на славянском языке? 2. Назовите один из первых храмов на Руси. 3. Что основал Сергей Радонежский? 4. Кто встал во главе церкви в 1589 году? 5. Какого числа отмечают праздник иконы Божией матери? - Закончили! - Обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работу по эталону на слайде. - Поднимите руку, у кого нет ошибок, у кого одна? Две? | Выполняют самостоятельную работу.
Организуют взаимопроверку. | УУРД: предвосхищение результата; саморегуляция и планирование времени, соблюдение общего темпа. УУПД: рефлексия способов действия; УУКД: уметь отвечать за себя. | Учебная презентация ( слайд 23-25) | |||
Включение в систему знаний, повторение | Включение «открытия» новых знаний,повторение и закрепление | Ф беседа | Организует повторение и закрепление ранее изученного материала. - Ребята, мы предлагаем вам решить кроссворд. На экране вы видите вопросы. Кроссворд вы будете заполнять в парах. Для этого вспомним правила работы в парах. - Молодцы, на выполнение задания у вас 3 минуты. По вертикали: 2) Какое событие в России 1917 года повлияло на трудную судьбу церкви? 5) Кто стал во главе церкви при князе Владимире и его сыне Ярославе Мудром? По горизонтали: 1) Что создали братья Кирилл и Мефодий? 3) Кто стал управлять церковью при Петре1? 4) Кто управлял церковью с 1589 года? - Давайте проверим, чту вас получилось. - Молодцы, вы отлично справились с заданием. | Выполняют работу в парах. Закрепляют ранее изученный материал. | УУПД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Учебная презентация 24 слайд 25 слайд | |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф беседа демонстрация слайдов Прием: кубик Блума | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Продолжите фразы: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… - Спасибо за урок! | Анализируют свою деятельность и деятельность группы по достижению цели; Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала; | УУРД: оценка результатов работы; УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. | Учебная презентация 26 слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ "Православное учение о человеке"
Размышление о человеке с точки зрения православной культуры....
Конспект урока и презентация по окружающему миру (История и обществознание) - 4 класс "Новейшее время".
Этот урок окружающего мира и презентация (История и обществознание) в образовательной системе "Школа 2100" - 4 класс. На этом уроке по теме "Новейшая история" равно как и на других уроках р...
Конспект урока по литератнурному чтению Б. Заходер история гусеницы(конец) 3 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема: Заходер история гусеницы.Тип урока: открытие новых знаний продолжение.Цель урока: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б...
Конспект урока « Дом с жабой» ( Сочинение-продолжение истории, начатой автором.), 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...
Конспект урока по ОРКСЭ " В развитии добрых чувств- творение души", 4 класс
Цели деятельности учителя: Формирование понимания души, духа, духовности человека. Формирование духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностейПланируемые результаты:Предметные:-гот...