Разработка урока ОРКСЭ в 4 классе на тему : «Милосердие-путь к радости»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Баранова Светлана Анатольевна

Цель:

 Формировать у учащихся нравственные ценности, дать представление о милосердии и сострадании как основе человеческих отношений.

Задачи:

  • Предметные:
  • формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, добро как об основополагающих в этике;
  • Развивающие:
  • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • Воспитательные:
  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  • формировать чувство милосердия, доброжелательности, уважения к другому человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_baranova_s.a._miloserdie-put_k_radosti.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Лениногорска» муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан

Разработка урока  ОРКСЭ на тему : «Милосердие-путь к радости»

        Выполнила:

 учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Баранова Светлана Анатольевна

        г.Лениногорск   2024 год

Цель:

 Формировать у учащихся нравственные ценности, дать представление о милосердии и сострадании как основе человеческих отношений.

Задачи:

  • Предметные:
  • формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, добро как об основополагающих в этике;
  • Развивающие:
  • развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
  • развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
  • Воспитательные:
  • формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
  • формировать чувство милосердия, доброжелательности, уважения к другому человеку.

Планируемые результаты: 

  • Предметные: осознанное отношение к понятиям милосердие и сострадание.
  • Личностные: анализируют положительные и отрицательные поступки людей , высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение к процессу познания, умеют проявлять внимание, выражать желание больше узнать.
  • Метапредметные:
  • - воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;
  • -познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, рассуждают, дополняют ответы друг друга;
  • -коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими, работают в паре;
  • -предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, песню о доброте,   получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о поступках людей, отвечать на вопросы. 

Основные  понятия:   милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями,  карточки для работы в паре.

Формы и виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа в паре, участие в учебном диалоге.

Ход урока:

I.Организационный этап

Учитель: - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее.

II.Актуализация опорных  знаний.

Притча  (читает учитель). СЛАЙД 1

У одного человека случилось горе: попал он в болото и заплакал от безысходности. Пришли «добрые» люди поддержать его и выразить ему свои соболезнование и сочувствие. Сели они рядом и давай рыдать вместе со страдальцем. «Вот какие добрые люди, как они переживают обо мне», — подумал человек и продолжил плакать дальше. А болото тем временем от его слёз и от слёз «добрых» людей стало ещё больше, и начал страдалец погружаться в него всё быстрее и быстрее.

Узнал о случившемся и другой человек. Он не был похож на остальных пришедших. Увидев, в каком плачевном положении находится страдалец, он решительно сказал:

— Хватит реветь или ты хочешь утонуть? Лучше хватай верёвку, которую я тебе кинул, крепче держись за неё и перебирай руками и, если даст Бог, вылезешь из болота.

Не понял такой заботы о его жизни утопающий и не счёл он такое поведение проявлением сострадания и, возмутившись, прогнал он помощника, обвинив его в равнодушии, бессердечности и жестокости. Тот ушёл, предварительно привязав верёвку к ближайшему дереву.

Шло время. Слёзы из глаз страдальца и его «друзей» продолжали течь ручьями, и, естественно, что болото от этого не становилось меньше, а наоборот увеличивалось. Когда вода стала доходить до горла, желание жить пересилило чувство саможаления. Пришлось ему схватиться за верёвку и постараться вытащить себя. Много потратил он сил на это, а когда выбрался на сухую землю, обступили его «добрые» люди и стали они со слезами на глазах радоваться, что его постигла такая «удача». Но он, как только увидел их слёзы, убежал от них, боясь, что от их слёз под его ногами образуется новое болото. И побежал он за своим спасителем, а догнав, поблагодарил его, ибо пока он вылезал из болота, то многое понял.

Понял он, что такое истинное сострадание, что «сострадание» и слёзы плакальщиков нисколько не помогли ему, а наоборот ухудшили его положение, что прими он раньше помощь, когда болото было поменьше, то вылезать из него было бы намного легче, ибо тогда ему помогал бы ещё и тот человек.

-Чему учит эта притча?

-О каких качествах людей говорится?

 III. Работа по теме урока.

 Беседа.

 Учитель:

-Как можно одним словом назвать сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку ?

( Энциклопедия «Кругосвет») ( Милосердие)- Учащиеся высказывают своё мнение.

СЛАЙД 2

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

(Толковый словарь русского языка Ушакова)

Милосердие –  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.  

Слово милосердие состоит из двух корней: «милое сердце» (или «милый сердцем»). Это понятие вышло из религии и означает любовь к ближнему. Это одна из добродетелей, заключающаяся в том, чтобы в каждом человеке видеть божью искру, любить других так, как любишь Господа.

Тема нашего урока: «Быть милосердным – значит жить в радости

СЛАЙД 3

Милосердие – это душевное качество, внутреннее состояние.

-Как вы думаете: какие черты характера имеет милосердный человек ?

( Составление кластера) СЛАЙД 4

                                               Милосердный человек

способность понимать другого                                    прощение оступившихся                                      

         желание заботиться о людях                          бескорыстное отношение

                    прощение оступившихся              терпимость к недостаткам людей;

                                           гуманизм                 человеколюбие.

СЛАЙД 5

Учитель: Объясните как вы понимаете слова "Кто берет – наполняет ладони. Кто дает – наполняет сердца» Лао Цзы.( ответы учащихся)

СЛАЙД 6

Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому  негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; дать добрый совет; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности;  помочь немощному  по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного.

IV. Cистематизация знаний

Работа в парах.

 Написать антонимы  и синонимы к слову «Милосердие»( на карточках)

Милосердие- антонимы: равнодушие, жестокость, насилие, враждебность.

 Синонимы – самоотверженность, отзывчивость, сочувствие, честь, человечность, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, долг, доброта, гуманность, любовь, забота.
Ответы детей по группам.

– Как вы думаете, кто больше получает: тот, кто помогает кому-то или тот, кто берет?  ( ответы учащихся)

– Святой Дорофей говорил так: "Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала …светлее".  

Просмотр видеофрагмента «Пальто»

Учитель:

- Как вы можете описать поступок мальчика?

-Скажите, а смогли бы вы как герой этой истории, поделиться с незнакомым человеком?

-Какие качества характера проявил ребёнок по отношению к бедному мальчику?

Работа в парах: Закончить фразы своими словами: что должен делать человек, чтобы стать милосерднее? СЛАЙД 7

1.Забудьте о …

(личной выгоде.) Если решились на доброе дело, то думайте о том, для кого вы стараетесь.

2..Прощайте…

( обиды)  Помогайте даже тем, кто вам когда-то насолил. Милосердие не знает ненависти, злобы, зависти, ревности и других разрушающих чувств.

3.Учитесь …

(слушать и слышать других.) Выслушайте другого. Возможно, ему нужно именно это;

4.Делайте ..

(пожертвования.) Никто не говорит, что нужно раздавать свои кровные направо и налево: отдайте ту сумму, которая будет для вас незначительной. На сегодняшний момент в нашей стране мало богачей, но если каждый из нас скинется хотя бы по 50 рублей на операцию больному ребенку, то и мы не обеднеем, и спасем чью-то жизнь;

5.Помогайте…

( людям) в повседневной жизни. Переведите старика через дорогу. Уступите место женщине. Спасите котенка. Это все мелочи, но именно из них и состоит наша жизнь;

Дети зачитывают свои варианты).

V. Физминутка.

VI. Закрепление и обобщение.

Упражнение – тренинг «Учись быть добрым».

- Сейчас мы проведём эксперимент. Возьмите на ваших партах белый лист бумаги с изображенным на нем человечком.

- Вспомните, как вы обижаете друг друга на перемене, когда злитесь друг на друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем вспоминать что-то обидное, мы будем загибать край бумаги. (Ученики выполняют работу)

- Посмотрите на лист, изменился ли он? Сравните. Почему листы разные?

- Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (Ученики предлагают варианты решений: пожалеть, сказать что-то приятное).

- Давайте попробуем сказать что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. ( Дети выполняют задание и в это время демонстрируется видео о доброте)

- Ребята, а сейчас посмотрите на лист, своими словами вы разгладили его, но стал ли он таким, каким был в начале эксперимента?

-Нет. Почему, как вы считаете?

- Боль остается в душе очень долго, поэтому  прежде чем что-то сказать нужно 100 раз подумать.

СЛАЙД 9

Учитель:  

                   Милосердие
Проявим милосердие к другим,
И совесть, душу вечно сохраним…
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны…
Земля моя родная благодать,
Желаю я свою любовь отдать,
И милость Божью проявить…
Душу и жизнь. С любовью воскресить…
Пусть милосердие будет иногда,
Как скажем, течет вода всегда,
Да будет наш гуманный этот свет…
Призыв от Бога данный в мой сонет…
О, мир безжалостный, довольно дыр!
Устраивать прилюдно лживый пир ,
Довольно, хватит мрака, черноты…
Нам нужно просто жить для всей мечты…
Пусть возгорится Полярная звезда,
Пусть к нам приходит любовь всегда
Мы милосердие будем проявлять
И в этом соль, и Божья благодать…
А знаешь, есть в мире хорошие люди…
                                     Сергей Красников

СЛАЙД 9

Итак, в жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра.  Хорошо, когда доброта живет в сердце каждого человека. 

VII. Рефлексия

Учитель:

Наш разговор о милосердии не закончен. Я благодарю вас за теплые слова, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Мне очень хочется, чтобы в каждом из вас всегда были эти качества характера. Именно человечность делает нас людьми.

-Можно ли считать милосердие достойным проявлением человечности?

-Для чего человеку нужно стараться быть милосердным?

– Давайте подумаем, каждый ли человек нуждается в

милосердии?

– Можно ли прожить жизнь ни разу не обратившись за помощью к кому-то, ни разу не испытав чувство благодарности за оказанную помощь или поддержку?

СЛАЙД 11

Билетик на выход : Синквейн со словом милосердие. Учащиеся предлагают свои слова по пунктам.

СЛАЙД 12

 Учитель:  

Милосердие так или иначе сопровождает  человеческую жизнь.Оно должно стать важным законом жизни каждого человека, чтобы человек мог чувствовать себя спокойнее и надежнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час во 2-м классе по теме "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

ЦельВоспитание нравственностиРаскрытие понятия “доброта”Показать взаимосвязь понятий “вежливость” и “доброта”Пословицы о доброте и вежливости...

Внеклассное занятие в 1 классе по теме "Цветы приносят радость".

Внеклассное занятие является одним из занятий по изучению темы: "Культурные растения". Посвящено декоративныя растениям - цветам. Учащиеся знакомятся с разнообразием декоративных цветов, с их значение...

Классный час для 2 класса по теме: «Доброта приносит людям радость»

Цели, задачи:  формирование толерантных отношений между детьми; воспитание стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать; желания становиться лучше, самосовершенствоваться; содействие т...

Методические разработки для 1 класса по темам.

В первом классе достаточно трудно выйти на монологические высказывания и поэтому были разработаны специальные схемы, чтобы детям было легче говорить на английском языке в рамках программы....

Методическая разработка для 2 класса на тему: "Волшебный мир доброты"

Формирование нравственных представлений учащихся о доброте....

Методическая разработка для начальных классов на тему: "Береги свою планету".

Формирование экологической культуры у детей.Расширение и закрепление знаний детей  о роли человека в  природе....

Методическая разработка в 1 классе на тему «Явления природы»

Занятие по окружающему миру на тему "Явления природы"...