Конспект урока по ОРКСЭ "Христианство Руси"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Тема урока: «Христианство в России»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: сформировать ценностное представление о роли Русской православной церкви в истории России.
Задачи урока:
-познавательные: узнать об истории Русской православной церкви;
-развивающие: способствовать развитию умений слушать и слышать других, решать проблемы поискового характера, построения суждений;
-воспитывающие: содействовать воспитанию толерантности, уважительного отношения к иному мнению.
Планируемые результаты:
предметные:
- повторить материал о крещения Руси и о его значении для целой страны;
- знать об основных периодах в истории Русской православной церкви;
- уметь сравнивать роль церкви в прежние времена и в нынешнее время.
метапредметные:
-коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений.
личностные: сформированность толерантности, уважительного отношения к иному мнению.
Ресурсы: учебник (НИШ ФГОС, А.Н. Сахаров, ОРКСЭ,4 класс), наглядность, презентация.
Ход урока
- Организационный момент
- приветствие, знакомство.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок ОРКСЭ проведу у вас я, Зарина Газинуровна.
- эмоциональный настрой/мотивация к уроку.
-Урок хотелось бы начать с этих слов:
Один странствующий искатель увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай» Он с трудом перевернул его и прочёл надпись на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» Что по–вашему это значит? (Важно получать новые знания, но при этом не забывать уже имеющиеся). Я согласна с вашими ответами, ребята! Игнорирование имеющихся знаний может ограничить личностное и интеллектуальное развитие. Важно углубляться в те знания, которые уже имеешь, и строить на этом основу для дальнейшего обучения. Иначе, новые знания могут оказаться бесполезными или неэффективными.
- Давайте сегодня приложим много усилий, получим новые знания и тем самым углубимся в уже имеющиеся у вас знания.
- проверка готовности к уроку.
- Ребята, проверьте ваши рабочие места - нет ли ничего лишнего. Если есть, уберите их, чтобы они вам не мешали и не отвлекали от урока. Руки - на месте! Ноги – на месте! Локти – у края! Спина – прямая!
II. Проверка усвоения материала прошлого урока
- А перед тем, как мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим тему прошлого урока. На прошлом уроке вы изучали материал о Преподобном Сергии Радонежском.
- Что значит слово «Преподобный»? (Предполагаемый ответ: «Преподобный» значит «весьма подобный», то есть достигший подобия Христу)
- Чем прославился Сергий Радонежский? За что его нужно уважать? (Предполагаемый ответ: Преподобный Сергий соединил русских людей в трудные времена татаро-монгольского ига, во время битвы Сергий всячески поддерживал князя, Дмитрия Донского, и помог ему, таким образом, победить Мамая и освободить Русь. Он основал монастырь, исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни.)
- Как называется монастырь, который он основал? (Предполагаемый ответ: «Свято-Троицкая Сергиева лавра»)
- К чему Сергий Радонежский призывал людей? (Предполагаемый ответ: он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины.)
- Какие качества настоящего христианина проявлял Сергий Радонежский? (Предполагаемый ответ: 1. Смирение: Сергий жил в смирении, несмотря на свое высокое духовное призвание. Он отказывался от мирской славы и богатства, предпочитая жизнь в молитве и благочестии. 2. Доброта и милосердие: Сергий проявлял заботу о других, особенно о бедных и нуждающихся. Он не только кормил страждущих, но и открывал двери своего монастыря для всех, кто нуждался в помощи. 3. Упование (верил, надеялся) на Бога: Сергий всегда полагался на волю Божью. Когда его монастырь сталкивался с трудностями, он обращался к молитве и не сомневался в божественной помощи. 4. Наставничество и духовное руководство: Сергий был выдающимся духовным наставником, и многие искали его мудрости и советов. 5. Любовь к единству: Любовь к единству: Способствовал объединению княжеств, подчеркивая важность братства в вере.)
(Если затрудняются ответить, раздаю распечатанный вариант учебника прошлой темы, ребята находят ответ из учебника)
- Хорошо, ребята. Я вижу, что вы неплохо усвоили тему прошлого урока.
III. Актуализация прежних знаний
- Ребята, посмотрите на экран.
- Кого вы видите на первой картинке? (Предполагаемый ответ: Иисуса Христа, людей) Что делают люди? (Предполагаемый ответ: молятся). Как называется данная религия? (Предполагаемый ответ: Христианство)
- А на второй картинке? (Предполагаемый ответ: Флаг России)
- Верно, ребята. Молодцы!
- Исходя из этого, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Предполагаемый ответ: о Христианстве в России). Верно, ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Христианство в России».
- Исходя из нашей темы, как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой? (ответы детей). Цель: узнать о роли Русской православной церкви в истории России.
- Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы достичь поставленной цели? Обратите внимание на цель урока, и исходя из цели, попробуйте определить задачи урока. (на экране стоит цель урока.)
- Хорошо, ребята, я немного скорректирую ваши ответы. Посмотрите на экран. Вот такие задачи мы поставим перед собой, чтобы достичь поставленной цели.
1) вспомним о крещении Руси и о его значении для целой страны;
2) узнаем об основных периодах в истории Русской Православной Церкви;
3) научимся сравнивать роль церкви в прежние времена и в нынешнее время.
- Ребята, я раздам каждому из вас листы под №1 – это листы самооценивания. И с прохождением каждого этапа урока, вам нужно будет поставить знак +, если вам было все понятно, и ? знак, если у вас остались вопросы. А сейчас отложите эти листы на край парты.
IV. Формирование новых знаний (ЗУН)
Групповая работа
- Ребята, чтобы вспомнить материал о крещении Руси и о его значении для целой страны, я предлагаю вам поработать в группах и ответить на следующие вопросы. Для этого я вам раздам листочки с вопросами. Давайте для начала прочитаем вопросы. Вспомните, с каких слов мы начали урок? («Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»). - Вот с помощью данного задания я сейчас проверю ваши имеющиеся знания, насколько хорошо вы запоминаете материалы прошлых уроков! Поэтому выполняйте это задание с умом и эффективно.
- На это задание я вам даю 3 минуты, ни больше. Хорошо подумайте, перед тем как написать ответ. Приступайте, время пошло.
1. Когда Христианство пришло на Русь? (Предполагаемый ответ: в 988 году).
2. Какой киевский князь принял решение о крещении Руси? (Князь Владимир Святославич)
3. По каким причинам князь принял решение о крещении Руси? (Предполагаемый ответ: 1. Укрепить власть. 2. установить дипломатические отношения с христианскими государствами. 3. Развить культуру Руси. 4. Способствовать духовному развитию Руси.
4. Какую роль сыграло Крещение Руси для целой страны? (Предполагаемый ответ: после Крещения Руси в стране появилась Православная церковь во главе с метрополитом, торговля с другими христианскими странами стала быстро развиваться. Люди научились читать и писать, появились первые книги на славянском языке, Князю Владимиру удалось объединить некоторые славянские племена, укрепить Древнерусское государство. Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.)
- Время вышло, давайте проверим. Начнем с 1 группы. Озвучиваете вопрос и даете свой ответ. Если другая группа не согласна, или же есть, что дополнить, поднимаете руки и озвучиваете свой ответ. (проверяем задание)
- Хорошо, ребята. (хвалю тех, кто хорошо поработал). Какой вывод мы можем сделать о Крещении Руси? (Предполагаемый ответ: благодаря появлению православной церкви, и принятию Христианства, Русь превратилась в огромную державу и удалось укрепить Древнерусское государство, данная религия внесла большой вклад в развитие Руси и имеет огромное значение для целой страны)
- Отлично, ребята! Возьмите свои листы самооценивания. Прочитайте первый пункт. (Вспомним о роли Крещения Руси.) Если вам все было понятно, и вы думаете, что решили данную задачу, поставьте знак +, если же нет, и у вас остались какие-то вопросы, то знак ?. Отложите листы самооценивания на край парты.
- Сейчас мы поговорим об основных периодах в истории русской православной церкви. Слушаем внимательно, потому что вам предстоит выполнить парную работу.
1 период это – период Киевской Руси (988 – 1448 гг.)
- Как вы уже знаете, начало истории русской православной церкви связано с периодом крещения Руси. О крещении Руси и о его значении для целой страны мы уже вспомнили. То, что Русская православная церковь сыграла важную роль в этот период вы уже знаете. Раз мы уже вспомнили этот период, давайте сделаем вывод. Какую роль сыграла русская православная церковь в этот период? (Русская православная церковь сыграла важную роль в развитии Руси. Благодаря ей укрепилась власть князя Владимира, русская православная церковь обеспечивала поддержку государству и т.д.)
2 период это – монгольское нашествие. (1448 – 1589 гг.)
Это период Куликовской битвы, когда Сергий Радонежский сыграл большую роль в этом. Вам она также знакома. Давайте вспомним, какую роль сыграла русская православная церковь в этот период? (Русская православная церковь помогала князьям собирать силы для борьбы с врагом, способствовала объединению русских земель вокруг новой столицы – Москвы.) Верно, и как вы уже знаете, Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия Донского, но и дал ему в помощь двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Кто одержал победу на этой битве? (Дмитрий Донской) Верно, ребята, молодцы!
3 период это – Советский союз. Правление Петра 1. (1721 – 1917 гг.)
4 период это – Современный период. (с 1991 г. по настоящее время).
- А вот об этих периодах вы узнаете прочитав материал учебника.
- Сейчас я раздам распечатанный вариант книги. Найдите стр. 47. Читайте весь текст внимательно, потому что в конце урока я задам вопросы насчет роли русской православной церкви в истории России в этот период, там будет видно, кто прочитал внимательно, а кто нет. (6 мин на это задание). Готовимся ответить на вопросы.
Физкультминутка.
- Ребята, вижу вы немного расслабились и устали. Давайте с вами немного отдохнем и сделаем физкультминутку.
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
- Что вы можете сказать о 3 периоде? Какова было роль русской православной церкви в этот период?
- Ребята, вы знаете кто такой патриарх?
Словарная работа:
- - Ударение падает на 2-ую А. Давайте все вместе произнесем это слово. (произносим, правильно поставив ударение).
- Что такое полчище?
- Ударение падает на букву о. Давайте все вместе произнесем это слово.
- Какое сражение состоялось в этот период?
- Обратите внимание на 2 абзац. Несмотря на все сложности и повороты, с Русской православной церковью по-прежнему была тесно связана жизнь русского человека от рождения и смерти. Т.е. человек и церковь всегда были рядом. Посмотрите на 3 абзац 1 предложение. «В трудную годину для Отечества Церковь всегда была рядом со своим народом. Что это значит? (Предполагаемый ответ: Церковь не бросал свой народ в трудные времена, всегда был рядом и оказывал помощь.)
- Обратите внимание на предложение на 48 странице. «Накануне битвы перед рядами русских войск была пронесена копия Смоленской иконы Богоматери – величайшей православной святыни». Как вы думаете для чего это было нужно? (для укрепления и поддержки мужества русских воинов)
- Хорошо, ребята. Что вы можете сказать про 4 период? Велика ли роль русской православной церкви и в настоящее время? (Ныне никто не препятствует деятельности Русской православной церкви. Она свободно ведет религиозную деятельность, организует помощь беженцам, помогает в строительстве больниц, помогает пострадавшим в стихийных бедствиях всем нуждающимся.)
- Молодцы, ребята! Давайте сейчас выполним парную работу и проверим, насколько внимательно вы слушали. Вам нужно написать роль русской православной церкви в те периоды, которые мы с вами сегодня изучили. На это задание я вам даю 3 минуты.
- Давайте проверим ваши ответы. (хвалю тех, кто правильно написал правильные ответы)
V. Первичное закрепление
- Ребята, давайте закрепим наши знания. Как я и говорила ранее, я буду задавать вопросы, кто знает ответ на вопрос, поднимаете руку и отвечаете. Я буду учитывать то, кто сколько информации запомнил на сегодняшнем уроке.
1. Когда произошел Коренной поворот в жизни церкви? Т.е. в царствование кого? (В царствование Петра Великого – первого императора России.)
2. Что хотели сделать с церковью князья, а позднее цари? (стремились подчинить ее своему влиянию)
3. Бросал ли церковь свой народ в трудные времена? (нет)
4. Отказывались ли люди от церкви несмотря на трудности? (нет)
5. Какова роль Русской православной церкви в истории России? (Роль Русской православной церкви в истории России велика. Благодаря ей Россия стала огромной державой, церковь поддерживала свой народ в трудные времена, вдохновляла людей, помогала одолевать врагов и до сегодняшнего дня русская православная церковь играет важную роль для страны, играет значимую роль в формировании моральных и этических норм. Русская православная церковь пережила самые разные времена, она всегда была вместе со страной — с Русью, с Россией.)
- Почти вся история России связана с православием. И во все времена Русская православная церковь играла важную роль в жизни нашей страны.
6. Назовите мне периоды в истории русской православной церкви?
7. Какие беды и трудности русская православная церковь пережила в 3 период? (В начале прошлого века в стране произошла революция. Царская власть была свергнута, к власти пришли большевики, которые обещали построить новую справедливую жизнь, рай на земле. Отношение к православной вере и положение Церкви в государстве кардинально изменилось. Они считали православие и другие религии нашей страны злом и потому запрещали их. Храмы закрывались, священники и верующие подвергались арестам и ссылкам. Начались гонения на Церковь.)
8. Кто глава Русской православной церкви в настоящее время? (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
9. На что направлена деятельность церкви? (деятельность церкви направлена на то, чтобы Россия была сильной, процветающей державой).
- У кого-то остались вопросы по этой теме?
- Хорошо. Вот мы с вами и закрепили наши знания.
VI. Рефлексия
- Итак, ребята, сегодня мы с вами изучали тему «Христианство в России». Мы достигли нашей цели и всех поставленных задач.
- В целом, вы смогли справиться со всеми заданиями.
- А сейчас, я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Для этого вам нужно будет продолжить предложения. И уточняя, что именно вы делали сегодня, чтобы оценить свою работу.
Я бы оценил(-а) себя сегодня…
Я активно участвовал(-а) на уроке…
Я не активно участвовал(-а) на уроке…
- Я бы хотела отметить учеников, которые активно принимали участие на сегодняшнем уроке ...
- Остальным советую не спать и не бездельничать на уроке и принимать участие.
VII. Информация о домашнем задании
- Вашим домашним заданием будет: написать свое мнение на вопрос. Что было бы сейчас, в нынешнее время, если бы христианство не пришло на Русь в 988 году?
- Всем спасибо за урок, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Древние жители Руси"
Конспект урока окружающий мир 3 класс...
конспект урока " Христианство на Руси"
Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ по теме: " Христианство на Руси"...
Конспект урока Храмы Древней Руси
Разработка (конспект+ презентация) поможет интересно провести урок ИЗО в начальной школе. ...
Конспект урока "Наследница Киевской Руси."
Предмет: Окружающий мир (история)Класс: 4Тема урока: Наследница Киевской Руси.Цели урока: формировать представление о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорук...
Презентация к уроку музыки «На Руси родной, на Руси большой небывать врагу...»
Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе ....
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...