Семья. Семейные ценности . (урок ОРКСЭ)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Гарипова Светлана Агзамовна

Урок "Семья. Семейные ценности" (ОРКСЭ) учит ценить семью, воспитывает уважительное отношение к родителям, знакомит с семейными ценностями и традициями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._semya._semeynye_tsennosti._1.docx30.44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок   по ОРКСЭ, 4 класс  

Тема: «Семья. Семейные ценности.»

Цель: Показать значение семьи в жизни каждого гражданина.

Задачи:

Предметные: формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», развивать логическое и творческое мышление обучающихся.

Метапредметные:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т. д.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: слайдовая презентация, карточки-задания, картинки (ромашка, дерево).

Ход урока.

1.Организационный момент.      СЛАЙД 1

Ребята, к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их.

2. Актуализация опыта обучающихся по теме урока.

- Сегодня у нас необычный урок.  Это разговор на одну из главных тем в жизни каждого человека. И начну я сегодняшний урок с загадок. Отгадайте их и скажите о чём сегодня пойдет речь на уроке.

Разгадывая загадки, дети видят на доске дом с отгадками, на крыше слово «Семья»

1. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш… (дед)         СЛАЙД 2

2. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки

Это наша…(бабушка)                СЛАЙД 3

3. Кто же трудную работу

Может делать по субботам? -

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш… (папа)          СЛАЙД 4

4. Кто стирает, варит, шьет, 

На работе устает,

Просыпается так рано? -

Лишь заботливая …(мама)                СЛАЙД 5

5. Непоседа, озорник,

И на месте не сидит.

Мама в нем души не чает,

Хоть порой его ругает.   (сын)         СЛАЙД 6

6. Любимый ребёнок,
С самых пелёнок,
Сидит с мамочкой в садочке,
Маме девочка та …(дочка)              
СЛАЙД 7

7. У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)                           СЛАЙД 8

-Мы с вами построили дом, в котором живет…семья.

3. Целеполагание

-Назовите тему урока.                СЛАЙД 9

О чем мы будем говорить? Что такое семья?

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Выслушиваются версии детей. Пытаются определить цели урока. Высказывают свои предположения без научного объяснения).

4. Открытие новых знаний.       СЛАЙД 10   

Сегодня на уроке мы работаем по такому плану:

1. Уточним, что такое семья и какие они семейные ценности.

2. Узнаем, что такое семейные заповеди.

3. Изучим семейные традиции.

4. Поймём, что такое семейные реликвии.

5.Познакомимся с праздниками семьи

5. Работа со словарем.          СЛАЙД 11     

- А где мы можем уточнить значение слова семья? (в толковом словаре)

В толковом словаре записано:

В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.   

Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

И так сегодня мы с вами поговорим о семье и на чем держится семья? /Семья держится на семейных ценностях/ 

6. Выявление и причина затруднения

Что такое семейные ценности? Что вызывает затруднение? (Не знаем, что значит семейные ценности/какие они и сколько их)

- Какую цель мы поставим перед собой сегодня? (узнать какие существуют семейные ценности)

- Что такое ценность?        СЛАЙД 12   

Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. 

7. Закрепление основных понятий

- А на каких семейных ценностях держится семья? Ответить на этот вопрос поможет древняя китайская притча.    СЛАЙД 13

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, посмотрел и удивился. Всего несколько слов было написано на бумаге.

- Какие слова мог написать старец? У вас на партах лежат ромашки листы, запишите на их лепестках слова, которые, по- вашему мнению, написал старец (работа в группах). Выберите командира группы.

-Каждая команда скажет какие слова выбрали и объяснит почему. Если эти слова встретятся у других команд, они не повторяют, а читают оставшиеся.

СЛАЙД 14

Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

- Почему именно эти слова выбрал старец? Почему они важны для семьи?

-Какими ещё словами можно дополнить нашу «ромашку»?  (Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба, Взаимовыручка, Поддержка, Понимание)

 -Безусловно, все эти слова важны для создания крепкой семьи.

- На чём держатся лепестки?

- Что может случиться с лепестками, если повредить сердцевинку? /погибнет/

- Что символизирует сердцевина ромашки? /Ценности на котором основана семья/

На основании этих качеств составьте, какие правила должны быть в семье: СЛАЙД 15

Работа в парах. Каждая пара придумывает одно правило (одно предложение).

- Давайте проверим, совпадают ли они с теми, которые записаны у меня.

- Уважайте мнение всех членов семьи.

- Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

- Уважайте родственников.

- Помогайте родителям.

- Стройте отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

-Дарите радость своим родным.

- Не причиняйте боли родному человеку.

8. Физкультминутка               СЛАЙД 16

- А сейчас для того, чтобы узнать о вас больше проведём физминутку.

Встаньте те:
- кто похож на папу?
- кто похож на маму?

- в чьей семье занимаются спортом?

- Те, у кого есть старший брат?!

- Те, у кого есть младший брат?
- у кого нет секретов от родителей?

- есть сестра или сестренка?

- кто скучает по родителям, уезжая из дома?
- кто помогает родителям по дому?
- к кому приходят друзья в гости?

- кто любит свою семью, дорожит ей!  

9. Семейные традиции          СЛАЙД 17

 

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. А как вы думаете, что такое традиция? Это слово произошло от латинского слова «передача» и означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Перед вами листы бумаги. На которых перечислены семейные традиции. Возьмите ручки и поставьте знак «+», если в вашей семье есть такая традиция.

 1. Совместные праздники (дни рождения, Новый год).

2. Забота о бабушках и дедушках.  

3.  На день рождения покупать торт и ставить свечи.

4. Совместные обеды, ужины.

5. Подарки близким.

6.  Альбом семейных фотографий.

7. Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, кто-то поливает цветы, моет пол…

8. Совместные экскурсии, путешествия, прогулки в парке.

9.  Пожелание доброго утра или спокойной ночи.

-Поднимите руку те, в чьих семьях соблюдаются все традиции.

-А теперь те, у которых не все, но хотя бы несколько традиций совпало.

-А сейчас те, у кого нет таких традиций, но может быть соблюдаются другие.

Вывод: Традиции в разных семьях могут не совпадать, но они есть в каждой семье. 

10.Семейные реликвии                          СЛАЙД 18

В семьях была добрая традиция - передавать от родителей детям различные предметы, которые хранят память о важных событиях семьи. Каждая семья хранит какую-нибудь вещь (а может, и не одну), которая передаётся из поколения в поколение. Мы живём, пока цела нить, связывающая прошлое и будущее. Во многих семьях есть такие вещи, которые бережно сохранились до наших дней. Они и являются семейной реликвией. Семейная реликвия – это дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная в наследство самыми близкими людьми. Такой реликвией может быть что угодно: фотография, книги, монеты и др. «Реликвия - вещь, свято хранимая как память о прошлом». Есть такая вещь, и даже не одна, и в нашей семье. Это швейная машинка, которая осталась в память о бабушке. Ее подарили на свадьбу моим дедушке и бабушке в 1905 году. Кто может сказать сколько лет машинке в этом году? Да, ей уже 119 лет, и она все ещё в рабочем состоянии. Благодаря этой машинке в годы Великой Отечественной войны выжила семья моей мамы, т.к. бабушка перешивала вещи и обменивала их на продукты.

Еще одна — реликвия- это медали моего отца. В 18 лет он пошел на фронт. Папа был артиллеристом, он охранял небо Москвы от вражеских самолетов. После войны он стал кадровым военным, хотя сначала хотел быть учителем математики. Его награды бережно хранятся в нашей семье. Мне очень нравится выражение «в вещах познается история». В данном случае это не только история моей семьи, моих предков, но и история моего государства. Я думаю, что и в ваших семьях есть реликвии, о которых вы сможете рассказать на следующем уроке.

11. Семейные праздники.                  СЛАЙД 19

- Как вы думаете существуют ли праздники семьи?

Да, конечно, кроме праздников каждой семьи (дни рождения, юбилеи, годовщины свадьбы и т.д), есть еще общенародные праздники:

День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День брата и сестры, День сыновей, День дочерей.

Один из праздников, посвященный семье, мы празднуем 8 июля.

- Кто знает, как он называется? (День семьи, любви и верности). Этот праздник появился сравнительно недавно, в 2008 году. Символ этого праздника ромашка.

Но не только день семьи существует в календаре: 2024 год объявлен годом семьи.

12. Заключение

-Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на уроке? (О семье)

Что нужно, чтобы семья была крепкой? (Семейные ценности: любовь, уважение, поддержка).  Ответьте мне на вопрос:

- Для чего человеку нужна семья? (Для счастья, поддержки, любви, радости, спокойствия)

- Каждый ответит по-своему, на вопрос: «для чего человеку нужна семья», но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

- Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

13. Рефлексия.                      СЛАЙД 20

Издавна символом жизни считалось дерево, а символом здоровья и долголетия - яблоко. Я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке. Для этого вам нужно из набора цветных яблочек, которые лежат у вас на столе, выбрать по цвету то, которое соответствует вашему настроению.

Красное – «Сегодня я узнал новое. Урок был полезен.»

Жёлтое – «Сегодня на уроке я вспомнил всё, что знал раньше.»

Посмотрим, что у нас получилось. Больше всего яблочек красного цвета, значит, на уроке вы узнали что-то новое для себя. На нашей яблоне есть яблочки желтого цвета, а это тоже хорошо. Значит, у нас есть ребята, которые уже знакомы с этим материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" учителя начальных классов Гайнуллиной А.А.

Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" в 4 классе. Цель урока:продолжить знакомство с традиционными религиями России  и их отношением к семье...

Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности"

Урок по ОРКСЭ  по теме "Семья. Семейные ценности" был проведен в 4 классе. Целью урока являлось продолжение знакомства с традиционными религиями России и их отношением к семье. урок сопровождаетс...

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья.Семейные ценности."

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья. Семейные ценности."...

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"...

Урок ОРКСЭ "Семья, семейные ценности"

На уроке дети представляют  презентации о своей семье. Обсуждают легенды, делают выводы....

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему" Семья - семейные ценности"

Документ содержит презентацию к уроку Основы светской этики по теме "Семья-семейные ценности"...

Семья. Семейные ценности. Урок ОРКС

Данную разработку использовала на открытом уроке...