Выступление на районном МО учителей ОРКСЭ и ОДНКНР на тему «Формирование нравственных ценностей в исламской семье»
материал по орксэ (4 класс)

данный материал был подготовлен для выступления на МО учтелей ОРКСЭ. В докладе раскрываются методы формирования нраственных ценностей в исламской семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_nravstvennyh_tsennostey_v_islamskoy_seme.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

 с.Солдато-Александровского Советского  района»

Ставропольского края

«Формирование нравственных  ценностей

в исламской семье»

Учитель начальных классов

Славнова Оксана Афанасьевна

2022г.

«Формирование нравственных  ценностей

в исламской семье»

Перед современным российским обществом стоит цель воспитания личности, свободной, способной к активной, творческой, трудовой деятельности. Для этого необходимо изучение психолого-педагогических особенностей личности, познание законов формирования личности ребенка ещё в младшем школьном возрасте, когда начинается активное психологическое развитие за счет включения в мир ребенка новых институтов социализации.

Величайшей ценностью, созданной человечеством за всю историю существования и эволюции, является семья. Семья – это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

«Семья, - как говорил русский философ И.А. Ильин, - это форма человеческого духовного единения. И только через нее человек способен подняться к другим нормам духовного единения – Родине и государству».

Цель курса «Основы религиозных культур и светской этики» – приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие дополнительных возможностей для укрепления и развития духовных связей родителей и детей. Программа способствует развитию творческого потенциала обучающихся, содействует духовно-нравственному развитию детей.  

В учебном модуле «Основы исламской культуры», который я  преподаю, выделено несколько тем, посвящённых семье:

  1. Семья в исламе.
  2. Родители и дети.
  3. Отношение к старшим.
  4. Традиции гостеприимства.

Основными целями и задачами этих уроков является:

  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Знание, понимание и принятие личностью ребёнка таких ценностей, как: Отечество, семья, религия;
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных отношениях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

В мусульманских семьях детей воспитывают в рамках ислама. И не случайно, ведь религия воспитывает в человеке нравственность. Это качество сочетает в себе всё хорошее, чем может обладать человек. Для того, чтобы воспитать ребёнка в рамках ислама нужно следовать следующим принципам:

  • Для родителей нет более значимого, чем воспитание верующих, а значит, добропорядочных детей.
  • Формирование внутреннего духовного мира ребёнка происходит в семье.
  • Прививать любовь к религии надо как можно раньше. При этом надо сделать так, чтобы выполнение норм религии не превратилось в обузу, а стало добровольным и приятным исполнением обрядов.
  • Философия исламского воспитания – это формирование высокообразованных, морально устойчивых, полезных для общества граждан.

В жизни каждого человека семья значит очень много. Мусульмане серьёзно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. На занятиях данного модуля  перед ребятами я ставлю различные вопросы: Какое значение имеет семья для мусульманина? Какой должна быть жена-мусульманка, чтобы её любили муж и дети? Какие качества необходимы мужчине, чтобы создать прочную семью? Как должны вести себя дети по отношению к старшим членам семьи? Что такое родительская любовь? Чему учат мать и отец своих детей? и многие другие. Дети, в процессе довольно активных споров и размышлений, находят ответы на эти вопросы. При этом на уроках применяю разные формы и методы учебной деятельности.

Процесс освоения программы строю на сочетании занятий в классе, основанных на активных и интерактивных формах освоения учебного содержания, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного опыта обучающихся самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного опыта деятельности в реальную практику. Они открывают путь к освоению обширного, многовекового людского опыта любви и ненависти, добра и зла, добродетели и эгоизма, для формирования собственного опыта отношений, поиска современных критериев нравственного и безнравственного.

Остановлюсь на методах, в которых участвуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также воля.

Активный методический подход – это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Учащиеся активные участники урока, они находятся на равных правах с учителем.

Примером такой работы является урок на тему «Семья в исламе», цель которого показать значение семьи и рода в   формировании нравственности, воспитание нравственных качеств личности ребёнка.  На уроке ввожу такие основные понятия и термины, как: род, семья, исток, традиции, нравственность. Детям заранее дается задание к этому уроку – нарисовать свою семью. На доске организована выставка детских рисунков и под музыку дети рассматривают работы  своих одноклассников. Задаю вопрос: «Как вы думаете, кого изобразили ребята в своих рисунках? Назовите своих членов семьи?».   Прошу ответить на такой вопрос: «Какие положительные тёплые   воспоминания связаны у вас с этими словами?» Дети озвучивают свои мини-сообщения о члене своей семьи, которое они приготовили к уроку. Далее на доске прикрепляю изображение ромашки и провожу следующую работа: Посмотрите на ромашку. Что связывает лепестки в цветке? (Ответ детей: сердцевина). А что будет, если убрать сердцевину цветка? (Ответ детей: лепестки рассыпятся). В серединке цветка прикрепляется слово «семья»: Все члены вашей семьи разные по характеру, возрасту, но что их связывает между собой?  На лепестках появляются слова, характеризующие нравственные отношения в семье. (фамилия, адрес, традиции, любовь, дружба, добро, уважение, труд, понимание и т.д.) В конце этого занятия даю детям такое  домашнее задание: найдите в истории, литературе или в жизни своей семьи пример семейных отношений.

Интерактивный методический подход – это обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Педагог выступает в роли организатора процесса обучения, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, т.к. большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объёмная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса. Весь интерактивный материал учебника красочно иллюстрирован, научно обоснован.

1)Работа с учебником. Знакомство с текстом.

 Учащиеся делятся на группы и получают свой вопрос, на который они должны ответить после работы с текстом учебника.
1 группа.
Какое  значение имеет семья для мусульманина?

2 группа. Какие качества необходимы мужчине, чтобы создать прочную семью?

3 группа. Что такое родительская любовь?

4 группа. Какой должна быть жена-мусульманка, чтобы её любили муж и дети?

5 группа. Чему учат  мать и отец  своих детей?

6 группа. Как должны вести себя дети по отношению к старшим членам семьи?

Помимо заданий учебника, в своей практике я применяю следующие методы:

1)Творческие задания. Урок по теме «Родители и дети». Цель урока: рассказать о своей семье, создав миниальбом «Моя семья»; привлечь к выполнению работы родителей.  Детям было дано задание: рассказать о своей семье, создав миниальбом «Моя семья». Дети с удовольствием приняли такое задание: искали фотографии своей семьи, расспрашивали у родителей о родных и близких, которые на них изображены, о том, где они живут и чем занимаются. В итоге, получаются довольно таки интересные работы. Затем по желанию каждый ребёнок имеет возможность выступить перед классом и рассказать о своей семье.  

В процессе этой работы, каждый ученик пришёл к выводу, что семья как общность людей, связанных отношением, супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности. Творческое задание, особенно практическое, придаёт смысл обучению, мотивирует учащихся.

2) Один из приёмов технологии критического мышления – кластер.

Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение , терпение , радость , помощь)? Закрываем крышей (защита ) и через трубу выгоняем всё то, что может её разрушить (ссора, обида, обман, недоверие).

3) Обучающие игры: ролевые игры, имитации, деловые и образовательные игры. Например: урок по теме «Отношение к старшим» (с применением интерактивного метода – ролевой игры). Цель урока: учить детей отношению к родителям и старшим членам семьи с должным почтением; уметь вести себя в разных ситуациях как подобает истинному  мусульманину.  Предоставление информации по теме проходит в виде проблемной мини-лекции для обозначения разных точек зрения по теме:

а) выполнение моральных обязанностей конкретного члена семьи и исполнение его роли, по установленным правилам семьи так, как это себе представляют дети;

б) отклонение от моральных норм семьи и нарушение своего долга, поведения, противоречащее моральным нормам и правам других людей.

На уроке принимают участие «специалисты-эксперты» (из числа детей), которые дают оценку работе каждой группы.

 В конце урока провожу рефлексию – прошу написать каждым учащимся «5 строк» на тему: «Отношения в моей семье», «Насколько это важно для вас?». Вот так, примерно, было выполнено это задание детьми

  • Я не люблю, когда мама  уезжает.
  • Моя бабушка научила меня вязать.
  • Я помогаю папе поить ягнят.
  • Мы с братом любим играть в компьютерные игры.
  • А дедушка научил меня кататься на велосипеде.  

Таким образом, я считаю, что использование активных и интерактивных методов работы в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного как члена семьи,  так и гражданина России, укоренённого в духовных и культурных традициях своего народа и многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Принимая во внимание все вышесказанное, хочу  сделать вывод: если в семье детям уделяется серьезное внимание, то дети становятся настоящими людьми, которыми гордятся не только их родители, но все общество. И в этом не маленькую роль играет курс «Основы религиозных культур и светской этики» во всех его модулях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном МО учителя начальных классов МКОУ СОШ№ 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Людмилы Петровны по теме «Проектная деятельность младших школьников региональной направленности»

Отсутствие учебных часов на предмет или факультатив «краеведение» в начальной школе стало для меня своеобразным стимулом для определения темы моей работы  «Проектная деятельность младших школьник...

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной

Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной...

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...