Конспект урока "Как христианство пришло на Русь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Тема урока "Как христианство пришло на Русь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kak_hristianstvo_prishlo_na_rus.docx192.07 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество Замятина Светлана Евгеньевна

Название работы «Как христианство пришло на Русь»

«Как христианство пришло на Русь»

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Возраст детей: 9-10 лет

Краткая аннотация работы

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для нашей страны. Урок направлен на формирование представления о Крещении Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры. На эту тему планированием предусмотрен 1 урок, в  ходе которого обучающиеся 4 класса должны понять, что после принятия христианства люди стали меняться, что христианство дало возможность  личности считать себя равным Богу и  решать свою судьбу наравне с  ним, что  православие принесло на Русь нормы, которые впоследствии легли в основу моральных законов. На уроке имеют место технология критического мышления, элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которые способствуют усвоению  учащимися  нового  материала. На всех этапах  урока я использовала активные  методы обучения, потому что  это методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. В процессе урока используются  различные формы организации познавательной деятельности учеников: фронтальные, групповые, индивидуальные. На уроке используется  необходимое техническое оборудование: доска, компьютер, мультимедиа проектор, экран.

        Технологическая карта урока        

Учитель:

Замятина Светлана Евгеньевна

Класс:

4

Автор    учебника:

А.В. Кураев

Предмет:

Основы православной культуры.

Тема урока.

Как христианство пришло на Русь.

Тип урока:

Изучение нового материала

Базовая технология

системно - деятельностный подход

  • методы технологии проблемно-диалогического обучения (побуждающий или подводящий диалог)

методы формирования позиций «автор», «понимающий»,

 «критик»;

+ технология критического мышления

Цель:

углубление представлений учащихся о христианстве, церкви и крещении

Задачи:

познакомить учащихся с историей принятия христианства на Руси; объяснить детям суть понятия «Крещение»(присоединение к церкви); акцентировать внимание на роли князя Владимира в этом событии

Результаты:

Личностные:  формирование и развитие ценностного отношения к совместной  учебно-познавательной деятельности; формирование познавательного интереса к предмету основы православной культуры; устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения поставленных задач;

Метапредметные:

 регулятивные: умение определять границу «знания- незнания», умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; формулировать учебную задачу; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 познавательные: объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря; соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; осуществлять поиск необходимой информации для учебных заданий с помощью полученных знаний.

коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение работать в малой группе; умение провести рефлексию своих действий на уроке; задавать   вопросы,    необходимые   для   организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметные: иметь представление о том, как пришло христианство на Русь,  почему Русь называют Святой, значение  понятия «крещение».

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, проектно – поисковый,  репродуктивный.

Представленные  компетентно – ориентированные задания направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных  компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют  научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить вопросы и самому отвечать на заданные вопросы.            

План - конспект урока

Этапы урок, цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

I Вводный (мотивационно-организационный)

1.Орг. момент

(самоопределение  к

 деятельности)

Развитие умений самооценки готовности к уроку

Проверьте своё рабочее место.

Приветствие.

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

-Что для этого нужно?

-Я думаю, что благодаря нашим совместным усилиям именно такой урок у нас и получится.

Вы будете работать в группах, а для этого давайте вспомним правила работы в группе. Вы должны:  уметь договариваться; не мешать другим; решить, кто будет представлять результат работы группы. В качестве сигнала о том, что группа готова дать ответ, я предлагаю вам встать всей группой.

Учащиеся проверяют рабочие места.

- Интересным, весёлым, познавательным.

- Активно работать, быть внимательными, стараться правильно выполнять все задания.

Создание рабочей обстановки в классе.

Включение в работу на личностно-значимом уровне по формированию и развитию ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.

2.

Актуализация знаний полученная на предыдущих уроках

Подготовка учащихся к восприятию новых знаний.

1.Создаю ситуацию по определению понятия крещение.

Сегодня у нас очень интересная тема урока, а вот как она звучит – я предлагаю ответить вам. Но для начала, предлагаю разгадать кроссворд. (Приложение 1)

2. Организую наблюдение детей за ходом выполнения задания.

- Назовите ключевое слово кроссворда.

-Что значит в вашем понимании слово «крещение»?

Воспринимают задание, наблюдают, анализируют,  предъявляют результат. Отвечают на вопросы. Работают в группах, на карточках.

Крещение

Предположения детей.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Оценивание выполнения собственной работы по предъявленному на доске результату.

Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности.

Умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; задавать   вопросы,    необходимые   для   организации собственной деятельности.

3.Постановка учебной задачи

Организация работы по определению темы  и  цели урока.

Организую, и управляю ситуацией целеполагания.

Мотивируют учащихся на дальнейшую работу.

А теперь, по  словам Крещение и Русь я предлагаю вам подумать и ответить мне: Какова тема нашего урока?

Молодцы ребята!

Исходя из темы урока скажите, какую цель можно поставить?

Анализируют полученную информацию. Формулируют тему и цель урока.

Предположения детей.

- Тема урока «Крещение Руси»

Ответы детей:

Узнать, как христианство пришло на Русь.

Самостоятельное определение темы и цели урока.

Формирование познавательного интереса к уроку.

Умение принимать и сохранять  учебную задачу, умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

II. Основной (информационно-аналитический)

1.Открытие нового знания

Организация работы по  открытию и усвоению знаний.

2.Закрепление изученного материала

III. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

Побудить учащихся оценить результаты своей деятельности на уроке

Домашнее задание

1.Чтение статьи учебника.

Вопросы записаны на интерактивной  доске.

Чтение с пометками 1 части.

Для начала я прошу вас открыть учебники на страница 84, прочитать притчу до подзаголовка «Крещение Руси».

Найдите ответ на вопрос

–Как вы поняли слова ангелов «Люди должны научиться от людей»

После чтения первой  части прошу озаглавить её.

 Чтение с пометками 2 части (страницы 84-85)

Организую деятельность учащихся по значению слов.

Узнайте самостоятельно и запишите в тетрадь, как называется общество христиан.

- Как же называется христианское общество?

Обратите внимание, как в данном случае пишется слово  Церковь.  

Что вы можете сказать про это общество?

Какое значение имело слово «церковь» в кроссворде?

-Как вы понимаете высказывание:

«Храм не в брёвнах, а в рёбрах»

 -Почему в Стамбуле есть храм святой Софии?

Что означает слово «София»?

-Почему князь Владимир принял решение принять православие?

-Что означает Крещение?

Ответ запишите в тетрадь.

- В каком году произошло крещение Руси?

Ответ запишите в тетрадь.

-А кого из вас крестили или вы видели обряд крещения?

-Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

Чтение 3 части

Чтение с пометками.

-Почему Русь стали называть Святой Русью?

Прослушаем отрывок из песни «Русь называют Святой» в исполнений Архидиакона Романа Томберг

-Что вам запомнилось из православной жизни Солженицына? Почему?

2. Организую, просмотр видео фрагмента. Выпуск 15. Владимир. Выбор веры. 

 Внимательно посмотрите видеофрагмент и найдите ответ на вопрос:

- Каким образом князь Владимир избирал новую веру?

- Почему Русь крестилась в православие?

-Специально или случайно послы князя Владимира выступали с отчетом прилюдно? Почему? (Аргументируйте свое мнение)

3.Самостоятельная работа в группах. Давайте обратимся к текстовому документу, материалам учебника и узнаем интересные факты по теме урока.

1группа – страница 86

Какое ещё значение имеет Крещение

2 группа – страница 87

Интересные факты Русской православной церкви.

3 группа. Работает  с текстовым документом отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»  (Приложение 2)

Как изменился князь Владимир после принятия христианства.

4.Организую работу с иллюстративным материалом – живописное произведение 

Виктора Михайловича

 Васнецова «Крещение Руси» (Приложение 3)

-А сейчас хотелось бы обратиться к творчеству замечательного русского художника Виктора Михайловича

 Васнецова.

- Посмотрите на репродукцию, как вы думаете, какое событие изображено на картине?

-Докажите.

- Как бы вы назвали эту картину?

Крещение Руси – историческое событие, которое  нашло отражение и в живописи.

-Кто изображён в центре картины?

- Рассмотрите портрет героя. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник?

- Как изображены действующие лица?

 

-Какие детали одежды, предметов говорят нам об эпохе, когда происходят эти события?

- В чём ценность информации, которую несёт в себе данное произведение живописи? Или эта информация отсутствует?

- Какие эмоции вызвала данная картина у Вас?

5. Организую закрепление изученного материала с

применением «Кубика Блума». Вопросы задаём по содержанию урока.

Ученик бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует  задать.

Назови……

Почему…..

Объясни…..

Предложи…..

Придумай…..

Поделись …..

Создаю ситуацию  для осмысления всей работы на уроке. 

- Справились ли вы с учебными задачами, которые ставили перед собой в начале урока?

инквейн к словам: 

Событие  

Великое яркое 

Происходило изменило появилось 

Великое событие изменило жизнь. 

крещение 

князь 

великий мудрый  

изменился крестился принял 

Принял крещение Руси 

геро

инквейн к словам: 

Событие  

Великое яркое 

Происходило изменило появилось 

Великое событие изменило жизнь. 

крещение 

князь 

великий мудрый  

изменился крестился принял 

Принял крещение Руси 

геро

инквейн к словам: 

Событие  

Великое яркое 

Происходило изменило появилось 

Великое событие изменило жизнь. 

крещение 

князь 

великий мудрый  

изменился крестился принял 

Принял крещение Руси 

геро

инквейн к словам: 

Событие  

Великое яркое 

Происходило изменило появилось 

Великое событие изменило жизнь. 

крещение 

князь 

великий мудрый  

изменился крестился принял 

Принял крещение Руси 

геро

инквейн к словам: 

Событие  

Великое яркое 

Происходило изменило появилось 

Великое событие изменило жизнь. 

крещение 

князь 

великий мудрый  

изменился крестился принял 

Принял крещение Руси 

геро

инквейн к словам: 

Событие  

Великое яркое 

Происходило изменило появилось 

Великое событие изменило жизнь. 

крещение 

князь 

великий мудрый  

изменился крестился принял 

Принял крещение Руси 

геро

Составим синквейн

событие -1 группа

князь -2 группа

крещение-3 группа

1.С родителями обсудить вопрос и написать сочинение

«Какую роль сыграло крещение Руси для нашего Отечества»

2.Рабочая тетрадь страница 37, ответить на вопросы

Выберите и закончите одно из предложений.

Рабочая тетрадь страница 38

Сегодня я узнал новое

Самым интересным на уроке было

Я расскажу родителям

Урок хотелось бы закончить высказыванием  советского  и российского учёного, историка-этнолога,  доктора исторических и географических наук Льва Николаевича Гумилева 

«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».

Выполняют задание, наблюдают, сравнивают, анализируют, делают вывод.

«Чтение с пометками.»

+ - знаю

Н – новое

? – не понял

- - думал иначе

Ответы на вопросы

Люди передают знания и опыт  из поколения в поколение

Ответы детей. Церковь

Церковь растёт и присоединяет к себе новых людей и новые народы

В этом случае слово пишется с маленькой буквы.

Объяснения высказывания.

То есть не в материальном зданий, а в самом человеке, его душе.

Присоединение к церкви.

Учащиеся во время просмотра  находят ответ на вопрос.        

Учащиеся читают материалы  рубрики «Это интересно»

Ответ обсуждаются  в группе. Делегируют лидера для ответа.

Выполняют задание, наблюдают, сравнивают, анализируют, делают вывод.

На картине мы видим Крещение людей

Крещение Руси;

Крещение Руси князем Владимиром;

Крещение русского народа

Князь Владимир

Лицо князя Владимира решительное и сосредоточенное;

Князь как будто в своих блестящих одеждах излучает свет;

Князь сам принял новую веру – православную, и хочет, чтобы его народ тоже стал православным

В центре князь Владимир , вокруг него священники;

На князе дорогая одежда с золотой вышивкой. Он стоит на расшитом ковре и простирает руки к небу. Наверное, он просит у Бога милости для своего народа;

На переднем плане люди в воде, которых крестит пожилой священник;

На заднем плане очень много людей, которые ждут своей очереди;

Священники держат деревянный крест и икону и помогают князю крестить народ;

В воде мы видим усталых и измученных людей, которых князь крестит;

Пожилой священник радостно проводит обряд Крещения

На князе дорогая одежда с золотой сверкающей вышивкой. Видно, что он – князь;
Рядом с ним священники в белой монашеской одежде

Ангелы на облаках держат крест и радуются такому решению народа и их князя;

Теперь сам Бог будет защищать русский народ

Радостные. Князь Владимир и священники рады, что русский народ принимает новую веру;

Непонятные. На лицах простых людей страх и боязнь. Люди боятся Крещения;

Но люди все равно стремятся к новой вере, которую принял князь Владимир и сейчас должны принять они как Божью благодать;

На лицах людей недоверие, какое - то сомнение

Учащиеся строят речевые высказывания по теме урока.

Высказывают свои мнения, доказывают.

Храм

Священный

древний
молиться

верить посещать

Храм святое место для христиан.

Святыня

Князь

Великий мудрый

Изменился крестился принял

Принял крещение Руси

Владимир

Крещение

Светлое радостное

Примерять объединять веровать

Имеет большое значение для государства

Мудрость

Высказывание учащихся

Знание о принятии христианства на Руси.

Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к полученным знаниям.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебной литературы.

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения; умение провести рефлексию своих действий; задавать   вопросы,    необходимые   для   организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Положительная мотивация, осознание значимости полученных знаний в практической деятельности.

Умение задавать   вопросы, необходимые   для   организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Осознание ценности полученных знаний, определение успешности на уроке.

Устойчивого

учебно-познавательного интереса к полученным знаниям.

Умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Список литературы

  1. А.В.Кураев  Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб . для общеобразоват. организаций/А.В. Кураев. – 4-е изд., перераб.-М.:Просвещение,2017.-144 с.
  2. С.А.Дроздецкая  Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Кураевой «Основы православной культуры», 4 класс.
  3. https://multiurok.ru
  4. https://nsportal.ru/
  5. https://infourok.ru/

Приложение I

4П

8З

А

О

5С

П

М

О

О

1И

3Ц

О

В

7Б

В

К

2 Р

Е

Щ

Е

6 Н

И

Е

О

У

Р

Ь

С

И

Б

Д

Н

С

К

Т

М

Л

И

А

Ь

О

Ь

Б

И

В

Я

        

  1.         Произведение живописи, которое показывает сокровенный мир души святого человека.
  2. Название нашей страны в древние времена.
  3. Культовое сооружение, в котором собираются  христиане, совершаются  богослужения и религиозные обряды.
  4. Что чаще всего просит верующий, когда обращается к Богу?
  5. Внутренний голос человека, который звучит в душе и предостерегает от недобрых поступков, заставляет работать над собой.
  6. Знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого.
  7. Книга, рассказывающая о том, как люди ждали  рождения Христа, как Он родился, жил и чему учил людей.
  8. То, что Бог дал Моисею на горе Синай.

        

Приложение II

Текстовый документ отрывок из книги

М.В.Толстого «История Русского православия»

«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая — для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая — для нищих; третья – для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!»

Приложение III

C:\Users\Замтины\Desktop\Крещение Руси.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как христианство пришло на Русь

методическа разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"...

Как христианство пришло на Русь.

конспект урока по ОРКСЭ модуль- основы православия...

Конспект урока в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"

Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось  качественно иное развитие нашей государственности и культу...

Конспект урока "Как христианство пришло на Русь"

Урок пригодится учителям ОРКСЭ....

План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как христианство пришло на Русь"

План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как  христианство пришло на Русь"...

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль ОПК "Как христианство пришло на Русь"

Подробная технологическая карта урока (с УУД), раздаточный материал, презентация...

Конспект урока. Как христианство пришло на Русь.

Конспект урока по курсу«Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы православной культуры»Тема урока: «Как христианство пришло на Русь».Цель: углубл...