Конспект урока ОПК « Чудо в жизни христианина».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы православной культуры» ( автор учебника – А.В.Кураев)
Класс: 4
Цель урока: осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, что чудо не связано с волшебством, а является проявлением Божьего всемогущества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chudo_v_zhizni_hristianina.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сасовская средняя общеобразовательная школа №3»
Конспект урока
« Чудо в жизни христианина»
Выполнила: Белова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
МБОУ Сасовская СОШ №3
г.Сасово ,2024
Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы православной культуры» ( автор учебника – А.В.Кураев)
Класс: 4
Цель урока: осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, что чудо не связано с волшебством, а является проявлением Божьего всемогущества.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить с христианским пониманием чуда как изменения Богом установленных законов природы;
- понять, что причиной доброделания христиан может быть вера в чудо, как проявление всемогущества Божьего;
- познакомить с источниками чудес.
Развивающие:
- помочь уяснить учащимся, в чем состоит внутренняя связь трех христианских добродетелей – веры, надежды и любви.
Воспитательные:
- помочь осознать учащимся, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека;
- выяснить, надо ли благодарить за чудо и как можно сделать чудо.
Ключевые понятия: чудо, добродетель, вера, надежда, любовь.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Формы и виды деятельности: беседа, поисковое чтение, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, работа в группах.
Предварительная подготовка к уроку учащихся: учащиеся находят информацию о Николае Чудотворце.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник, тетрадь, текст притчи «Божия коровка», икона Николая Чудотворца , карточки с заданиями, набор лепестков.
Ход урока:
Этап работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1.Организационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 4 Аналитический блок Физминутка. 5.Оценочный этап 6.Рефлексия | Создание положительного - эмоционального настроя. - Какой сегодня чудесный день! Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. - Готовы к открытию новых знаний в СТРАНЕ Православной культуры? Подготовка учащихся к восприятию материала . Предлагаю вам отвлечься и поговорить … о кораблях. -Посмотрите, вот плывут корабли. Чтобы плавание этих кораблей прошло успешно, каждому из них нужно выполнить ряд условий. 1условие: Корабли не должны сталкиваться и преграждать пути друг другу. 2 условие: Каждый корабль должен быть годен к плаванию, т.е. все должно быть исправно. А если сломается соседний корабль, что должны делать остальные корабли? Нужно не только друг другу не мешать двигаться, но и приходить на выручку в случаях беды – один за всех и все за одного. Круговая порука добра - сегодня ты помог, завтра тебе помогут. 3 условие: Нужно знать, куда нужно плыть и зачем. А теперь представьте, что море – это наша жизнь, а корабли – мы с вами. Человек совершает свой путь по жизни, от рождения до старости, как корабль от одного берега к другому. Чтобы благополучно пройти свой жизненный путь человек должен руководствоваться правилом, которое ему будет помогать на протяжении всего пути. - Звучит оно так: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Исходя из этого правила, каждый капитан своего корабля должен обладать какими-то определенными качествами. Кто может перечислить эти качества? -Раз мы заговорили о доброте, то давайте выясним, что такое доброта? -Какого человека можно назвать добрым? - Добро нас часто встречает не только в жизни, но и в сказках. В сказках всегда добро побеждает. Кто из вас сможет назвать такие сказки? -Вы любите смотреть сказки и мультфильмы? Сейчас мы просмотрим отрывок из м/ф, а вы скажите какое произведение нужно было прочитать его создателям? Просмотр отрывка из м/ф «Цветик-семицветик» по В.Катаеву. -Кто автор и название произведения? - Почему девочка Женя истратила свой последний лепесток на совершенно незнакомого мальчика? -А 6-ть лепестоков на что она потратила? На кого? -Как можно назвать то, что случилось с Витей в конце этой сказки? Каким словом? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Наша тема: Чудо в жизни христианина. -Какие цели вы можете поставить перед собой на уроке? -Ребята, а что вы понимаете под словом чудо? - На ваших столах лежат карточки, на которых записано определение слова « чудо». Зачитайте его. -Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? - Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы?
Я предлагаю вам послушать одну известную притчу о чуде. Притча о божьей коровке Наш мир великолепен! Он полон ярких всевозможных красок. И вот среди всего этого многообразия цветов жила на свете маленькая серенькая букашка. Никто не замечал её, и она очень страдала от одиночества. Букашка очень много трудилась. Она одна могла победить полчища злой, вредной тли. Она помогала всему живому, но никто не ценил её усилия. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а вредный колорадский жук всё время насмехался над ней. Так жила маленькая букашечка и горевала: “Как же так! Бог такой мудрый, такой щедрый неужели он не даст немного красок и мне?” Маленькая букашечка так обрадовалась, что её кто-то любит, что кто-то верит в неё, что с большим рвением приступила к работе. Она подумала: “Если я все листочки очищу от серой тли, то они станут зелёными, и тогда на их ярком фоне даже мой неприметный серенький окрас будет виден”. Она так старалась! С каждым днём она работала всё больше. Листик за листиком, веточка за веточкой букашка очистила все деревья. Потом она огляделась, чтобы полюбоваться проделанной работой. Перед ней был красивый, чистый сад. И каждый листочек на дереве шелестел только для неё: “Спасибо, ты спасла нас! Ты подарила нам новую жизнь, ты самая лучшая!” Маленькой серенькой букашечке ещё никто и никогда не говорил таких слов. Она была так поражена, что … покраснела. - Почему маленькую серенькую букашку стали называть «Божья коровка?» Физминутка. (Божья коровка) - Можно ли такое превращение божьей коровки назвать чудом? - Ребята! Знаете ли вы, что такое настоящее чудо? Чудо - это дело, которое простой, грешный человек сам никогда не сможет сделать. - Смогли бы вы остановить ветер и волны, исцелить больного? Нет. - По мнению христиан ,чудо может сделать только Бог. Бог- Всемогущ. -Чудеса бывают естественными и сверхъестественными: Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. А ведь солнце на небе, рассвет, закат - разве это не чудо..? Весь окружающий мир – это чудесное творение БОГА. А сейчас давайте узнаем о сверхъестественном чуде. Для этого перенесемся мыслью в далекую древнюю Палестину, подойдем к городу Наину и увидим там неописуемое зрелище: увидим огромную толпу народа, вместе с апостолами сопровождающую Господа Иисуса Христа, так как вслед за Ним всегда ходили толпы народа, привлекаемого Его Божественным учением, Его преславными чудесами.
Из ворот города выходит печальное шествие: несут на погребение единственного сына вдовы несчастной, и разрывается сердце ее, и плачет и рыдает она неутешно. Идут за гробом знакомые и плачут вместе с ней. Господь неожиданно останавливает шествие. Он подходит к одру умершего, касается рукой носилок и говорит: – Юноша, тебе говорю, встань! И умерший сел на носилках, с изумлением озираясь кругом. -Бог может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить: неизлечимые болезни оставляли человека, слепорожденные прозревали, от рождения немые и глухие слышали, чудесно умножались хлеба и укрощались свирепые бури.
Любое чудо не может быть объяснено, иначе оно перестает быть чудом. Давайте поработаем с учебником на с. 70. -Прочитаем рассказ о чуде, которое произошло в жизни Патриарха Кирилла. Мой дед более двадцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение православной веры. Когда его забирали — а дело было в 1932 году — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью раздался стук в окно, и бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне. - Что, с вашей точки зрения, было необычного в этом чуде? - Восприняла его семья этот случай как чудо? -Кто, по мнению Патриарха, является автором чуда? -Православные люди уверены, что Бог помогает им в жизни ежедневно, в самых простых житейских делах. Эта забота о человеке в православии называется «промысел Божий». - Встреча с человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации. - Ребята, Господь не перестает и доныне творить чудеса. Он даровал чудотворную силу и ученикам Своим, и людям, которые всей душой верили в Бога и стремились жить по заповедям Божиим. - Посмотрите на икону. Эта икона Николая Чудотворца. -Как вы думаете, почему православные люди Николая стали называть Чудотворцем? Николай-Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси святых. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым - прозрение, хромым - хождение, глухим - слух, немым - дар слова. Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына - еще младенца. Однажды они возвращались после праздника домой. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Бедные родители с горячей молитвой обратились к Чудотворцу. - Можно назвать это чудом? -Для того, чтобы ответить что же такое чудо для верующего человека, какими качествами должен обладать христианин, познакомимся с текстом учебника на стр. 70-71. -Работать будем по группам. Вспомним правила работы в группах. Каждая группа получит задание, над которым будет работать.
-Проверим результат нашей работы. Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам. Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого. Добрые дела формируют характер человека. -Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас? - Запишите свое доброе дело на лепестках. А теперь давайте все вместе соберем наши добрые дела, и доброта наших сердец поможет зажечь наше солнышко. И пусть оно ярко светит нам, освещая наш путь … | Дети отвечают. ( Мужество, доброта, справедливость, мудрость, уважение, трудолюбие и т.д.) Ответы детей. Добрый человек это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
Ответы детей. На себя. Волшебство, колдовство, ЧУДО. Дети отвечают. Работа с карточкой.
Ответы детей.
Ответы детей. Дети читают стр.70 Работа с учебником. Чтение хорошо читающим учащимся рассказа о чуде в жизни семьи Патриарха Кирилла. Ответы детей. Да. Бог. Рассматривают икону. Ответы детей. Рассуждения детей. Работа в группах. Пишут на лепестках. Собирают солнышко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу «Основы православной культуры» в рамках темы «Чудо в жизни христианина»: Житие Павла Таганрогского
Урок по основам православной культуры...
Чудо в жизни христианина
Материал к уроку ОРКСЭ...
Мультимедиа урок по Основам православной культуры "Чудо в жизни христианина"
Урок Православной культуры 4 класс. Конспект, презентация, рабочая тетрадь....
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Чудо в жизни христианина".
Осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей; что чудо не связано с волшебством; что чудо-не удовлетворение каприза, а проявление по...
Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
"Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....
Лаврова Н. В. Методическая разработка урока ОРКСЭ "Чудо в жизни христианина".
Данная работа является методической разработкой к уроку ОРКСЭ № 22 по модулю "Основы православной культуры" в 4 классе на тему "Чудо в жизни христианина"....