Главные вкладки
"Икона" с презентацией
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Ход урока:
I. Организационный момент
- Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас очень интересный урок, вы узнаете много нового.
- Посмотрите на нашу выставку и скажите, о чем пойдет речь на уроке?
(Слайд 1,2)
Дети самостоятельно формулируют тему урока.
- Правильно, сегодня тема нашего урока «Икона». Мы выявим отличие иконы от картины, поговорим о людях, которые пишут иконы, уясним, какими добродетелями должны они обладать, узнаем, кто такие реставраторы, а также узнаем о помощи чудотворных икон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikona.docx | 29.66 КБ |
ikona_-_kopiya.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Лобановская средняя школа № 11»
Открытый урок
в 4 классе по теме:
«Икона»
Учитель первой
квалификационной категории
Л.П. Тулина
2024 г.
Предмет: ОДНКНР
Тема: Икона
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение к православным традициям на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; познакомить со значением слова «икона», выявить отличие иконы от картины, обогащать словарь школьника новыми словами.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Задачи:
Предметные: 1) выявить, чем отличается икона от картины;
2) дать понятие – иконописец. Познакомить с первыми иконописцами и техникой написания иконы;
3) рассказать, кто такие реставраторы.
Познавательные: формировать умение выделять существенную информацию из различных источников.
Регулятивные: в сотрудничестве с учителями ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока, понимать цель выполняемых действий.
Коммуникативные: выражать свои мысли с соответствующей возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные: - проявление самостоятельности в разных видах деятельности, умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей;
- формировать умения определять и высказывать простые, общие для всех людей правила;
- формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать умения оценивать поступки в соответствии с определенной ситуации.
Метапредметные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
- умение выявлять необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, обогащение историко-культурологического словаря школьников;
- содействие развитию нравственной сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.
- контроль, коррекция, оценка своей деятельности и деятельности партнера, деятельности группы.
Ключевые понятия: икона, иконописец, молитва перед иконой.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для групповых заданий, презентация «Икона», столы расставлены в классе для групповой работы на уроке, выставка икон и репродукций картин, толковые словари русского языка С.И. Ожегова.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Ребята, здравствуйте! Сегодня у нас очень интересный урок, вы узнаете много нового.
- Посмотрите на нашу выставку и скажите, о чем пойдет речь на уроке?
(Слайд 1,2)
Дети самостоятельно формулируют тему урока.
- Правильно, сегодня тема нашего урока «Икона». Мы выявим отличие иконы от картины, поговорим о людях, которые пишут иконы, уясним, какими добродетелями должны они обладать, узнаем, кто такие реставраторы, а также узнаем о помощи чудотворных икон.
II. Изучение нового материала
- «Икона» в переводе с греческого языка означает «образ». Библия говорит, что каждый человек – это образ Божий. Именно поэтому христианин каждого человека воспринимает как святыню. Поэтому священник в храме совершает каждение не только иконам, но и живым людям.
- Посмотрите на нашу выставку и скажите, в чем отличие иконы от картины? (Слайд 3)
- Правильно, ребята, задачи иконы – показать сокровенный мир души святого человека. Мы молимся не иконе, а образу, который изображен на ней. Святые, это лучшие люди, пример для подражания. В земной жизни им было гораздо труднее, чем нам. Очень много пришлось пережить бед, несчастий. Но они смогли остаться настоящими людьми, не предав, не обманув.
Если мы пристально посмотрим на икону, то увидим, что свет главное в иконе. Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы наполняется светом сам и излучает его. Нимб часто выходит за края иконописного пространства, но не потому, что художник ошибся, это значит, что свет иконы струится в наш мир.
Самое главное, поразительное, что есть в иконе, - это лица и глаза. В ликах проступает мудрость, любовь и успокоение. Если однажды вы встретите очень хорошего, а может быть и святого человека, не на иконе, а в жизни, то почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.
- А кто пишет иконы?
- А знаете ли вы, что один из пределов нашего храма называется в честь иконы «Спас Нерукотворный».
(Слайд 4)
- Почему икона называется «Спас Нерукотворный»?
- Правильно, образ возник не в результате трудов человеческих, не руками творим.
Существует предание о появлении образа Спаса Нерукотворного.
Сообщение «История иконы Спаса Нерукотворного»
Когда Иисус Христос проповедовал в Иудее, в Месопотамии, Столицей которого был город Эдесса, правил царь Авгарь. Прозывался он Черным, потому что страдал от тяжелой от тяжелой и неизлечимой болезни. Узнав от своих поданных, которые по торговым делам бывали в Палестине, об Иисусе Христе, исцеляющем страждущих. Царь решил послать своего живописца Ананию с письмом к Спасителю. Добрался Ананий до Иудеи, очень трудно было ему подойти к Спасителю. Тогда он взошел на возвышенное место и оттуда стал писать портрет Спасителя. Но у него не получалось. Увидев старания художника, Иисус Христос подозвал его к себе и Анания рассказал ему причину пребывания. Иисус омыл свое лицо водой и вытерся убрусом (четырехугольный платок), на котором вода в тот час превратилась в краски и запечатлелся образ Спасителя. Иисус Христос отдал художнику свой Нерукотворный образ.
- Молодец, спасибо.
Работа учащихся с текстом учебника. Ищут ответы на вопрос: Какие сложности возникли при написании иконы в период Ветхого Завета?
- Правильно, хорошо, иконописцы были люди глубоко верующие. Они соблюдали посты, молились, исповедовались.
Самостоятельная работа детей
- Написать икону мог человек, который обладал добродетелью.
(Слайд 5)
Добродетель – это поступки, направленные на добро.
Работа в группах.
- Ребята, у вас на карточках написаны слова, соотнесите их стрелочкой со словом добродетель.
Скупость
Лень
Гнев
Гордость
Упрямство
Трудолюбие
Зависть
Чистота ДОБРОДЕТЕЛЬ
Ненависть
Любовь
Злоба
Терпение
Кротость
Ответственность
(Слайд 6)
- Давайте еще раз прочитаем слова, которые вы соотнесли с понятием «добродетель».
- А что такое трудолюбие? (Стремление, желание человека к труду)
- Чистота души? (редкое качество, оно переплетается с духовностью. Это человек, который не таит обиды, он умеет прощать, может простить все, все. Мы должны бороться за чистоту души).
- Любовь? (Чувство глубокой симпатии)
- Кротость? (Это мягкость характера, когда человек не злится, не раздражается, не осуждает).
- Терпение? (Сильное чувство, часто приходится терпеть обиду, боль; показатель внутренней силы).
- Ответственность? (Обязанность отвечать за свои поступки, действия, решения).
- Иконописец должен обладать добродетелью. Он должен молиться, поститься, брать благословение на написание иконы. Как правило, иконописцы были люди верующие. В старину на Руси не принято было продавать икону, но только хранить и дарить можно. Относились к ней как к величайшей святыне и ценности.
Физ.минутка (Слайд 7)
- Ребята, мы с вами ездили на экскурсию в иконописную мастерскую г. Богородицка. В иконописной мастерской вас знакомили с техникой иконописи. Давайте вспомним, какая идет подготовка перед написанием иконы.
Сообщение ученицы.
Если мы войдем в любую иконописную мастерскую в Москве, где пишутся иконы в духе старины, то увидим весь ход иконописной работы. Прежде чем писать икону, для нее нужно заготовить доску – залевкасить. В этом случае поступают так: сторону доски, на которой будет написано изображение, царапают в клетку чем-нибудь острым и проклеивают горячим клеем. Когда доска готова к изображению на ней карандашом или углем начинали писать образ святого. Краски для икон делали следующим образом: растирали камень и добавляли яичные желтки.
(Слайд 8)
- Молодец, спасибо.
- Кто же на Руси был первым иконописцем? (Евангелист Лука, Феофан Грек, Алипий Печерский, Андрей Рублев)
(Слайд 9)
- Что вам известно про Андрея Рублева? (Великий иконописец, имя получил при монашеском постриге. Участвовал в росписи иконостаса Успенского собора в Звенигороде. (Слайд 10), расписывал Благовещенский собор в Московском кремле (Слайд 11), Троицкий храм в Троице-Сергиевой Лавре (Слайд 12).
- Известная картина Андрея Рублева «Троица» (Слайд 13).
На иконе у стола, на котором стоит жертвенная чаша с головой агнца, сидят три задумчивых ангела и спокойно устремили глаза в тихую вечность. В иконе нет ни движения, ни действия, только неподвижное созерцание. Отец Павел Флоренский писал: «Существует икона Рублева «Троица» - значит, Бог есть».
- Прошли века, иконы стареют, на помощь приходит реставраторы.
- Кто такие реставраторы? Откройте толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и найдите значение слова реставрация.
- Небольшое сообщение о реставраторах нам подготовила…
Процесс реставрации икон сродни лечению больного человека. Ставится диагноз, происходят процедуры и восстановление. Даже некоторые инструменты похожи. В арсенале реставратора можно встретить и шприцы для инъекции, и скальпель. В хорошо оборудованных мастерских, как в хороших больницах. Но и как лечение людей, самым важным является профессионализм мастера. Реставрация икон является сложным и ответственным процессом, который требует высокого мастерства. В наше время известен такой реставратор икон как Кирилл Светогор в Москве. (Слайд 14).
- Правильно, реставрации часто требуют старинные иконы, которым может быть более ста лет. В истории известны случаи, когда иконы спасали страну от врага, защищали от эпидемий болезни, исцеляли. Послушайте, как это было. (Сообщения детей)
Исследовательская работа
- О помощи Владимирской иконы Божией Матери расскажет… (Слайд 15)
В 1395 году полчище, во главе с Тамерланом, приближалось к Москве. Великий князь Василий повелел привезти чудотворную икону Божией Матери из Владимира в Москву.
В тот самый час, когда москвичи встречали икону, Тамерлану, задремавшему в своем шатре, приснилось, что увидел он большую гору. С ее вершины шли святители с золотыми жезлами, а в сиянии увидел он лучезарную Деву с мячом, нацеленным на него. Тамерлан проснулся и повернул свое полчище назад.
- О помощи Федоровской иконы Божией Матери расскажет… (Слайд 16)
В одно из нашествий татар, Костромской князь Георгий Васильев страшась, что его город постигнет та же учесть, что и другие города, со слезами молился перед Федоровской иконой Божией Матери. Он взял ее с собой на поле битвы. Икону несли перед ополчением. Татары, обнажив мечи, уже шли в наступление, но вдруг яркие лучи, исходящие от иконы ослепили их. Татары бросились в бегство. Божия Матерь спасла Кострому.
- О помощи Боголюбской иконы Божией Матери расскажет… (Слайд 17)
В 1771 году во время эпидемии моровой язвы, жители Владимира пронесли крестным ходом Боголюбскую икону Пресвятой Богородицы, после чего эпидемия чудесным образом прекратилась.
- События, которые рассказали ребята, связанные с иконами, происходят давно. А вот помощь Казанской иконы Божией матери в годы Великой Отечественной войны, время близкое для нас. (Слайд 18)
Из Владимирского собора северной столицы вынесли Казанскую икону Божией Матери. После молебна священники пошли с иконой к передовой. Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Божия Матерь, которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. Увидев явление Божией матери, немцы падали на колени, многие из них поняли, кто помогает русским.
Икона была обретена в 1579 году в Казани. Десятилетней девочке Матроне явилась икона, от которой раздался голос: «Иди, скажи воеводам и архиепископам вынуть мою икону из недр земли».
- Ребята, я благодарю вас за интересный материал, который вы приготовили сегодня к уроку.
IV. Закрепление пройденного материала
- Давайте подведем итог, небольшая викторина. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Викторина
- Как переводится слово икона с греческого языка? (образ)
- Для чего нужна икона? (помогает сосредоточиться на молитве)
- Кто создатель иконы Спас Нерукотворный?
- На чем пишут иконы? (дерево)
- Как называют мастера, который пишет икону? (иконописец)
- Каких иконописцев вы знаете?
- Какую известную икону написал Андрей Рублев?
- А сейчас, ребята, послушайте внимательно песню в исполнении Валерии Стебловской «Молитва старого монаха». (Слайд 19)
- О чем молится старый монах перед иконой?
- А мы можем что-то сделать, чтобы в мире было как можно меньше зла?
- Да, ребята, если каждый из вас хотя бы один раз на зло ответит добром, в мире станет зла гораздо меньше.
V. Подведение итогов урока
- Ребята, что нового вы узнали на нашем уроке?
- Что вам особенно запомнилось? Понравилось?
- Что бы вы еще хотели узнать?
Домашнее задание: Подготовить сообщения о чудотворных иконах.
- Урок закончен. Всех благодарю за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение к православным традициям на уроках по модулю « Основы православной культуры » ; познакомить со значением слова « икона » , выявить отличие иконы от картины, обогащать словарь школьника новыми словами.
Икона Казанской Божией Матери Картина И. Шишкина «Три медведя»
Икона «Спас Нерукотворный »
Добродетель – это поступки, направленные на добро
ДОБРОДЕТЕЛЬ скупость лень гнев гордость упрямство трудолюбие зависть чистота ненависть любовь злоба терпение кротость ответственность
Евангелист Лука Феофан Грек Алипий Печерский Андрей Рублев
Иконостас Успенского собора в Звенигороде
Благовещенский собор в Московском Кремле
Троицкий храм в Троице-Сергиевой Лавре
Икона Андрея Рублева «Троица»
Реставрация - восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в прежнем, первоначальном виде.
Владимирская икона Божией Матери
Федоровская икона Божией Матери
Боголюбская икона Пресвятой Богородицы
Казанская икона Божией Матери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Интегрированный урок. Главные члены предложения. Словосочетание. (Разработка урока с презентацией). Русский язык , 2 класс
Ибрагимова Эльвира Абдрешитовна учитель начальных классов МБ...
Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой....
методическая разработка урока (с презентацией) Урок мудрости
Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном.4 класс...
Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс по теме "Периметр" УМК Школа России
Разработка урока и презентация к уроку математики 2 класс по теме "Периметр" УМК Школа России...
Разработка урока и презентация урока по математике
4нче сыйныфта үткәрелгән математика дәресе."Почмакларның төрләре" темасы буенча.Максат: Почмакларның төрләре белән таныштыру; күбурынлы саннарны дөрес уку һәм язу, разряд кушылучылары сумм...
Разработка урока и презентация урока по математике
4нче сыйныфта үткәрелгән математика дәресе."Почмакларның төрләре" темасы буенча.Максат: Почмакларның төрләре белән таныштыру; күбурынлы саннарны дөрес уку һәм язу, разряд кушылучылары сумм...