Герой нашего времени
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики по теме « «Герой нашего времени»
Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории и современной жизни;
- развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию, анализировать услышанное и увиденное, составлять и высказывать собственное мнение;
- формировать позитивный образ, который может служить идеалом для подражания.
Ход урока:
В прошлом году наша страна отмечала 75- летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Она длилась почти четыре года (1418 дней и ночей) и принесла гибель 30 миллионов советских воинов и мирных жителей. Все, кто мог воевать, пошли на фронт. Остальные помогали армии в тылу, обеспечивая её продовольствием, снаряжением и боеприпасами.
И все это для общей Победы.
Мы с вами много говорили об этой дате и о подвигах наших соотечественников. Вспомните их имена. (Николай Гастелло, Зоя Космодемьянская, Александр Матросов).
Подготовленный обучающийся рассказывает об одном из героев Великой Отечественной войны.
Зоя Анатольевна Космодемьянская (1923 - 1941) – активистка, герой Советского Союза.
Родилась Зоя 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай Тамбовской области. В 1929 году вместе с семьей стала жить в Сибири. В октябре 1941 года попала в диверсионную школу «Спрогиса». Став членом разведывательной партизанской части, успешно выполнила первое военное задание. Следующая операция, целью которой было избавить сёла от немецких захватчиков, оказалась более сложной. Группа, в которую входила Зоя, подожгла несколько домов с немцами. Затем, оторвавшись от группы, Зоя была задержана при попытке поджога еще одного дома. Тогда в биографии Зои Космодемьянской прошли тяжелые пытки, но девушка не назвала даже своего настоящего имени. Казнь Космодемьянская выдержала гордо. Даже с веревкой на шее она произносила славящие родину речи. А 16 февраля 1942 года ей посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Совершали подвиги не только взрослые, но и дети. Назовите имена пионеров-героев. (Сообщение об одном из пионеров-героев Великой Отечественной войны.)
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, -это неподалеку от станции Оболь Витебской области. Здесь была создана подпольная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. В декабре 1943 года Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим званием- званием Героя Советского Союза.
Но только ли на войне есть место подвигу? И в мирное время люди совершают поступки достойные звания героя. (Сообщение о Юрии Алексеевиче Гагарине).
Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) - российский космонавт, летчик-космонавт СССР (1961), полковник, Герой Советского Союза (1961). Совершил первый в мире полет в космос на космическом корабле «Восток» продолжительностью 1 час 48 минут. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске (ныне Гагарин), Гжатского (ныне Гагаринского) района, Смоленской области. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были обычными сельскими тружениками из деревни Клушино Гжатского района. 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества Юрий Гагарин совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». Гагарин облетел земной шар за один час 48 минут и благополучно вернулся на Землю. Этот полет открыл перед человечеством новую эру — эру освоения космического пространства. Участвовал в обучении и тренировке экипажей космонавтов. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.
А есть ли герои в наши дни, среди наших современников? (Сообщение об Иване Ткаченко, Елизавете Глинка).
Иван Ткаченко (1979-2011)
После смерти хоккеиста выяснилось, что он, не раскрывая своего имени, оказывал крупную материальную помощь детям с тяжёлыми заболеваниями.
Общая сумма переведённых средств на момент гибели составила почти 10 млн рублей.
Елизавета Глинка (1962-2016)
Врач-реаниматолог была невероятно добрым человеком, способным сочувствовать чужой боли и помогать людям в безвыходных ситуациях. Не существовало беды, из-за которой Елизавета Глинка опустила бы руки. Будучи альтруистом, Доктор Лиза редко задумывалась о собственных нуждах. Всю свою жизнь она посвятила спасению других. Елизавета Глинка помогала нуждающимся, дежурила у постелей умирающих, не жалела сил на поиски домов для жертв катастроф.
Фонд «Справедливая помощь» Елизавета Петровна основала, когда тяжело заболела ее мама. Вероятно, именно родительница повлияла на желание Глинки стать врачом. Для окружающих Доктор Лиза оказалась не просто хорошим специалистом, а символом надежды и бескорыстной любви к человечеству.
К сожалению, жизнь самой Доктора Лизы закончилась трагедией. Она погибла в авиакатастрофе. Ее последней, к сожалению, невыполненной миссией стала перевозка лекарств в Сирию.
Давайте поразмышлять над вопросом «Кто он: герой нашего времени?» Очень часто мы употребляем слово «герой», слышим его с экрана телевизора.
Попробуем составить портрет героя.
Обсуждение по вопросам:
-Каким внешне должен быть герой?
-Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?
-Герои – это люди особой профессии?
( Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек.
Черты характера.
Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы стать героем?
Выберите 5 качеств, которые помогают совершать героические поступки.
Перечень качеств
Принципиальность
Честность
Самопожертвование
Смелость
Жалость
Ответственность
Доброта
Сила воли
Авторитетность
Совестливость
Безрассудство
Страх,
Корысть
Трусость
Бескорыстие
Мужество
Хвастливость
Агрессивность
Стремление выделиться
- -Обратите внимание на слово «Доброта». Мы говорим: «Доброта спасёт мир». Злые люди не будут совершать героических поступков, потому что героические поступки совершаются во имя людей, их жизни, во имя Родины.
Вывод: Определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Герой совершает поступок. Такой поступок, на который отважится далеко не каждый, пожалуй, даже единицы.
Герой – это обычный человек, любой из нас. Тот, кто храбр, мужественен, добр, любит людей и трепетно относится к своей Родине, готов ради нее и других людей на самопожертвование.
Давайте подведем итог нашей встрече. Прошу высказать свое мнение.
Сегодня мне было…..
Здорово, что есть……
Я хочу………
Мне понравилось
Я сожалею…….
Я восхищаюсь……
Теперь я буду……..
Я горжусь……….
Оглянитесь вокруг, наверняка есть люди, которые нуждаются в вашей помощи. Не проходите мимо чужой беды. Помните, что герои живут среди нас.
Кто он: герой нашего времени. Прошу каждого ответить одним словом или высказыванием на этот вопрос.
Не стоит искать больших подвигов! Может быть, вы уже их совершаете, но даже не догадываетесь об этом! Делайте добрые дела как можно чаще и не задумывайтесь о том, большие они или маленькие, ведь важна не их величина, а важен сам факт совершённого доброго дела!
(Звучит музыка «Дорогою добра»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герой нашего времени
Герой нашего времени. Это внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов....
Проект "Герой Нашего Времени"
В нашей гимназии ежегодно проводятся Гимназические чтения.Тема этого года - Герой нашего времени.Мы, с моим классом, решили продолжить изучение Санкт - Петербурга. Наша гимназия расположена в При...
"Герой нашего времени"
Цель: воспитание гражданско-патриотического чувства....
"Кто он, герой нашего времени?"
Читатаельская конференция в 4 классе по проблеме хороших, общественно значимых посупков детей - героев литературныз произведений второй половины 20 века...
Презентация "Герой нашего времени – Крикалёв Сергей Константинович"
Сергей Константинович Крикалёв — советский и российский космонавт, рекордсмен Земли по суммарному времени пребывания в космосе....
Методическая разработка классного часа на тему: «Александр Прохоренко - Герой нашего времени»
Данная разработка посвящена воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов. Были поставлены задачи воспитывать у детей интерес к изучению истории на ярком приме...
Эссе "Учитель-герой нашего времени?"
Эссе для регионального этапа конкурса "Педагогический дебют"...